Программа "Школа наставничества"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Люди учатся, когда они учат.
Сенека
Программа
«Школа наставничества»
Пояснительная записка
Поддержка молодых специалистов – одна из ключевых задач образовательной политики.
Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.
Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику. Проблема становится особенно актуальной в связи с переходом на ФГОС, так как возрастают требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста. Новые требования к учителю предъявляет и Профессиональный стандарт педагога, вступающий в силу с 01 января 2017 года.
Начинающему учителю необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, воспитателя, классного руководителя. Необходимо создавать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.
Настоящая примерная программа призвана помочь организации деятельности наставников с молодыми педагогами на уровне образовательной организации.
Срок реализации программы: 3 года
Цель: обеспечить качественный уровень развития системы наставничества на институциональном уровне, сформировать эффективные механизмы взаимодействия наставника и начинающего педагога.
Задачи:
- Обеспечить наиболее лёгкую адаптацию молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддерживать педагога эмоционально, укреплять веру педагога в себя.
- Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками.
- Дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей начинающего учителя.
- Повышать профессиональный уровень педагогов с учетом их потребностей, затруднений, достижений.
- Отслеживать динамику развития профессиональной деятельности каждого педагога.
- Повышать продуктивность работы педагога и результативность образовательной деятельности.
- Способствовать планированию карьеры молодых специалистов, мотивации к повышению квалификационного уровня.
- Приобщать молодых специалистов к корпоративной культуре образовательной организации, способствовать объединению на основе школьных традиций.
Ожидаемые результаты
для молодого специалиста:
- активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах педагогики и психологии;
- появление собственных продуктов педагогической деятельности (ЦОР/ЭОР, публикаций, методических разработок, дидактических материалов);
- участие молодых учителей в профессиональных конкурсах, фестивалях;
- наличие портфолио у каждого молодого педагога;
- успешное прохождение процедуры аттестации.
для наставника:
- эффективный способ самореализации;
- повышение квалификации;
- достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.
для образовательной организации:
- успешная адаптация молодых специалистов;
- повышение уровня закрепляемости молодых специалистов в образовательных организациях района.
Принципы наставничества
- добровольность;
- гуманность;
- соблюдение прав молодого специалиста;
- соблюдение прав наставника;
- конфиденциальность;
- ответственность;
- искреннее желание помочь в преодолении трудностей;
- взаимопонимание;
- способность видеть личность.
Формы и методы
работы педагога-наставника с молодым специалистом:
- консультирование (индивидуальное, групповое);
- активные методы (семинары, практические занятия, взаимопосещение уроков, тренинги, собеседование, творческие мастерские, мастер-классы наставников, стажировки и др).
Деятельность наставника
1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
2-й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
3-й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Примерная программа
работы наставника с молодым педагогом
Мероприятие | Деятельность наставника | Результат работы | |||
1 год | |||||
1. | Выявление профессиональных проблем и образовательных запросов молодого специалиста | Подбор/разработка диагностических материалов, методик. Осуществление диагностических процедур (анкетирование, собеседование) | Индивидуальный образовательный маршрут молодого специалиста (далее – МС) | ||
2. | Изучение нормативно-правовой базы. Ведение школьной документации | Деятельность по изучению «Закона об образовании в РФ», локальных актов ОО. Составление рабочей программы. Обучение правилам заполнения журнала, заполнение электронного журнала | Компетентность МС в заполнении школьной документации | ||
3. | Ознакомление с Профстандартом педагога | Разработка программы индивидуального профессионального саморазвития педагога | Наличие программы индивидуального профессионального развития | ||
4. | Обеспечение каналов многосторонней связи с МС | Создание на личном сайте/блоге наставника страницы для МС; организация общения посредством электронной почты. | Возможность постоянного взаимодействия и общения | ||
5. | Проектирование и анализ образовательной деятельности в контексте требований ФГОС | Открытые занятия наставника, педагогов школы, их анализ. Практикумы по планированию каждого этапа учебного занятия. Разработка инструментария для самостоятельного проектирования урока МС. | Компетентность молодого педагога в проектировании и анализе урока системно-деятельностного типа | ||
6. | Освоение современных образовательных технологий | Планирование и организация мастер-классов наставника и педагогов школы. Организация работы педмастерской по проектированию урока с использованием конкретных технологий обучения | Обогащение опыта, умение молодого педагога использовать широкий арсенал современных методов и технологий обучения, динамика в освоении образовательных технологий. | ||
7. | Формирование позитивного имиджа педагога | Подборка материалов по вопросам педагогической этики, риторики, культуры. Сборник методических рекомендаций. Практикумы по решению педагогических ситуаций | Культура общения с педагогами, родителями обучающихся, обучающимися, освоенные эффективные приемы. | ||
8. | Мониторинг профессионального роста МС | Выбор диагностических методик. Осуществление мониторинга | Коррекция индивидуального образовательного маршрута МС | ||
9. | Определение технического задания | Разработка технического задания МС (с учетом результатов мониторинга ИЛИ на основе перспектив работы на следующий год) | Коррекция индивидуального образовательного маршрута МС | ||
10. | Итоги реализации программы | Подготовка отчета наставника и МС | |||
2 год | |||||
1. | Моделирование воспитательной работы класса | Организация деятельности по изучению вопросов моделирования воспитательной работы в классе (проектирование целей, методы сплочения классного коллектива, особенности проектирования рабочей программы, оценка ее эффективности и др.) Консультации по созданию рабочей программы по воспитательной работе. Подборка методических рекомендаций для работы с родителями (тематика родительских собраний, тесты, памятки, сценарии тематических бесед и др.) | Самостоятельное оформление МС школьной документации. Наличие рабочей программы по предмету, по воспитательной работе. | ||
2. | Описание методической темы МС | Оказание методической помощи наставником | Выбор методической темы МС, освоение технологии работы над выбранной темой | ||
3. | Создание портфолио МС | Организация деятельности по изучению вопроса. Презентация портфолио наставником. | Наличие портфолио МС | ||
4. | Введение в процесс аттестации. Требования к квалификации. | Изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников | Подготовка МС к прохождению аттестации. | ||
5. | Организация продуктивной деятельности | Разработка КИМов, ЦОР, УПЗ и др. | Методические продукты | ||
6. | Проектирование уроков в контексте требований ФГОС | Организация самостоятельного проектирования урока МС. Видеосъемка уроков МС. Анализ и самоанализ уроков. | Компетентность молодого педагога в проектировании и анализе урока системно-деятельностного типа | ||
7. | Мониторинг профессионального роста МС | Выбор диагностических методик. Осуществление мониторинга | Коррекция индивидуального образовательного маршрута МС | ||
8. | Определение технического задания | Разработка технического задания МС (с учетом результатов мониторинга ИЛИ на основе перспектив работы на следующий год) | Коррекция индивидуального образовательного маршрута МС | ||
9. | Итоги реализации программы | Подготовка отчета наставника и МС | |||
3 год | |||||
1. | Разработка рабочей программы учителя, программы воспитательной работы с классом. Ведение школьной документации. | Индивидуальное консультирование по возникающим вопросам | Самостоятельно разработанные рабочие программы по предмету, программы воспитательной работы с классом. Компетентность в оформлении школьной документации. | ||
2. | Организация внеурочной деятельности | Организация и проведение практикум по разработке программы внеурочной деятельности. | Наличие программы внеурочной деятельности МС | ||
3. | Аттестация | Консультирование по оформлению документов | Аттестация МС на первую квалификационную категорию | ||
4. | Продуктивная деятельность | Организация деятельности педагогической мастерской по разработке и реализации телекоммуникационной инициативы | Совместный проект | ||
5. | Методическая выставка достижений МС | Оказание методической помощи | Уровень профессионализма молодого педагога - систематизация наработок профессиональной деятельности. | ||
6. | Муниципальный конкурс «Молодой специалист + наставник = команда» | Показать опыт работы по применению педагогической технологии | Опыт работы МС по применению педагогической технологии. | ||
7. | Мониторинг профессионального роста МС | Выбор диагностических методик. Осуществление мониторинга | |||
8. | Итоги реализации программы | Подготовка отчета наставника и МС |
Папка наставника
Григоровой Татьяны Владимировны
Фамилия, имя, отчество
Молодой специалист: Султанова Ирина Сергеевна
План работы
с молодым специалистом
МБОУ СШ № 21
г. Нижневартовска
Григоровой Татьяны Владимировны
Цель: Сформировать профессиональные умения и навыки для успешного применения на практике.
Задачи: - Определить содержание обучения, количество часов на обучение молодого специалиста;
- Познакомить с методами обучения;
- Провести диагностику успешности работы молодого учителя, используя анкеты.
№ п/п | месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
1 | сентябрь | Собеседование с молодым специалистом «Правила внутреннего распорядка и режим работы». Посещение уроков молодого специалиста с целью оказания методической помощи. | Инструктаж о ведении школьной документации. Нормы оценивания знаний обучающихся. Посещение молодым специалистом родительских собраний у наставника, их анализ. Посещение уроков молодого специалиста с целью оказания методической помощи. | Практическое занятие для молодого специалиста «Планирование учебного материала: тематическое и поурочное планирование». Формы и методы работы на уроке. Система опроса обучающихся. | Микроисследование «Диагностика профессионального уровня педагогического коллектива». (анкетирование молодого учителя). Выбор темы по самообразованию. |
2 | октябрь | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Практическое занятие «Современный урок и его анализ». Работа со школьной документацией. | Практическое занятие: «Работа с тетрадями, личными делами обучающихся». | Организация уроков молодого специалиста учителем – наставником с целью оказания ему методической помощи. | Собеседование с молодым специалистом по оформлению отчетной документации по итогам I четверти. | ||
3 | ноябрь | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Составление отчета о происхождении учебной программы. Собеседование с молодым специалистом по оформлению отчетной документации. | Посещение уроков молодого специалиста с целью оказания методической помощи. Консультация: анализ и самоанализ урока. | Практическое занятие для молодого специалиста «Планирование учебного материала: тематическое и поурочное планирование». | Посещение уроков молодого специалиста с целью оказания методической помощи. | ||
4 | декабрь | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Составление характеристики ученика. Степень комфортности молодого учителя в пед. коллективе. | Консультации по подготовке самоанализа открытых уроков. Посещение молодым специалистом уроков педагога – наставника. | Аспекты профессиональной учебной деятельности учителя и классного руководителя. | Организация и проведение уроков с использованием здоровье сберегающих технологий. Посещение уроков молодого специалиста. | ||
5 | январь | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Провести диагностику успешности работы молодого специалиста. Практическое занятие «Психолого - педагогический подход к обучающимся, предупреждение педагогической запущенности». | Применение в работе информационных технологий. Посещение молодым специалистом уроков педагога – наставника. | Отчет молодого специалиста о работе по теме самообразования. Посещение уроков молодого специалиста с целью оказания методической помощи. | |||
6 | февраль | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Практическая помощь в подготовке открытого урока в рамках школы. | Практическое занятие «Методы активизации познавательной деятельности обучающихся». | Посещение уроков молодого специалиста с целью оказания методической помощи, их анализ. | Практическое занятие «Изучение уровня воспитанности обучающихся». Посещение молодого специалиста уроков педагога – наставника. | ||
7 | март | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Практическая помощь в подготовке открытого урока в рамках школы. | Открытые уроки молодого специалиста. Посещение классных часов у молодого специалиста, их анализ. | Посещение уроков молодого специалиста с целью оказания методической помощи, их анализ. Степень комфортности молодого учителя в пед. коллективе. | Практическое занятие «Инновационные процессы в обучении. Новые образовательные технологии». | ||
8 | апрель | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Консультация «Правила работы с личными делами учащихся». | Практическое занятие «Планирование урока. Самоанализ урока. Работа по организации повторения». | Посещение уроков молодого специалиста с целью оказания методической помощи, их анализ. | Отчет учителя – наставника о работе с молодым специалистом. Степень выраженности личностных качеств. | ||
9 | май | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Практическая помощь при составлении планирования на новый учебный год. Уровень сформированности организационных и коммуникативных умений. | Практическое занятие «Методика организации итогового повторения. Формы и методы определения уровня ЗУН учащихся и сравнительного анализа». | Собеседование по итогам работы года (успеваемость, качество). | Выполнение учебных программ и их анализ. Практическая помощь в ведении электронного журнала, выставлении итоговых оценок |
П Л А Н Р А Б О Т Ы
Наставник: Григорова Татьяна Владимировна
с молодым специалистом
Султанова Ирина Сергеевна
на 2018-2019 учебный год
№ п/п | Планируемые мероприятия | Срок исполнения | Форма отчетности | Отметка наставника о выполнении |
1.
| - Оказание помощи в составлении календарно-тематического планирования по предмету и составление плана в закрепленных классах; - Проведение инструктажа по заполнению электронного журнала, журнала внеурочной деятельности.
| сентябрь | Календарно-тематическое планирование.
Памятка по заполнению электронного журнала. | сентябрь |
2. | - Выбор темы по самообразованию; - Участие в разработке (доработке) учебно-дидактических материалов; - Участие в оформлении учебного кабинета; - Практическое занятие: «Как работать с тетрадями обучающихся. Выполнение единых требований к ведению тетрадей» | октябрь | Список учебно-дидактического материала. Паспорт кабинета. Памятка по ведению и оформлению тетрадей. | октябрь |
3.
| - Участие в заседании методического объединения; - Знакомство с методикой подготовки обучающихся к конкурсам, олимпиадам по предмету. - Подбор литературы по теме самообразования, с использованием образовательных ресурсов Интернета. - Знакомство с условиями аттестации на 1 квалификационную категорию. | ноябрь | Протокол ШМО. Выработка рекомендаций.
Список литературы.
| ноябрь |
4.
| - Общие вопросы методики проведения внеурочных мероприятий по предмету с обучающимися. - Изучение основ исследовательской деятельности с обучающимися по предмету. - Анализ работы за первое полугодие. | декабрь | Выработка рекомендаций.
Участие обучающихся в школьном этапе НОУ. Промежуточный отчет. | декабрь |
5.
| - Участие в заседании методического объединения. - Занятие «Современные образовательные технологии в учебном процессе». | январь | Протокол ШМО. Видеозапись занятия с использованием современных образователь ных технологий. | январь |
6.
| - Общие положения портфолио ученика. - Структура содержания и порядок ведения портфолио. - Оценивание материалов портфолио. | февраль | Портфолио. | февраль |
7.
| - Участие в заседании ШМО (выступление по теме самообразования). - Проведение внеклассного мероприятия по предмету с обучающимися. | март | Протокол ШМО. Презентация. Сценарий мероприятия.
| март |
8. | - Практикум «Анализ урока. Виды анализа урока». - Практикум «Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический). | апрель | Памятка.
Подбор примеров ситуаций (информацион ный лист). | апрель |
9. | - Отчет молодого специалиста о проделанной работе. - Оказание помощи в составлении личной карты самообразования молодого учителя на следующий учебный год. | май | Отчет и заключение наставника с оценкой о проделанной работе. | май |
10. | Совместная разработка системы уроков по теме или отдельного урока, консультации по волнующим вопроса с психологом, наставником, администрацией, участие в Педагогических советах, методических совещаниях, посещение уроков опытных учителей, регулярное ознакомление с педагогической и методической литературой, участие в работе временных творческих групп. | в течение года |
| в течение года |
Дневник наставника
№ п/п | Дата | Тема обсуждения | Подпись | |
Наставник | Молодой специалист | |||
1 | - Оказание помощи в составлении календарно-тематического планирования по предмету и составление плана в закрепленных классах; - Проведение инструктажа по заполнению электронного журнала, журнала внеурочной деятельности. | |||
2 | - Выбор темы по самообразованию; - Участие в разработке (доработке) учебно-дидактических материалов; - Участие в оформлении учебного кабинета; - Практическое занятие: «Как работать с тетрадями обучающихся. Выполнение единых требований к ведению тетрадей». | |||
3 | - Участие в заседании методического объединения; - Знакомство с методикой подготовки учащихся к конкурсам, олимпиадам по предмету. - Подбор литературы по теме самообразования, с использованием образовательных ресурсов Интернета - Знакомство с условиями аттестации на 1 квалификационную категорию | |||
4 | - Общие вопросы методики проведения внеурочных мероприятий по предмету с учащимися - Изучение основ исследовательской деятельности с учащимися по предмету - Анализ работы за первое полугодие | |||
5 | - Участие в заседании методического объединения - Занятие «Современные образовательные технологии в учебном процессе» | |||
6 | - Общие положения портфолио ученика - Структура содержания и порядок ведения портфолио - Оценивание материалов портфолио | |||
7 | - Участие в заседании ШМО (выступление по теме самообразования) - Проведение внеклассного мероприятия по предмету с учащимися | |||
8 | - Практикум «Анализ урока. Виды анализа урока» - Практикум «Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический) | |||
9 | - Отчет молодого специалиста о проделанной работе - Оказание помощи в составлении личной карты самообразования молодого учителя на следующий учебный год | |||
10 | Совместная разработка системы уроков по теме или отдельного урока, консультации по волнующим вопроса с психологом, наставником, администрацией, участие в Педагогических советах, методических совещаниях, посещение уроков опытных учителей, регулярное ознакомление с педагогической и методической литературой, участие в работе временных творческих групп |
Отчет наставника Григоровой Татьяны Владимировны
о работе с молодым специалистом Султановой Ириной Сергеевной
за 2018 – 2019 учебный год
- Посещено уроков молодого специалиста
№ п/п | Дата посещения урока | Тема урока | Положительные аспекты, выявленные в ходе посещения и анализа урока | Проблемы, выявленные в ходе анализа урока |
- Посещено воспитательных и внеклассных мероприятий
№ п/п | Дата посещения | Тема занятия | Оценка мероприятия |
- Проведено консультаций по работе со школьной документацией и по организации образовательного процесса ______________________
Дата проведения | Тематика консультаций и бесед | Дата проведения | Тематика консультаций и бесед |
- Краткий обзор профессиональных успехов и затруднений молодого специалиста:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Наставник _______________________________/ ____________________________
Молодой специалист_______________________/ ___________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по наставничеству
План работы с молодыми специалистами в МКОУ СОШ №24...
Программа по наставничеству.
НаименованиеОсновные цели программыСроки реализации программыСтруктура программыУчастники программы...
Перспективный план наставничества на 2015-2016 учебный год.
ГБОУ СОШ № 191 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга. Перспективный план наставничества на 2015-2016 учебный год. Наставник: воспитатель ГПД Фадеева Валентина Федоровна Молодой ...
Приказ о наставничестве
Приказ о наставничестве...
Современные формы и технологии педагогического наставничества
Рассмотрены как традиционные, так и инновационные технологии работы наставника с начинающими педагогами. Описаны формы работы с молодыми и малоопытными учителями. Определены условия становления профес...
Наставничество
В помощь учителям -наставникам ....
Приказ о наставничестве. План работы учителя - наставника с молодым специалистом школы (2018 - 2021 гг), приказ о наставничестве 2020 - 2021 уч год
В данной папке размещены:1) Приказ о наставничестве 2020 - 2021 учебный год2) План работы учителя - наставника с молодым специалистом школы - Гороховой В.Н. 2018 - 2021 гг...