Выступление Формирование орфографической зоркости и коррекция знаний учащихся
материал

Чеченева Наталья Григорьевна

Ведущая идея опыта: создание на уроках русского языка условий для сознательного и активного участия учащихся в учебной деятельности, приносящей радость преодоления, радость открытия, радость достижения поставленной цели.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление

«Формирование орфографической зоркости  и коррекция знаний учащихся

по русскому языку»  

  

слайд  1

Ведущая идея опыта: создание на уроках русского языка условий для сознательного и активного участия учащихся в учебной деятельности, приносящей радость преодоления, радость открытия, радость достижения поставленной цели.

Личная концепция учителя: 

поиск активных форм и методов формирования прочных знаний, умений, навыков учащихся;

реализация задачи формирования орфографических умений и навыков с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся;

усиление практической направленности обучения русскому языку;

 слайд  2

Педагогическая проблема

  • В детских письменных работах допускается много орфографических ошибок.
  • Затруднена автоматизация учебных навыков
  • Не применяются изученные правила при самостоятельной работе
  • Трудности в организации работы над ошибками

Как привлечь внимание к допущенной ошибке и организовать ее исправление? Где для этого взять время и дидактический материал, как вести учет ошибок и по каким темам провести повторение в классе? Все ученики усвоили тему, а Ваня нет. Как увидеть его трудности и  помочь?  Эти вопросы задает себе каждый учитель.

Для решения данных проблем была создана творческая мастерская  

Слайд 3

Цели и задачи

  • Способствовать развитию у детей познавательной активности, умения анализировать, объяснять и доказывать языковый материал.
  • Разработать дидактический материал для организации самостоятельной работы над ошибками.
  • Использовать  классификацию орфографических ошибок для организации коррекции знаний

Слайд 4

Виды  письма

  • Письмо с пропуском орфограмм (окошками).  
  • Двухцветное письмо
  • Доказательное письмо

Слайд 6

Деятельность учителя

  • При проверке письменных работ на полях указывать номер орфограммы
  • Периодически просматривая номера орфограмм каждого ученика, учитель имеет возможность организовать индивидуальную работу по ликвидации пробелов с ним.
  • Если у школьника повторяется несколько раз номер орфограммы, то в тетрадь вкладывается карточка.

Систематическая работа по дидактическому пособию «ПАМЯТКА»  позволяет каждому  учителю решать педагогические задачи:

- развивать орфографическую зоркость;

- формировать навык грамотного письма;

- привлечь внимание ученика и его родителей  ошибке;

- активизировать работу школьников по ликвидации пробелов в знаниях;

- формировать навыки самостоятельной работы у младших школьников;

- контролировать знания, умения и навыки детей;

- провести мониторинг усвоения пройденного материала;

- оказывать индивидуальную помощь;

- организовать работу над ошибками после проведения диктантов и творческих работ класса;

- организовать коррекционную работу по теме;

Считаю, что организация правильной работы над ошибками  школьников способствует повышению грамотности, поэтому веду учет допущенных ошибок каждым учеником и составляю индивидуальную  программу коррекции каждому.  Для этого составила методическое пособие  

Слайд 7

  • Школьник делает работу над ошибками каждой письменной работы.
  •  Действует так:

   -находит в «Памятки» нужную цифру,

   -читает правило, , которое нужно повторить и

     алгоритм действий для грамотного письма.

   -исправляет свою ошибку по инструкции,

   -оформляет запись в тетради

4.   (на)столе – на (чем?) столе, на лугу, на дереве.

21. Что сделает? напишет, забежит, пропустит.

20. Люда, натюрморт, Люба.

34. Купае[ца] – гл., 3л. – тся, купается.

Деятельность учащихся

Школьник получил тетрадь по русскому языку, увидел свою оценку и  ошибки, допущенные в работе.  Педагог надеется, что каждое исправление школьник анализирует, запоминает, принимает к сведению.

 «Памятка» привлекает внимание ученика к каждой ошибке и организует самостоятельную работу по ее исправлению.

