ПТребования к результатам освоения основных общеобразовательных программ
статья
Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trebovaniya_k_rezultatam_oop.docx | 21.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ.
Требования к результатам освоения общего образования структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.
Под предметными результатами образовательной деятельности понимается усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, - знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности.
Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.
В отличие от образовательных стандартов первого поколения, которые были ориентированы в основном на задание уровня подготовки выпускников и индивидуальную оценку учебных достижений отдельного школьника, стандарты второго поколения предусматривают прежде всего задание ориентиров развития системы образования, ожидаемые государством, обществом, личностью результаты образования. Поэтому стандарты выступают как основание для анализа и оценки состояния развития общероссийской, региональной и муниципальной систем образования, а также индивидуальных достижений школьников по освоению основных общеобразовательных программ.
Соответственно и Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ рассматриваются как:
- - нормативная база для организации и осуществления образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях, в том числе для организации системы контроля и оценки учебных достижений школьников;
- - ориентир для разработки программ, учебно-методических и дидактических материалов, при подготовке и переподготовке педагогических кадров, при оказании информационно-методической поддержки их деятельности, для деятельности других инфраструктур, осуществляющих поддержку образовательного процесса;
- - основа для нормирования и экспертизы условий осуществления образовательного процесса, обеспечивающих достижение планируемых результатов образования;
- - основа для итоговой аттестации выпускников учреждений общего образования, для разработки процедур, материалов и формата итоговой аттестации;
- - важный фактор аттестации работников системы общего образования;
- -основа для аккредитации учреждений общего образования;
- - критериальная база оценки состояния и тенденций развития системы общего среднего образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
Описание названных групп образовательных результатов предполагает использование различных форм и способов их представления, а оценка достижения требований стандарта - адекватных им процедур и методов измерений.
Эти формы описания и процедуры оценки отражают возможный арсенал средств современной педагогики и педагогической психологии, а также зависят от назначения оценочных процедур.
Совокупность требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ, направленных на оценку состояния развития системы образования, является основой для разработки программ развития образования, принятия различных управленческих решений.
Совокупность требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ, направленных на индивидуальную оценку учебных достижений школьника, является основой для определения условий выдачи документов о достигнутых уровнях образования.
К результатам, которые подлежат оценке в ходе индивидуальной итоговой аттестации выпускников в рамках контроля успешности освоения содержания отдельных учебных предметов, относится способность к решению учебно-практических задач на основании:
- системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;
- умений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности; обобщенных способов деятельности;
- коммуникативных и информационных умений.
К результатам, которые не подлежат оценке в ходе итоговой аттестации выпускников, относятся:
- ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.);
- характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
- индивидуальные психологические характеристики личности.
Оценка этих и иных результатов образовательной деятельности (в том числе поддержание и укрепление здоровья обучающихся, освоение ими навыков безопасного поведения и др.) будут осуществляться в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований, результаты которых являются основанием для принятия управленческих решений при проектировании региональных программ развития, программ поддержки образовательного процесса, иных программ.
Система оценки достижения требований стандарта
Место и роль системы оценки достижения требований к образовательным результатам определяются основными подходами к пониманию и формированию стандартов общего образования.
Новый подход, согласно которому стандарт выступает как общественный договор, отражающий целевые установки функционирования и развития системы общего образования, предопределяет в качестве объекта системы оценки качество образования в широком его понимании. Предметом оценки при этом выступают:
- адекватность отражения потребностей личности, общества и государства в общем образовании в основополагающей системе требований стандарта;
- условия реализации общеобразовательных программ начального, основного (неполного среднего) и полного среднего образования, включая ресурсное обеспечение образовательного процесса (в том числе его кадровое обеспечение) и их соответствие требованиям стандарта;
- реализуемые в образовательном процессе и достигаемые учащимися результаты освоения основных общеобразовательных программ и их соответствие планируемым результатам образования как на уровне требований стандарта, так и на уровне его ресурсного обеспечения.
Такой подход прежде всего предполагает разделение ответственности между участниками образовательного процесса и требует использования широкого спектра процедур - от социологических исследований и экспертизы до традиционных аттестационных процедур.
С позиций формирования системы оценки достижения требований стандарта это означает необходимость разграничения отдельных аспектов оценивания с выделением, как минимум, трех согласованных моделей оценки:
- модели системы оценки адекватности отражения потребностей личности, общества и государства в общем образовании в основополагающей системе требований стандарта;
- модели системы оценки условий реализации основных общеобразовательных программ;
- модели системы оценки результатов освоения основных общеобразовательных программ.
Именно оценка начинает выполнять функцию обратной связи и регулирующего (управляющего) элемента системы, в значительной мере способствующего поддержанию единства всей системы образования. Более того, система оценки перерастает узкие рамки модели контроля качества образования и становится принципиально необходимым элементом модели обеспечения качества образования. К функциям системы оценивания должна быть добавлена функция ориентации образовательного процесса на реализацию и достижение планируемых результатов обучения, воспитания и развития, т. е. та функция, которая традиционно выполнялась учебными планами, программами, учебниками и поурочными разработками.
Это, в свою очередь, определяет ряд особенностей системы оценки результатов освоения образовательных программ. По определению она может быть реализована только посредством изучения образовательных результатов, демонстрируемых учащимися. Однако разделение ответственности между субъектами образовательного процесса за достижение результатов образования, определяемых требованиями стандартов, предполагает использование как персонифицированных (как правило, аттестационных), так и неперсонифицированных (как правило,мониторинговых) процедур оценки.
Система оценки, формируемая в рамках модели обеспечения качества образования, предполагает использование, наряду с внутренней оценкой педагога и школы, системы внешних оценок, которые наиболее целесообразно использовать на этапе итоговой аттестации, а также в процессе аккредитации образовательных учреждений. Как внешняя, так и внутренняя оценка должны строиться на критериальной основе, адекватно отражающей основные требования стандарта к результатам образования на данной ступени обучения. Соотношение результатов внутренней и внешней оценки при итоговой аттестации выпускников и аккредитации образовательных учреждений определяется с учетом особенностей ступеней обучения.
Модель системы оценки результатов освоения основных общеобразовательных программ рассматривается как неотъемлемая составная часть более общей модели общероссийской системы оценки качества образования.
Главным условием успешности разработки является необходимость выражения требований к результатам образования в таких формах, которые понимались бы предельно однозначно всеми участниками образовательного процесса и по возможности не требовали бы дополнительных толкований.
Для достижения данной цели необходимо задать требования в предметно-деятельностной форме, которые возможно зафиксировать, измерить и оценить.
Формируемая модель системы оценки результатов освоения основных образовательных программ должна быть нацелена на создание такой системы, которая бы естественным образом могла быть «встроена» в образовательный процесс.
Принципиально необходимой чертой образовательной политики является
последовательная ориентация на соблюдение принципа вариативности образования путем создания «личных пространств» для принятия самостоятельных решений различными участниками образовательного процесса: учениками и педагогами, профессиональными и национальными сообществами.
Исходя из этого, федеральные государственные образовательные стандарты не могут регулировать все школьное образование в целом. Устанавливаемые им нормы (цели, требования к образовательным результатам, содержание образования, система оценивания и др.) в полной мере охватывают только инвариантную часть образования. Относительно вариативной части, включая внеурочную работу, федеральный стандарт определяет только временные нормативы (соотношение между объемами отдельных составляющих Базисного образовательного плана) реализации содержания образования, обеспечивающего региональные особенности и индивидуальные интересы и потребности обучаемых.
