Проблемы преемственности I и II ступеней обучения…
статья
Актуальность проблемы преемственности особо остро ощущается при переходе выпускников начальной школы в 5-й класс. В этот период из-за смены структуры и содержания обучения у детей происходят изменения психологического и деятельностного характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_preemstvennosti_i_i_ii_stupeney_obucheniya.docx | 318.33 КБ |
preemstvennost.pptx | 451.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
к педсовету № 4
01.11. 2016г.
Докладчик: Рихтер Е.А.
Содокладчик: Дёмина Е. М.
Работа по преемственности между начальной и основной школой.
Проблемы преемственности I и II ступеней обучения…
Актуальность проблемы преемственности особо остро ощущается при переходе выпускников начальной школы в 5-й класс. В этот период из-за смены структуры и содержания обучения у детей происходят изменения психологического и деятельностного характера:
- возрастает состояние стресса;
- кабинетная система и много учителей-предметников;
- сложность адаптации к учителям;
- переутомление;
- многообразие и отличие приемов работы на уроке;
- отсутствие единства требований.
К концу младшего школьного возраста у обучающихся должны быть сформированы такие новообразования как произвольность и способность к саморегуляции. Уровень развития детей далеко не одинаков: у одних он соответствует условиям успешного обучения в дальнейшем, у других едва достигает допустимого предела.
При переходе от начальной школы к средней происходит качественное изменение учебной деятельности. В начальной школе ученик обучался чтению, в средней школе он читает для обучения. От обучающихся требуется самостоятельность в организации своего обучения. Самообразование определяется как приобретение новых знаний, идей и опыта с помощью информационных или художественных текстов. Для успешного продолжения образования после завершения I ступени школы выпускники должны не только обладать необходимой системой знаний и умений, но и быть заинтересованными в получении дальнейшего образования, а также уметь организовывать собственное обучение.
Становление умения учиться самостоятельно происходит в возрасте от 10 до 15 лет. Международная ассоциация по оценке учебных достижений циклично проводит мониторинговое исследование «Изучение качества чтения и понимания текста» PIRLS (один раз в пять лет) и PISA (один раз в три года)
Целью участия нашей страны в исследовании PIRLS было получить ответы на ряд вопросов:
• Насколько хорошо читают российские выпускники начальной школы по сравнению со своими сверстниками в других странах?
• Какими уровнями читательской грамотности владеют российские школьники?
• Произошли ли какие-либо изменения по сравнению с 2006 годом?
• Любят ли читать учащиеся четвертого класса?
• Как семья способствует развитию грамотности?
• Как на сегодняшний день организован процесс обучения чтению в школах нашей страны?
• Имеет ли процесс обучения чтению в России особенности по сравнению с другими странами и, если да, в чем заключаются эти особенности? Отличаются ли методы обучения, которые используют наши учителя в начальной школе, от методов, используемых учителями в других странах?
В исследовании оцениваются два вида чтения, которые чаще других используются учащимися во время учебных занятий и вне школы:
- чтение с целью приобретения читательского литературного опыта;
- чтение с целью освоения и использования информации.
В России в исследовании PIRLS-2011 участвовал 4461 выпускник начальной школы из 202 общеобразовательных учреждений 42 регионов страны.
Объектом исследования PISA являются образовательные достижения учащихся 15-летнего возраста. Исследование образовательных достижений обучающихся проводится по трем основным направлениям: «грамотность чтения», «математическая грамотность» и «естественнонаучная грамотность». Особое внимание уделяется оценке овладения учащимися общеучебными и интеллектуальными умениями.
Сравнение данных тестов показало, что с возрастом результаты российских школьников ухудшаются.
К 9‑му классу интенсивность чтения снижается, у школьников формируется устойчивое отношение к чтению как к принудительному и скучному занятию, которое им не нужно.
Результаты международных и российских исследований подтверждаются и данными школьного мониторинга качества образования.
Сравнительный анализ качества знания
Сравнительный анализ СОУ
Известно, что к началу подросткового возраста учебная деятельность теряет свое ведущее значение в психологическом развитии обучающихся. Но она продолжает оставаться основной деятельностью школьников.
Недостаточная предметная подготовка обучающихся это один из важных факторов снижения успеваемости обучающихся. Но не последнюю роль в снижении успеваемости играет взаимоотношение учитель – ученик.
Психологи утверждают, что для обучающихся начальной школы личностно значимой является оценка учителя, тогда как в среднем звене значимой становится оценка товарищей по классу, их сверстников. Ученик начальной школы привык, что результаты его учения оценивал всегда один человек, привык к критериям этой оценки. В среднем звене оценивающих становится много и подчас они выносят суровые оценки. В результате возникающие внутренние противоречия склоняют многих подростков руководствоваться прежними критериями и оценками своих действий, в чем учащиеся находят поддержку у своих одноклассников. В итоге эти дети испытывают стресс. Необходимо обратить особое внимание не только на взаимоотношения учитель – ученик, но и на взаимодействия учителей начальной и средней школы.
Для того, чтобы обеспечить детям максимально благоприятные условия для успешного продолжения образования в среднем звене, организацию работы по преемственности обучения нужно начать, когда дети учатся еще в третьем классе. Учителями математики совместно со старшеклассниками в конце первого полугодия можно проверить знания таблицы умножения. Вышеназванная форма проведения контроля нравится школьникам: в роли учителей выступают старшеклассники, среди проверяющих встречаются их старшие сестры и братья, что снимает страх, напряжение, вызывает желание показать свои знания, проявить себя. Ребенок чувствует внутреннюю ответственность за себя и «болеет» за класс. Несколько углубляется содержание работы по преемственности с выпускными классами. С целью обеспечения реального единства педагогических требований к ее организации нужно привлечь педагогов среднего звена.
Методическими объединениями учителей русского языка и математики совместно с учителями начальных классов должны выделяться основные умения и навыки по предметам, которые наиболее полно обеспечивают преемственную связь.
Желательно составить график совместного диагностирования, который будет реализоваться в течение года. Все контрольные срезы должны анализироваться в динамике, итоги обсуждаться на заседаниях методических объединений, совещаниях и педсоветах.
Немаловажную роль играет взаимопосещение уроков. На этих уроках педагоги среднего звена заранее смогут познакомиться с детьми, с которыми им предстоит работать, использовать в своей практике наблюдаемые приемы учителей, учитывать стиль взаимоотношений.
Решению проблемы преемственности обучения может способствовать и привлечение учителей средней школы к проведению уроков математики, русского языка и окружающего мира в 4-м классе.
Таким образом, обучающиеся, не потеряв своего учителя, приобретают опыт взаимодействия с еще одним партнером по учебной деятельности, получая возможность сравнения и сопоставления. В результате, в условиях постепенного перехода к новым типам обучения максимально снижается дискомфорт обучающихся.
Школьная неуспешность оказывает сильное влияние на эмоциональную сферу ребенка: растет агрессивность, причиной всех неуспехов оказывается школа, возникают конфликты с учителями. Эмоциональное состояние детей передается их родителям, которые, несмотря на все разъяснения особенностей этого возраста, причину снижения успеваемости видят в работе учителей и школы. Падает удовлетворенность работой школы, а иногда родители высказываются предельно категорично: «Школа не учит».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
П ри переходе выпускников начальной школы в 5-й класс: возрастает состояние стресса; кабинетная система и много учителей-предметников ; сложность адаптации к учителям ; переутомление; многообразие и отличие приемов работы на уроке; отсутствие единства требований . У обучающихся должны быть сформированы такие новообразования как произвольность и способность к саморегуляции . П роисходит качественное изменение учебной деятельности.
PIRLS (один раз в пять лет) Цель участия нашей страны – ответить на вопросы: • Насколько хорошо читают российские выпускники начальной школы по сравнению со своими сверстниками в других странах? • Какими уровнями читательской грамотности владеют российские школьники? • Произошли ли какие-либо изменения по сравнению с 2006 годом? • Любят ли читать обучающиеся четвертого класса? • Как семья способствует развитию грамотности? • Как на сегодняшний день организован процесс обучения чтению в школах нашей страны? • Имеет ли процесс обучения чтению в России особенности по сравнению с другими странами и, если да, в чем заключаются эти особенности? Отличаются ли методы обучения, которые используют наши учителя в начальной школе, от методов, используемых учителями в других странах?
В России в исследовании PIRLS-2011 участвовал 4461 выпускник начальной школы из 202 общеобразовательных учреждений 42 регионов.
PISA – 2012 (один раз в три года) Исследование образовательных достижений обучающихся проводится по трем основным направлениям: «грамотность чтения», «математическая грамотность» и «естественнонаучная грамотность».
Сравнительный анализ качества знаний
Сравнительный анализ СОУ
Достижения обучающихся начальной школы: В районной метапредметной олимпиаде Зозуля Татьяна (4 кл .) получила диплом I степени (Кулеш И.В.) Районная олимпиада для обучающихся 3 классов «Турнир юных талантов – 2016» по русскому языку Малышева Милена заняла 2 место, Бурмистрова Анастасия по литературному чтению стала победителем (учитель Рихтер Е.А.). В районном конкурсе «Безопасное колесо – 2016» команда нашей школы (обучающиеся 4 класса Б) заняла общекомандное первое место.
В конкурсе детских рисунков и других художественных работ по мотивам произведений А.С. Пушкина, который проводился Комитетом Адыгейского республиканского отделения политической партии «Коммунистическая партия РФ». Туров Максим (3 А класс, Бабкова В.И.) и Янковский Сергей (2А класс, Воронина Т.И.) стали лауреатами конкурса, Бурмистрова Анастасия (3 класс Б, Рихтер Е.А) стала победителем этого конкурса. Леонова Маргарита (1А, Каплуновская А.А.) участвовала в Республиканском конкурсе детского и юношеского творчества «Прикладных дел мастера», получила диплом I степени
Д ля обучающихся начальной школы личностно значимой является оценка учителя , тогда как в среднем звене значимой становится оценка товарищей по классу, их сверстников . Решению проблемы преемственности обучения может способствовать и привлечение учителей средней школы к проведению уроков математики, русского языка и окружающего мира в 4-м классе.
Д ля обучающихся личностно значимой является: Решению проблемы преемственности обучения может способствовать и привлечение учителей средней школы к проведению уроков математики, русского языка и окружающего мира в 4-м классе. в начальной школе - оценка учителя в среднем звене - оценка товарищей по классу, их сверстников .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема преемственности между ступенями дошкольного и школьного образования
Проблема преемственности между ступенями дошкольного и школьного образования....
«Проблемы преемственности между ступенями общеобразовательной школы»
Родительское собрание...
«Проблемы преемственности и адаптации школьников на II ступени обучения»
Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. В п...
Психологические проблемы преемственности в обучении в начальной школе и школе второй ступени
Переход на вторую ступень обучения (начиная с пятого класса) был всегда сопряжен с падением успеваемости и появлением проблем в учебе у многих школьников. Лишь незначительная часть отличников и «...
Проблема преемственности в обучении, воспитании и развитии обучающихся на разных ступенях образования
В школьные годы ребенок переживает несколько переходных периодов, требующих от него приспособления к новым условиям. При переходе из одной ступени обучения в другую...
Проблема преемственности в обучении на разных ступенях образования
Статья предназначена воспитателям ДОУ, учителям начальной и средней школы....
Анализ образовательных программ "Школа России". Возможности УМК "Школа России". Преемственность между начальной ступенью обучения и основной школой в условиях введения ФГОС.
"Школа Росcии" - это учебно-методический комплект для 4-летней начальной школы. Научный руководитель комплекта - Андрей Анатольевич Плешаков, к...