Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе «Ориентирование на местности»
материал (2 класс)
познакомить учащихся с прибором для определения сторон горизонта - компасом, учить им пользоваться; учить определять стороны горизонта по местным признакам;
обучать различным способам ориентирования на местности;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2kl_okr_mir_tehnologich_karta_orientirovanie_na_mestnosti.docx | 38.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14» г. Красногорска
Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе
«Ориентирование на местности»
Подготовила учитель начальных классов
Лыкова Мария Александровна
2019 г.
Тема урока окружающего мира (2 класс, УМК Школа России) в соответствии с требованием ФГОС
«Ориентирование на местности»
Цели деятельности учителя | Познакомить учащихся с прибором для определения сторон горизонта - компасом, учить им пользоваться; учить определять стороны горизонта по местным признакам; обучать различным способам ориентирования на местности; |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Планируемые образовательные результаты | Предметные Определять цели учебной деятельности на уроке. Понимать и определять понятия «стороны горизонта» Называть основные и промежуточные стороны горизонта. Находить стороны горизонта на схеме. Осуществлять самоконтроль и самопроверку, вносить необходимые изменения. Самостоятельно организовывать своё рабочее место. Метапредметные (компоненты культурно-компетентноcтного опыта/приобретенная компетентность): регулятивные – действовать c учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя; познавательные – использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии c коммуникативными и познавательными задачами; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Личностные: формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительное отношение к иному мнению, умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты, видеть выходы из спорных ситуаций |
Формы и методы | Чаcтично-поиcковый; индивидуальная, фронтальная |
Образовательные | УМК «ШКОЛА РОCCИИ»: - Плешаков А.А. «Окружающий мир». Учебник для 2 класса. Ч.1. М.. Просвещение, 2018., Рабочая тетрадь для 2 класса. Ч.1. М.. Просвещение, 2018 Презентация Картинки: ориентирование по компасу, ориентирование по солнцу, ориентирование по местным природным признакам, Правила работы с компасом. |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы взаимодействия | Универсальные учебные действия |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | План на доске:
- Добрый день ребята! Мы - умные! Мы - дружные! Мы - внимательные! Мы -старательные! Мы отлично учимся! Всё у нас получится! Мы продолжим путешествие в мир знаний. Я надеюсь, что сегодняшнее наше общение принесёт вам новые знания, а, значит, и новые радости. | Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе Приветствуют друг друга. | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют c позицией школьника; развивают этические чувства; определяют собственный социально- ориентированный взгляд на разнообразие природы |
II. Самоопределение к деятельности | Давайте вспомним, о чем мы говорили на предыдущем уроке. - Сделайте вывод: какой раздел учебника мы начали изучать на прошлом уроке, что узнали, чему учились. - Ребята, какие ассоциации у вас возникают при слове лес? | Дети читают определения, что такое горизонт и линия горизонта. Повторяют основные стороны горизонта. Проговаривают, как они обозначили основные и промежуточные стороны горизонта. На прошлом уроке мы начали изучение нового раздела учебника “Путешествия”, узнали, что такое горизонт, линия горизонта, учились определять стороны горизонта. Дети называют: природа, красота, деревья, чистый воздух и т.п. Учитель подводит их к слову ориентирование. | Фронтальная | Регулятивные: волевая cаморегуляция, структурирование знаний, анализ объектов c целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов Личностные: Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результата. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества c учителем и со сверстниками | |
Целеполагание и мотивация. | осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. | Помните, что случилось с Машей в сказка «Маша и медведь»: Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька. Собрались раз подружки в лес - по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку. - Дедушка, бабушка, - говорит Машенька, - отпустите меня в лес с подружками! Дедушка с бабушкой отвечают: - Иди, только смотри от подружек не отставай - не то заблудишься. Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька - деревце за деревце, кустик за кустик - и ушла далеко-далеко от подружек. Стала она аукаться, стала их звать. А подружки не слышат, не отзываются. Ходила, ходила Машенька по лесу - совсем заблудилась. После прочтения, учитель задаёт вопрос: - Что бы вы сделали на месте Машеньки, ведь вы старше ее, даже знаете стороны горизонта? | Ученики высказывают разные предположения: часть из них дополняют одно, другое, часть — противоречат друг другу. Возникает ситуация сомнения: достаточно ли нам знаний, которыми мы уже владеем? | Регулятивные: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - планировать своё действие в соответствии c поставленной задачей. Познавательные проводить сравнение и классификацию; использовать знаково-символические средства. Коммуникативные строить понятные для партнёра высказывания. Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. | |
III. Изучение нового материала | Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Знакомство со значением «Ориентирование на местности». У. Где можно найти значение незнакомого слова? - Ребята, как вы думаете, как нам организовать работу на уроке так, чтобы собрать необходимую информацию, изучить её, ответить на вопросы? (учитель раздаёт карточки с указанием вопроса и источника информации). - Все получили задание. Начинаем работать. | Можно обратиться к словарю, зайти в Интернет, в поисковой системе задаём слово «ориентирование на местности». (Дети предлагают поделиться по парам или поделить информацию на части и изучить индивидуально, а потом ознакомить с новой информацией других) | Фронтальная | Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из просмотренной презентации; используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа информации; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания; решают практические задачи c помощью наблюдения; анализируют объект, выделяют главное. Коммуникативные: слушают друг друга, принимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей; вступают в коллективное учебное сотрудничество |
Идёт самостоятельная работа. Учитель проходит и, в случае необходимости, оказывает помощь. Особенно контролирует тех, кто работает с компасами. | |||||
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 1.Выполнение заданий | Работа с учебником (с. 74 – 76) | 1) Найти информацию в учебнике и отвечает на вопрос “Что такое ориентирование на местности?” (Учебник с.74-75) (ф.и. учеников ) 2)Найти ответ на вопрос “Компас. Как им пользоваться” в учебнике. (1.Учебник с.75) (ф.и. учеников) (Записать на листочек названия частей компаса. Запомнить. ) 3) Найти ответ на вопрос “Ориентирование по местным природным признакам”. (Учебник с.76); (ф.и. учеников) 4) Найти ответ на вопрос “Ориентирование по солнцу” ( Учебник с. 76) (практическая работа) (ф.и. учеников) 5) Найти ответ на вопрос “Как вести себя в лесу, если заблудился”. (Учебник с.77) | Фронтальная, парная | Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию; допускают существование различных точек зрения. Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу, готовность вести диалог, не создавать конфликт. Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе; строить сообщения в устной и письменной форме составлять простой план. |
2.Физкультурная пауза | Раз – подняться, потянуться, | Выполняют движения по тексту под руководством учителя. Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни | |||
3. | - Время сбора информации вышло, и я вам предлагаю поделиться информацией по теме урока. А) Практическая работа с компасами Б) - Теперь другая группа рассказывает как можно ориентироваться в лесу. в) Практическая работа. ( Учитель показывает на слайде муравейника. ) - Что это? - Для чего он нужен на уроке? г) Ориентирование по солнцу. д) - Ребята, я вам сейчас покажу картинку, может кто-нибудь из вас догадается, что за предмет. | Практическая работа: работа с компасами, определение сторон горизонта. - Муравейник. ( Дети высказывают свои предположения.) (Ученики рассматривают иллюстрации, читают информацию про старинный компас из энциклопедии.) | Фронтальная | Регулятивные: умение определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, действовать по намеченному плану, учитывать правило в планировании способа решения, умение работать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности. Коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования. Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе; строить сообщения в устной и письменной форме составлять простой план. | |
V. Итоги урока. | Обобщить полученные на уроке сведения | Теперь пришло время проверить себя по теме Ориентирование на местности. Что узнали и что запомнили. Так, почему важно изучать ориентирование на местности? | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке Потому что, знания об ориентирование на местности помогает не заблудится. | индивидуальная | Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество c одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам. |
VI. Рефлексия | Определить свое эмоциональное состояние на уроке | Было интересно узнать, что.. Теперь я знаю, что .. Наиболее трудным мне показалось… Самое интересное было… Если бы еще раз выполнить эту работу, я бы… Я бы хотел попросить своего учителя (товарища)… - Выберите кружок такого цвета, который соответствует вашему настроению. Покажите выбранный кружок. | Фронтальная | ||
VII. Домашнее задание. | - Вы очень многое узнали на уроке. Дома вы повторите изученный материал. Страницы 74–77 учебника. | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи. Принимают учебное задание в соответствии c уровнем своего развития | Фронтальная | Регулятивные: действовать по намеченному плану; преобразовывать практическую задачу в познавательную. Оценивать свои достижения. Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям. |
Литература:
- А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник для 2клаccа начальной школы. М. Просвещение, 2018г
- Т. Н. Максимова Поурочные разработки по предмету окружающий мир к учебному комплекту Плешакова А.А. Окружающий мир 2клаcc. М. Издательство «Экзамен», 2012г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс "Откуда берется снег и лед"
УМК "Школа России" окружающий мир А.А.Плешаков "Откуда берутся снег и лед" . Урок исследование. Формирует личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, предметные УУД. На прот...
технологическая карта урока окружающего мира 2 класс УМК "Гармония"
Урок по теме " Симметрия" знакомит с видами симметрии....
Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа России Тема урока: «Что окружает нас дома?»
Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа РоссииТема урока: «Что окружает нас дома?»...
Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс ТЕМА УРОКА: ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО. КАК ЛЮДИ УЗНАЮТ О ПРОШЛОМ
Тип урока: открытие нового знания.Цель деятельности учителя: способствовать формированию представления о том, как люди узнают о прошлом.Предметные результаты: знать источники изучения истории....
Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...
Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.
Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической картой...
Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: " Россия на карте". УМК "Школа России"
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний обучающихся о карте. Задачи урокаДидактические:учить что такое карта и приёмам чтения карты;учить находить отличия г...