Статья "Чем одарить одарённого ребёнка"
консультация
В настоящее время остро стоит проблема создания целостной системы работы с одарёнными детьми в условиях общеобразовательной школы. Я уверена, что одарённые дети - это золотой фонд школы, а в будущем – и России. И нам, педагогам, нужно поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо значимая задача обучения одаренных детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_odaryonnye_deti.docx | 20.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Чем «одарить» одаренного ребенка
Учитель начальных классов
МБОУ «Цнинская СОШ №2»
Тамбовского района
Маригода Татьяна Вячеславовна
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат»
В.А. Сухомлинский
Изменения, произошедшие в отечественной системе образования за последние десятилетия, её направленность на гуманистические, личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии проявили особый интерес к учащимся, проявляющим неординарные способности. Постепенно в общественном сознании формируется понимание того, что переход в век наукоёмких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала,
Отсюда возникает проблема создания целостной системы работы с одарёнными детьми в условиях общей образовательной школы. Я уверена, что одарённые дети - это золотой фонд школы, а в будущем – и России. И нам, педагогам, нужно поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо значимая задача обучения одаренных детей. Наиболее характерной чертой одаренных детей, отмечаемой всеми исследователями и педагогами, является их ярко выраженная познавательная потребность, проявляющаяся в любознательности и жажде новых впечатлений, в умственных усилиях. При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - «любознательность», а последняя - в устойчивое психическое образование - «познавательную потребность».
Для оптимального развития одаренных учащихся должны разрабатываться специальные развивающие программы по отдельным предметам в рамках индивидуальной программы обучения одаренного учащегося. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей просто жизненно необходим. А главное, нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий..
В своей работе с одаренными детьми использую тематические и проблемные мини-курсы, "мозговые штурмы" во всех вариантах, ролевые тренинги, развитие исследовательских умений и художественной активности в форме научно-практической работы или творческих зачетов и т.п.
Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение в моей практике получили групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги.
Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают различные творческие мастерские; групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися; факультативы; кружки по интересам; занятия исследовательской деятельностью; конкурсы; интеллектуальный марафон; научно-практические конференции; работа по индивидуальным планам; привлечение школьников к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы и, разумеется, система внеурочной исследовательской работы учащихся.
Важным фактором, влияющим на развитие одаренных школьников и на выявление скрытых одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой формирования такой системы выступает "погружение в культуру", функциями системы являются обучающая, развивающая и воспитывающая функции, а организующим началом системы является игра.
Каковы условия успешной работы с одаренными детьми? Их много. Но я хочу выделить следующие:
- осознание важности работы с одаренными детьми каждым членом коллектива образовательного учреждения;
- постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными обучающимися;
- признание того, что реализация системы работы с одаренными обучающимися является одним из приоритетных направлений в школе.
Очень многое зависит от педагога, его личностных качеств: учитель
- является для одаренного ребенка личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику; взаимодействие учителя с одаренным ребенком должно иметь характер поддержки;
- верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы, он готов нести ответственность за последствия принимаемых им решений;
- охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других;
- совершенствует учебно-воспитательный процесс с целью неуклонного снижения учебной и психологической перегрузки обучающихся.
Я начинаю свою работу с планирования, где отражаю способы диагностики одарённости, намечаю задачи и формы работы с одаренными учащимися. Формы и приёмы работы в рамках отдельного урока направлены на дифференциацию и индивидуализацию работы. Использую дифференцированные задания по трудности, по уровню творчества, по объёму учебного материала. В результате одарённый ученик получает дополнительный материал, большие возможности развития мышления, умений работать самостоятельно (решение проблемных ситуаций, логических задач, задания повышенной сложности, задания на опережение). На уроках математики и во внеклассной работе по предмету практикую решение нестандартных задач. Это логические задачи, когда решение сводится к использованию определённых приёмов. Хочу привести примеры таких задач – это задачи
- в которых нужно найти соответствие между элементами разных множеств;
- на распределение элементов множеств;
- на упорядочение множества.
Решение таких задач развивает мышление детей; содействует воспитанию терпения, настойчивости и воли; пробуждает интерес к процессу поиска ответа; даёт возможность чувствовать глубокое удовлетворение от поиска правильного решения. Используя нестандартные задачи, можно помочь ученикам проявить свои способности, развить инициативность, самостоятельность и творческий потенциал. При работе с категорией одарённых детей применяю и дифференцированные домашние задания.
Развитие творческого потенциала учащихся начальной школы осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности. Я обучаю младших школьников по УМК «Перспектива», который позволяет организовать системное освоение учащимися общего способа решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации. В УМК «Перспектива» предлагается система заданий творческого и поискового характера, направленных на развитие у учащихся творческих способностей и интеллектуальных мыслительных операций, формулируются проблемные вопросы, учебные задачи или создаются проблемные ситуации.
Семья одаренного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания (школы) на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается решающим.
Практика подсказывает, что семья одаренного ребенка - это семья с определенными ценностями: образования, развития ребенка, участия в его делах, успехах и неудачах.
«Каждое дитя до известной степени гений», - писал Шопенгауэр. Учитель должен помнить, что нет одинаковых детей: у каждого есть что-то свое, что-то, что выделяет его из общей массы и делает уникальным. У одного это способность быстро и без ошибок решать математические задачи, у другого - способность к рисованию, у третьего – золотые руки, у четвертого предрасположенность к спортивным успехам, у пятого – организаторские способности…
Одним словом, наше внимание к одаренным детям должно органически вписываться в образ мира любого ребенка и быть для него совершенно естественным.
Используемые источники информации:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации.- М.: Просвещение, 2010.- 31с.- (Стандарты второго поколения).
2.Алиев, М.Н. Развитие одаренности младших школьников / М.Н. Алиев, С.М. Алибекова // Педагогика.- 2010.- № 10.
3.Психологические особенности ориентации педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми / Череповецкий гос. ун-т ; под ред. В. Г. Маралова. - М. : Академический Проект, 2005 : Парадигма, 2005.
4.Доровской, А.И. В классе - одаренные дети: как с ними работать / А.И.Доровской // Народное образование.- 2010.-
5.http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на тему: «Детская одарённость: признаки, виды, особенности личности одарённого ребёнка».
Выявление одарённых детей, создание условий для их оптимального развития, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении ...
Презентация к выступлению на тему: «Детская одарённость: признаки, виды, особенности личности одарённого ребёнка».
Одарённые дети – наше достояние....
Статья: "Одарённый ребёнок.Виды одарённости."
Выступление на МО или педсовете по теме: "Одарённый ребёнок.Виды одарённости."...
Методика определения одарённости ребёнка
Данная методика поможет родителям распознать способности ребёнка...
С одарённым ребёнком тоже трудно общаться
Мысли для размышления родителей...
Как надо вести себя родителям с одарённым ребёнком.
О способностях все наслышаны,о них часто ведут разговор,когда речь идёт о детях и об их будущем.В этих вопросах стараются разобраться не только педагоги,но и родители,бабушки,дедушки.Поэтому оче...
Как не проглядеть одарённого ребёнка?
Рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей....