Конспект выступления на МО "Формирование орфографической зоркости"
статья (1 класс) на тему

Иконникова Любовь Михайловна

Статья обощает опыт работы учителя начальных классов по теме "Формирование орфографической зоркости"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_orfograficheskoy_zorkosti.docx15.14 КБ

Предварительный просмотр:

МБУООШ №7 г.о. Тольятти

Из опыта работы педагога Иконниковой Л.М.

Формирование орфографической зоркости у учащихся начальных классов

Орфографическая грамотность - это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания в процессе обучения. Ключевые компетенции школьников формируются на основе правил, инструкций, образца. Складываются и закрепляются они в результате многократного выполнения действий. Следовательно они должны быть мотивированы. Мотивацию орфографической работы учащихся можно реализовать через возбуждение познавательных интересов, поиск занимательных форм, методов работы, облегчение работы учащихся, благодаря хорошему отбору дидактического материала и введения гибкой системы контроля. Из практики обучения учащихся начальных классов мне известно, что работа по орфографии не всегда дает желаемые результаты.  Одна из причин этого  - неумение учащихся видеть орфограммы. Способность видеть орфограмму - это необходимое условие для овладения орфографическими нормами, для успешного применения правил. Значит эту способность у учащихся нужно воспитывать. Вопрос заключается в том, как это сделать. Современные учебники предусматривают орфографические упражнения ежеурочно. Это письмо с проговариванием по слогам, списывание, комментированное письмо, письмо под диктовку без предварительной и с предварительной подготовкой, письмо по памяти, творческие работы. Это самый трудный вид письма, требующий внимания, умения сосредоточить его и на составлении предложений, и на запись их, и на логику изложения. Многолетняя практика показывает высокую эффективность орфографического  чтения. Этим методом охватывается довольно широкий круг орфографических правил, так как в основе орфографического чтения лежит артикуляционная и слуховая память. Опираясь на артикуляционную память, орфографическое чтение открывает широкую возможность для обогащения словарного запаса учащихся. Орфографическое чтение можно начинать с любого текста, на любом уроке, если ставится цель научиться правописанию слов. Идет урок, на экране слова разбитые на морфемы. Учащиеся начинают читать вслед за учителем, чаще всего хором. Учитель читает текст орфоэпически верно, а учащиеся произносят слова так, как пишут. Если в каком-то слове допускается ошибка, то она становится заметна на фоне правильного звучания. И тогда слово следует повторить. Основным пособием  для орфографического чтения является букварь, учебник по литературному чтению, различного рода словари. Учащимся можно предлагать орфографические сказки и такие виды упражнений как: расставь ударение в словах, подчеркни безударную глассную; подбери  к данным словам слова без с безударной гласной, сравни; найди в тексте слова с безударной гласной и объясни их написание; среди данных слов найди проверяемое и непроверяемое слово с безударными гласными "о" (а,е,и,я), которые можно проверить ударением. Игры "Подбери слово", "Кто больше наберет слов", "Спрячь мягкий знак в середину", "Помоги Незнайке" очень любят дети. Замечательный вид работы "Карточка соседу", в котором учащиеся самиподбирают нужные слова для своего соседа. Все эти упражнения направлены на развитие орфографической зоркости учащихся. Предлагаю фрагмент урока. Разыгрывается сценка: " Знайка предлагает Незнайке научиться писать  слова,  Незнайка ему отвечает: "Зачем учиться их писать? Как слышишь. так и пиши". Знайка предостерегает его, говорит  об опасности, но Незнайка не верит, он обращается к детям с просьбой объяснить ему прав он или нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО по теме "4. Работа с текстами как средство формирования интереса к языку и орфографической зоркости"

Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. В процессе занятий многократно меняется учебная ситуация и мотивы речи. Учащиеся то высказываются свободно, то выполняют задание, котор...

«Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости»

Сообщение на тему "Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости"...

Выступление "Формирование умения различений орфограммы и развитие орфографической зоркости".

Выступление на РМО.Начальная школа является базой, основой всего образования человека....

Выступление на ШМО учителей начальных классов Тема: «Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка на основе использования современных технологий».

Умение грамотно писать и говорить на государственном языке – привилегия любого современного человека, считающего себя образованным. Одно из условий социального заказа общества и государства сегодня – ...

Выступление по теме "Развитие орфографической зоркости" + презентация

quot;Орфографическая грамотность - это составная часть общей языковой  культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания" Одним из требований ФГОС НОО является умение грамотнописат...

Выступление на ШМО по теме самообразования «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка»

Проблема грамотного письма всегда волновала учителей. Трудности, преследующие ребенка в овладении правописанием, для некоторых учеников так и остаются непреодолимыми. Часто знание правил не спасает от...

Выступление Формирование орфографической зоркости и коррекция знаний учащихся

Ведущая идея опыта: создание на уроках русского языка условий для сознательного и активного участия учащихся в учебной деятельности, приносящей радость преодоления, радость открытия, радость достижени...