Орфографический режим в начальной школе.
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Машкова Светлана Викторовна

Метоическая разработка "Орфографический режим в начальной школе" содержит основные требования к орфографическому режиму учащихся начальных классов. Эти рекомендации могут стать справочником для педагогов-молодых специалистов, и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orfograficheskiy_rezhim_v_nachalnoy_shkole_mboushkola32.docx44.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №32»

г. Нижний Новгород

 

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

_____        / Пичугина О.М.        

Протокол №____        от

«___» _________        2019 г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя

_____        /Титова  Н.А.        

«___» _________        2019 г.

ЕДИНЫЙ ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ РЕЖИМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Автор - составитель:

 Машкова Светлана Викторовна,

 учитель начальных классов 1 категории

2019 год

 

  1. Общие требования к тетрадям. Оформление титульного листа.
  1. Требования к прописям и тетрадям по письму  в узкую линейку для 1 класса:

В тетрадях должно быть 12листов. На обложке тетради надпись выглядит следующим образом:

ТЕТРАДЬ

для работ по письму

ученика(цы) 1 класса А

МБОУ школы №32

Иванова(ой) Николая(Галины)

Прописи и тетради в 1 классе  целесообразно подписывать синей пастой печатными буквами для лучшей ориентировки учащихся. Возможны печатные наклейки с черным шрифтом по усмотрению учителя.  На страницах  тетрадей обязательно должны быть стандартные поля и наклонные ориентировочные линии . Нецелесообразно использование тетрадей с частой наклонной разлиновкой. Наклонные линии должны быть расположены через 4-5 см. Поля  рекомендуются красные. При отсутствии полей – требуется обязательно начертить их по линейке простым карандашом или красной ручкой, отступив от края страницы расстояние, равное стандартным «фабричным» полям.   Прописи и тетради обязательно должны быть в обложке. Основные записи ведутся ТОЛЬКО СИНИМИ ЧЕРНИЛАМИ. С учетом индивидуальных психологических особенностей учащихся учитель может организовать в 1 четверти 1 класса работу в тетрадях простым карандашом с постепенным переходом к письму ручкой. При необходимости выделение и подчеркивание допустимо зеленой, красной, черной пастой.

  1. Общие требования к тетрадям для классных и домашних работ в широкую линейку и клетку:

Используются тонкие  тетради 12 или 18листов. По математике с 1 класса используются тетради в обычную клетку. Переход к тетрадям  в широкую линейку осуществляется во 2 классе постепенно с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Предварительно необходимо с 1 четверти 2 класса регулярно проводить минутки чистописания в  тетрадях с широкой линейкой. На обложке тетради надпись выглядит следующим образом:

ТЕТРАДЬ

для работ по письму

ученика(цы) 1 класса А

МБОУ школы №32

Иванова(ой) Николая(Галины)

На страницах  тетрадей обязательно должны быть  поля. Поля  рекомендуются красные. При отсутствии полей – требуется обязательно начертить их по линейке простым карандашом или красной ручкой, отступив от внешнего края страницы 4 полных клетки (математика) или расстояние, равное стандартным «фабричным» полям (русский язык).Тетради обязательно должны быть в обложке.

  1. Русский  язык.

  1. Оформление текущих работ.

Между записью классной и домашней работы пропускаются две пустые строки вниз. В пределах одной работы строки не пропускаются. Число пишется цифрой в 1и2 классе. Запись числа словом  следует начинать с 1 четверти 3 класса или позже по усмотрению учителя. К 4 четверти 3 класса  запись числа словами должна быть отработана обязательно. Число пишется с заглавной буквы в именительном падеже. Запись числа заканчивается точкой. На следующей строке записываются слова, обозначающие виды работы (классная или домашняя) с заглавной буквы в именительном падеже. После записи вида работы ставится точка. На третьей строке по усмотрению учителя в 3-4  классе возможна запись дня недели в скобках с целью отработки соответствующей темы по словарю «Дни недели».

По объему домашняя работа должна быть меньше классной. Новый вид упражнения пишется с «красной строки». Слово «Упражнение» не пишется. При выполнении заданий из учебника ставится номер соответствующего задания слева цифрами с точкой внизу справа от цифр. Знак «№» не ставится.

В словарной работе или при записи ряда слов запись начинается с «красной строки» с заглавной буквы. В конце записи ставится точка.

Нужные слова и буквы подчеркиваются только карандашом (хорошо отточенным). Все нужные линии проводятся также простым карандашом. При необходимости, в соответствии с заданием, цветным. (хорошо отточенным).  Длинную линию нужно чертить по линейке. Все надписи (части речи, грамматические признаки) выполняются по усмотрению учителя ручкой либо карандашом (хорошо отточенным)..

Используются следующие сокращения:

«существительное» - сущ.

«глагол» - гл.

«прилагательное» - прил..

«предлог»- пр.

«наречие» - н.

«местоимение» - м.

«союз» - с.

При фонетическом разборе принимаются следующие сокращения:

«звук» -зв.

«слог» - сл.

«буква» - б.

«гласный» - гл.

«ударный» - уд.

«безударный» - безуд.

«согласный» - согл.

«звонкий» - звон.

«глухой» - глух.

«твёрдый» - тв.

«мягкий» - мягк.

«парный» - парн.

«непарный» - непарн.

ОБРАЗЕЦ:

 пальто – 2сл.

П  \п\  согл., глух., тв., парн.

А \а\ гл. , безуд.

Л \л. \ согл. , звон. , мягк., непарн.

Ь --

Т \ т\ согл., глух., тв., парн.

О \о\  гл. , уд.

6б.   5зв.

Разбор слова по составу  выполняется только карандашом.

Запись падежей выполняется в сокращении до одной буквы(письменные или печатные на усмотрение учителя).. Название падежа-заглавная буква. Слово «падеж» -строчная буква. После каждой буквы ставится точка.

ОБРАЗЕЦ: Д.п. - дательный падеж

Запись склонения и спряжения: склонение пишется арабской цифрой с сокращением «скл.». спряжение – римскими цифрами без букв.

ОБРАЗЕЦ:  2 скл. - второе склонение, II  - второе спряжение.

Род, число, лицо записываются следующим образом:

м.р.  – мужской род

ж.р. – женский род

с.р.- средний род

ед.ч. –единственное число

мн.ч. – множественное число

1л. – первое лицо

2л. – второе лицо

3л. – третье лицо

НЕРЯШЛИВЫЕ записи учитель вправе оценить, как общее впечатление от работы, снизив оценку за нарушение орфографического режима.

  1. Оформление контрольных работ по русскому языку.
  1. Оформление контрольных работ по русскому языку в тетрадях.

.

В тетрадях контрольные работы записываются в следующем порядке:

Число (см. общие требования)

Вид работы – пишется в середине строки с заглавной буквы, в конце записи ставится точка.

Запись текста  начинается с красной строки. В пределах текста строки вниз не пропускаются. Между текстом и грамматическим заданием пропускается две строки для оценки учителя. Далее пишется номер варианта в середине строки.

ОБРАЗЕЦ: 1 вариант ( или 1в.) в зависимости от особенностей класса.

 Каждое следующее грамматическое задание пишется с новой строки с заглавной буквы. Между грамматическими заданиями и в пределах каждого задания недопустимы  пропуски строк.

Между работами пропускается две рабочих строки.

После каждой работы обязательно выполняется работа над ошибками. На усмотрение учителя работа над ошибками может быть выполнена в рабочих тетрадях.

  1. Оформление контрольных работ по русскому языку на двойных листах.

При оформлении контрольных работ на листах титульный лист оформляется следующим образом:

Контрольная работа

по  русскому языку

ученицы 2 класса А

Ивановой Марии.

На листах в узкую линейку от верхнего края отступается 4 узких строки.

Запись заголовка начинается на 5-й строке.

На листах в широкую линейку запись заголовка начинается с 9-й строки (считая верхнюю).

От левого края(линии сгиба листа) отступается расстояние, равное 3см.

Далее на левой странице разворота с первой рабочей строки пишется число, месяц, вид работы, текст работы(см.раздел 2.2.1.)

Грамматическое задание пишется через две строки от текста работы9 в узкую линейку – через одну рабочую строку). Указывается вариант в середине строки.(см.раздел 2.2.1.)

Если  работа выполняется на листе со штампом, на штампе пишется число и месяц. Вниз от штампа отступается 2 строки и пишется заголовок(см. выше).

На левой странице разворота пишется число, вид работы, текст рабоы. Далее пишется номер варианта и грамматическое задание.(см. раздел 2.2.1.)

  1. Математика.

3.1  Оформление текущих работ.

  1. Общие требования.

От верхнего края страницы отступается две пустых клетки. Запись начинается с третьей клетки. Между классной и домашней работой пропускается вниз 4 пустых клетки. Работа начинается с записи числа и вида работы. Число записывается в середине строки цифрой, месяц - словом письменными буквами в родительном падеже. В 1 классе 1 четверти число не записывается. Со 2 четверти пишется цифра и первая буква месяца с точкой. Между последней цифрой и буквой пропускается 1 клетка вправо.

ОБРАЗЕЦ: 12 н. – 12 ноября.

Между строками вниз пропускается 1 пустая клетка. На следующей строке со 2 класса  пишется вид работы( «Классная работа» или «Домашняя работа») письменными буквами в середине строки. После слова «работа» ставится точка. Запись заглавных букв второй строки следует сдвигать влево на 3-4 клетки от записи числа.

От записи вида работы вниз пропускается 2 клетки и 2 клетки от левого края страницы. Начинается запись текста самой работы. При выполнении заданий из учебника ставится номер соответствующего задания слева цифрами с точкой в правом нижнем углу клетки. Знак «№» не ставится.

Слова «Примеры», «Неравенства», «Уравнения» не пишутся.

Между разными заданиями пропускается вниз 2 пустых клетки.

Между строками в пределах 1 задания вниз пропускается 1 клетка.

Если для записи не хватило одной строки-запись переносится на другую рабочую строку, пропуская пустую строку вниз. НЕДОПУСТИМЫ записи строк  на каждой клетке без пропуска пустой строки вниз.

3.1.2.Запись задач.

Слово «Задача» пишется с заглавной буквы в середине строки. Справа от слова «Задача» ставится номер (при наличии).После цифры номера – точка в правом нижнем углу клетки. При решении нескольких задач под одним номером – допустима запись номера один раз. Между задачами пропускается две клетки.

В записи задач условие пишется после слова «Задача» на следующей строке. Далее пишется решение и ответ. Действия и ответ  располагаются в столбик. НЕДОПУСТИМО располагать действия рядом в два столбика. Либо писать ответ справа от записи действий.

Таблицы чертятся простым карандашом по линейке. Записи в таблице выполняются ручкой, линии – простым карандашом.

При решении задачи по действиям – ОБЯЗАТЕЛЬНО пояснение  к каждому действию и краткий ответ, либо пояснение ко всем действиям, кроме последнего и полный ответ. Вариант записи учитель выбирает на свое усмотрение и придерживается этого варианта при работе с классом.

При решении задачи выражением – пишется выражение с наименованием. Наименование -  сокращенное слово до первой согласной буквы с точкой. НЕДОПУСТИМЫ НАИМЕНОВАНИЯ (и.), (го.) и.т.п.   Далее – полный ответ. Пояснение не пишется.

Слов «Ответ»пишется с новой строки с заглавной буквы, далее ставится двоеточие и следующее слово начинается со строчной буквы. В записи ответа допустимы общепринятые сокращения единиц измерения длины, массы, площади и.т.д. в том случае, если сокращение пишется СРАЗУ ЖЕ после цифры. После сокращения точка НЕ СТАВИТСЯ.

ПРИНИМАЮТСЯ СОКРАЩЕНИЯ:

мм (миллиметр)

см  (сантиметр)

м (метр)

км (километр)

 г (грамм)

кг (килограмм)

ц (центнер)

т (тонна)

S (площадь)

Р (периметр)

га (гектар)

S (расстояние)

V (скорость)

 t (время)

а (ар)

Единицы площади: см2, м2, км2.

При записи именованных чисел между цифрами  и буквами клетки не пропускаются.

ОБРАЗЕЦ:  1 га,   2 см

3.1.3.Геометрические задания.

Чертежи выполняются по линейке простым (при необходимости цветным) карандашом. Рисунки простым или цветным карандашом(при необходимости). Использование фломастеров НЕДОПУСТИМО. Надписи к чертежам выполняются синей ручкой. Если в задании необходимы вычисления – ставится номер задания, вправо пропускается 2 клетки и выполняется чертеж. Далее- вниз пропускается 1(одна) клетка, и выполняются вычисления с наименованием синей ручкой. На следующей строке после решения пишется ответ. Если написаны пояснения к действиям, допустимо отсутствие строки «Ответ». Если требуется два чертежа – выполняется работа с одним чертежом, включая решение, далее – вниз пропускается 2 клетки и выполняется следующий чертеж. При необходимости – с решением НИЖЕ  чертежа.

Если требуется сделать рядом два чертежа – от первого чертежа пропускается вправо две клетки.

3.1.4. Числовые выражения.

При работе с  числовыми выражениями вправо между примерами и столбиками примеров пропускается 3 клетки. Записи должны соответствовать образцу, данному в учебнике. Слово «Проверка» пишется письменными буквами с заглавной буквы. На усмотрение учителя целое слово заменяется одной буквой «П.» Слова «Верно» или «Неверно» пишутся письменным шрифтом с заглавной буквы. При необходимости допустимы сокращения:

Верно – В.

Неверно – Н.

При записи числовых выражений, уравнений, неравенств между цифрами одного числа клетка вправо не пропускается. Каждая цифра пишется в следующей клетке. Между числом и знаком действия или «Равно»  клетка вправо также не пропускается. Переносить примеры на другую строку целесообразно  с помощью арифметического знака.

При решении примеров в несколько действий ОБЯЗАТЕЛЬНА постановка номеров действий над арифметическими знаками и решение каждого действия отдельно. Действия в числовых выражениях с  письменными приемами решаются в столбик.

ОБРАЗЕЦ.                                                    или

      2           1      3

350 : (65 – 15) + 85 =   92                      

  1. 65 – 15 = 50
  2. 350 : 50 -7
  3. 7 + 85 = 92      

              2         1      3

350:(65 – 15) + 85 =  92                      

1)50      2)  7      3)  92

При решении  примеров на хорошо изученные случаи устных вычислений в два действия допустимо не записывать отдельно действия, а только проставить номера действий и записать ответ.

В примерах с более, чем 3 действиями, с хорошо изученными устными случаями  вычислений, допустимо не записывать решение каждого действия, а указывать сокращенно только ответы к каждому действию.

При решении примеров столбиком - между числами в одном примере  клетка вниз не пропускается. Арифметический знак ставится между строками слева в соседней клетке.

Единицы пишутся под единицами, десятки под  десятками и.т.д. цифра каждого разряда пишется строго под цифрой этого же разряда. Между примерами вправо пропускается три клетки. Между столбиками вниз пропускается 2(две) клетки. Каждая цифра, а также каждый знак пишется в отдельной клетке. Надписи дополнительных точек и цифра 1(один) сверху первого числа пишутся ручкой.

В записи примеров на деление в столбик знак деления пишется РУЧКОЙ по линии клетки, следующей сразу же за последней цифрой делимого. Высота черты – 2(две) клетки. Длина черты соответствует количеству цифр в частном. Горизонтальная линия ведется слева направо по линии клеток, под строкой, на которой написаны делимое и делитель.

3.1.5. Неравенства.

Запись неравенства ведется в две строки с доказательством. Знак неравенства в доказательстве пишется строго под знаком неравенства в первой строке. Между строками пропускается одна клетка. Между числами и знаками «больше, меньше, равно» пустая клетка вправо не пропускается.

ОБРАЗЕЦ: 38 – 20  >  13 + 4

                             18  >  17

Если сравниваются именованные числа, то наименование должно быть на обеих строках обязательно. После наименования точка не ставится. Между буквами наименования  и знаками клетки не пропускаются.

ОБРАЗЕЦ:

1дм3см < 31см

      13см <31см

3.1.6. Уравнения.

Запись уравнения ведется в столбик. Используется 5 строк.

уравнение

решение

ответ

проверка

доказательство

Целесообразно объяснять учащимся шаги решения уравнения теми же терминами.

Между строками пропускается 1 клетка. Запись каждого шага решения на отдельной строке. НЕ ДОПУСКАЮТСЯ записи одного уравнения в два столбика. Два знака = «равно» на одной строке НЕ ДОПУСКАЮТСЯ. Между цифрами и знаками пропуск клеток НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.

Проверка выполняется в две строки с доказательством. Учителю следует ориентироваться на образец записи в учебнике. Знак = «равно» в доказательстве располагается строго под знаком = «равно» в проверке. Корень уравнения ПОДЧЕРКИВАЕТСЯ простым карандашом по линейке.

Начало каждой строки на одинаковом расстоянии от края страницы. Слева от края пропускается две клетки(см. раздел «Общие требования»)

ОБРАЗЕЦ:

12 – х = 7      

Х=12-7            

Х=5                   

12-5=7            

      7=7

В уравнениях с многозначными числами вычисления выполняются справа от записи уравнения в столбик. Между записью уравнения и письменными вычислениями пропуск 4 клетки.

3.1.7. Исправления.

Если необходимо ИСПРАВЛЕНИЕ, цифра или буква аккуратно зачеркивается карандашом слева направо по диагонали одной чертой. Сверху в пустой строке пишется правильное число (буква) ручкой. Учитывая индивидуальные особенности детей,  допускается запись исправления простым карандашом(хорошо отточенным). Допустимо переписывание неверно выполненного  задания.

НЕРЯШЛИВЫЕ записи учитель вправе оценить, как общее впечатление от работы, снизив оценку за нарушение орфографического режима (в соответствии с Письмом Министерства образования от 19 ноября 1998 года N 1561/14-15

Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе)

3.2. Оформление контрольных работ по математике.

3.2.1.   Оформление контрольных работ по математике в тетради

На первой рабочей строке в середине пишется число. Середина – отступ от левого края страницы примерно 8 клеток. Запись начинать в девятой клетке.

На второй рабочей строке – запись номера варианта. Начало записи строго под первой цифрой числа. В зависимости от класса, можно использовать сокращение: 1 в.

ОБРАЗЕЦ:

 1 вариант.

На третьей рабочей  строке пишется текст работы. Номера заданий ставятся по порядку от 1 до 6. Между заданиями пропускается две клетки.

Контрольные работы в тетради оформляются в соответствии с требованиями к текущим работам в тетради. Между работами пропускается 4 клетки. После каждой работы обязательно выполняется работа над ошибками. На усмотрение учителя работа над ошибками может быть выполнена в рабочих тетрадях.

3.2.2. Оформление контрольных работ по математике на двойных листах.

При оформлении контрольных работ на листах титульный лист оформляется следующим образом:

Контрольная работа

по  математике

ученицы 2 класса А

Ивановой Марии.

 От левого края отступается 6 клеток. Запись начинается с 7-й клетки. Сверху отступается 10 клеток. Запись начинается с 11-й клетки.

Если работа выполняется на листе со штампом, число и месяц ставится на штампе. От штампа вниз отступается две клетки и пишется заголовок(см.выше).

Число и месяц на второй странице (левой странице разворота) не указывается.  Запись начинается с 3-й клетки сверху.

Пишется номер варианта(начало записи в 7-й клетке слева), далее через 1 клетку слово «вариант», после «т» ставится точка. В зависимости от класса, можно использовать сокращение: 1 в.

ОБРАЗЕЦ:

 1 вариант.

Контрольная работа далее оформляется в соответствии с требованиями к текущим работам в тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Единый орфографический режим в начальной школе

порядок ведения и оформления тетрадей...

Единый орфографический режим в начальной школе.

Методические рекомендации по оформлению тетрадей, ведению дневника и классного журнала. Количество контрольных работ и критерии оценок....

"Единый орфографический режим в начальной школе"

Данный материал содержит требования к единому оформлению учебных тетрадей и школьных дневников в начальной школе....

Единый орфографический режим в начальной школе

Статья содержит все требования к ведению тетрадей по математике и русскому языку, ведению дневников, классного журнала....

Орфографический режим в начальной школе

Как подписывать и оформлять классную и домашнюю работу. Этот материал поможет в работе начинающим учителям начальной школы, методическим объединениям, а также родителям....

Единый орфографический режим в начальной школе.

Данный  материал для  учителей  начальных  классов( порядок  ведения  тетрадей)....

Единый орфографический режим в начальной школе.

Единый орфографический режим в начальной школе....