Роль игры в жизни современных детей школьного возраста.
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Выступление на научно-практической конференции «Современные образовательные технологии как средство повышения качества образования в начальной школе» по теме "Рольигры в жизни современных деей школьного возраста", 03.12.2017 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_igry_v_zhizni_sovremennyh_detey_shkolnogo_vozrasta.docx | 199.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Кузнецовская основная общеобразовательная школа
городского округа Павловский Посад Московской области_____
142542, Московская область, г.о. Павловский Посад, д.Кузнецы, ул.Новая, д.14;
Телефон:(+849643)74-290; сайт: ppksoch.edumsko.ru; E-mail: moukuz@mail.ru
Выступление на региональной научно-практической конференции «Современные образовательные технологии как средство повышения качества образования в начальной школе»
Тема выступления: «Роль игры в жизни современных детей школьного возраста»
Подготовила: Осипова О.А,
учитель начальных классов
2107г
Роль игры в жизни современных детей школьного возраста.
Сегодня, как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Преобразование общеобразовательной и профессиональной школы нацеливает на использование всех возможностей, ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Далеко не все педагогические ресурсы используются в сфере воспитания и развития ребенка. К таким мало используемым средствам воспитания относится игра.
А между тем, педагогика и психология видят в игре такие важные особенности как: полифункциональность – возможность предоставить личности позицию субъекта деятельности вместо пассивного «потребителя» информации, крайне важные для эффективности учебно-воспитательного процесса.
Игра относится к косвенному методу воздействия: ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, является полноправным субъектом деятельности. Игра – это такое средство, где воспитание переходит в самовоспитание. Игра теснейшим образом связана с развитием личности, а именно в период её особенно интенсивного развития в детстве, оно приобретает особое значение.
Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании свойств и обогащении его внутреннего содержания. В ранние, дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в котором формируется его личность. Войдя в игру, раз за разом закрепляются соответствующие действия; играя, ребенок все лучше овладевает ими: игра становится для него своеобразной школой жизни. Ребенок играет не для того, чтобы приобрести подготовку к жизни, а приобретает подготовку к жизни, играя, потому что у него закономерно появляется потребность разыгрывать именно те действия, которые являются для него новоприобретенными, еще не ставшими привычками. В результате он в процессе игры развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности. Он играет, потому что развивается и развивается, потому что играет.
Игра-практика развития. Игра подготавливает детей к продолжению дела старшего поколения, формируя, развивая в нем способности и качества, необходимые для той деятельности, которую им в будущем предстоит выполнить.
В игре у ребенка формируется воображение, которое заключает в себе и отлет от действительности, и проникновение в неё. Способности к преобразованию действительности в образе и преобразованию её в действии, её изменению закладываются и подготавливаются в игровом действии, и в игре прокладывается путь от чувства к организованному действию и от действия к чувству. Словом, в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через неё формируются все стороны психической жизни личности в ролях, которые ребенок, играя, принимает на себя, расширяется, обогащается, углубляется сама личность ребенка.
В игре в той или иной мере формируется свойства, необходимые для учения в школе, обуславливающие готовность к обучению. На разных этапах развития детям свойственны разные игры в закономерном соответствии с общим характером данного этапа. Участвуя в развитии ребенка, игра сама развивается.
В своем выступлении я рассматриваю роль игры в жизни современного ребенка.
Теория игры (методологическая основа)
Игра – сложное социально-психическое явление уже потому, что это не возрастное явление, а личностное. Потребность личности в игре и способность включаться в игру характеризуется особым видением мира и не связаны с возрастом человека. Однако стремление к игре взрослых и детей имеют различные психологические основания.