 Цифры на полях напоминают правило, которое нужно повторить и алгоритм действий для грамотного письма. Школьник делает работу над ошибками

Использование дидактического пособия «ПАМЯТКА  …»     позволяет каждому ученику:

- видеть темы учебного материала, которые нужно повторить;

- самостоятельно повышать свою грамотность и ликвидировать  пробелы в знаниях,

- проводить работу над допущенными ошибками в диктантах и творческих работах;

- использовать пособие как справочник  по русскому языку.

Слайд 8

  • Консультации по  использованию  «Памятки»
  • Родители школьников получают возможность:

   видеть проблемы своего ребенка;  

   контролировать качество усвоения каждой темы;  

   оказать помощь по изучению и повторению школьного материала. 

Слайд  9-12

«ПАМЯТКА» состоит из теоретической части (объяснение, правило, схемы) и указаний по исправлению ошибки (алгоритм рассуждений).  По мере продвижения в учебном материале учитель оформляет орфограммы для памятки и раздает каждому ученику. Дети наклеивают в общую тетрадь или вкладывают в файлы.

Она служит справочником, учит, как действовать, чтобы избежать ошибок.

Слайд 13 - 14

Результаты деятельности

  • Формируется умение самостоятельно проводить работу над ошибками
  • Уменьшается количество орфографических ошибок в письменных работах


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование орфографической зоркости и коррекция знаний учащихся по русскому языку ЧЕЧЕНЕВА НАТАЛЬЯ ГРИГОРЬЕВНА учитель начальных классов МОУ СОШ № 3 Г. Нефтеюганск

Слайд 2

Педагогическая проблема В детских письменных работах допускается много орфографических ошибок. Затруднена автоматизация учебных навыков Не применяются изученные правила при самостоятельной работе Трудности в организации работы над ошибками

Слайд 3

Цели и задачи Способствовать развитию у детей познавательной активности, умения анализировать, объяснять и доказывать языковый материал. Разработать дидактический материал для организации самостоятельной работы над ошибками. Использовать классификацию орфографических ошибок для организации коррекции знаний

Слайд 4

Виды письма Письмо с пропуском орфограмм (окошками). Двухцветное письмо Доказательное письмо

Слайд 5

Деятельность учителя При проверке письменных работ на полях указывать номер орфограммы Результаты оформляются в таблицу Учитель имеет возможность организовать индивидуальную работу по ликвидации пробелов с ним. Если у школьника повторяется несколько раз номер орфограммы, то в тетрадь вкладывается карточка.

Слайд 6

Организация индивидуальной и групповой коррекции № орфограммы 4 5 12 22 23 29 34 всего Ученик 1 1 1 3 Ученик 1 1 2 4 Ученик 1 1 1 1 4 Ученик 1 1 1 5 Ученик 1 1 1 1 1 1 6 Ученик 1 1 3 1 6 Ученик 3 2 6 Ученик 1 1 4 1 8 Ученик 2 1 5 1 1 11 Ученик 1 1 1 3 2 1 11 Ученик 2 8 3 1 16 всего 14 3 6 11 26 11 4 82

Слайд 7

Деятельность учащихся Школьник делает работу над ошибками каждой письменной работы. Действует так: -находит в «Памятки» нужную цифру, -читает правило, , которое нужно повторить и алгоритм действий для грамотного письма. -исправляет свою ошибку по инструкции, -оформляет запись в тетради 4. (на)столе – на (чем?) столе, на лугу, на дереве. 21. Что сделает? напише т , забежи т , пропусти т . 20. Л ю да, нат ю рморт, Л ю ба. 34. Купае [ ца ] – гл., 3л. – тся, купается.

Слайд 8

Работа с родителями Организация учебного процесса по предмету Консультации по использованию «Памятки» Родители школьников получают возможность: видеть проблемы своего ребенка; контролировать качество усвоения каждой темы; оказать помощь по изучению и повторению школьного материала.

Слайд 9

Образец «Памятки» Орфограмма: 4. Правописание слов с предлогами. Предлоги (слова-помощники) с другими словами пишутся раздельно. Если можно вставить слово или вопрос , то слово с предлогом пишу раздельно. Исправляю так : Пишу слово со скобкой, вставляю слово или вопрос и пишу правильно. Записываю еще два слова с этим предлогом. 4. (в)лес – в (какой?) лес, в лес, в дом, в школу.

Слайд 10

4. Правописание слов с предлогами. . Образец дидактической части «Памятки» К 4 – 1 Прочти правило в учебнике или в «ПРОРАБОТКЕ 4» . Найди стихотворение в чтении. Выпиши слова с предлогами (слова-помощники). Оформляй запись по «ПРОРАБОТКЕ 4». Не забудь указать автора и название произведения. К 4 – 2 Повтори правило 4 в «ПРОРАБОТКЕ». из данных слов составь словосочетания с предлогами, запиши в тетрадь, подчеркни предлоги. Сахар из свеклы, хлеб мука, масло молоко, кирпич глина, дом блок, кофта шерсть, компот.

Слайд 11

Образец номеров орфограмм (для учителя) 13. Родовые окончания существительных. 13. Оно – мор е , солнц е , пол е . 14. Правописание безударных гласных. 14. З еи мля- зе’мля, з е мля. 15. Безударный гласный звук [ у ]. 15. Л ю да, нат ю рморт, Л ю ба. 16. Словарное слово. . 16. МОлОко, мОлОко, мОлОко. 17. Родовые окончания глаголов. 17. Он а (что дела ла ? )- дума ла , мечта ла , писа ла. 18. Перенос слов. 18. Мо-ло-дец – мо-лодец, моло-дец. 19. Перенос слов с Ь знаком. Маль-чик, дере-вья, кры-лья. 20. Звук [ т ] и [ т’ ] в словах – действиях на конце. 20. Что сделае т ? – напише т , забежи т , пропусти т . 21. Не с глаголами пишется раздельно. 21. Не светит, не бежит, не сижу.

Слайд 12

23. Замена букв. 23. Сол н це, сол н це, сол н це. 24. Запятая в предложении перед союзами. 24.Птицы приносят пользу , потому что съедают насекомых. 25. Запятая в предложении. 25. Передайте, пожалуйста , что звонил Игорь. 26. Правописание суффиксов –оньк, -еньк. 26. Бел еньк ий, мал еньк ий, худ еньк ий, 27.Названия праздников. 27. С Новым годом! 28. Соединительные гласные О, Е. 28. Сам о лет, сам о лет, сам о лет. 29. Проверочные слова для слов названий предметов (существительных). 29. Цв е иток – цвет, цветы. 30. Проверочные слова для слов названий действий предметов (глаголов). 30. Умн о ажал – умн о жить, умн о жал. 31. Непроизносимая согласная в словах. З1. Свис?нет – свис т , свис т нет.

Слайд 13

Результаты деятельности Формируется умение самостоятельно проводить работу над ошибками Уменьшается количество орфографических ошибок в письменных работах

Слайд 14

Результативность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование орфографической зоркости у учащихся начальной школы.

Активизация зрительной памяти при изучении словарных слов...

Формирование орфографической зоркости учащихся вторых классов

Формирование орфографической зоркости учащихся вторых классов...

Формирование орфографической зоркости на уроке усвоения знаний о разделительных знаках - 2 класс УМК "Гармония" - Ищенко В.А

Формирование орфографической зоркости на уроке усвоения знаний о разделительных  знаках.  Разработка открытого урока усвоения новых знаний учителя начальных классов В.А.Ищенко (МОАУ СОШ №13 ...

Конспект выступления на МО "Формирование орфографической зоркости"

Статья обощает опыт работы учителя начальных классов по теме "Формирование орфографической зоркости"...

Выступление на тему "Приёмы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе"

В своём выступлении на тему "Приёмы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе" я раскрыла понятие "орфографическая зоркость", описала факторы...

Выступление на педагогическом совете: «Методы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе»

Методы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе...