Выступление Формирование орфографической зоркости и коррекция знаний учащихся
материал

Чеченева Наталья Григорьевна

Ведущая идея опыта: создание на уроках русского языка условий для сознательного и активного участия учащихся в учебной деятельности, приносящей радость преодоления, радость открытия, радость достижения поставленной цели.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление

«Формирование орфографической зоркости  и коррекция знаний учащихся

по русскому языку»  

  

слайд  1

Ведущая идея опыта: создание на уроках русского языка условий для сознательного и активного участия учащихся в учебной деятельности, приносящей радость преодоления, радость открытия, радость достижения поставленной цели.

Личная концепция учителя: 

поиск активных форм и методов формирования прочных знаний, умений, навыков учащихся;

реализация задачи формирования орфографических умений и навыков с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся;

усиление практической направленности обучения русскому языку;

 слайд  2

Педагогическая проблема

  • В детских письменных работах допускается много орфографических ошибок.
  • Затруднена автоматизация учебных навыков
  • Не применяются изученные правила при самостоятельной работе
  • Трудности в организации работы над ошибками

Как привлечь внимание к допущенной ошибке и организовать ее исправление? Где для этого взять время и дидактический материал, как вести учет ошибок и по каким темам провести повторение в классе? Все ученики усвоили тему, а Ваня нет. Как увидеть его трудности и  помочь?  Эти вопросы задает себе каждый учитель.

Для решения данных проблем была создана творческая мастерская  

Слайд 3

Цели и задачи

  • Способствовать развитию у детей познавательной активности, умения анализировать, объяснять и доказывать языковый материал.
  • Разработать дидактический материал для организации самостоятельной работы над ошибками.
  • Использовать  классификацию орфографических ошибок для организации коррекции знаний

Слайд 4

Виды  письма

  • Письмо с пропуском орфограмм (окошками).  
  • Двухцветное письмо
  • Доказательное письмо

Слайд 6

Деятельность учителя

  • При проверке письменных работ на полях указывать номер орфограммы
  • Периодически просматривая номера орфограмм каждого ученика, учитель имеет возможность организовать индивидуальную работу по ликвидации пробелов с ним.
  • Если у школьника повторяется несколько раз номер орфограммы, то в тетрадь вкладывается карточка.

Систематическая работа по дидактическому пособию «ПАМЯТКА»  позволяет каждому  учителю решать педагогические задачи:

- развивать орфографическую зоркость;

- формировать навык грамотного письма;

- привлечь внимание ученика и его родителей  ошибке;

- активизировать работу школьников по ликвидации пробелов в знаниях;

- формировать навыки самостоятельной работы у младших школьников;

- контролировать знания, умения и навыки детей;

- провести мониторинг усвоения пройденного материала;

- оказывать индивидуальную помощь;

- организовать работу над ошибками после проведения диктантов и творческих работ класса;

- организовать коррекционную работу по теме;

Считаю, что организация правильной работы над ошибками  школьников способствует повышению грамотности, поэтому веду учет допущенных ошибок каждым учеником и составляю индивидуальную  программу коррекции каждому.  Для этого составила методическое пособие  

Слайд 7

  • Школьник делает работу над ошибками каждой письменной работы.
  •  Действует так:

   -находит в «Памятки» нужную цифру,

   -читает правило, , которое нужно повторить и

     алгоритм действий для грамотного письма.

   -исправляет свою ошибку по инструкции,

   -оформляет запись в тетради

4.   (на)столе – на (чем?) столе, на лугу, на дереве.

21. Что сделает? напишет, забежит, пропустит.

20. Люда, натюрморт, Люба.

34. Купае[ца] – гл., 3л. – тся, купается.

Деятельность учащихся

Школьник получил тетрадь по русскому языку, увидел свою оценку и  ошибки, допущенные в работе.  Педагог надеется, что каждое исправление школьник анализирует, запоминает, принимает к сведению.

 «Памятка» привлекает внимание ученика к каждой ошибке и организует самостоятельную работу по ее исправлению.

 Цифры на полях напоминают правило, которое нужно повторить и алгоритм действий для грамотного письма. Школьник делает работу над ошибками

Использование дидактического пособия «ПАМЯТКА  …»     позволяет каждому ученику:

- видеть темы учебного материала, которые нужно повторить;

- самостоятельно повышать свою грамотность и ликвидировать  пробелы в знаниях,

- проводить работу над допущенными ошибками в диктантах и творческих работах;

- использовать пособие как справочник  по русскому языку.

Слайд 8

  • Консультации по  использованию  «Памятки»
  • Родители школьников получают возможность:

   видеть проблемы своего ребенка;  

   контролировать качество усвоения каждой темы;  

   оказать помощь по изучению и повторению школьного материала. 

Слайд  9-12

«ПАМЯТКА» состоит из теоретической части (объяснение, правило, схемы) и указаний по исправлению ошибки (алгоритм рассуждений).  По мере продвижения в учебном материале учитель оформляет орфограммы для памятки и раздает каждому ученику. Дети наклеивают в общую тетрадь или вкладывают в файлы.

Она служит справочником, учит, как действовать, чтобы избежать ошибок.

Слайд 13 - 14

Результаты деятельности

  • Формируется умение самостоятельно проводить работу над ошибками
  • Уменьшается количество орфографических ошибок в письменных работах


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование орфографической зоркости и коррекция знаний учащихся по русскому языку ЧЕЧЕНЕВА НАТАЛЬЯ ГРИГОРЬЕВНА учитель начальных классов МОУ СОШ № 3 Г. Нефтеюганск

Слайд 2

Педагогическая проблема В детских письменных работах допускается много орфографических ошибок. Затруднена автоматизация учебных навыков Не применяются изученные правила при самостоятельной работе Трудности в организации работы над ошибками

Слайд 3

Цели и задачи Способствовать развитию у детей познавательной активности, умения анализировать, объяснять и доказывать языковый материал. Разработать дидактический материал для организации самостоятельной работы над ошибками. Использовать классификацию орфографических ошибок для организации коррекции знаний

Слайд 4

Виды письма Письмо с пропуском орфограмм (окошками). Двухцветное письмо Доказательное письмо

Слайд 5

Деятельность учителя При проверке письменных работ на полях указывать номер орфограммы Результаты оформляются в таблицу Учитель имеет возможность организовать индивидуальную работу по ликвидации пробелов с ним. Если у школьника повторяется несколько раз номер орфограммы, то в тетрадь вкладывается карточка.

Слайд 6

Организация индивидуальной и групповой коррекции № орфограммы 4 5 12 22 23 29 34 всего Ученик 1 1 1 3 Ученик 1 1 2 4 Ученик 1 1 1 1 4 Ученик 1 1 1 5 Ученик 1 1 1 1 1 1 6 Ученик 1 1 3 1 6 Ученик 3 2 6 Ученик 1 1 4 1 8 Ученик 2 1 5 1 1 11 Ученик 1 1 1 3 2 1 11 Ученик 2 8 3 1 16 всего 14 3 6 11 26 11 4 82

Слайд 7

Деятельность учащихся Школьник делает работу над ошибками каждой письменной работы. Действует так: -находит в «Памятки» нужную цифру, -читает правило, , которое нужно повторить и алгоритм действий для грамотного письма. -исправляет свою ошибку по инструкции, -оформляет запись в тетради 4. (на)столе – на (чем?) столе, на лугу, на дереве. 21. Что сделает? напише т , забежи т , пропусти т . 20. Л ю да, нат ю рморт, Л ю ба. 34. Купае [ ца ] – гл., 3л. – тся, купается.

Слайд 8

Работа с родителями Организация учебного процесса по предмету Консультации по использованию «Памятки» Родители школьников получают возможность: видеть проблемы своего ребенка; контролировать качество усвоения каждой темы; оказать помощь по изучению и повторению школьного материала.

Слайд 9

Образец «Памятки» Орфограмма: 4. Правописание слов с предлогами. Предлоги (слова-помощники) с другими словами пишутся раздельно. Если можно вставить слово или вопрос , то слово с предлогом пишу раздельно. Исправляю так : Пишу слово со скобкой, вставляю слово или вопрос и пишу правильно. Записываю еще два слова с этим предлогом. 4. (в)лес – в (какой?) лес, в лес, в дом, в школу.

Слайд 10

4. Правописание слов с предлогами. . Образец дидактической части «Памятки» К 4 – 1 Прочти правило в учебнике или в «ПРОРАБОТКЕ 4» . Найди стихотворение в чтении. Выпиши слова с предлогами (слова-помощники). Оформляй запись по «ПРОРАБОТКЕ 4». Не забудь указать автора и название произведения. К 4 – 2 Повтори правило 4 в «ПРОРАБОТКЕ». из данных слов составь словосочетания с предлогами, запиши в тетрадь, подчеркни предлоги. Сахар из свеклы, хлеб мука, масло молоко, кирпич глина, дом блок, кофта шерсть, компот.

Слайд 11

Образец номеров орфограмм (для учителя) 13. Родовые окончания существительных. 13. Оно – мор е , солнц е , пол е . 14. Правописание безударных гласных. 14. З еи мля- зе’мля, з е мля. 15. Безударный гласный звук [ у ]. 15. Л ю да, нат ю рморт, Л ю ба. 16. Словарное слово. . 16. МОлОко, мОлОко, мОлОко. 17. Родовые окончания глаголов. 17. Он а (что дела ла ? )- дума ла , мечта ла , писа ла. 18. Перенос слов. 18. Мо-ло-дец – мо-лодец, моло-дец. 19. Перенос слов с Ь знаком. Маль-чик, дере-вья, кры-лья. 20. Звук [ т ] и [ т’ ] в словах – действиях на конце. 20. Что сделае т ? – напише т , забежи т , пропусти т . 21. Не с глаголами пишется раздельно. 21. Не светит, не бежит, не сижу.

Слайд 12

23. Замена букв. 23. Сол н це, сол н це, сол н це. 24. Запятая в предложении перед союзами. 24.Птицы приносят пользу , потому что съедают насекомых. 25. Запятая в предложении. 25. Передайте, пожалуйста , что звонил Игорь. 26. Правописание суффиксов –оньк, -еньк. 26. Бел еньк ий, мал еньк ий, худ еньк ий, 27.Названия праздников. 27. С Новым годом! 28. Соединительные гласные О, Е. 28. Сам о лет, сам о лет, сам о лет. 29. Проверочные слова для слов названий предметов (существительных). 29. Цв е иток – цвет, цветы. 30. Проверочные слова для слов названий действий предметов (глаголов). 30. Умн о ажал – умн о жить, умн о жал. 31. Непроизносимая согласная в словах. З1. Свис?нет – свис т , свис т нет.

Слайд 13

Результаты деятельности Формируется умение самостоятельно проводить работу над ошибками Уменьшается количество орфографических ошибок в письменных работах

Слайд 14

Результативность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование орфографической зоркости у учащихся начальной школы.

Активизация зрительной памяти при изучении словарных слов...

Формирование орфографической зоркости учащихся вторых классов

Формирование орфографической зоркости учащихся вторых классов...

«Работа над ошибкам, формирование орфографической зоркости у учащихся класса компенсирующего обучения»

Данная статья включает материал по формированию орфографической зоркости и работы над ошибками в классах компенсирующего обучения....

Статья "Уроки обучения грамоте как средство формирования орфографической зоркости учащихся".

Статья из опыта работы на уроках обучения грамоте. Программа "Школа России"....

Формирование орфографической зоркости на уроке усвоения знаний о разделительных знаках - 2 класс УМК "Гармония" - Ищенко В.А

Формирование орфографической зоркости на уроке усвоения знаний о разделительных  знаках.  Разработка открытого урока усвоения новых знаний учителя начальных классов В.А.Ищенко (МОАУ СОШ №13 ...

Конспект выступления на МО "Формирование орфографической зоркости"

Статья обощает опыт работы учителя начальных классов по теме "Формирование орфографической зоркости"...