Мастер-класс учителя
консультация
Предварительный просмотр:
Мастер-класс на тему:
«Интересообразующие учебные ситуации на уроках в начальной школе»
Подготовил: учитель начальных классов ВКК, МБОУ школы №34
г. Воронежа - Симакова Татьяна Николаевна
Цель: познакомить коллег с новыми методами и интересообразующими учебными ситуациями на уроках в начальной школе
Оборудование: проектор, компьютер, экран, видеофайл, надписи этапов урока, кубик Блума, коробка с предметами (линейка, книга, мерка в 1 дм, обратная сторона тетради с мерами длины), конверты с заданием кроссенса, листы для метода фишбоун, магниты.
Раздать буклеты, в них шляпы 6 цветов для рефлексии
Слайд 1 Здравствуйте, коллеги!
Меня зовут Симакова Татьяна Николаевна. Я учитель начальных классов и сегодня проведу для вас мастер-класс. Не секрет, что Учитель –это такая профессия, которая требует постоянного совершенствования и познания нового в профессии, в мире в целом. Мы идем в ногу со временем. Сегодня я, постараюсь, чтобы вы узнали что-то новое для себя. Всегда, когда сама бываю на подобных мероприятиях, хочу что-то взять в свою копилку не только в плане знаний, но и то, что смогу брать и пользоваться, что-то готовое. Поэтому я постараюсь дать вам сегодня методические заготовки. Начнём. Внимание на экран!
слайд 2
(просмотр видео из фильма «Том Сойер») - Вы помните эти кадры. Перед вами Том Сойер, превративший покраску забора в увлекательное занятие, для участия в котором его друзья отдавали самые дорогие свои сокровища. Цель и техника исполнения остались прежними, но как изменилась мотивация. А следом за мотивацией эффективность и качество всей работы. Вы догадались, какова тема моего мастер-класса?
слайд 3
Свой мастер-класс я хотела бы назвать «Ужасно интересно всё то, что неизвестно» или Интересообразующие учебные ситуации на уроках в начальной школе»
Главными моими помощниками будете вы – учителя. Мы сформировали «фокус-группу». Так как нас мало, то все станут единой группой. В противном случае можно было бы провести жеребьевку.
Слайд 4
Метод «фокус-группы» заключается в проведении группового, фокусированного интервью в форме групповой дискуссии, в ходе которой собирается субъективная информация от его участников по обозначенному кругу проблем. Этот метод мы так же можем использовать в своей работе на уроках.
Вопросы к фокус-группе: вернемся к теме мастер-класса.
- Когда проявляется интерес младшего школьника?
- Что способствует сохранению интереса?
- Вам самим стало интересно, какова тема мастер-класса, посмотрев видео?
(слайд 5)
В учебнике психологии под редакцией И. В. Дубровиной «интерес — это потребностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности, развертывающейся преимущественно во внутреннем плане». Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности.
Один из критериев эффективности педагогического процесса — это формирование устойчивого познавательного интереса у школьников, что является одной из центральных проблем современной школы.
Проще говоря Интерес возникает от ситуации удивления или затруднения.
Сюжет, целью которого было активизировать внимание в начале, можно назвать «Интригующее начало». Возник интерес.
Процесс формирования и развития познавательного интереса возможен только в деятельности и прежде всего в учебной. У младших школьников по-прежнему сильна потребность в игровой деятельности. Младший школьный возраст — это тот период, в который происходит развитие школьной мотивации, от которой зависит уровень и содержание познавательных интересов. Надо сказать, что 90 % детей приходят в школу с высоким уровнем мотивации к учебной деятельности, но уже к концу 1 класса мотивация у 60% снижается, а к 3 - 4 классу только очень немногие из них с радостью спешат в школу. Наша задача сохранить интерес и мотивацию к учению и передать учеников в среднее звено.
Специфика работы учителя начальных классов в том, что мы преподаем несколько предметов, поэтому на своём мастер-классе я постараюсь вас погрузить в 4 основные предметные области на разных этапах урока.
Слайд 6
Вопрос к фокус-группе.
- Что объединяет предметы на слайде? Какие предположения? Подсказка: Мы на уроке русского языка в 3 классе.
Начнем с радуги. Сколько цветов в радуге? Вы знаете последовательность этих цветов? Как вы это запомнили? Почему же объединены эти изображения? Как вы думаете, что мы узнаем сегодня на уроке? Это нам пригодится на уроке русского языка?
Слайд 7
Все вы поняли, что мы оказались на теме «Падежи имен существительных». Вот пример мотивации в начале урока. Когда дети заинтригованы, какую фразу они узнают совсем скоро. (Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку) (Пифагоровы штаны на все стороны равны, Биссектриса - это крыса, которая бегает по углам и делит их пополам. Мишка вышел за малиной Юра смог удрать низиной.)
Вывесить карандашик «Русский язык»
На уроке важен этап актуализации знаний. Его задача — подготовить учеников к работе, восприятию нового материала, напомнить детям ранее изученные темы, актуализировать их умения и навыки. (возможно обсуждение)
Задание фокус-группе. Возьмите коробку. Посмотрите, что внутри. (дать время открыть, посмотреть) – Что там?
- Постарайтесь догадаться на каком мы уроке? (урок математики)
-О чём мы сегодня будем говорить?
- Какова тема урока? Объясните. (линейка, книга, мерка в 1 дм, обратная сторона тетради с мерами длины) О чем же наш урок?
Слайд 8
Этот метод называется «Волшебная коробка»
В красиво оформленную коробку помещается несколько предметов, которые необходимы детям для изучения нового материала. Учащиеся объясняют связь этих предметов с новой темой, формулируют ее.
Вывесить карандашик «Математика»
Движемся дальше. Я хотела бы рассказать о методах, которые во многом универсальны. Позволяют работать с разными видами информации, работать в группе, а следовательно чувствовать плечо товарища на первых порах знакомства с новой темой и лишь потом переходить к индивидуальной работе.
Слайд 9
Хорошим методом для организации работы в группе является метод «Кроссенс». Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов» и придумано по аналогии со словом «кроссворд», которое в переводе с английского языка означает «пересечение слов».
Слайд 10
Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку из девяти картинок, замкнутых в стандартное поле как для игры в «Крестики-нолики». Работать с ними можно из центральной 5 ячейки ко всем остальным картинкам или по принципу улитки. (объяснить пример на экране про Речь)
Задание для фокус-группы. Вам даётся конверт с заданием. Это серия картинок, объединенных темой, связанных по смыслу. Ваша задача построить логическую цепочку и выявить в итоге тему, которой посвящён данный кроссенс. (работа фокус группы) конверты отдать. (работа группы, обсуждение) - Какой урок?
Слайд 11, 12
Метод развития коммуникативных, регулятивных умений навыков работы с информацией. развивает логику, образность, самостоятельность, творческие способности. Это так называема ассоциативная головоломка. Когда работать с кроссенсом? Проверка домашнего задания Этап мотивации Изучение нового материала Этап закрепления Рефлексия Домашнее задание Беседа с учителем Самостоятельное составление Самостоятельная работа с готовым кроссенсом.
Слайд 13
На этапе закрепления на помощь приходит метод фишбоун.
Метод Фишбоун может быть использован в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией целого урока.
Так, учащимся предлагается информация (текст, видеофильм) проблемного содержания и схема Фишбоун для систематизации этого материала. Работу по заполнению схемы можно проводить в индивидуальной или групповой форме. Важным этапом применения технологии Фишбоун является презентация полученных результатов заполнения. (объяснение, раздать листы с рыбой)
Слайд 14
Задание для аудитории заполнить «рыбий скелет» посмотрев видеосюжет.
Немного помогу: мы на уроке окружающего мира, тема «Лес и человек»
Внимание на экран! (просмотр видео, обсуждение, разобрать ответы)
Слайд 15 (видео)
Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.
Вывесить карандашик «Окружающий мир»
Слайд 16
Метод - кубик Блума (проверка домашнего задания)
Прием развития критического мышления "Кубик Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Примеры на экране.
1.Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.
2.Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.
3. Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.
4. Предложи. Ученик должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило.
5. Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.
6. Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.
Слайд 17
Тема задания: урок литературного чтения, тема «Всеволод Михайлович Гаршин «Лягушка-путешественница» (кидают кубик фокус-группа по одному разу) Усложним задачу: вам надо придумать вопрос к аудитории, начинающийся словами со стороны кубика.
Вывесить карандашик «Литературное чтение»
Использование приема "Кубик Блума" только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится ученикам, они быстро осваивают технику его использования. А учителю этот прием помогает развивать навыки критического мышления. Используя его и на этапе рефлЕксии. Все наши карандаши собраны.
Слайд 18
Рефлексия «метод 6 шляп мышления»
Группам предлагаются задания:
- «Красная шляпа» — выразить свои чувства, эмоции по поводу изученного материала. Не требуется давать обоснование чувствам. 1
- «Чёрная шляпа» — выделить сложности, проблемы, связанные с изученной темой. 1
- «Жёлтая шляпа» — обобщить все положительные аспекты темы. 1 Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?
- «Белая шляпа» — объективно перечислить события, факты, новые сведения. 1 Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?
- «Зелёная шляпа» — в любой оригинальной форме представить результаты изученного, попробовать подойти к вопросу творчески, неординарно. 1 Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?
- «Синяя шляпа» — модератор, руководит процессом, задавая вопросы. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?. 1
Метод «Шесть шляп мышления» позволяет структурировать и сделать более эффективной любую умственную работу, как индивидуальную, так и коллективную. 5
Слайд 18
На экране куар кОды на материал сегодняшнего мастер-класса и мою страничку на портале социальная сеть работников образования. Можно отсканировать. Буклеты так же для Вас с материалами сегодняшнего дня.
Разнообразие игровых моментов на уроке позволяет учителю вызвать активную заинтересованность учеников. Трудные, на первый взгляд, задания привлекают учеников своей новизной, необычностью, нестандартностью. Это способствует созданию положительной эмоциональной обстановки, без чего невозможно положительное усвоение материала учащимися, развивает и активизирует воображение учащихся.
Слайд 19
Закончить мне хотелось бы фразой Константина Дмитриевича Ушинского «Интерес - основной внутренний механизм успешного учения»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для учителей начальных классов "Работа с текстом и информацией на уроках литературного чтения"
Данный мастер-класс был проведён на практических занятиях курсов по ФГОС НОО....
Мастер- класс для учителей начальных классов по работе с интерактивной доской.
Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. С каждым годом все н...
Мастер - класс для учителей начальных классов «Обучение элементам динамического чтения в начальной школе».
Интерес к чтению возникает в том случае, когда ученик свободно владеет осознанным чтением, и у него развиты учебно - познавательные мотивы чтения. ...
Мастер-класс для учителей начальных классов по теме:"Изучение достопримечательностей Пермского края в начальной школе (ВПР по окружающему миру, задание 10.3)"
Ежегодно, являясь экспертами при проверке работ ВПР по окружающему миру, мы пришли к выводу, что при выполнении задания 10.3 дети делают много ошибок СЛАЙД 2 (не могут пе...
Мастер-класс для учителей начальных классов Открытка "Букет для мамы"
Творческая деятельность занимает огромную часть в обучении младших школьников и имеет большое значение в воспитании и развитии детей. Помогает раскрыть творческий потенциал, развивает мышление, воспри...
Мастер-класс для учителей начальных классов «Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и развития речи в коррекционных класса».
Цель: познакомить учителей начальных классов с некоторыми упражнениями применяемыми учителем- логопедом, для устранения недостатков звукопроизношения, помочь овладеть практическими навыками артикуляци...
Мастер – класс для учителей начальных классов на тему: «Использование дидактических игр в работе учителя для улучшения слоговой структуры слова младших школьников».
Повысить профессиональное масстерство педагогов....
- Мне нравится (3)