Игра как метод обучения детей младшего школьного возраста
статья

Киргизова Светлана  Александровна

Применение метода игры для развития учеников, которые обучаются по УМК "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_kak_metod_obucheniya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игра как метод обучения

Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.

Игру как метод обучения и воспитания, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
  • в качестве технологии урока (занятия) или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • как технология внеклассной работы (игры типа "Зарница", "Орленок", КТД и др.).

Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависит от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

Виды педагогических игр

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности:

  • на физические (двигательные),
  • интеллектуальные (умственные),
  • трудовые,
  • социальные
  • психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
  • познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие;
  • репродуктивные, продуктивные, творческие;
  • коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Три большие группы составляют:

  • игры с готовыми "жесткими" правилами;
  • игры "вольные", правила которых устанавливаются по ходу игровых действий;
  • игры, которые сочетают и свободную игровую стихию, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по ее ходу.


По содержанию игры с готовыми правилами различают:

все предметные (математические, химические и т.д.),

спортивные,

подвижные,

интеллектуальные (дидактические),

строительные и технические,

музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные),

лечебные,

коррекционные (психологические игры-упражнения),

шуточные (забавы, развлечения),

ритуально-обрядовые и др.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с разными средствами передвижения.

И, наконец, по форме (форма есть способ существования и выражения содержания) можно выделить в самостоятельные типовые группы следующие игры: игры-празднества, игровые праздники; игровой фольклор; театральные игровые действия; игровые тренинги и упражнения; игровые анкеты, вопросники, тесты; эстрадные игровые импровизации; соревнования, состязания, противоборства, соперничества; конкурсы, эстафеты, старты; свадебные обряды, игровые обычаи; мистификации, розыгрыши, сюрпризы; карнавалы, маскарады; игровые аукционы и т.д.

Игровые технологии в младшем школьном возрасте

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры.

В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане. Ребята действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр - по логике разыгрываемой роли, в имитационно-моделирующих играх наряду с ролевой позицией действуют "правила" имитируемой реальности).

Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия. Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия.

В арсенале педагогики начальной школы содержатся игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счету, и игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования; во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умения выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать учебные элементы. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка как метод обучения детей младшего школьного возраста.

Предлагается механизм самостоятельной творческой работы учителя и учащихся  со сказкой в целях гармоничного развития детей. Нетрадиционно, творчески преобразовывать ход повествования, придумывать...

Использование ассоциативного метода на уроках русского языка в обучении детей младшего школьного возраста

В  статье предложены примеры практического использования ассоциативного метода, нацеленных на запоминание младшими школьниками орфограмм и правил русского языка...

Сказка как метод обучения детей младшего школьного возраста. Опубликовано в печатном издании "Педагогика и образование" часть 5. 2018 г.

В статье описывается методика использования сказки на уроках для активизации познавательной активности учащихся подготовительного и 1 классов. Умелое применение текстов сказок позволяет сделать урок я...

Игры-сотрудничества в гуманистическом процессе воспитания и обучения детей младшего школьного возраста

В основе современной концепции воспитания детей заложен принцип гуманности и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных условиях социальных, экономических преобразований в стране пр...

Методы и приёмы коррекционно-развивающей работы при обучении детей младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития

Методы и приёмы коррекционно-развивающей работы при обучении детей младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

В настоящее время выявляется тенденция увеличения числа детей с расстройствами аутистического спектра это обуславливает актуальность и выбор данной темы. Главное отличие таких детей заключается в несп...