Статья " Понятие технологии сотрудничества и групповой работы"
статья
Предварительный просмотр:
Понятие технологии сотрудничества и групповой работы
Главная идея технологии сотрудничества – учиться вместе, а не просто что–то выполнять вместе, это обучение в процессе общения. Учиться, когда рядом с тобой твои товарищи, у которых можно спросить, если что-то не понял, можно обсудить решение очередной задачи. А если от твоего успеха зависит успех всей группы, то ты не сможешь не осознавать ответственность и за свои успехи, и за успехи твоих товарищей. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, но и формирования коммуникативной компетенции.
Сотрудничество – такой уровень учебно–воспитательного процесса, при котором объекты и субъекты этого процесса объединяются в общей деятельности отношениями товарищества, взаимоуважения, взаимопомощи, коллективизма.
Цели организации совместной учебной работы школьников:
a) Дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие первоклассники вообще не могут добровольно включиться в общую работу класса, без которой у робких и слабо подготовленных детей развивается школьная тревожность, а у лидеров неприятно искажается становление характера.
б) Дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни огромного авторитета учителя. Ни подавляющего внимания всего класса.
в) Дать каждому ребенку опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться. В первом классе – это функция контроля и оценки, позже – целеполагания и планирования.
г) Дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения, возможность и необходимость органически сочетать на уроке «обучение» и «воспитание», строить и человеческие, и деловые отношения детей.
Технология сотрудничества (обучения во взаимодействии) основана на использовании различных методических стратегий и приемов моделирования ситуаций реального общения и организации взаимодействия обучающихся в группе (в парах, в малых группах) с целью совместного решения коммуникативных задач. В качестве традиционных технологий используют такие формы обучения во взаимодействии, как:
– диалогическая, парная;
– групповая;
– игровая.
Важно учитывать принципы обучения в сотрудничестве:
1. Обучающиеся работают в группах (4–6 учеников), состоящих из детей разного уровня обученности. Для развития коммуникативных умений состав групп необходимо менять.
2. Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы.
3. Члена группы, который должен отчитаться за задание может выбирать учитель или члены команды.
4. Оценивается работа не одного ученика, а всей группы. Важно, что оцениваются не столько знания, сколько усилия обучающихся и совместная работа.
А.Б.Воронцов выделяет 5 элементов в модели совместной учебной деятельности в группе:
1 – позитивная взаимозависимость, т.е. понимание обучающимися того обстоятельства, что он связан со своими товарищами в такой мере, которая не позволяет достичь успеха одному, если его не достигнут остальные;
2 – личное взаимодействие, при котором дети должны общаться между собой, помогать друг другу в решении задач, выполнении заданий, в поиске идей и сюжетов;
3 – индивидуальная ответственность, при которой каждый ученик лично отчитывается за свою работу, а оценка дается и персональному вкладу, и коллективному результату;
4 – навыки общения, которые прививаются ученикам с тем, чтобы они использовали их в учебном процессе;
5 – совместная оценка хода работы, при которой группы обучающихся должны регулярно подводить итоги сделанного и определять, каким образом каждый из них, и группа в целом может действовать более эффективно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповая работа как форма взаимодействия и сотрудничества. Обсуждение с детьми их групповой работы.
Детей надо планомерно учить строить свои высказывания. Программы ФГОС второго поколения содержат требования о достижениях младшими школьниками метапредметных результатов. Среди которых есть и такие: о...
Статья "Технологии групповой работы в начальной школе"
Статья " Технологии групповой работы в начальной школе "...
Технология Обучение в сотрудничестве: организация групповой работы в начальной школе
ТехнологияОбучение в сотрудничестве:организация групповой работыв начальной школе...
Технология обучения в сотрудничестве. Виды групповой работы в технологии сотрудничества.
мастер класс...
Обучение в сотрудничестве: организация групповой работы в начальной школе
Большое внимание уделяется технологии сотрудничества, а именно, одному из способов коллективного взаимодействия – работа в группах, которая позволяет улучшить успеваемость, раскрыть систему отно...
Групповые технологии сотрудничества у второклассников на уроках технологии
Групповые технологии сотрудничества у второклассников на уроках технологии Способ организации деятельности детей является особым фактором совместной (коллективной) деятельности, которая ока...
Статья«Групповая работа как средство достижения учебного сотрудничества в начальных классах
В статье рассказано об развитии учебного сотрудничества младших школьников при использовании групповых работ на уроках....