Творческий экзамен как одна из форм аттестации обучающихся
статья

Рихтер Елена Андреевна

Цель творческого экзамена - поддержка учебного интереса обучающихся, развитие их интеллектуальных и творческих способностей, поддержка научно-исследовательских начинаний обучающихся, формирование у обучающихся заинтересованного отношения к интеллектуальной и творческой  деятельности и стимулирование познавательной и творческой активности   обучающихся в урочное и внеурочное время.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Рихтер Елена Андреевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 3 Гиагинского района;

Дёмина Елена Михайловна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 3 Гиагинского района

Творческий экзамен как одна из форм аттестации обучающихся

 В ходе реализации ФГОС каждое образовательное учреждение несёт ответственность  за качество предоставляемых услуг. Следовательно,  возникает необходимость в принятии  и  решении управленческих задач. У государства  и общества возникает потребность в объективной, достоверной информации о действительных результатах деятельности общеобразовательных учреждений, о росте или понижении динамики образовательного процесса и выявлении факторов, на них влияющих.

ФГОС нацелены не только на то, чтобы обучающиеся освоили конкретный объем учебного материала, но и на то, чтобы они могли в дальнейшем самостоятельно получать новые знания, умели ставить себе конкретные задачи и находить оптимальные пути их решения, а также приобретали необходимые личностные качества и развивали интеллектуальные способности для того, чтобы успешно их применять. Для диагностики различных элементов содержания образования требуются различные формы промежуточной аттестации и соответствующие итоговые экзамены.[2]

В ходе реализации новых ФГОС начального образования в МБОУ СОШ № 3 Гиагинского района  стала выстраиваться целая система мониторинга, в которую входят как национальные, региональные, так и внутришкольные мониторинговые исследования.

Немаловажную роль в школьном процессе играет промежуточная аттестация.  Промежуточная аттестация является формой контроля знаний обучающихся   2-8-х, 10-го классов, а также важным средством диагностики состояния образовательного процесса и основных результатов учебной деятельности за  учебный год. В начальной школе промежуточная аттестация проводится по математике и русскому языку. Работа  включает в себя курс пройденного материала за весь учебный год и пишется 90 минут.

Успешное прохождение обучающимися промежуточной аттестации является основанием для перевода в следующий класс. Но промежуточная аттестация не может определить уровень  развития творческих способностей обучающихся. И тогда на помощь приходит нестандартная  форма диагностики развития   - творческие экзамены по выбору. Данная форма аттестации позволяет каждому ученику выбрать творческую/проектную работу, соответствующую интересам и возможностям.

Цель творческого экзамена - поддержка учебного интереса обучающихся, развитие их интеллектуальных и творческих способностей, поддержка научно-исследовательских начинаний обучающихся, формирование у обучающихся заинтересованного отношения к интеллектуальной и творческой  деятельности и стимулирование познавательной и творческой активности   обучающихся в урочное и внеурочное время.

В нашей  начальной школе   работает 35 детских творческих объединений.

По завершению учебного года обучающиеся самостоятельно выбирают, какой творческий экзамен и в какой форме они будут сдавать.

Обучающийся проходит три  этапа подготовки к творческом экзамену.

  • Выбор секций по предметам гуманитарного, естественно-математического, творческого циклов;
  • Форма работы: индивидуальная или  групповая,   под руководством учителей-предметников, руководителей кружков;
  • Защита творческих работ, рефератов, проектов;

При этом ребёнок  может выбирать из уже существующего (предлагаемого) или стать инициатором нового дела. 

Третий этап можно считать результатом  сдачи творческого экзамена.

В процессе нахождения решения поставленных задач педагог регулирует деятельность обучающихся посредством «мягкого управления» через ориентацию на жизненный опыт обучающихся, помогает найти выход из  возникающих противоречий, анализирует причины ошибок и заблуждений школьников.

