Смысловое чтение
статья
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем семинаре.
Сегодня нам с вами предстоит разобраться в сути явления, название которого я предлагаю вам отгадать по его характеристикам, расширяя контекст.
- Загадка
- Таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал (прием ЗХУ).
- План семинара Актуальность
Итак, почему же именно чтение?
Нат. Ник. Сметанникова, Председатель Русской Ассоциации Чтения выделяет следующие факторы «внимания» к чтению:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_dlya_pedagogov_smyslovoe_chtenie.docx | 20.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар для педагогов « Смысловое чтение»
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем семинаре.
Сегодня нам с вами предстоит разобраться в сути явления, название которого я предлагаю вам отгадать по его характеристикам, расширяя контекст.
- Загадка
- Таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал (прием ЗХУ).
- План семинара Актуальность
Итак, почему же именно чтение?
Нат. Ник. Сметанникова, Председатель Русской Ассоциации Чтения выделяет следующие факторы «внимания» к чтению:
- Мы на самом деле сейчас больше пишем, чем говорим, особенно молодое поколение – на первое место выходит канал письменной коммуникации;
- Мы все больше погружаемся в мир гаджетов, компьютеризация почти всех сфер жизни вынуждает переходить на эл. носители текста;
- Действительно, эл. носитель текста в чтении меняет очень многое и абсолютно понятно, что от качества чтения зависит качество образования.
Мы все знаем, что плохо читающие дети – это, априори, дети, испытывающие трудности в обучении.
- Мало того, социологи говорят о том, что, сейчас произошла смена моделей чтения: современное молодое поколение, дети читают, но не то и не так. А если сменилась модель чтения, то соответственно должны меняться и методики обучения чтению и методики приобщения к чтению.
- И абсолютно понятно, что со временем, чтение расширяет свои функции, свои роли в жизнедеятельности человека.
К сожалению, наша страна показывает достаточно низкие результаты в международных исследованиях PISA, в которых одной из приоритетных оценок обследования является читательская грамотность школьников …. По определению PISA: читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
! Никакой уровень читательской грамотности недостижим, если человек не осознает, что чтением он должен заниматься. Если человек не погружен в чтение, не читает для себя, то и профессиональное, образовательное, прагматическое чтение будет для него насилием.
PISA проверяет параметры чтения по тем критериям, которые перечислены на слайде. Обратите внимание на последний пункт: настало время, когда человека нужно учить осваивать стратегии чтения, иначе он не справиться с тем объемом информации, которая на него обрушивается.
Таким образом, международные исследования проверяют ГОТОВНОСТЬ к переходу… В благоприятной образовательной среде между 3 и 5 годом школьного обучения происходит качественный переход в становлении важнейшего компонента учебной самостоятельности: заканчивается обучение чтению (технике чтения), начинается чтение для обучения – использование письменных текстов как основного ресурса самообразования.
PISA (проводится под лозунгом «Учимся для жизни») проводятся с одной единственной целью, чтобы понять насколько человек к 16 годам готов продолжать образование.
Итак, результаты исследований PISA и PIRLS говорят о том, что… происходит серьезная потеря читателя когда идет переход … (мы перестаем учить детей читать!!)
На этапе перехода из начальной школы в среднюю теряем читателя, потому что... - перестаем обучать чтению и приобщать к нему;
- не занимаемся текстовой деятельностью на всех уроках;
- не поддерживаем и не сопровождаем самостоятельное чтение
Поэтому ФГОС становится естественным ответом на вызов времени.
Высокие результаты в начальной школе и низкие результаты в основной школе свидетельствуют о необходимости обучения детей работе с текстом в системе. Но для этого необходимо самим овладеть эффективными технологиями обучения смысловому чтению.
- Понятие смыслового чтения.
Работа в группе (по ролям)
… Итак, подведем итоги: смысловое чтение - это чтение, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.
Цель которого - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
Чтение выполняет воспитательную функцию, формируя оценочно-нравственную позицию человека и играет важную роль в социализации обучающихся, потому что чтение - это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для детей в учебе.
Чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС.
Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор № 1 — это смысловое чтение, которое гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые факторы. Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся.
Таким образом, в новом Стандарте чтение становится фактором формирования homo moralis – человек мыслящий… и является средством для образования и рассматривается как работа с информацией.