Почему же люди, взрослея, перестают играть? Потребность в игре, вероятно, зависит от творческих возможностей личности. Ведь творчество обязательно связано с переживанием радости от самого процесса деятельности. В работах Л.С. Выготского показана возрастная тенденция к снижению стихийно возникающих игр. Как правило, у детей к подростковому возрасту свертывается интерес к творчеству, подросток начинает критично относиться к нему. «Такое же свертывание детской фантазии мы видим в том, что у ребенка пропадает интерес к наивным играм более раннего детства»
Однако ряд авторов (Д.Н. Узнадзе, Н.П. Аникеева, О.С. Газман) указывают, что получение удовольствия, радости, положительных эмоций также является одной из побудительных сил, порождающих игру. Взрослый человек, который уже совершил выбор одного из возможных жизненных путей, живет в сфере узкого канала воронки, а игра позволяет ему в условном плане прочувствовать другие возможные варианты жизни, не использованные в реальном плане.
Умение людей входить в игру влияет на эмоциональную атмосферу общения, создаёт настроение окружающим. Игра – это сложное социально-психологическое явление, при достаточно осознанном отношении она становится средством стрессового контроля, самообновления, самосовершенствования, преодоления внутреннего конфликта, а также стимулирования приподнятого настроения.
Почему же этим средством так редко пользуются взрослые? Почему игра считается преимуществом детства?
Как уже отмечалось выше, игра – это, прежде всего, процесс творческий. Но у многих складывается стереотип, что творчество – удел избранных, но Л.С. Выготский в своей работе «Воображение и творчество в детском возрасте», опровергает эту мысль. Если понимать творчество: «как необходимое условие существования, и всё, что выходит за пределы рутины, и в чем заключается хоть йота нового, все равно будет ли это созданное… какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства…». То легко заметить, что творческие процессы обнаруживаются во всей силе, как в самом раннем детстве, так и у взрослых людей. С возрастом люди получают массу возможностей воздействовать на мир, в то время как в детстве игра – доминирующий способ в силу недостаточной развитости, «взрослых» способов познания и действия. Но главное, пожалуй, в следующем. С детства люди привыкли слышать: «хватить играть, пора делом заняться». С детства лепится жесткий стереотип: игра – это то, что несерьёзно. Игра отождествляется с тем, что «легкомысленно», что «развлечение». И взрослые люди компенсируют отсутствие игры многозначительными хобби, погружением в созерцание телевизионных программ, играми по правилам (шахматы, карты), спортивным «болением» и т.п.
И еще одна немаловажная причина. Игра (как внешняя, так и внутренняя) требует определенных душевных усилий. Компенсирующие игру занятия и увлечения более легки для ощущения. Между тем, уже давно обнаружено, что игра не представляет собой чего-либо случайного, она неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы. Значение игры в социализации личности ребенка определяется тем, что детская игра рассматривается как форма включения ребенка в мир человеческих действий и отношений. Игра, возникающая на такой ступени развития, когда высокоразвитые формы труда делают невозможным непосредственное участие в нем ребенка, тогда как условия воспитания формируют у него стремление к совместной деятельности и жизни с взрослым. Процесс социализации есть неразрывное единство с естественной потребностью детского организма – развитии, осуществляемым через игру. Игра по своему происхождению и содержанию социальна. «Игра-эта такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности».
Классификация игр. Принято различать два основных типа игр:
- игры с фиксированными и открытыми правилами;
- игры со скрытыми правилами.
Примером игр первого типа является большинство познавательных, дидактических и подвижных игр, а также развивающих (интеллектуальных, музыкальных, игры-забавы, аттракционы). Ко второму типу относятся игры, в которых на основе жизненных или художественных впечатлений свободно и самостоятельно воспроизводятся социальные отношения или материальные объекты. Обычно выделяются такие типы игр:
1.подвижные игры - разнообразные по замыслу, правилам, характеру выполняемых движений. Они способствуют укреплению здоровья детей, развивают движения. Дети любят подвижные игры, с удовольствием слушают музыку и умеют ритмично двигаться под неё;
2.дидактические игры – специально разрабатываемые для детей, например лото для обогащения естественнонаучных знаний, и для развития тех или иных психических качеств и свойств (наблюдательности, памяти, внимания);
3.сюжетно-ролевые игры – игры, в которых дети подражают бытовой, трудовой и общественной деятельности взрослых, например, игры в школу, дочки-матери, магазин, железную дорогу. Сюжетные игры, помимо познавательного назначения, развивают детскую инициативу, творчество, наблюдательность. Сюжетно-ролевые игры уже давно были выделены психологами и педагогами из других видов игр. Это игры, в которых дети берут на себя какие-либо роли и разыгрывают различные события из жизни людей, изображают их деятельность и взаимоотношения - и тем самым творчески отражают действительность. Творческая ролевая игра школьников имеет свое содержание, свои внутренние правила. Стремясь воплотить в игре реальную жизнь, школьники действуют по соответствующим правилами этой жизни, которые становятся для них внутренними правилами игры. Поэтому содержание игры заставляет школьников стремиться максимально приблизить её к обстоятельствам реальной жизни, внести в неё действительные трудности, в которых будут реально проявляться (тренироваться, воспитываться) лучшие человеческие качества. Среди игр, содержащих большие воспитательные возможности, можно выделить несколько видов:
Игры драматизации Подразумевают исполнение какого-либо сюжета, сценарий которого не является жестким каноном в отличие от спектакля. В этом виде следует выделить игры – импровизации. Сущность их заключается в том, что действующие лица знают основной сюжетный стержень игры, характер своей роли. Сама же игра развертывается в виде импровизации. С.Т. Шацкий так комментировал эти игры: «Непринужденная детская игра, дающая простор воображению, отражает в себе жизненный опыт детей; ход её зависит не только от быстроты, ловкости движений и той или другой степени сообразительности, но и от богатства внутренней жизни, развивающейся в душе ребенка». В этих играх, хотя они и занимают ограниченное время, велика роль взрослого. Соответственно, его позицией и определяется педагогический смысл этой игры. Подбор ситуаций и развитие самого сюжета игры – это то основное звено, обеспечивая которое, взрослый обеспечивает и эффективное воспитательное влияние игры.
Игры «на преодоление этапов» Определяются этапы («пункты», «станции»). На каждом этапе выполняется определенная задача трудового, познавательного, спортивного и т.п. характера. Определяется число этапов, на которых дети должны, например, разгадать ребус, пришить пуговицу и т.д., в зависимости от тематики и задач игры. Предусматриваются и игровые роли: «судья», «контролёры», «ассистенты». Игры проводятся чаще всего в виде соревнований между командами. Они могут проходить по различным учебным предметам: географические, литературные и т.д. Трудовые задания типа «необходимо покрасить забор», «вырыть ямы», основанные только на «взрослом» требовании, могут вызвать сопротивление подростков. «И здесь даже не в «овзрослении» дело. Просто та форма обращения, которая в сфере взрослых является формой делового общения, с детьми иногда становится тормозом воспитания»,- пишет Ю.Азаров. И опытный педагог находит иной вариант включения подростков в трудовую деятельность.
Игровой тренинг (для старших подростков)
Игровым тренингом мы условно называем систему игровых упражнений по
обучению общения. Цель его – психотерапевтическая. Эти игры проводятся по
особой методике. Главное здесь в том, какую установку в каждом игровом
упражнении даёт руководитель.
Ввиду того, что старшие подростки весьма заинтересованы в своей
личности, для них можно организовывать «психологические игры». Цель
тренинга следует сформулировать школьникам непосредственно, например,
научиться понимать других людей, оценивать, понимать, преодолевать и
раскрывать самого себя.
Педагогу в этих играх важно стимулировать школьников на осознание своих
способов общения, своей позиции среди других. Цикл может охватывать 8-15
игровых занятий. Эти игры не следует проводить более 30-40 минут. Занятия
удаются только при условии абсолютной добровольности. Число участников 7-
20 человек. Следует заранее обговорить с ребятами обязательные условия
проведения игр, без соблюдения которых игровой тренинг не даёт результатов:
. высокая доброжелательность и доверие друг к другу;
. при оценке выполнения игровых заданий участниками оценивается не
личность, а её деятельность и способы общения;
. впечатление о степени удовлетворенности игрой участники должны
доводить до руководителя сразу.
Успешность «психологических игр» полностью зависит от степени
взаимопонимания и взаимодоверия между руководителем игры и её участниками.
Варианты таких игр широко представлены в работах Аникеевой Н.П. и Смирнова
С.А.
Игры детей младшего школьного возраста
В возрасте 6-7 лет у ребенка наступает период смены ведущего типа деятельности – переход от игры к направленному учению (у Д.Б. Эльконина – «кризис 7 лет»). Поэтому при организации режима дня и учебной деятельности младших школьников необходимо создать условия, способствующие гибкому переходу от одного ведущего типа деятельности к другому. Решая эту проблему, можно прибегнуть к широкому использованию игры в учебном процессе (познавательные и дидактические игры) и во время отдыха. Младшие школьники только что вышли из периода, когда ролевая игра была ведущим типом деятельности. Для возраста 6-10 лет характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Игры в жизни детей младшего школьного возраста продолжают занимать значительное место. Если спросить младших школьников, что они делают помимо учения, все они единодушно ответят: «Играем». Потребность в игре как подготовке к труду, как выражению творчества, как в тренировке сил и способностей, как, наконец, в простом развлечении у школьников очень велика.
В младшем школьном возрасте большое место продолжают занимать ролевые игры. Они характеризуются тем что, играя, школьник, берет на себя определенную роль и выполняет действия в воображаемой ситуации, воссоздавая поступки конкретного человека. Играя, дети стремятся овладеть теми качествами личности, которые их привлекают в реальной жизни. Поэтому детям нравятся такие роли, которые связаны с проявлением смелости, благородства. В ролевой игре они начинают изображать и самих себя, стремясь при этом к позиции, которая не удается в действительности. Так ролевая игра выступает как средство самовоспитания ребенка. В процессе совместной деятельности во время ролевой игры дети вырабатывают способы взаимоотношений друг с другом. По сравнению с дошкольниками младшие школьники больше времени затрачивают на обсуждение сюжета и распределение ролей, более целенаправленно выбирают их. «Особое внимание следует обращать на организацию игр, направленных на формирование умений общаться друг с другом и с другими людьми».
При этом педагогу необходимо использовать индивидуально-личностный подход к ребенку. Характерно, что очень стеснительные дети, которые сами не могут играть в сценах из-за своей стеснительности, довольно легко разыгрывают импровизированные сюжеты на куклах. Воспитательное значение сюжетных игр у младших школьников закрепляется в том, что они служат средством познания действительности, создания коллектива, воспитывают любознательность и формирует волевые чувства личности. Младшие школьники понимают условность игры и поэтому допускают в играх известную снисходительность в отношении к себе и к своим товарищам. В этом возрасте распространены подвижные игры. Дети с удовольствием играют с мячом, бегают, лазают, то есть те игры, в которых требуется быстрота реакций, сила, ловкость. В таких играх обычно присутствуют элементы соревнования, что очень привлекает детей. У детей этого возраста наблюдается интерес к настольным играм, а также дидактическим и познавательным. В них имеются следующие элементы деятельности: игровая задача, игровые мотивы, учебные решения задач.
Дидактические игры могут применяться для повышения успеваемости учащихся первых классов. На протяжении младшего школьного возраста в детских играх происходят существенные изменения: игровые интересы становятся устойчивей, игрушки теряют для детей свою привлекательность, на первый план начинают выступать спортивные и конструктивные игры. Игре постепенно уделяется меньше времени, т.к. в досуге младшего школьника начинают занимать большое место чтение, посещение кино, телевидение.
Принимая во внимание положительное значение игры для всестороннего развития младшего школьника, следует при выработке его режима дня оставлять достаточно времени для игровой деятельности, дающей так много радости ребенку. Регулируя игры школьников, предупреждая в них случаи озорства, непосильной физической нагрузки, эгоцентризма (желание играть всегда главные роли), педагоги вместе с тем не должны излишне подавлять детскую инициативу и творчество. Педагогически грамотно организованная игра мобилизует умственные возможности детей, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий.
Выводы
Принципы игрового общения, обеспечивающие саморазвитие личности следующие:
1.Самоцельность и самоценность. Сущность игры в её процессе, а не в продуктовом результате, который если и может иметь место в игре то, как артефакт, в плане игры не предусмотренный и необязательный.
2.Основной мотив вступления в игровое общение-потребность человека не как биологического или социального существа, а как существа культурного. Игра в этом ключе вырабатывает механизмы саморазвития. Человек в игре постигает свои жизненные смыслы, приобщается к высшим жизненным ценностям коллектива.
3.Добровольность. Роли в игре не назначаются, а выбираются самими играющими, вырабатываются в процессе игры.
4.У игры своя особая пространственно-временная организация. Игра искусственна, идеальна, поскольку условна. У неё есть свои правила, свои роли, вой сюжет, вои игровые задачи. Вне правил игра бессмысленна.
5.Игра всегда конкретна, ситуативная, уникальна, неповторима.
6.Трехплановость. Каждый участник игры сочетает в себе одновременно жизненную позицию, социальную функцию и игровую роль. Последняя задаётся условиями игры. Социальная функция дана субъекту как члену определенного социума (каждый объект в этом случае функционер). Жизненная позиция никем и ничем не задается, а вырабатывается лично каждым субъектом. Разумеется, ни один из приведенных принципов игрового общения не «работает» изолированно от других. Особое значение имеют ролевые игры. В их применениях осуществляются такие подходы: психологическая теория игры и социально-психологическая
теория ролевого поведения. Структурной единицей игры является роль. Ролевые игры в центре ставят личностный подход, психологию межличностных отношений. Объектом внимания игровых ситуаций ролевого характера является разрешение психологических конфликтов, оценочное отношение к себе и окружающим, мотивация поступков и т.д. В качестве основных единиц игры выделяют также мнимую ситуацию, сюжет и содержание, т.к. именно этим компонентам в значительной степени принадлежат регулирующие функции.
Методика и организация игр во внеучебной работе.
Педагогическое руководство организаций игр.
Чтобы эффективно воспитывать школьников, недостаточно знать набор игр. Игра, как и любое другое средство, становится воспитательным фактором только при соблюдении ряда условий. Главное из них - это отношение педагога к детям, которое выражается при помощи игровых приемов. Его можно назвать игровой позицией педагога. Организаторы игры в условиях лагеря признаются, что самый трудный момент в организации игры - это вовлечение педагогов в игровую позицию. Встречаются педагоги, которые до конца смены не «входят» в игру. Можно заметить, что, если по отношению к ребенку мы говорим о воспитании игрой, то по отношению к педагогу это испытание игрой. Игровая позиция педагога это, прежде всего, особый стиль отношений между взрослыми и детьми. Интересен сам процесс овладения игровым педагогическим методом. Никакие рассказы об игровом методе не дадут этого представления о воспитательном значении игры, какое может сложиться почти мгновенно, если педагог сам включит себя в систему игровых действий, начнет играть. Игровая позиция педагога потому и превращает игру в воспитательный фактор, что способствует гуманизации взаимоотношений «учитель-ученик». Это основная функция игровой позиции педагога, которая способствует созданию творческой атмосферы.