Например, результатом работы театрального кружка «В мире сказок» может быть  игра в спектакле. Обучающиеся делятся на группы и решают, в какой театральной постановке будут участвовать. D:\Алёна\Фото Елена Андреевна\Сказка\SAM_0328.JPGD:\Фото\Прощание с азбукой 2014\SAM_0348.JPG

Результатом творческого экзамена кружка «Инфознайки» может являться самостоятельное составление презентации  с использованием арт текстов, картинок, эффектов анимации, гиперссылок.

Результатом творческого экзамена интеллектуального кружка «В мире шахмат» может быть круговой турнир, позволяющий выявить сильнейшего игрока - «гроссмейстера». C:\Users\Поначка\Desktop\для Ольги Александровны\фото кружки1\IMG_4381.JPGC:\Users\Поначка\Desktop\для Ольги Александровны\фото кружки1\IMG_4377.JPG

Большим успехом пользуется кружок   «Квилли – Твистинг». На этом кружке обучающиеся  создают   композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга, твистинга, также выполняют работы в других   техниках. C:\Users\Поначка\Desktop\нов фото\100PHOTO\SAM_2297.JPGC:\Users\History\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\image.jpgC:\Users\History\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG-20161219-WA0008.jpg

C:\Users\Поначка\Desktop\нов фото\100PHOTO\SAM_2272.JPG

Зачётом творческих экзаменов может  являться  и результативное  участие детей в различных районных и региональных конкурсах, выставках.  

C:\Users\Поначка\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\image (3).jpgC:\Users\716B~1\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.442\image (4).jpgC:\Users\History\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG-20161219-WA0005.jpg

В заключении хочется сказать, что творческий экзамен можно осуществлять не только во внеурочной деятельности, но и в учебном процессе. Работа над проектом, с точки зрения обучающегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или индивидуально, максимально используя свои возможности. Эта деятельность позволяет ребятам  проявить себя, попробовать свои силы, применить свои знания на практике и показать достигнутый результат развития творческих способностей. А самое главное, обучающиеся должны получить удовлетворение от результатов своего труда, чувствовать атмосферу праздника от того, что они доставили радость окружающим.

Литература

  1. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. – М.: Просвещение. 2008г. 
  2. Захарова О. А. Подготовка учащихся начальной школы к экзаменам в условиях ФГОС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 19. – С. 279–283. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56301.htm.
  3. Баженова Е. В. Инновационная образовательная модель внеурочной деятельности "Всему учит детство" // Дополнительное образование и воспитание. - 2013. - № 4.
  4. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя - М.: Просвещение, 2011. – 192 с. – (Работаем по новым стандартам).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческих способностей учащихся - одна из форм профессиональной самореализации педагога"

Модульное обобщение опыта.  Главная задача начальной школы - обеспечить развитие личности источниками полноценного развития ребенка. Здесь выступают два вида деятельности. Во-первых, любой ребенок раз...

Развитие творческих способностей учащихся-одна из форм профессиональной самореализации воспитателя ГПД

Статья отображает актуальность данной темы, новизну .Какие воспитатель ставит себе задачи,чтобы учащиеся сумели развить свои творческие способности , теоритической базе данной проблемы,о продуктивност...

ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ ОДАРЁННОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ I ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СТУПЕНИ» КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Учебный процесс в общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются.  И поэтому, все  личностные и социальные ...

Коллективно творческая деятельность детей как одна из форм сохранения психологического комфорта в школе

Опыт работы педагога-психолога Будаевой Е. В.«Психологический комфорт в школе. Как его достичь»…Из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в ней человека. Школа хороша, если...

Творческий отчёт на тему : "Краеведение как одна из форм патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

Данная работа является опытом работы по краеведению. Отчёт содержит планирование материала по краеведению в разных возрастных группах....

Коллективные творческие дела как одна из форм самоуправления.

КТД « Ты можешь всё!»Цель: способствовать процессам самораскрытия, самоанализа, самовыражения личности учеников; помочь учащимся понять, что люди неоднозначны и их возможности безграничны....

Доклад "Внеурочная деятельность-основа развития познавательных и творческих способностей школьников, одна из форм профилактики правонарушений учащихся"

Внеурочная деятельность-основа развития познавательных и творческих способностей школьников, одна из форм профилактики правонарушений учащихся...