Рабочая программа 1-4 классов по предмету МАТЕМАТИКА. "Начальная школа 21 века"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
В рабочей программе по предмету "МАТЕМАТИКА" по программе "Начальная школа 21 века" представлены пояснительная записка, планируемые результаты, содержание программы по каждому классу и тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_1-4_matematika_galiya.doc | 267.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике для 1-4 классов
Программа «Начальная школа 21 века»
Пояснительная записка, планируемые результаты освоения учебного предмета, курса (ФГОС)
Настоящая рабочая программа регламентируется действующими федеральными и региональными документами:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г;
- федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки от 6.10.2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2009 г., регистрационный номер 15785) с изменениями (утверждены приказами Минобрнауки России от 26.11.2010 г. № 1241, от 22.09.2011 г. № 2357, от 18.12.2012 г. № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 г. № 507, от 31.12.2015 г. № 1576);
- санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 с изменениями от 24.11.2015 г, приказ № 189;
- письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования», другими действующими нормативными документами;
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 года № 1/15).
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
Учебно – методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.
Математика : программа: 1-4 классы / В.Н. Рудницкая . – М: Вентана –Граф.2011.- 128 с.
Математика, рабочая тетрадь в 3-х частях, автор В.Е. Кочурова, «Вентана Граф» , 2013г
Математика в начальной школе: проверочные и контрольные работы.- 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2013
Весь курс обучения в начальной школе по данному предмету составляет 540 часов.
По годам обучения распределяется следующим образом:
В первом классе на изучение математики отводится 4 часа в неделю, всего 132 часа (33 учебные недели), во 2-4 классах отводится 4 часа в неделю, всего 136 часов в год (34 учебные недели).
Курс математика для 1 – 4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса средней общеобразовательной школы и входит в число дисциплин включенных в учебный план.
Настоящая рабочая программа предназначена для учеников начальных классов общеобразовательных учреждений.
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:
личностные результаты:
• самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
• готовность и способность к саморазвитию;
• сформированное мотивации к обучению;
• способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;
• заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;
• умение использовать получаемую математическую подготовку, как в учебной деятельности, так и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;
• способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до её завершения;
• способность к самоорганизованности;
• готовность высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
• владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).
метапредметные результаты:
• владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);
• понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов её решения;
• планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;
• выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);
• создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств;
• понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;
• адекватное оценивание результатов своей деятельности;
• активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;
• готовность слушать собеседника, вести диалог;
• умение работать в информационной среде.
предметные результаты:
- использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих
предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
- овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного
воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
- приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-
познавательных и учебно-практических задач;
- умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми
выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
- приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Планируемые результаты обучения
в 1 классе выпускник научится:
называть:
• предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над (под, за) данным предметом, между двумя предметами;
• натуральные числа от 1 до 20 в прямом и в обратном порядке, следующее (предыдущее) при счёте число;
• число, большее (меньшее) данного числа (на несколько единиц);
• геометрическую фигуру (точку, отрезок, треугольник, квадрат, пятиугольник, куб, шар);
различать:
• число и цифру;
• знаки арифметических действий;
• круг и шар, квадрат и куб;
• многоугольники по числу сторон (углов);
• направления движения (слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх);
читать:
• числа в пределах 20, записанные цифрами;
• записи вида: 3 + 2 = 5, 6 - 4 = 2, 5 • 2 = 10, 9 : 3 = 3;
сравнивать:
• предметы с целью выявления в них сходства и различий;
• предметы по размерам (больше, меньше);
• два числа («больше», «меньше», «больше на...», «меньше на...»);
• данные значения длины;
• отрезки по длине;
воспроизводить:
• результаты табличного сложения любых однозначных чисел;
• результаты табличного вычитания однозначных чисел;
• способ решения задачи в вопросно-ответной форме;
распознавать:
• геометрические фигуры;
моделировать:
• отношения «больше», «меньше», «больше на ...», «меньше на...» с использованием фишек, геометрических схем (графов) с цветными стрелками;
• ситуации, иллюстрирующие арифметические действия (сложение, вычитание, умножение, деление);
• ситуацию, описанную текстом арифметической задачи, с помощью фишек или схематического рисунка;
характеризовать:
• расположение предметов на плоскости и в пространстве;
• расположение чисел на шкале линейки (левее, правее, между);
• результаты сравнения чисел словами «больше» или «меньше»;
• предъявленную геометрическую фигуру (форма, размеры);
• расположение предметов или числовых данных в таблице: верхняя (средняя, нижняя) строка, левый (правый, средний) столбец;
анализировать:
• текст арифметической задачи: выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
• предложенные варианты решения задачи с целью выбора верного или оптимального решения;
классифицировать:
• распределять элементы множеств на группы по заданному признаку;
упорядочивать:
• предметы (по высоте, длине, ширине);
• отрезки (в соответствии с их дайнами);
• числа (в порядке увеличения или уменьшения);
конструировать:
• алгоритм решения задачи;
• несложные задачи с заданной сюжетной ситуацией (по рисунку, схеме);
контролировать:
• свою деятельность (обнаруживать и исправлять допущенные ошибки);
оценивать:
• расстояние между точками, длину предмета или отрезка (на глаз);
• предъявленное готовое решение учебной задачи (верно, неверно);
решать учебные и практические задачи:
• пересчитывать предметы, выражать числами получаемые результаты;
• записывать цифрами числа от 1 до 20, число нуль;
• решать простые текстовые арифметические задачи (в одно действие);
• измерять дайну отрезка с помощью линейки;
• изображать отрезок заданной длины;
• отмечать на бумаге точку, проводить линию по линейке;
• выполнять вычисления (в том числе вычислять значения выражений, содержащих скобки);
• ориентироваться в таблице: выбирать необходимую для решения задачи информацию.
в 1 классе выпускник получит возможность научиться:
сравнивать:
• разные приёмы вычислений с целью выявления наиболее удобного приёма;
воспроизводить:
• способ решения арифметической задачи или любой другой учебной задачи в виде связного устного рассказа;
классифицировать:
• определять основание классификации;
обосновывать:
• приёмы вычислений на основе использования свойств арифметических действий;
контролировать деятельность:
• осуществлять взаимопроверку выполненного задания при работе в парах;
решать учебные и практические задачи:
• преобразовывать текст задачи в соответствии с предложенными условиями;
• использовать изученные свойства арифметических действий при вычислениях;
• выделять на сложном рисунке фигуру указанной формы (отрезок, треугольник и др.), пересчитывать число таких фигур;
• составлять фигуры из частей;
• разбивать данную фигуру на части в соответствии с заданными требованиями;
• изображать на бумаге треугольник с помощью линейки;
• находить и показывать на рисунках пары симметричных относительно осей симметрии точек и других фигур (их частей);
• определять, имеет ли данная фигура ось симметрии и число осей,
• представлять заданную информацию в виде таблицы;
• выбирать из математического текста необходимую информацию для ответа на поставленный вопрос.
во 2 классе выпускник научится:
называть:
- натуральные числа от 20 до 100 в прямом и в обратном порядке, следующее (предыдущее) при счёте число;
- число, большее или меньшее данного числа в несколько раз;
- единицы длины, площади;
- одну или несколько долей данного числа и числа по его доле;
- компоненты арифметических действий (слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, множитель, произведение, делимое, делитель, частное);
- геометрическую фигуру (многоугольник, угол, прямоугольник, квадрат, окружность);
сравнивать:
- числа в пределах 100;
- числа в кратном отношении (во сколько раз одно число больше или меньше другого);
- длины отрезков;
различать:
- отношения «больше в ...» и «больше на ...», «меньше в ...» и «меньше на ...»;
- компоненты арифметических действий;
- числовое выражение и его значение;
- российские монеты, купюры разных достоинств;
- прямые и непрямые углы;
- периметр и площадь прямоугольника;
- окружность и круг;
читать:
- числа в пределах 100, записанные цифрами;
- записи вида: 5 • 2 = 10, 12 : 4 = 3;
воспроизводить:
- результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления;
- соотношения между единицами длины: 1 м = 100 см, 1 м = 10 дм;
приводить примеры:
- однозначных и двузначных чисел;
- числовых выражений;
моделировать:
- десятичный состав двузначного числа;
- алгоритмы сложения и вычитания двузначных чисел;
- ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы, рисунка;
распознавать:
- геометрические фигуры (многоугольники, окружность, прямоугольник, угол);
упорядочивать:
- числа в пределах 100 в порядке увеличения или уменьшения;
характеризовать:
- числовое выражение (название, как составлено);
- многоугольник (название, число углов, сторон, вершин);
анализировать:
- текст учебной задачи с целью поиска алгоритма её решения;
- готовые решения задач с целью выбора верного решения, рационального способа решения;
классифицировать:
- углы (прямые, непрямые);
- числа в пределах 100 (однозначные, двузначные);
конструировать:
- тексты несложных арифметических задач;
- алгоритм решения составной арифметической задачи;
контролировать:
- свою деятельность (находить и исправлять ошибки);
оценивать:
- готовое решение учебной задачи (верно, неверно);
решать учебные и практические задачи:
- записывать цифрами двузначные числа;
- решать составные арифметические задачи в два действия в различных комбинациях;
- вычислять сумму и разность чисел в пределах 100, используя изученные устные и письменные приёмы вычислений;
- вычислять значения простых и составных числовых выражений;
- вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата);
- строить окружность с помощью циркуля;
- выбирать из таблицы необходимую информацию для решения учебной задачи;
- заполнять таблицы, имея некоторый банк данных.
К концу обучения во2 классе выпускник получит возможность научиться:
формулировать:
- свойства умножения и деления;
- определения прямоугольника (квадрата);
- свойства прямоугольника (квадрата);
называть:
- вершины и стороны угла, обозначенные латинскими буквами;
- элементы многоугольника (вершины, стороны, углы);
- центр и радиус окружности;
- координаты точек, отмеченных на числовом луче;
читать:
- обозначения луча, угла, многоугольника;
различать:
- луч и отрезок;
характеризовать:
- расположение чисел на числовом луче;
- взаимное расположение фигур на плоскости (пересекаются, не пересекаются, имеют общую точку (общие точки);
решать учебные и практические задачи:
- выбирать единицу длины при выполнении измерений;
- обосновывать выбор арифметических действий для решения задач;
- указывать на рисунке все оси симметрии прямоугольника (квадрата);
- изображать на бумаге многоугольник с помощью линейки или от руки;
- составлять несложные числовые выражения;
- выполнять несложные устные вычисления в пределах 100.
в 3 классе выпускник научится:
называть:
- любое следующее (предыдущее) при счёте число в пределах 1000, любой отрезок натурального ряда от 100 до 1000 в прямом и в обратном порядке;
- компоненты действия деления с остатком;
- единицы массы, времени, длины;
- геометрическую фигуру (ломаная);
сравнивать:
- числа в пределах 1000;
- значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах;
различать:
- знаки > и <;
- числовые равенства и неравенства;
читать:
- записи вида: 120 < 365, 900 > 850;
воспроизводить:
- соотношения между единицами массы, длины, времени;
- устные и письменные алгоритмы арифметических действий в пределах 1 000;
приводить примеры:
- числовых равенств и неравенств;
моделировать:
- ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы (графа), таблицы, рисунка;
- способ деления с остатком с помощью фишек;
упорядочивать:
- натуральные числа в пределах 1 000;
- значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах;
анализировать:
- структуру числового выражения;
- текст арифметической (в том числе логической) задачи;
классифицировать:
- числа в пределах 1 000 (однозначные, двузначные, трёхзначные);
конструировать:
- план решения составной арифметической (в том числе логической) задачи;
контролировать:
- свою деятельность (проверять правильность письменных вычислений с натуральными числами в пределах 1 000), находить и исправлять ошибки;
решать учебные и практические задачи:
- читать и записывать цифрами любое трёхзначное число;
- читать и составлять несложные числовые выражения;
- выполнять несложные устные вычисления в пределах 1000;
- вычислять сумму и разность чисел в пределах 1000, выполнять умножение и деление на однозначное и на двузначное число, используя письменные алгоритмы вычислений;
- выполнять деление с остатком;
- определять время по часам;
- изображать ломаные линии разных видов;
- вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия (со скобками и без скобок);
- решать текстовые арифметические задачи в три действия.
в 3 классе выпускник получит возможность научиться:
формулировать:
- сочетательное свойство умножения;
- распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания);
читать:
- обозначения прямой, ломаной;
приводить примеры:
- высказываний и предложений, не являющихся высказываниями;
- верных и неверных высказываний;
различать:
- числовое и буквенное выражения;
- прямую и луч, прямую и отрезок;
- замкнутую и незамкнутую ломаную линии;
характеризовать:
- ломаную линию (вид, число вершин, звеньев);
- взаимное расположение лучей, отрезков, прямых на плоскости;
конструировать:
- буквенное выражение, в том числе для решения задач с буквенными данными;
воспроизводить:
- способы деления окружности на 2, 4, 6 и 8 равных частей;
решать учебные и практические задачи:
- вычислять значения буквенных выражений при заданных числовых значениях входящих в них букв;
- изображать прямую и ломаную линии с помощью линейки;
- проводить прямую через одну и через две точки;
- строить на бумаге в клетку точку, отрезок, луч, прямую, ломаную, симметричные данным фигурам (точке, отрезку, лучу, прямой, ломаной).
в 4 классе выпускник научится:
называть:
- любое следующее (предыдущее) при счёте многозначное число, любой отрезок натурального ряда чисел в прямом и в обратном порядке;
- классы и разряды многозначного числа;
- единицы величин: длины, массы, скорости, времени;
- пространственную фигуру, изображённую на чертеже или представленную в виде модели (многогранник, прямоугольный параллелепипед (куб), пирамида, конус, цилиндр);
сравнивать:
- многозначные числа;
- значения величин, выраженных в одинаковых единицах;
различать:
- цилиндр и конус, прямоугольный параллелепипед и пирамиду;
читать:
- любое многозначное число;
- значения величин;
- информацию, представленную в таблицах, на диаграммах;
воспроизводить:
- устные приёмы сложения, вычитания, умножения, деления в случаях, сводимых к действиям в пределах сотни;
- письменные алгоритмы выполнения арифметических действий с многозначными числами;
- способы вычисления неизвестных компонентов арифметических действий (слагаемого, множителя, уменьшаемого, вычитаемого, делимого, делителя);
- способы построения отрезка, прямоугольника, равных данным, с помощью циркуля и линейки;
моделировать:
- разные виды совместного движения двух тел при решении задач на движение в одном направлении, в противоположных направлениях;
упорядочивать:
- многозначные числа, располагая их в порядке увеличения (уменьшения);
- значения величин, выраженных в одинаковых единицах;
анализировать:
- структуру составного числового выражения;
- характер движения, представленного в тексте арифметической задачи;
конструировать:
- алгоритм решения составной арифметической задачи;
- составные высказывания с помощью логических слов-связок «и», «или», «если..., то...», «неверно, что...»;
контролировать:
- свою деятельность: проверять правильность вычислений с многозначными числами, используя изученные приёмы;
решать учебные и практические задачи:
- записывать цифрами любое многозначное число в пределах класса миллионов;
- вычислять значения числовых выражений, содержащих не более шести арифметических действий;
- решать арифметические задачи, связанные с движением (в том числе задачи на совместное движение двух тел);
- формулировать свойства арифметических действий и применять их при вычислениях;
- вычислять неизвестные компоненты арифметических действий.
в 4 классе выпускник получит возможность научиться:
называть:
- координаты точек, отмеченных в координатном углу;
сравнивать:
- величины, выраженные в разных единицах;
различать:
- числовое и буквенное равенства;
- виды углов и виды треугольников;
- понятия «несколько решений» и «несколько способов решения» (задачи);
воспроизводить:
- способы деления отрезка на равные части с помощью циркуля и линейки;
приводить примеры:
- истинных и ложных высказываний;
оценивать:
- точность измерений;
исследовать:
- задачу (наличие или отсутствие решения, наличие нескольких решений);
читать:
- информацию, представленную на графике;
решать учебные и практические задачи:
- вычислять периметр и площадь нестандартной прямоугольной фигуры;
- исследовать предметы окружающего мира, сопоставлять их с моделями пространственных геометрических фигур;
- прогнозировать результаты вычислений;
- читать и записывать любое многозначное число в пределах класса миллиардов;
- измерять длину, массу, площадь с указанной точностью;
- сравнивать углы способом наложения, используя модели.
Содержание учебного предмета, курса
«Математика»
1 класс (132 часа)
Множества предметов.
Отношения между предметами и между множествами предметов ( 16 ч.)
Сходства и различия предметов. Соотношение размеров предметов (фигур). Понятия: «больше», «меньше», «одинаковые по размерам»; «длиннее», «короче», «такой же длины» (ширины, высоты).
Соотношения между множествами предметов. Понятия: «больше», «меньше», «столько же», «поровну» (предметов), «больше», «меньше» (на несколько предметов).
Числа и величины. Число и счёт ( 15 ч.)
Счёт предметов. Чтение и запись чисел в пределах класса миллиардов. Классы и разряды натурального числа. Десятичная система записи чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел; запись результатов сравнения с использованием знаков >, =, <.
Римская система записи чисел.
Сведения из истории математики: как появились числа, чем занимается арифметика.
Арифметические действия ( 40 ч.)
Сложение, вычитание, умножение и деление, и их смысл. Запись арифметических действий с использованием знаков +, - ,•, : .
Сложение и вычитание (умножение и деление) как взаимно обратные действия. Названия компонентов арифметических действий (слагаемое, сумма; уменьшаемое, вычитаемое, разность; множитель, произведение; делимое, делитель, частное).
Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания.
Таблица умножения и соответствующие случаи деления.
Устные и письменные алгоритмы сложения и вычитания.
Умножение многозначного числа на однозначное, на двузначное и на трёхзначное число.
Деление с остатком.
Устные и письменные алгоритмы деления на однозначное, на двузначное и на трёхзначное число.
Способы проверки правильности вычислений (с помощью обратного действия, оценка достоверности, прикидка результата, с использованием микрокалькулятора).
Доля числа (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная). Нахождение одной или нескольких долей числа. Нахождение числа по его доле.
Переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения; распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания); сложение и вычитание с 0; умножение и деление с 0 и 1. Обобщение: записи свойств действий с использованием букв. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений: перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).
Числовое выражение. Правила порядка выполнения действий в числовых выражениях, содержащих от 2 до 6 арифметических действий, со скобками и без скобок. Вычисление значений выражений. Составление выражений в соответствии с заданными условиями.
Выражения и равенства с буквами. Правила вычисления неизвестных компонентов арифметических действий.
Примеры арифметических задач, решаемых составлением равенств, содержащих букву.
Величины (25 ч.)
Длина, площадь, периметр, масса, время, скорость, цена, стоимость и их единицы. Соотношения между единицами однородных величин.
Сведения из истории математики: старинные меры длины (вершок, аршин, пядь, маховая и косая сажень, морская миля, верста), массы (пуд, фунт, ведро, бочка). История возникновения месяцев года.
Вычисление периметра многоугольника, периметра и площади прямоугольника (квадрата). Длина ломаной и её вычисление. Точные и приближённые значения величины (с недостатком, с избытком). Измерение длины, массы, времени, площади с указанной точностью. Запись приближённых значений величины с использованием знака.
Вычисление одной или нескольких долей значения величины. Вычисление значения величины по известной доле её значения.
Масштаб. План. Карта. Примеры вычислений с использованием масштаба.
Работа с текстовыми задачами ( 20 ч.)
Понятие арифметической задачи. Решение текстовых арифметических задач арифметическим способом.
Работа с текстом задачи: выявление известных и неизвестных величин, составление таблиц, схем, диаграмм и других моделей для представления данных условия задачи.
Планирование хода решения задачи. Запись решения и ответа задачи.
Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на ...», «больше (меньше) в»; зависимости между величинами, характеризующими процессы купли-продажи, работы, движения тел.
Примеры арифметических задач, решаемых разными способами; задач, имеющих несколько решений, не имеющих решения; задач с недостающими и с лишними данными (не использующимися при решении).
Геометрические фигуры. ( 6 ч)
Форма предмета. Понятия: такой же формы, другой формы. Плоские фигуры: точка, линия, отрезок, ломаная, круг; многоугольники и их виды. Луч и прямая как бесконечные плоские фигуры. Окружность (круг). Изображение плоских фигур с помощью линейки, циркуля и от руки. Угол и его элементы вершина, стороны. Виды углов (прямой, острый, тупой). Классификация треугольников (прямоугольные, остроугольные, тупоугольные). Виды треугольников в зависимости от длин сторон (разносторонние, равносторонние, равнобедренные).
Прямоугольник и его определение. Квадрат как прямоугольник. Свойства противоположных сторон и диагоналей прямоугольника. Оси симметрии прямоугольника (квадрата).
Пространственные фигуры: прямоугольный параллелепипед (куб), пирамида, цилиндр, конус, шар. Их модели, изображение на плоскости, развёртки.
Взаимное расположение фигур на плоскости (отрезков, лучей, прямых, многоугольников, окружностей) в различных комбинациях. Общие элементы (пересечение) фигур. Осевая симметрия. Пары симметричных точек, отрезков, многоугольников. Примеры фигур, имеющих одну или несколько осей симметрии. Построение симметричных фигур на бумаге в клетку.
Логико-математическая подготовка (5 ч)
Понятия: каждый, какой-нибудь, один из, любой, все, не все; все, кроме.
Классификация множества предметов по заданному признаку. Определение оснований классификации.
Понятие о высказывании. Примеры истинных и ложных высказываний. Числовые равенства и неравенства как математические примеры истинных и ложных высказываний.
Составные высказывания, образованные из двух простых высказываний с помощью логических связок «и», «или», «если... то...», «неверно, что...» и их истинность. Анализ структуры составного высказывания: выделение в нем простых высказываний. Образование составного высказывания из двух простых высказываний.
Простейшие доказательства истинности или ложности данных утверждений. Приведение примеров, подтверждающих или опровергающих данное утверждение.
Решение несложных комбинаторных задач и других задач логического характера (в том числе задач, решение которых связано с необходимостью перебора возможных вариантов).
Работа с данными, с информацией (5 ч)
Сбор информации, связанной со счётом, с измерением; фиксирование и анализ полученной информации.
Таблица; строки и столбцы таблицы. Чтение и заполнение таблиц заданной информацией. Перевод информации из текстовой формы и табличную. Составление таблиц.
Графы отношений. Использование графов для решения учебных задач.
Числовой луч. Координата точки. Обозначение вида А (5). Координатный угол. Оси координат. Обозначение вида А (2, 3).
Простейшие графики. Считывание информации.
Столбчатые диаграммы. Сравнение данных, представленных на диаграммах.
Конечные последовательности (цепочки) предметов, чисел, фигур, составленные по определённым правилам. Определение правила составления последовательности.
2 класс (136 часов)
Сложение и вычитание в пределах 100 (74 ч)
Целые неотрицательные числа. Счёт десятками в пределах 100. Названия, последовательность и запись цифрами натуральных чисел от 20 до 100. Десятичный состав двузначного числа. Числовой луч. Изображение чисел точками на числовом луче. Координата точки.
Сравнение двузначных чисел. Сложение и вычитание
Частные и общие устные и письменные алгоритмы сложения и вычитания. Применение микрокалькулятора при выполнении вычислений. Геометрические величины
Единица длины метр и её обозначение: м. Соотношения между единицами длины:
1 м = 100 см, 1 дм = 10 см, 1 м = 10 дм.
Сведения из истории математики: старинные русские меры длины: вершок, аршин, пядь, маховая и косая сажень.
Таблица умножения однозначных чисел
Умножение и деление
Таблица умножения однозначных чисел; соответствующие случаи деления.
Доля числа. Нахождение одной или нескольких долей числа; нахождение числа по данной его доле. Правило сравнения чисел с помощью деления. Отношения между числами «больше в ...» и «меньше в ...».
Увеличение и уменьшение числа в несколько раз.
Свойства умножения и деления
Умножение и деление с 0 и 1. Свойство умножения: умножать два числа можно в любом порядке. Свойства деления: меньшее число нельзя разделить на большее без остатка; делить на нуль нельзя; частное двух одинаковых чисел (кроме 0) равно 1.
Выражения
Периметр многоугольника.
Способы вычисления периметра прямоугольника (квадрата). Площадь геометрической фигуры. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр и их обозначения: см2, дм2, м2.
Практические способы вычисления площадей фигур (в том числе с помощью палетки). Правило вычисления площади прямоугольника (квадрата) Числовые выражения
Названия чисел в записях арифметических действий (слагаемое, сумма, множитель, произведение, уменьшаемое, вычитаемое, разность, делимое, делитель, частное).
Понятие о числовом выражении и его значении. Вычисление значений числовых выражений со скобками, содержащих 2–3 арифметических действия в различных комбинациях. Названия числовых выражений: сумма, разность, произведение, частное.
Чтение и составление несложных числовых выражений.
Арифметическая задача и её решение (35ч)
Простые задачи, решаемые умножением или делением. Составные задачи, требующие выполнения двух действий в различных комбинациях.
Задачи с недостающими или лишними данными.
Запись решения задачи разными способами (в виде выражения, в вопросно-ответной форме). Примеры задач, решаемых разными способами. Сравнение текстов и решений внешне схожих задач.
Составление и решение задач в соответствии с заданными условиями (число и виды арифметических действий, заданная зависимость между величинами). Формулирование измененного текста задачи. Запись решения новой задачи.
Геометрические понятия (17 ч)
Луч, его изображение и обозначение. Принадлежность точки лучу.
Многоугольники и его элементы: вершины, стороны, углы.
Угол. Прямой и непрямой углы
Логико-математическая подготовка (5 ч)
Закономерности
Определение правила подбора математических объектов (чисел, числовых выражений, геометрических фигур) данной последовательности.
Составление числовых последовательностей в соответствии с заданным правилом.
Доказательства
Верные и неверные утверждения. Проведение простейших доказательств истинности или ложности данных утверждений.
Ситуация выбора
Выбор верного ответа среди нескольких данных правдоподобных вариантов. Несложные логические (в том числе комбинаторные) задачи.
Рассмотрение всех вариантов решения логической задачи.
Логические задачи, в тексте которых содержатся несколько высказываний (в том числе с отрицанием) и их решение.
Работа с информацией ( 5 ч)
Представление и сбор информации
Таблицы с двумя входами, содержащие готовую информацию. Заполнение таблиц заданной информацией.
Составление таблиц, схем, рисунков по текстам учебных задач (в том числе арифметических) с целью последующего их решения.
3 класс (136 часов)
Число и счет (60 ч)
Тысяча
Чтение и запись цифрами чисел от 100 до 1000.
Сведения из истории математики: как появились числа; чем занимается арифметика.
Сравнение чисел. Запись результатов сравнения с помощью знаков < и >.
Сложение и вычитание в пределах 1000.
Устные и письменные приемы сложения и вычитания. Сочетательное свойство сложения и умножения. Упрощение выражения (освобождение выражений от «лишних» скобок).
Порядок выполнения действий в выражениях, записанных без скобок, содержащих действия: а) только одной ступени; б) разных ступеней. Правило порядка выполнения действий в выражениях, содержащих одну или несколько пар скобок.
Числовые равенства и неравенства.
Чтение и запись числовых равенств и неравенств. Свойства числовых равенств.
Решение составных арифметических задач в три действия.
Умножение и деление на однозначное число в пределах 1000 (17 ч)
Умножение суммы на число (распределительное свойство умножения относительно сложения).
Умножение и деление на 10, 100.
Умножение числа, запись которого заканчивается нулем, на однозначное число. Умножение двузначного и трехзначного числа на однозначное число.
Нахождение однозначного частного.
Деление с остатком.
Деление на однозначное число.
Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий.
Практическая работа. Выполнение деления с остатком с помощью фишек.
Умножение и деление на двузначное число в пределах 1000 (16 ч)
Умножение вида 23*40
Умножение и деление на двузначное число.
Величины (21 ч)
Единицы длины километр и миллиметр, и их обозначения: км, мм
Соотношения между единицами длины: 1км=1000м, 1см=10мм.
Вычисление длины ломаной.
Масса и ее единицы: килограмм, грамм. Обозначения кг, г. Соотношения: 1кг=!000г.
Вместимость и ее единица литр. Обозначение: л.
Сведения из истории математики: старинные русские единицы величин: морская миля, верста, пуд, фунт, ведро, бочка.
Время и его единицы: час, минута, секунда, сутки, неделя, год, век. Обозначения: ч, мин, с. Соотношения между единицами времени: 1ч=60мин, 1 сутки=24 ч, 1 век=100лет, 1 год=12 месяцев.
Сведения из истории математики: история возникновения месяцев года.
Решение арифметических задач, содержащие разнообразные соотношения между величинами.
Практические работы. Измерение длины, ширины и высоты предметов с использованием разных единиц длины.
Снятие мерок с фигуры человека с помощью портновского метра. Взвешивание предметов на чашечных весах. Сравнение вместимостей двух сосудов с помощью данной мерки. Отмеривание с помощью литровой банки данного количества воды.
Алгебраическая пропедевтика, логические понятия (10 ч)
Буквенные выражения. Вычисление значений буквенных выражений при заданных значениях этих букв.
Примеры верных и неверных высказываний
Геометрические понятия (12 ч)
Ломаная линия. Вершины и звенья ломаной. Замкнутая и незамкнутая ломаная. Построение ломаной.
Деление окружности на 6 одинаковых частей с помощью циркуля.
Прямая. Принадлежность точки прямой. Проведение прямой через одну и через две точки.
Взаимное расположение на плоскости отрезков, лучей, прямых.
Практические работы. Способы деления круга (окружности) на 2, 4 , 8 равных частей с помощью перегибания круга по его осям симметрии. Построение симметричных прямых на клетчатой бумаге. Проверка с помощью угольника, какие из данных прямых пересекаются под прямым углом.
4 класс(136 часов)
Элементы арифметики
Множество целых неотрицательных чисел (18 ч)
Многозначное число, классы и разряды многозначного чрслаесятичная система счисления. Чтение и запись многозначных чисел.
