Выступление Формирование орфографической зоркости и коррекция знаний учащихся
материал
Ведущая идея опыта: создание на уроках русского языка условий для сознательного и активного участия учащихся в учебной деятельности, приносящей радость преодоления, радость открытия, радость достижения поставленной цели.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление
«Формирование орфографической зоркости и коррекция знаний учащихся
по русскому языку»
слайд 1
Ведущая идея опыта: создание на уроках русского языка условий для сознательного и активного участия учащихся в учебной деятельности, приносящей радость преодоления, радость открытия, радость достижения поставленной цели.
Личная концепция учителя:
поиск активных форм и методов формирования прочных знаний, умений, навыков учащихся;
реализация задачи формирования орфографических умений и навыков с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся;
усиление практической направленности обучения русскому языку;
слайд 2
Педагогическая проблема
- В детских письменных работах допускается много орфографических ошибок.
- Затруднена автоматизация учебных навыков
- Не применяются изученные правила при самостоятельной работе
- Трудности в организации работы над ошибками
Как привлечь внимание к допущенной ошибке и организовать ее исправление? Где для этого взять время и дидактический материал, как вести учет ошибок и по каким темам провести повторение в классе? Все ученики усвоили тему, а Ваня нет. Как увидеть его трудности и помочь? Эти вопросы задает себе каждый учитель.
Для решения данных проблем была создана творческая мастерская
Слайд 3
Цели и задачи
- Способствовать развитию у детей познавательной активности, умения анализировать, объяснять и доказывать языковый материал.
- Разработать дидактический материал для организации самостоятельной работы над ошибками.
- Использовать классификацию орфографических ошибок для организации коррекции знаний
Слайд 4
Виды письма
- Письмо с пропуском орфограмм (окошками).
- Двухцветное письмо
- Доказательное письмо
Слайд 6
Деятельность учителя
- При проверке письменных работ на полях указывать номер орфограммы
- Периодически просматривая номера орфограмм каждого ученика, учитель имеет возможность организовать индивидуальную работу по ликвидации пробелов с ним.
- Если у школьника повторяется несколько раз номер орфограммы, то в тетрадь вкладывается карточка.
Систематическая работа по дидактическому пособию «ПАМЯТКА» позволяет каждому учителю решать педагогические задачи:
- развивать орфографическую зоркость;
- формировать навык грамотного письма;
- привлечь внимание ученика и его родителей ошибке;
- активизировать работу школьников по ликвидации пробелов в знаниях;
- формировать навыки самостоятельной работы у младших школьников;
- контролировать знания, умения и навыки детей;
- провести мониторинг усвоения пройденного материала;
- оказывать индивидуальную помощь;
- организовать работу над ошибками после проведения диктантов и творческих работ класса;
- организовать коррекционную работу по теме;
Считаю, что организация правильной работы над ошибками школьников способствует повышению грамотности, поэтому веду учет допущенных ошибок каждым учеником и составляю индивидуальную программу коррекции каждому. Для этого составила методическое пособие
Слайд 7
- Школьник делает работу над ошибками каждой письменной работы.
- Действует так:
-находит в «Памятки» нужную цифру,
-читает правило, , которое нужно повторить и
алгоритм действий для грамотного письма.
-исправляет свою ошибку по инструкции,
-оформляет запись в тетради
4. (на)столе – на (чем?) столе, на лугу, на дереве.
21. Что сделает? напишет, забежит, пропустит.
20. Люда, натюрморт, Люба.
34. Купае[ца] – гл., 3л. – тся, купается.
Деятельность учащихся
Школьник получил тетрадь по русскому языку, увидел свою оценку и ошибки, допущенные в работе. Педагог надеется, что каждое исправление школьник анализирует, запоминает, принимает к сведению.
«Памятка» привлекает внимание ученика к каждой ошибке и организует самостоятельную работу по ее исправлению.
Цифры на полях напоминают правило, которое нужно повторить и алгоритм действий для грамотного письма. Школьник делает работу над ошибками
Использование дидактического пособия «ПАМЯТКА …» позволяет каждому ученику:
- видеть темы учебного материала, которые нужно повторить;
- самостоятельно повышать свою грамотность и ликвидировать пробелы в знаниях,
- проводить работу над допущенными ошибками в диктантах и творческих работах;
- использовать пособие как справочник по русскому языку.
Слайд 8
- Консультации по использованию «Памятки»
- Родители школьников получают возможность:
видеть проблемы своего ребенка;
контролировать качество усвоения каждой темы;
оказать помощь по изучению и повторению школьного материала.
Слайд 9-12
«ПАМЯТКА» состоит из теоретической части (объяснение, правило, схемы) и указаний по исправлению ошибки (алгоритм рассуждений). По мере продвижения в учебном материале учитель оформляет орфограммы для памятки и раздает каждому ученику. Дети наклеивают в общую тетрадь или вкладывают в файлы.
Она служит справочником, учит, как действовать, чтобы избежать ошибок.
Слайд 13 - 14
Результаты деятельности
- Формируется умение самостоятельно проводить работу над ошибками
- Уменьшается количество орфографических ошибок в письменных работах
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Педагогическая проблема В детских письменных работах допускается много орфографических ошибок. Затруднена автоматизация учебных навыков Не применяются изученные правила при самостоятельной работе Трудности в организации работы над ошибками
Цели и задачи Способствовать развитию у детей познавательной активности, умения анализировать, объяснять и доказывать языковый материал. Разработать дидактический материал для организации самостоятельной работы над ошибками. Использовать классификацию орфографических ошибок для организации коррекции знаний
Виды письма Письмо с пропуском орфограмм (окошками). Двухцветное письмо Доказательное письмо
Деятельность учителя При проверке письменных работ на полях указывать номер орфограммы Результаты оформляются в таблицу Учитель имеет возможность организовать индивидуальную работу по ликвидации пробелов с ним. Если у школьника повторяется несколько раз номер орфограммы, то в тетрадь вкладывается карточка.
Организация индивидуальной и групповой коррекции № орфограммы 4 5 12 22 23 29 34 всего Ученик 1 1 1 3 Ученик 1 1 2 4 Ученик 1 1 1 1 4 Ученик 1 1 1 5 Ученик 1 1 1 1 1 1 6 Ученик 1 1 3 1 6 Ученик 3 2 6 Ученик 1 1 4 1 8 Ученик 2 1 5 1 1 11 Ученик 1 1 1 3 2 1 11 Ученик 2 8 3 1 16 всего 14 3 6 11 26 11 4 82
Деятельность учащихся Школьник делает работу над ошибками каждой письменной работы. Действует так: -находит в «Памятки» нужную цифру, -читает правило, , которое нужно повторить и алгоритм действий для грамотного письма. -исправляет свою ошибку по инструкции, -оформляет запись в тетради 4. (на)столе – на (чем?) столе, на лугу, на дереве. 21. Что сделает? напише т , забежи т , пропусти т . 20. Л ю да, нат ю рморт, Л ю ба. 34. Купае [ ца ] – гл., 3л. – тся, купается.
Работа с родителями Организация учебного процесса по предмету Консультации по использованию «Памятки» Родители школьников получают возможность: видеть проблемы своего ребенка; контролировать качество усвоения каждой темы; оказать помощь по изучению и повторению школьного материала.
Образец «Памятки» Орфограмма: 4. Правописание слов с предлогами. Предлоги (слова-помощники) с другими словами пишутся раздельно. Если можно вставить слово или вопрос , то слово с предлогом пишу раздельно. Исправляю так : Пишу слово со скобкой, вставляю слово или вопрос и пишу правильно. Записываю еще два слова с этим предлогом. 4. (в)лес – в (какой?) лес, в лес, в дом, в школу.
4. Правописание слов с предлогами. . Образец дидактической части «Памятки» К 4 – 1 Прочти правило в учебнике или в «ПРОРАБОТКЕ 4» . Найди стихотворение в чтении. Выпиши слова с предлогами (слова-помощники). Оформляй запись по «ПРОРАБОТКЕ 4». Не забудь указать автора и название произведения. К 4 – 2 Повтори правило 4 в «ПРОРАБОТКЕ». из данных слов составь словосочетания с предлогами, запиши в тетрадь, подчеркни предлоги. Сахар из свеклы, хлеб мука, масло молоко, кирпич глина, дом блок, кофта шерсть, компот.
Образец номеров орфограмм (для учителя) 13. Родовые окончания существительных. 13. Оно – мор е , солнц е , пол е . 14. Правописание безударных гласных. 14. З еи мля- зе’мля, з е мля. 15. Безударный гласный звук [ у ]. 15. Л ю да, нат ю рморт, Л ю ба. 16. Словарное слово. . 16. МОлОко, мОлОко, мОлОко. 17. Родовые окончания глаголов. 17. Он а (что дела ла ? )- дума ла , мечта ла , писа ла. 18. Перенос слов. 18. Мо-ло-дец – мо-лодец, моло-дец. 19. Перенос слов с Ь знаком. Маль-чик, дере-вья, кры-лья. 20. Звук [ т ] и [ т’ ] в словах – действиях на конце. 20. Что сделае т ? – напише т , забежи т , пропусти т . 21. Не с глаголами пишется раздельно. 21. Не светит, не бежит, не сижу.
23. Замена букв. 23. Сол н це, сол н це, сол н це. 24. Запятая в предложении перед союзами. 24.Птицы приносят пользу , потому что съедают насекомых. 25. Запятая в предложении. 25. Передайте, пожалуйста , что звонил Игорь. 26. Правописание суффиксов –оньк, -еньк. 26. Бел еньк ий, мал еньк ий, худ еньк ий, 27.Названия праздников. 27. С Новым годом! 28. Соединительные гласные О, Е. 28. Сам о лет, сам о лет, сам о лет. 29. Проверочные слова для слов названий предметов (существительных). 29. Цв е иток – цвет, цветы. 30. Проверочные слова для слов названий действий предметов (глаголов). 30. Умн о ажал – умн о жить, умн о жал. 31. Непроизносимая согласная в словах. З1. Свис?нет – свис т , свис т нет.
Результаты деятельности Формируется умение самостоятельно проводить работу над ошибками Уменьшается количество орфографических ошибок в письменных работах
Результативность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы по формированию орфографической зоркости и интеллектуального развития учащихся начальных классов на уроках русского языка.
Представлен опыт работы по развитию орфографической зоркости у учащихся, начиная с 1 класса....
Формирование орфографической зоркости у учащихся начальной школы.
Активизация зрительной памяти при изучении словарных слов...
Формирование орфографической зоркости учащихся вторых классов
Формирование орфографической зоркости учащихся вторых классов...
Формирование орфографической зоркости на уроке усвоения знаний о разделительных знаках - 2 класс УМК "Гармония" - Ищенко В.А
Формирование орфографической зоркости на уроке усвоения знаний о разделительных знаках. Разработка открытого урока усвоения новых знаний учителя начальных классов В.А.Ищенко (МОАУ СОШ №13 ...
Конспект выступления на МО "Формирование орфографической зоркости"
Статья обощает опыт работы учителя начальных классов по теме "Формирование орфографической зоркости"...
Выступление на тему "Приёмы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе"
В своём выступлении на тему "Приёмы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе" я раскрыла понятие "орфографическая зоркость", описала факторы...
Выступление на педагогическом совете: «Методы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе»
Методы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе...