Проектирование УУД
презентация к уроку
Предварительный просмотр:
Тема «Проектирование универсальных учебных действий в начальной школе»
План занятия:
- Назовите и кратко охарактеризуйте виды универсальных учебных действий.
- Что должны отражать личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования ?
- В чем особенность регулятивных УУД?
- Какие операции включают в себя познавательные УУД?
- Назовите способы (алгоритмы) формирования коммуникативных УУД.
- Выделите цель, задачи и объекты мониторинга уровня сформированности УУД.
- Критерии и показатели уровня сформированности УУД.
Литература:
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; Под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010.
Виды универсальных учебных действий
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действиясаморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделитьтри вида личностных действий:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
- оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Познавательные универсальные действиявключают:
общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
- моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта пространственно- графическая или знаково-символическая);
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных);
- синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Универсальные учебные действия в начальной школе
|
|
|
1.1. Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение. | 2.1. Регулятивные: 2.1.1.Целеполагание. 2.1.2.Планирование 2.1.3.Прогнозирование. 2.1.4.Контроль. 2.1.5.Коррекция. 2.1.6.Оценка. 2.1.7.Саморегуляция | ЗУНыпо предметам (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир и т.д.) |
1.2. Смыслообразование | 2.2. Познавательные: 2.2.1.Общеучебные универсальные действия. 2.2.2.Логические универсальные действия. 2.2.3.Постановка и решение проблемы. | |
1.3. Нравственно – этическая ориентация. | 2.3. Коммуникативные: 2.3.1.Социальная компетентность. 2.3.2.Умение слушать и вступать в диалог. 2.3.3.Участие в коллективном обсуждении проблем. 2.3.4.Интегрироваться в группы, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество. |
№ п/п | Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: | |
1 | формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций | |
2 | формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий | |
3 | формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов | |
4 | овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире | |
5 | принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | |
6 | развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | |
7 | формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств | |
8 | развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | |
9 | развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | |
10 | формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям |
№ п/п | Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать | ||||
1 | овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления | ||||
2 | освоение способов решения проблем творческого и поискового характера | ||||
3 | формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата | ||||
4 | формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха | ||||
5 | освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии | ||||
6 | использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач | ||||
7 | активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач | ||||
8 | использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета | ||||
9 | овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах | ||||
10 | овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям | ||||
11 | готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий | ||||
12 | определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | ||||
13 | готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества | ||||
14 | овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета | ||||
15 | овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами | ||||
16 | умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета | ||||
УУД | 1 класс | 2 класс | 3класс | 4 класс | |
Личностные | Действие самоопределения | Демонстрирует осознание этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России | Демонстрирует чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества; | Демонстрирует осведомленность в мире профессий, их социальной значимости и содержания | Демонстрирует сформированность адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия |
Действие смыслообразования | С помощью учителя устанавливает связи между целью учебной деятельности и ее мотивом | С помощью учителя или самостоятельно устанавливает связи между целью учебной деятельности и ее мотивом | Самостоятельно устанавливает связи между целью учебной деятельности и ее мотивом | Самостоятельно устанавливает связи между целью учебной деятельности и ее мотивом | |
действие нравственно-этического оцениванияусваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. | С помощью учителя подбирает аргументы для оценивания предлагаемого материала, опираясь на существующие нравственно-этические нормы | Самостоятельно подбирает аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы | С помощью учителя формулирует собственную точку зрения на предлагаемый материал или ситуацию | Самостоятельно формулирует собственную точку зрения на предлагаемый материал или ситуацию | |
Регулятивные | целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; | С помощью учителя дифференцирует известное и неизвестное, формулирует цель учебной задачи | Самостоятельно дифференцирует известное и неизвестное, формулирует цель учебной задачи | Самостоятельно дифференцирует известное и неизвестное, формулирует цель учебной задачи | Самостоятельно дифференцирует известное и неизвестное, формулирует цель учебной задачи |
планирование– определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий | С помощью учителя определяет этапы решения учебной задачи, формулирует конечный результат действия | Самостоятельно определяет этапы решения учебной задачи; с помощью учителя составляет шаги алгоритма решения учебной задачи | Самостоятельно формулирует промежуточные цели каждого шага алгоритма | Самостоятельно разрабатывает алгоритм решения учебной задачи с учетом конечного результата | |
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; | |||||
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона | С помощью учителя определяет отклонения и отличия от эталона в своей работе | Самостоятельно определяет отклонения и отличия от эталона в своей работе | Самостоятельно определяет отклонения и отличия от эталона в своей работе | Самостоятельно определяет отклонения и отличия от эталона в своей работе | |
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения | выделяет и определяет то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению | Самостоятельно или с помощью учителя определяет то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению | Самостоятельно определяет то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению | Самостоятельно определяет уровень усвоения учебного материала и качество усвоения | |
волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий | |||||
познавательные общеучебные | самостоятельноевыделениеи формулирование познавательнойцели | Самостоятельно выделяет и с помощью учителя формулирует познавательную цель | Самостоятельно выделяет и формулирует познавательную цель | Самостоятельно выделяет и формулирует познавательную цель | Самостоятельно выделяет и формулирует познавательную цель |
поиск и выделениенеобходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств | С помощью учителя находит необходимую информацию | Самостоятельно или с помощью учителя выделяет необходимую информацию в разных источниках | Самостоятельно применяет методы информационного поиска | Самостоятельно находит и выделяет необходимую информацию, используя компьютерные средства | |
структурирование знаний | С помощью учителя выстраивает иерархию имеющихся знаний | Самостоятельно или с помощью учителя выстраивает иерархию имеющихся знаний | Самостоятельно выстраивает иерархию имеющихся знаний | Самостоятельно выстраивает иерархию имеющихся знаний | |
выбор наиболее эффективныхспособов решения задачв зависимости от конкретных условий | С помощью учителя выбирает наиболее эффективные способы решения задач | Самостоятельно или с помощью учителя выбирает наиболее эффективные способы решения задач | Самостоятельно выбирает наиболее эффективные способы решения задач | Самостоятельно выбирает наиболее эффективные способы решения задач | |
рефлексияспособов и условий действия,контроль и оценкапроцесса и результатов деятельности | С помощью учителя контролирует и оценивает процесс своей деятельности | С помощью учителя контролирует и оценивает процесс своей деятельности и его результаты | Самостоятельно или с помощью учителя контролирует и оценивает процесс своей деятельности и его результаты | Самостоятельно контролирует и оценивает процесс своей деятельности и его результаты | |
смысловое чтение какосмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; | Самостоятельно извлекает необходимую информацию из прослушанных и прочитанных текстов различных жанров: текст задачи, упражнения | Самостоятельно или с помощью учителя определяет основную и второстепенную информацию | Самостоятельно определяет цели чтения | Самостоятельно выбирает вид чтения в зависимости от целей чтения, извлекает необходимую информацию из прослушанных текстов разных видов и определяет основную и второстепенную информацию | |
умение адекватно, осознанно и произвольностроить речевое высказывание в устной и письменной речи,передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.); | С помощью учителя конструирует небольшие устные речевые высказывания, передавая содержание текста в соответствии с целью | Самостоятельно конструирует небольшие устные и письменные речевые высказывания, передавая содержание текста в соответствии с целью | С помощью учителя определяет нормы построения будущего текста | Самостоятельно определяет нормы построения будущего текста и конструирует небольшие устные и письменные речевые высказывания, передавая содержание текста в соответствии с целью | |
постановка и формулированиепроблемы, самостоятельноесоздание алгоритмов деятельностипри решении проблем творческого и поискового характера | С помощью учителя определяет и формулирует проблему | Самостоятельно или с помощью учителя разрабатывает шаги алгоритмов деятельности | Самостоятельно определяет и формулирует проблемы, создает алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Самостоятельно определяет и формулирует проблемы, создает алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | |
действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование). | Самостоятельно или с помощью учителя работает со знаково-символическими средствами | Самостоятельно работает со знаково-символическими средствами | Самостоятельно работает со знаково-символическими средствами | Самостоятельно работает со знаково-символическими средствами | |
познавательные логические | выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов | С помощью учителя определяет основания для сравнения, оценки и классификации объектов | Самостоятельно или с помощью учителя выбирает и формулирует критерии для сравнения, оценки и классификации объектов | Самостоятельно выбирает и формулирует критерии для сравнения, оценки и классификации объектов | Самостоятельно выбирает и формулирует критерии для сравнения, оценки и классификации объектов |
синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты | С помощью учителя составляет целое из частей | Самостоятельно или с помощью учителя достраивает, восполняя недостающие компоненты | Самостоятельно составляет целое из частей, достраивает, восполняя недостающие компоненты | Самостоятельно составляет целое из частей, достраивает, восполняя недостающие компоненты | |
подведение под понятия, распознавание объектов | Самостоятельно распознает объекты, с помощью учителя подводит под понятия | Самостоятельно подводит под понятия | Самостоятельно подводит под понятия | Самостоятельно подводит под понятия | |
установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство | С помощью учителя устанавливает причинно-следственные связи | С помощью учителя выстраивает логические цепи рассуждений | Самостоятельно или с помощью учителя выстраивает доказательства | Самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи, выстраивает логические цепи рассуждений и доказательства | |
выявление родо-видовых и ситуативно существенных признаков | С помощью учителя выявляет родо-видовые признаки предметов и явлений | Самостоятельно или с помощью учителя выявляет родо-видовые признаки предметов и явлений | Самостоятельно или с помощью учителя выявляет существенно-ситуативные признаки | Самостоятельно выявляет родо-видовые признаки предметов и явлений и ситуативно-существенные признаки | |
выдвижение гипотез и их доказательство | С помощью учителя выдвигает гипотезы и логические цепи для их доказательства | Самостоятельно или с помощью учителя выдвигает гипотезы и выстраивает логические цепи для их доказательства | Самостоятельно выдвигает гипотезы и выстраивает их доказательство | ||
знаково-символические | обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний | С помощью учителя создает элементарные модели, отображающие учебный материал и преобразует предлагаемые модели | Самостоятельно создает и преобразует модели | Самостоятельно создает и преобразует модели | Самостоятельно создает и преобразует модели |
Коммуникативные | планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия | С помощью учителя определяет цели и функции участников учебного действия | Самостоятельно или с помощью учителя планирует учебное сотрудничество со сверстниками | Самостоятельно или с помощью учителя планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Самостоятельно планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определяет цели, функции участников и способы взаимодействия |
постановка вопросов –инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | С помощью учителя формулирует наиболее значимые для решения проблемы вопросы | Самостоятельно или с помощью учителя | самостоятельно | самостоятельно | |
разрешение конфликтов –выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация | С помощью учителя выявляет проблему и оценивает предполагаемые способы ее разрешения | С помощью учителя | Самостоятельно или с помощью учителя | Самостоятельно или с помощью учителя | |
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера | С помощью учителя контролирует, корректирует действия партнера в соответствии с ситуацией | Самостоятельно или с помощью учителя контролирует, корректирует действия партнера, дает им оценку | Самостоятельно или с помощью учителя контролирует, корректирует действия партнера, дает им оценку | Самостоятельно контролирует, корректирует действия партнера, дает им оценку | |
умение с достаточной полнотой и точностьювыражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формамиречи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка | С помощью учителя создает устные высказывания в соответствии с поставленными задачами и нормами языка | Самостоятельно или с помощью учителя выражает свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умеет выстроить диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка | Самостоятельно или с помощью учителя выражает свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеет монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка | Самостоятельно или с помощью учителя выражает свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеет монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по проектированию и проведению уроков в системе развивающего обучения
Материал этой статьи поможет учителям, начинающим работать в системе РО, разобраться в проектировании уроков, типологии уроков данной системы....

Форсирование творческих интеллектуальных способностей младших школьников на основе учебного проектирования.
Статья предназначена для учителей начальной школы....

ФГОС. Проектирование моделей внеурочной деятельности (доклад).
В статье рассматриваются такие вопросы как:1. Внеурочная работа и дополнительное образование детей.2. Структурно-организационные формы реализации дополнительного образования детей.3. Типы организацион...

Курсовая работа по теме: «Методический анализ УМК и проектирование урока, направленного на формирование у младших школьников умения учиться как основы развития универсальных учебных действий»
Обращение к разработке Программы развития универсальных учебных действий на начальной ступени школы отвечает новым социальным запросам, закрепленным Федеральным Государственным образовательным станда...

Методические материалы по социальному проектированию для классных руководителей
Уважаемые коллеги! Предлагаю вам индивидуальные и коллективные проекты моих учащихся 1-4 классов в виде презентаций, творческих отчётов и разработок внеклассных мероприятий....

Программы внеурочной деятельности для первого класса "Основы проектирования" и второго класса "Основы проектирования. Моделирование"
Данные образовательная программы направлены на развитие художественного творчества в области декоративно-прикладного искусства. Самостоятельная или управляемая проектная...