Сведения из истории математики: римские цифрыI, V,X,L,C,D,M; запись дат римскими цифрами, примеры записи чисел римскими цифрами.
Свойства арифметических действий.
Арифметические действия с многозначными числами (50 ч)
Устные и письменные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел.
Умножение и деление на одно-, дву- и трехзначные числа Простейшие устные вычисления.
Решение составных арифметических задач разных видов, требующих выполнения трех-четырех действий.
Величины и их измерения (27 ч)
Единицы длины массы тонна и центнер, и их обозначения: т, ц
Соотношения между единицами длины: 1т =10 ц, 1т =1000 кг, 1 ц = 100кг.
Скорость равномерного прямолинейного движения и ее единицы. Обозначения км/ч, м/с, м/мин.
Решение арифметических задач, содержащие разнообразные соотношения между величинами.
Точные и приближённые значения величины ( с недостатком и избытком)
Практические работы. Измерение длины, ширины и массы, времени, площади с указанной точностью.
Алгебраическая пропедевтика (6 ч )
Координатный угол. Простейшие графики. Диаграммы. Таблицы
Выражения с переменной. Вычисление значений выражений с переменной .
Логические понятия (15 ч)
Высказывание и его значение (истина, ложь)
Составление высказываний и нахождение их значений.
Решение задач методом подбора.
Геометрические понятия (20ч)
Многогранник. Вершины, рёбра и грани многогранника.
Практические работы. Построение прямоугольников.
Взаимное расположение на плоскости точек, отрезков, лучей, прямых, прямоугольников, окружностей.
Треугольники и их виды
Виды углов. Виды треугольников в зависимости от вида углов (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный)
Виды треугольников в зависимости от длин сторон (разносторонний, равносторонний, равнобедренный)
Тематическое планирование по предмету
«Математика»
УМК: Математика : программа: 1-4 классы / В.Н. Рудницкая . – М: Вентана –Граф.2011.- 128 с.
Математика, рабочая тетрадь в 3-х частях, автор В.Е. Кочурова, «Вентана Граф» , 2013г
Математика в начальной школе: проверочные и контрольные работы.- 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2013
1 класс
№ урока | Наименование разделов программы | Количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы | Личностные и метапредметные компетенции |
1 | Множества предметов. Отношения между предметами и между множествами предметов | 5 | Сравнивать предметы с целью выявления в них сходств и различий. Выделять из множества предметов один или несколько предметов по заданному свойству Сравнивать (визуально) предметы или геометрические фигуры по размерам. Упорядочивать (располагать) предметы по высоте, длине, ширине в порядке увеличения или уменьшения. Изменять размеры фигур при сохранении других признаков Сравнивать два множества предметов по их численностям путём составления пар. Характеризовать результат сравнения словами: больше, чем; меньше, чем; столько же; больше на; меньше на. Упорядочивать данное множество чисел (располагать числа в порядке увеличения или уменьшения). Называть число, которое на несколько единиц больше или меньше данного числа. Выявлять закономерности в расположении чисел и решать обратную задачу: составлять последовательность чисел по заданному правилу. Моделировать: использовать готовую модель (граф с цветными стрелками) в целях выявления отношений, в которых находятся данные числа, либо строить модель самостоятельно для выражения результатов сравнения чисел |
2 | Число и счёт | 15 | Называть числа от 1 до 20 в прямом и в обратном порядке. Пересчитывать предметы, выражать числами получаемые результаты. Различать понятия «число» и «цифра». Устанавливать соответствие между числом и множеством предметов, а также между множеством предметов и числом. Моделировать соответствующую ситуацию с помощью фишек. Характеризовать расположение чисел на шкале линейки (левее, правее, между). Сравнивать числа разными способами (с помощью шкалы линейки, на основе счёта) |
3 | Арифметические действия | 18 | Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметические действия. Воспроизводить способы выполнения арифметических действий с опорой на модели (фишки, шкала линейки). Использовать соответствующие знаково-символические средства для записи арифметических действий. Уравнивать множества по числу предметов; дополнять множество до заданного числа элементов. Моделировать соответствующие ситуации с помощью фишек |
4 | Число и счёт | 40 | Моделировать зависимость между арифметическими действиями. Использовать знание десятичного состава двузначных чисел при выполнении вычислений. Воспроизводить по памяти результаты табличного сложения двух любых однозначных чисел, а также результаты табличного вычитания. Сравнивать разные приёмы вычислений, выбирать удобные способы для выполнения конкретных вычислений. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять вычислительные ошибки. Формулировать правило сравнения чисел с помощью вычитания и использовать его при вычислениях. Выбирать необходимое арифметическое действие для решения практических задач на увеличение или уменьшение данного числа на несколько единиц Формулировать изученные свойства сложения и вычитания и обосновывать с их помощью способы вычислений. Устанавливать порядок выполнения действий в выражениях, содержащих два действия и скобки |
5 | Величины | 10 | Различать монеты; цену и стоимость товара Различать единицы длины. Сравнивать длины отрезков визуально и с помощью измерений. Упорядочивать отрезки в соответствии с их длинами. Оценивать на глаз расстояние между двумя точками, а также длину предмета, отрезка с последующей проверкой измерением |
6 | Работа с текстовыми задачами | 24 | Сравнивать предъявленные тексты с целью выбора текста, представляющего арифметическую задачу. Обосновывать, почему данный текст является задачей. Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, с помощью фишек или схем. Подбирать модель для решения задачи, обосновывать правильность выбора модели. Выбирать арифметическое действие для решения задачи. Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины). Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Планировать и устно воспроизводить ход решения задачи. Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные. Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно). Конструировать и решать задачи с изменённым текстом, а также самостоятельно составлять несложные текстовые задачи с заданной сюжетной ситуацией (в том числе по рисунку, схеме и пр.) |
7 | Пространственные отношения. | 10 | Характеризовать расположение предмета на плоскости и в пространстве. Располагать предметы в соответствии с указанными требованиями (в том числе в виде таблицы со строками и столбцами). Различать направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх Находить на рисунках пары симметричных предметов или их частей. Проверять на моделях плоских фигур наличие или отсутствие у данной фигуры осей симметрии, используя практические способы Различать предметы по форме. Распознавать геометрические фигуры на чертежах, моделях, окружающих предметах. Описывать сходства и различия фигур (по форме, по размерам). Различать куб и квадрат, шар и круг. Называть предъявленную фигуру. Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже. Разбивать фигуру на указанные части. Конструировать фигуры из частей |
8 | Логико-математическая подготовка | 5 | Различать по смыслу слова: каждый, все, один из, любой, какой-нибудь. Определять истинность несложных утверждений (верно, неверно). Классифицировать: распределять элементы множества на группы по заданному признаку. Определять основание классификации. Воспроизводить в устной форме решение логической задачи |
9 | Работа с информацией | 5 | Характеризовать расположение предметов или числовых данных в таблице, используя слова: верхняя (средняя, нижняя) строка, левый (средний, правый) столбец, фиксировать результаты. Собирать требуемую информацию из указанных источников. Фиксировать результаты разными способами. Устанавливать правило составления предъявленной информации, составлять последовательность (цепочку) предметов, чисел, фигур по заданному правилу |
Тематическое планирование по предмету
«Математика»
УМК: Математика : программа: 1-4 классы / В.Н. Рудницкая . – М: Вентана –Граф.2011.- 128 с.
