Проектный метод обучения
статья

Петренко Елена Анатольевна

Среди новых образовательных технологий в настоящее время широкое  распространение получил  проектный метод обучения, который используется на разных ступенях образования, начиная с начальной школы. Метод проектов позволяет формировать УУД  в комплексе.Целью организации исследовательской деятельности учащихся на уроке является формирование у них познавательной активности. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он незаменим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проектный метод обучения35 КБ

Предварительный просмотр:

Проектный метод обучения.

Среди новых образовательных технологий в настоящее время широкое  распространение получил  проектный метод обучения, который используется на разных ступенях образования, начиная с начальной школы. В настоящее время в связи с усилением направленности на организацию самостоятельной деятельности учащихся роль проектного метода обучения возросла.

Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Причины использования метода проектов:

  • Необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
  • Актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр.);
  • Актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;
  • Значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

Таким образом, метод проектов позволяет формировать УУД  в комплексе.

Самым же главным результатом проектов является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых встретились впервые, и надо не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а, получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий. Пройдя такую цепочку, ребёнок становится гораздо более уверенным в своих силах, у него исчезает страх перед неизвестными ранее делами, страх перед недостатком знаний – он учится учиться.

        Одновременно проектные работы детей представляют собой один из способов контроля учащихся, которому придаётся огромное значение в рамках учебного процесса, поскольку:

        - успешный самостоятельный творческий поиск является показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности;

        - знания проявляются в нестандартной, новой ситуации с использованием умений детей из разных образовательных областей;

        - выявляется уровень личностного отношения учащихся к учебному труду;

        - проявляется умение работать в коллективе и способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы;

  • детьми проявляется учебная инициатива и самостоятельность, происходит их становление как личностей, способных активно действовать в современной жизни.

Целью организации исследовательской деятельности

учащихся является формирование у них познавательной активности. Цель

может быть достигнута, если будут решены следующие задачи: развитие

логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и

письменной речи; умений обобщать и систематизировать информацию,

коммуникативных умений; формирование наблюдательности и внимания,

умений работы с художественными и научными текстами.

Начиная работу над проектом, взрослые не должны навязывать тему. Надо

дать учащимся возможность самим определиться с выбором. Возникает вопрос:  как научить их работать над проектом, особенно если речь идёт о целом классе, ничего им не объясняя? Как объяснить, что такое проект?

Для углубленного изучения выбранных тем были сформулированы

проблемы (с родителями и детьми проводились занятия по развитию умения  

формулировать проблемы) и выдвинуты   гипотезы. С учётом  гипотез были

определены цели, а также  поставлены задачи.

Таким образом, проектный метод представляет такой способ обучения, который, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Этот метод может найти применение на различных этапах обучения в работе с учащимися разных возрастных категорий и при работе с материалом различной сложности. Метод адаптируется к особенностям практически каждого учебного  предмета и в данном аспекте несёт в себе черты универсальности.

Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он незаменим.

Петренко Елена Анатольевна

МБОУ «СШ №22», г.Нижневартовск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Красная книга Краснодарского края (урок кубановедения 2 класс с использование проектного метода обучения)

В  ходе урока дети не только знакомятся с Красной книгой Краснодарского края, но благодаря использованию проектного метода обучения расширяют и углубляют свои  знания  о животных ...

Формирование учебно-познавательных компетенций через проектный метод обучения

Формирование учебно-познавательных компетенций через проектный метод обучения...

Проектный метод обучения на уроках окружающего мира.

Проектная- исследовательская  деятельность первоклассников в курсе "Окружающий мир" УМК "Планета Знаний"....

Проектный метод обучения младших школьников.

У учащихся метод проектов развивает культуру работы с информацией, исследовательские навыки, что поможет впоследствии успешнее адаптироваться к стремительно меняющимся условиям жизни.Какие основ...

Проектные методы обучения – как новая форма учебной деятельности в начальной школе

Работа над проектом рассматривается как одно из приближенных к естественным условиям формирования опыта продуктивной деятельности ученика....