В стандарте на первое место выходят требования к результатам образования, а также квалификационные процедуры подтверждения соответствия реально достигнутых результатов ожидаемым, потому что именно результаты образования могут быть предметом диалога как внутри системы, так и между обществом и государством. Образовательные результаты, представляющие собой, по существу, декомпозицию целей образования, должны быть ориентированы на познавательные возможности школьников разных возрастных групп и связаны с условиями, в которых осуществляется образовательный процесс, причем условия отражают возможности общества (государства) в обеспечении образования. Естественным является желание семьи, общества, государства поднять уровень образования как можно выше. Однако надо отчетливо понимать, что задаваемый в стандартах уровень образовательных результатов реально зависит от многих факторов. Важнейшими из них являются:
- доступность требований стандартов, соответствие их познавательным возможностям основной массы учащихся определенного возраста;
- различный уровень мотивации, интереса отдельных школьников к тем или иным областям знаний и деятельности, способностей к их освоению;
- ограничения требований СанПиНов относительно учебной нагрузки обучаемых;
- материально-технические, учебно-методические, кадровые ресурсы школы.
Ясно, что максимальные (желаемые) результаты не могут стать нормой, задаваемой стандартами. Это не позволит обеспечить доступность требований стандарта (отметим, что, как только в конце 80-х - начале 90-х гг. XX в. стали доступными данные о реальном уровне образовательных результатов в массовой школе, выяснилось, что содержание школьного образования тех лет даже на тройку не способны были освоить около 40% учащихся). При ориентации на максимальные требования реально можно забыть об индивидуализации образования, нормализации учебной нагрузки. Не стоит говорить о государственных гарантиях материального, финансового и кадрового ресурса. Практически в пустую декларацию превращается намерение перейти к критериальной оценке.
Этими соображениями предопределяется роль условий осуществления образования как ресурсных ограничений системы, имеющих приоритетный характер. Сама же задача разработки стандарта в этой связи может быть классифицирована как «задача на оптимизацию», предполагающая одновременное утверждение в государственных образовательных стандартах и результатов образования, и наиболее общих (рамочных) черт современного образовательного процесса, и условий его осуществления.
В этом случае становится понятным необходимость иного подхода к определению уровня образования, задаваемого стандартом. Стандарт должен определять тот уровень образования, относительно которого в обществе достигается конвенция (договор) как о необходимом и достаточном уровне для обеспечения возможностей полноценного развития личности ребенка и успешного продолжения образования на следующей его ступени.
Такой уровень можно было бы назвать базовым, учитывая, что он устанавливается для инвариантной и обязательной для всех части образования.
Реальный уровень образования каждого отдельного школьника будет складываться из базового уровня и уровня образования, достигнутого при освоении вариативной части содержания образования, выбор которой осуществляется им самим (вместе с родителями) в зависимости от индивидуальных познавательных потребностей и способностей. При таком построении содержания школьного образования стандарт, оптимизируя объем инвариантной его части, открывает широкие возможности для вариативности образования, реализации индивидуальных образовательных программ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе примерной программы НОО, программы УМК «Школа России»,методических рекоме...
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования представляет собой один из инструментов реализации Требований стандарт...
Доклад на тему:"Преемственность результатов освоения основной общеобразовательной программы ДОУ и начальной школы".
В докладе на тему: "Преемственность результатов совоения основной общеобразовательной программы ДОУ и начальной школы" содержится план работы по преемственности начальной школы и детского сада. Я дума...
Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ.
Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ....
Презентация "Роль математики в формировании метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы НОО"
Презентация...
Статья по теме: « Система оценки достижения планируемых результатов, освоения основной общеобразовательной программы начального образования и в 1 классе.»
Тема: « Система оценки достижения планируемых результатов, освоения основной общеобразовательной программы начального образования и ...
Статья по теме: « Система оценки достижения планируемых результатов, освоения основной общеобразовательной программы начального образования и в 1 классе.»
Система оценки достижения планируемых результатов, освоения основной общеобразовательной программы начального образования и в 1...