Проектный метод обучения
статья
Среди новых образовательных технологий в настоящее время широкое распространение получил проектный метод обучения, который используется на разных ступенях образования, начиная с начальной школы. Метод проектов позволяет формировать УУД в комплексе.Целью организации исследовательской деятельности учащихся на уроке является формирование у них познавательной активности. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он незаменим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проектный метод обучения | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектный метод обучения.
Среди новых образовательных технологий в настоящее время широкое распространение получил проектный метод обучения, который используется на разных ступенях образования, начиная с начальной школы. В настоящее время в связи с усилением направленности на организацию самостоятельной деятельности учащихся роль проектного метода обучения возросла.
Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Причины использования метода проектов:
- Необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
- Актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр.);
- Актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;
- Значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
Таким образом, метод проектов позволяет формировать УУД в комплексе.
Самым же главным результатом проектов является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых встретились впервые, и надо не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а, получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий. Пройдя такую цепочку, ребёнок становится гораздо более уверенным в своих силах, у него исчезает страх перед неизвестными ранее делами, страх перед недостатком знаний – он учится учиться.
Одновременно проектные работы детей представляют собой один из способов контроля учащихся, которому придаётся огромное значение в рамках учебного процесса, поскольку:
- успешный самостоятельный творческий поиск является показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности;
- знания проявляются в нестандартной, новой ситуации с использованием умений детей из разных образовательных областей;
- выявляется уровень личностного отношения учащихся к учебному труду;
- проявляется умение работать в коллективе и способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы;
- детьми проявляется учебная инициатива и самостоятельность, происходит их становление как личностей, способных активно действовать в современной жизни.
Целью организации исследовательской деятельности
учащихся является формирование у них познавательной активности. Цель
может быть достигнута, если будут решены следующие задачи: развитие
логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и
письменной речи; умений обобщать и систематизировать информацию,
коммуникативных умений; формирование наблюдательности и внимания,
умений работы с художественными и научными текстами.
Начиная работу над проектом, взрослые не должны навязывать тему. Надо
дать учащимся возможность самим определиться с выбором. Возникает вопрос: как научить их работать над проектом, особенно если речь идёт о целом классе, ничего им не объясняя? Как объяснить, что такое проект?
Для углубленного изучения выбранных тем были сформулированы
проблемы (с родителями и детьми проводились занятия по развитию умения
формулировать проблемы) и выдвинуты гипотезы. С учётом гипотез были
определены цели, а также поставлены задачи.
Таким образом, проектный метод представляет такой способ обучения, который, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Этот метод может найти применение на различных этапах обучения в работе с учащимися разных возрастных категорий и при работе с материалом различной сложности. Метод адаптируется к особенностям практически каждого учебного предмета и в данном аспекте несёт в себе черты универсальности.
Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он незаменим.
Петренко Елена Анатольевна
МБОУ «СШ №22», г.Нижневартовск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектный метод обучения как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся
Представлен теоретический материал...
Красная книга Краснодарского края (урок кубановедения 2 класс с использование проектного метода обучения)
В ходе урока дети не только знакомятся с Красной книгой Краснодарского края, но благодаря использованию проектного метода обучения расширяют и углубляют свои знания о животных ...
Формирование учебно-познавательных компетенций через проектный метод обучения
Формирование учебно-познавательных компетенций через проектный метод обучения...
Проектный метод обучения на уроках окружающего мира.
Проектная- исследовательская деятельность первоклассников в курсе "Окружающий мир" УМК "Планета Знаний"....
Технология проектного метода обучения как средство реализации деятельностного подхода к образовательному процессу в начальной школе
Великая цель образования - это не знания, а действия” Г. Спенсер....
Проектный метод обучения младших школьников.
У учащихся метод проектов развивает культуру работы с информацией, исследовательские навыки, что поможет впоследствии успешнее адаптироваться к стремительно меняющимся условиям жизни.Какие основ...
Проектные методы обучения – как новая форма учебной деятельности в начальной школе
Работа над проектом рассматривается как одно из приближенных к естественным условиям формирования опыта продуктивной деятельности ученика....