Математика, рабочая тетрадь в 3-х частях, автор В.Е. Кочурова, «Вентана Граф» , 2013г
Математика в начальной школе: проверочные и контрольные работы.- 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2013
2 класс
Наименование разделов программы | Количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы | Личностные и метапредметные компетенции | |
Элементы арифметики | 70 | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Математика», к школе; Проявление учебно-познавательного интереса к новому материалу;понимание причин успеха в учебе, понимание предложений и оценок учителей, одноклассников Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в сотрудничестве с учителем; Оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий,вносить соответствующие коррективы; Адекватно воспринимать оценку своей работы учителями; принимать роль в учебном сотрудничестве; Выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане. Осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; Умение задавать вопросы по учебному материалу и отвечать на них; Стремление к сотрудничеству, принятию правил общения и оказанию взаимопомощи во взаимодействии; Умение высказывать собственное мнение; Допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, паре); Сравнивать числа. Моделировать ситуации, требующие перехода от одних единиц к другим. Составлять модель числа. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. Наблюдать: устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность по заданному правилу. Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел, их упорядочения. Характеризовать явления и события с использованием чисел. Сравнивать разные способы вычисления, выбирать удобный. Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения. Моделировать изученные арифметические зависимости. Прогнозировать результат вычисления. Контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма арифметического действия | |
Выражения | 18 | Осознание ценностей знания, как важнейшего компонента научной картины мира. Осознание необходимость изучения математики Умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. Использовать различные приёмы проверки правильности нахождения числового выражения (с опорой на правила установления порядка действий, алгоритмы выполнения арифметических действий, прикидку результата) Умение общаться и взаимодействовать друг с другом; Сотрудничать в совместном решении проблемы. | |
Величины | 26 | Формирование учебно познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи, способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; Понимать личное затруднение и обращается за помощью к учителю; Предвидеть результат своей деятельности; Преобразовывать практическую задачу в познавательную; Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Анализировать житейские ситуации, требующие умения находить геометрические величины. Сравнивать геометрические фигуры по величине (размеру) Классифицировать геометрические фигуры. Находить геометрическую величину разными способам Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Формулировать собственное мнение и позицию; успешно осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | |
Геометрические понятия | 22 | самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться; готовность и способность к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению; способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний; готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни; способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения; способность к самоорганизованности; высказывать собственные суждения и давать им обоснование; владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей; помогать в совместном решении проблемы; уметь доводить работу до конца; предвидеть результат своей деятельности; адекватно оценивать результаты своей деятельности; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости. конструировать простейшие высказывания с помощью логических связок «и \ или». изготавливать (конструировать) модели геометрических фигур, преобразовывать модели. исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять с геометрическими формами. характеризовать свойства геометрических фигур. Сравнивать геометрические фигуры. уметь слушать и слышать собеседника; вести и поддерживать диалог; взаимодействовать с участниками диалога; выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками. |
Тематическое планирование по предмету
«Математика»
УМК: Математика : программа: 1-4 классы / В.Н. Рудницкая . – М: Вентана –Граф.2011.- 128 с.
Математика, рабочая тетрадь в 3-х частях, автор В.Е. Кочурова, «Вентана Граф» , 2013г
Математика в начальной школе: проверочные и контрольные работы.- 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2013
3 класс
Наименование разделов и тем | Кол-во часов на изучение каждого раздела | Характеристика деятельности учащихся | |
Число и счёт | 6 | Называть любое следующее (предыдущее) при счёте число, а также любой отрезок натурального ряда чисел от 100 до 1000 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа. Сравнивать трёхзнач-ные числа, используя способ поразрядного сравнения. Различатьзнаки> и <. Читать записи вида 256 < 512, 625 > 108. Упорядочивать числа (располагать их в порядке увеличении или уменьшения) | |
Арифметические действия в пределах 1000 | 54 | Воспроизводить устные приёмы сложения и вычитания в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Вычислять сумму и разность чисел в пределах 1000, используя письменные алгоритмы. Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений на основе использования связи сложения и вычитания, а также используя прикидку результата, перестановку слагаемых, микрокалькулятор; осуществлять взаимопроверку | |
Воспроизводить устные приёмы умножения и деления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Различать масштабы 1:10 и 10:1. Вычислять произведение чисел в пределах 1000, используя письменные алгоритмы умножения на однозначное и на двузначное число. Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений на основе использования связи умножения и деления, а также применяя перестановку множителей, микрокалькулятор. Осуществлять взаимопроверку. Подбирать частное способом проб. Различать два вида деления (с остатком и без остатка). Моделировать способ деления с остатком небольших чисел с помощью фишек. Называть компоненты деления с остатком (делимое, делитель, частное, остаток). Вычислять частное чисел в пределах 1000, используя письменные алгоритмы деления на однозначное и на двузначное число. Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений на основе использования связи умножения и деления, а также микрокалькулятора; осуществлять взаимопроверку | |||
Формулировать сочетательное свойство умножения и использовать его при выполнении вычислений. Формулировать правило умножения суммы (разности) на число и использовать его при выполнении вычислений | |||
Анализировать числовое выражение с целью определения порядка выполнения действий. Вычислять значения числовых выражений со скобками и без скобок, используя изученные правила. Различать числовое и буквенное выражения. Вычислять значения буквенных выражений. Выбирать буквенное выражение для решения задачи из предложенных вариантов. Конструировать буквенное выражение, являющееся решением задачи | |||
Величины | 21 | Называть единицы массы. Выполнять практические работы: взвешивать предметы небольшой массы на чашечных весах, отмеривать с помощью литровой банки требуемое количество воды, сравнивать вместимость сосудов с помощью указанной мерки. Вычислять массу предметов и вместимость при решении учебных задач и упражнений | |
Работа с текстовыми заадчами | 30 | Анализировать текст задачи с последующим планированием алгоритма её решения. Устанавливать зависимости между величинами (ценой, количеством, стоимостью товара; числом предметов, нормой расхода материалов на один предмет, общим расходом материалов; объёмом работы, временем, производительностью труда). Выбирать арифметические действия и объяснять их выбор; определять число и порядок действий. Воспроизводить способ решения задачи в разных формах (вопросно-ответная, комментирование выполняемых действий, связный устный рассказ о решении). Исследовать задачу: устанавливать факт наличия нескольких решений задачи; на основе анализа данных задачи делать вывод об отсутствии её решения | |
Геометрические понятия | 11 | Характеризовать ломаную (вид ломаной, число её вершин, звеньев). Читать обозначение ломаной. Различать виды ломаных линий. Конструировать ломаную линию по заданным условиям. Различать: прямую и луч, прямую и отрезок. Строить прямую с помощью линейки и обозначать её буквами латинского алфавита. Воспроизводить способ деления окружности на 6 равных частей с помощью циркуля. Воспроизводить способ построения точек, отрезков, лучей, прямых, ломаных, многоугольников, симметричных данным фигурам, на бумаге в клетку. Воспроизводить способ деления окружности на 2, 4, 8 равных частей с помощью перегибания круга по его осям симметрии | |
Логико-математическая подготовка | 6 | Отличать высказывание от других предложений, не являющихся высказываниями. Приводить примеры верных и неверных высказываний; предложений, не являющихся высказываниями. Отличать числовое равенство от числового неравенства. Приводить примеры верных и неверных числовых равенств и неравенств. Конструировать ход рассуждений при решении логических задач | |
Работа с информацией | 8 | Собирать, анализировать и фиксировать информацию, получаемую при счёте и измерении, а также из справочной литературы. Выбирать необходимую для решения задач информацию из различных источников (рисунки, схемы, таблицы) |
Учебно-тематический план предмета «Математика»
УМК: Математика : программа: 1-4 классы / В.Н. Рудницкая . – М: Вентана –Граф.2011.- 128 с.
Математика, рабочая тетрадь в 3-х частях, автор В.Е. Кочурова, «Вентана Граф» , 2013г
Математика в начальной школе: проверочные и контрольные работы.- 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2013
4 класс
Наименование разделов | Кол-во часов на изучение каждого раздела и каждой темы | Личностные и метапредметные компетенции | |
Число и счёт | 19 | понимают границы собственного знания и «незнания»; осознают необходимость самосовершенствования; адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием
воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. определяют и формулируют цель деятельности на уроке; проговаривают последовательность действий на уроке; адекватно оценивают результаты своей деятельности. высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других; аргументируют свою точку зрения и оценку событий | |
Арифметические действия с многозначными числами и их свойства | 58 | применяют правила делового сотрудничества: сравнивают разные точки зрения, считаются с мнением другого человека, проявляют терпение и доброжелательность в споре, доверие к собеседнику (соучастнику деятельности)
умеют ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делают выводы в результате совместной работы класса и учителя. определяют и формулируют цель деятельности на уроке. задают вопросы; формулируют собственное мнение и позицию | |
Величины | 6 | проявляют интерес к учебному материалу; знают основные моральные нормы поведения; осознают роль языка и речи в жизни людей
осуществляют моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; осуществляют анализ, сравнение; делают выводы. контролируют свою деятельность: обнаруживают ошибки логического характера и ошибки вычислительного характера. излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения | |
Работа с текстовыми задачами | 18 | устанавливают, с какими учебными задачами могут справиться самостоятельно; проявляют интерес к учебному материалу; владеют основными моральными нормами устанавливают зависимость между данными и искомыми величинами при решении разнообразных учебных задач. осуществляют саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий). полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации | |
Геометрические понятия | 22 | задаются вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и умеют находить ответ на него осуществляют анализ, овладевают умением подводить под понятия, выводить следствия; устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепь рассуждений. определяют и формулируют цель деятельности на уроке; определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий. учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. | |
Логико-математическая подготов ка | 8 | проявляют интерес к учебному материалу; владеют знаниями основных моральных норм поведения; осознают роль языка и речи в жизни людей
выдвигают и формулируют проблему, самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимают знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; ориентируются на возможное разнообразие способов решения учебной задачи. определяют и формулируют цель деятельности на уроке. учитывают разные мнения и стремятся к координации разных позиций в сотрудничестве | |
Работа с информацией | 5 | осознают необходимость самосовершенствования умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществляют анализ, сравнение. оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы. планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определяют цели, функции участников, способы взаимодействия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочие программы для 1 класса по предметам
рабочие программы по математике, русскому языку, окружающему миру, технологии , музыке 1 класс...
рабочая программа за 3 класс по математике УМК "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа составлена по новым стандартам второго поколения...
рабочая программа для 4 класса по предметам
Рабочая программа для 4 класса...
рабочая программа для 4 класса по предмету "Окружающий мир"
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и ...
Рабочая программа для 1 класса по предметам
рабочая пргорамма УМК"Планета Знаний" для 1 класса...
Рабочая программа для 2 класса по предмету "Окружающий мир". УМК Школа России
Рабочая программа для 2 класса по предмету "Окружающий мир". УМК Школа России...
Рабочая программа для 4 класса по предмету "Русский язык" к УМК "Школа России".
Рабочая программа по русскому языку 4 класса УМК "Школа России" к учебнику В.П.Канакиной. Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начал...