Очень многие игры, которые проходят неудачно и не заинтересовывают детей, страдают одним недостатком- отсутствием четко продуманной роли для каждого участника. Поэтому при организации игр педагог должен умело распределить роли между участниками, учитывая индивидуальные особенности и интересы детей. Условия развертывания самодеятельных игр школьников позволяет понять,почему творческие игры, организуемые взрослыми, подчас не увлекают детей. Взрослые, организуя игру, должны создать то общее, единое отношение у детей к игре, которое всегда уже существует у группы детей, объединенных самостоятельной игрой. Взрослый должен сам обеспечить интимность, серьезность и общность отношений к игре у всех играющих. Иначе игра не состоится, а это возможно, когда он сам серьезно и чутко отнесется к игре. Отсюда вытекает первое требование, которому должна удовлетворять специально организованная игра. Оно состоит в том, что большинство играющих должны быть заинтересованы в её сюжете. Инициатива в самой игре должна принадлежать детям, даже если предложил её взрослый. Ни в коем случае взрослый не должен навязывать игру детям, если они не заинтересованы, т.к. эта затея не только обречена на провал, но и создаёт недоброжелательные отношения между педагогом и детьми. Правильное отношение к игре, специально организованной с воспитательными целями, взрослый может создать только при том условии, когда он сам считает её нужной и серьезной деятельностью, увлечен идеей игры, её замыслом и хочет увлечь ими детей. Однако, замысел игры всегда должен соответствовать интересам детей, иначе они не будут увлечены им т.е. к педагогу предъявляются огромные требования. Часто при проведении сюжетно-ролевых игр с детьми школьного возраста педагоги сталкиваются не с отсутствием интереса детей к какой-либо стороне деятельности взрослых, не с тем, что трудно пробудить стремление играть на данном сюжете, а с трудностью развертывания самой игры. Поэтому функция взрослого не должна заканчиваться разработанным совместно с детьми планом игры ,а только начинаться в тот момент. Главное дело взрослого не начать игру, а провести её. Причем провести её так, чтобы в процессе игры были решены те воспитательные задачи, которые педагог ставит в своей работе с данным коллективом. Если взрослый не выполняет пришедших к нему с игрой обязанностей, игра распадается. Многие считают, что она распалась, потому что ребята не испытывали интереса к ней. Так утешают себя педагоги, которые сами не заинтересованы и не хотят тратить своё время, силы и энергию на то, что в глубине души, видимо, считают не столь важным. На самом деле, если уже начатая игра распадается или не приносит ожидаемого эффекта, как правило, виноват в этом организатор игры. Игра становится действительным средством воспитания при условии целенаправленной педагогической работы. Содержание педагогического руководства игрой включает 3 этапа. В предигровой (подготовительный) период учитель помогает детям выбрать игру или придумать новую, согласовать замыслы, распределить роли. Кроме того, важно помочь подобрать реквизиты, разобраться в правилах. В ходе игры главное - способствовать развитию самостоятельности и творчества, регулировать нравственную обстановку. Этап подведения итогов важен для всех видов игр. Основное внимание педагог должен уделить справедливой оценке каждого ребенка, определению победителя и проигравшего. Помимо воображаемых или предписанных правилами отношений в процессе игры возникают отношения реальные: дружба или вражда, возникнув в играх, могут переходить в повседневную жизнь детей. Так нельзя проводить игры-соревнования в конфликтном коллективе.
В послеигровой период задача педагога - закрепить возникающие в играх положительные проявления и тормозить негативные. Активное использование детской игры способствует повышению эффективности воспитательного процесса.
Заключение На основании наблюдений и опыта организации игр раскрыта зависимость уровня развития и типа игры от возрастных особенностей. Так же представлены методические рекомендации по организации игр. Для того чтобы игра была эффективным средством развития и воспитания ребенка, при организации и проведении игр необходимо выполнение следующих условий:
1.Содержание игры должно служить развитию и воспитанию. Игры должны быть обязательно:
а) эмоциональные (чтобы привлекали ребенка, доставляли ему удовольствие, радость);
б) познавательные, обучающие (ребенок должен учиться чему-то новому, что-то узнавать, решать, мыслить);
в) игры должны быть социально ориентированные.
2.Основная цель педагога - последовательно руководить процессом формирования самостоятельной игры у каждого ребенка и коллектива в целом ,т.к.только игра в форме детской самостоятельности в наибольшей степени влияет на психическое развитие ребенка. В этом заключается её педагогическая ценность. Необходимо, чтобы игра не потеряла своей ценности, свободы и непринужденности.
3.Необходим учет индивидуальных и возрастных особенностей.
При соблюдении этих условий игра будет служить развитию и воспитанию ребенка.
Современное поколение педагогов отдает предпочтение преимущественно игровой форме ведения своей профессиональной деятельности. Этот факт достаточно часто вызывает у родителей ряд вопросов, связанных с эффективностью такой формы обучения в школе. И сегодня мы постараемся ответить на эти вопросы.
Одна из ведущих ролей в воспитании и развитии детей младшего школьного возраста принадлежит игре – основному и естественному виду детской деятельности. Именно это любимое каждым ребенком занятие считается эффективнейшим средством становления личности, характера, формирования морально-волевых качеств, выработки хороших привычек и манер. Игра помогает школьникам реализовать свою потребность в воздействии на окружающую их действительность и находящихся рядом людей.
В этой связи представляется уместным вспомнить высказывание великого советского педагога В.И. Сухомлинского, который считал, что игра — это большое окно, через которое духовный мир малыша обогащается живительным потоком понятий и представлений об окружающем мире во всех его проявлениях. Игра — это искра, которая зажигает в детях огонек любознательности и пытливости.
Именно поэтому обучение и воспитание школьников младшего возраста посредством игры заслуживает особого внимания и отдельного разговора. Тем более, что современное поколение педагогов отдает предпочтение преимущественно игровой форме ведения своей профессиональной деятельности. Этот факт достаточно часто вызывает у родителей ряд вопросов, связанных с эффективностью такой формы обучения в школе. И сегодня мы постараемся ответить на эти вопросы.
ОСОБЕННОСТИ ИГРОВОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Специфической особенностью организации игр для детей дошкольного и младшего школьного возраста является непосредственное участие в этом процессе взрослого, который не только помогает его разнообразить, но и наполняет игру новым содержанием и смыслом. Доказано, что ученики более эффективно усваивают нормы и правила поведения в обществе, глядя на положительный пример со стороны старшего поколения, в данном случае – педагога, главной задачей которого становится "внедрение" в детский коллектив изнутри.
Профессиональная компетенция педагога во многом определяет конкретное воспитательное значение используемой игры. Педагог должен не только учитывать индивидуальные и возрастные особенности участников, уметь организовать процесс и управлять им, но и обладать необходимым объемом знаний из области психологии, дидактики, социологии и методики, чтобы четко руководить взаимоотношениями детей во время проведения различных игр.
При этом родителям не стоит беспокоиться о том, что в ходе игрового обучения будет стерта граница соблюдения субординации, и отношения учитель-ученик уйдут в небытие, уступив место дружеским отношениям. Как показывает практика, ролевые игры с участием взрослых не только не подрывают их авторитета в глазах учеников, но и способствуют росту уважения и доверия к ним. Главное, чтобы педагог руководствовался индивидуальными особенностями каждого ребенка и учитывал психологию младших школьников, и тогда дети с помощью игры будут развивать внимательность, учиться быть самостоятельными, стремиться к самосовершенствованию.
ДЛЯ ДЕТЕЙ – УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ИГРА, ДЛЯ ПЕДАГОГОВ – СЛОЖНАЯ РАБОТА
Необходимо отметить, что если для детей игра – это веселое развлечение, то для педагогов данная форма обучения – сложная работа, которая требует порой немалой предварительной подготовки, выполнения ряда упражнений и огромного стремления сделать процесс обучения веселым, увлекательным и эффективным.
А чтобы добиться этого учителям младших классов приходится учитывать не только личностные и психологические, но и физиологические особенности детей, проявляющиеся во время игры и непосредственно влияющие на ее ход и результаты. Это делается для того, чтобы ученики могли с максимальной пользой использовать в реальной жизни полученный в процессе игры опыт. Ведь физическое и умственное развитие ребенка тесно взаимосвязаны, и учитывая этот факт, педагог-профессионал может при помощи активных занятий одновременно воздействовать как на внешне проявляющиеся качества ребенка (сила, ловкость, подтянутость), так и на внутренние его особенности (ум, воспитание).
НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ИГРОВЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Существует три группы игр, на которые сегодня опираются педагоги в воспитании детей младшего школьного возраста:
- игры, связанные с функционированием абстрактного мышления,
- игры, направленные на формирование, закрепление и развитие «образа я»,
- игры, рассчитанные на управление собственной памятью.
Итак, первая и наибольшая группа детских игр связана с развитием у школьников абстрактного мышления, которое можно наблюдать даже у младенцев на первом году жизни (отметим, что абстрактное мышление развивается задолго до появления речи как способа выражения своих мыслей). Такие игры основаны на предоставлении ученикам определенных наглядных пособий для их дальнейшего логического анализа, определения их основных свойств и качеств, изучения форм и последующего представления этих предметов в пространстве.
Вторая группа игр, направленная на формирование у детей «образа я», служит для укрепления чувства собственной идентичности и самосознания. Известно, что дети раннего возраста не проводят границ между собой и окружающим миром. Они ощущают себя единой его составляющей, зависят от него, а потому абсолютно не боятся потерять самого себя и свою индивидуальность. На этом факте и основаны игры, формирующие индивидуальные качества личности, развивающие присущие конкретному ученику способности до тех пор, пока маленький человек не осознает свое отличие и идентичность.
Третья группа воспитательных игр служит для развития памяти ребенка. А если быть точнее, то такие игры прививают навыки воспроизведения впечатлений и способствуют их репродукции. Данные игры считаются особенно необходимыми именно для дошкольников и детей младшего школьного возраста, так как эта категория ребят еще не научилась контролировать свою память и постоянно освежать в ней те или иные впечатления. Память, как известно, необходимо тренировать. Ролевые игры, постановочные игры, соревнования, конкурсы, игры на внимание и память помогают педагогам сформировать у учеников важный навык репродукции моментов и впечатлений, который пригодится им в будущем.
Еще один значимый момент в игре – ее коллективный характер. Пожалуй, нет ни одной по-настоящему интересной и полезной игры, рассчитанной на одного человека. А это значит, что в игре дети учатся общаться, уступать, отстаивать свое мнение, проявлять заботу о других, демонстрировать свои знания и умения, позиционировать себя в обществе и многому другому.
Таким образом, можно сделать вывод, что игра, как один из излюбленных видов деятельности детей, помогает педагогу-профессионалу не только наладить контакт с учениками, но и эффективно организовать воспитательный процесс. Своевременное внедрение той или иной игры значительно облегчает обучение, развитие и воспитание детей младшего школьного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема самообразования "Роль игры в процессе обучения детей младшего школьного возраста"
Тема самообразования...
Интеллектуальные игры для детей школьного возраста
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7377309","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"200","width":"252"}}]]...
Проблемы речевого развития детей школьного возраста в современном мире и пути их реализации
В настоящее время увеличивается число детей с тяжелой речевой патологией. Период обучения в начальных классах особенно важен для усвоения устной и письменной связной речи, так как «основы ...
«Роль игры в жизни современных детей школьного возраста»
Выступление на региональной научно-практической конференции «Современные образовательные технологии как средство повышения качества образования в начальной школе»Тема выступления: «Р...
Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей школьного возраста.
Cюжетно-ролевые игры и их роль в развитии детей школьного возраста....
Подвижные игры и эстафеты для детей школьного возраста
Подвижные игры в школах представляют собой эффективный и многосторонний инструмент для развития детей. Игры способствуют физическому здоровью, развитию социальных навыков, улучшению эмоционального бла...
Роль игры в экологическом воспитании детей с ОВЗ младшего школьного возраста.
В данном материале показана роль игры в экологическом воспитании детей, а также представлен подбор игр по разным направлениям экологического воспитания....