- Место смыслового чтения в ФГОС. Смысловое чтение как метапредметный результат образования.
У многих присутствующих может сложиться мнение, что данная тема не касается их предметов, а является уделом учителей начальных классов, русского языка и литературы. Но безусловно, обучение смысловому чтению проходит на всех учебных предметах.
В связи с введением нового стандарта стали актуальны вопросы, касающиеся достижения такого метапредметного результата, как смысловое чтение. (Они закреплены в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы НОО (п.11 подпункт 9) «Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»; ФГОС ООО раздел II.Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования (п.10 подпункт 8) «Смысловое чтение»).
Чтение сегодня – это метапредметная компетенция. В новом стандарте закреплена необходимость развития смыслового чтения. Нам необходимо понять, как помочь ребенку овладеть этой компетенцией и как она влияет на образовательные результаты в разных предметных областях.
В Стандарте, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения.
На схеме представлены группы метапредметных результатов, относящихся к смысловому чтению.
ФГОС: подлежат проверке умения (закреплены умения, которые подлежат конторлю!)
- Стратегии смыслового чтения и работа с текстом.
Современные технологии, методики чтения: Для реализации требований Стандарта к достижению метапредметного результата «смысловое чтение» современный учитель должен создать благоприятные условия для овладения школьниками приёмами понимания текстов разных стилей и жанров, приёмами совершенствования техники чтения, умело использовать на уроке различные типы и виды чтения.
В научной литературе «стратегии смыслового чтения» понимаются как различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
По мнению Н.Н. Сметанниковой, стратегия — это план-программа совместной деятельности, в которой очень много учащийся работает самостоятельно под руководством учителя. В целом насчитывается около ста стратегий чтения, и согласно статистике, около 30- 40 применяется в школе. Право выбора остается за учителем. По определению Н. Сметанниковой, «путь, программа действий читателя по обработке различной информации текста является стратегией»*. Стратегии чтения являются алгоритмом умственных действий и операций в работе с текстом. Обеспечивая его понимание, они помогают лучше и быстрее осваивать знания, дольше их сохранять, воспитывают культуру чтения.
- Групповая работа.
Но «для того чтобы научить школьников работе с текстом, учитель должен знать, каким конкретным приёмам работы нужно обучать и как это делать».
В таблице, приводится краткое описание некоторых приёмов стратегии смыслового чтения, которая обеспечивает понимание текста за счёт овладения приёмами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.
- Познакомьтесь с таблицей «Стратегии смыслового чтения и работы с текстом»
Каждая группа работает приемами на разных этапах работы с текстом (предтекстовый, текстовый, послетекстовый)
- Прочитайте статью С.Н. Плотникова «Что такое чтение?» и определите, какие стратегии смыслового чтения вы бы предложили.
- Обсуждение предложенных приемов + СИНКВЕЙН (слайд 23)
Вывод: Чтение рассматривается как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
Каждый учитель-предметник должен специально отслеживать формирование УУД на уроках по своему предмету.
- Рефлексия.
Давайте вернемся к нашей таблице . Заполните, пожалуйста последнюю колонку, что же вы узнали. Кто хотел бы озвучить полученный результат?
Таким образом, становятся актуальными слова Алвина Тофлера:
«В 21 веке безграмотным будет считаться не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться и переучиваться, используя умения читать и писать»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе
Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...
формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе
Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...
Смысловое чтение. Методы и приемы смыслового чтения
Развитие смыслового чтения у учащикся младших классов....
Урок литературного чтения по произведению Н.Н. Носова "На горке" ( с презентацией). Тип урока: урок открытия новых знаний (технология смыслового чтения).
Цель моего урока: познакомить ребят с новым литературным произведением, используя приёмы смыслового чтения. Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигаетс...
Доклад на тему «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»
Научить детей правильному, беглому, осознанному чтению-одна из задач начального обучения....
Стратегия смыслового чтения. Прием технологии смыслового чтения "чтение в кружок".
Фрагмент урока по изобразительному искусству на тему:«Изображение природы в различных состояниях. Левитан картина «Март», в котором показано как применять прием смыслового чтения &qu...
технологическая карта Смысловое чтение. Освоение приёмов смыслового чтения.
технологическая карта урока чтения . Урок-треннинг. Город Бор Нижегородская область....