Рабочая программа по курсу «Окружающий мир»
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» | 75.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет образования администрации муниципального района «Агинский район»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Саxюртинская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании МО Согласовано Утверждено
Протокол № __от_________ заместитель директора по УВР Директор МОУ «Сах.СОШ»
Руководитель МО _____________20___г.
Батоева Б.К.________ Балданова Ж.В.________ Номтоев С.Э.___________
Рабочая программа
По предмету окружающий мир
Класс 4
Учитель Батоева Б.К.
2017-2018
с.Сахюрта
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» разработана в соответствии со следующими документами:
- ФГОС НОО (от 31.12.2015 г. №1576);
- Примерная ООП НОО – протокол от 08.04.2015 г. №1/15;
- Авторская программа, разработанная Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казаковым, рекомендованная Министерством образования и науки РФ;
- Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Сахюртинская СОШ»;
- Положение о рабочих программах, утвержденного от 29.05.2017г;
В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования нового поколения предмет «Окружающий мир», с одной стороны, рассматривается как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории; с другой стороны - как первый, единственный и последний предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира.
Цели курса:
• формирование целостной картины мира и осознания места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта от общения с людьми и природой;
• духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:
• формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
• на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно- следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
• в ходе решения первых двух задач развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
• формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;
• освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);
• воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности;
• формировать личность ученика - умелого хранителя, пользователя традиций родного края;
• воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свою малую родину, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.
В федеральном базисном плане на изучение окружающего мира в 4 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Работа по данному курсу обеспечивается УМК:
- «Окружащий мир» в 2-х частях, 4 класс, Н.Я.Дмитриева, А.Н. Казаков – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2013.
- Программа «Окружащий мир» в 2-х частях, 4 класс, Н.Я.Дмитриева, А.Н. Казаков – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2013.
- Примерная программа по окружающему миру (стандарты второго поколения) – М.:Просвещение, 2010г
Настоящая программа учитывает особенности класса, в котором будет осуществляться учебный процесс. На начало учебного года в 4 классе 11 учеников. Их них 5 девочек, 6 мальчиков. В классе обучается 6 детей из многодетной семьи, двое детей из неполных семей (нет отца).
Уровень мотивации, способностей и образовательных потребностей учащихся класса выше среднего. Особое внимание при планировании уделено развитию навыков коммуникации, построению монологического высказывания, развитию произвольного внимания, работе над умением одновременно выполнять учебные действия и контролировать их; находить, исправлять, объяснять ошибки, используя карточки-консультации, карточки с направляющим планом действий, инструктирование о рациональных путях выполнения заданий. Для детей с высокой мотивацией предусмотрен подбор материала соответствующий их образовательным потребностям. Дифференцированный подход к обучению предусматривает различные варианты организации процесса обучения с учетом уровня обученности учащихся класса.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Названия тем | Планируемые результаты | Средства оценивания /КИМы | ||
Предметные | метапредметные | личностные | ||
Раздел 1. Человек и мир, созданный им. Наши соседи на Западе (21ч) | ||||
| Ученик научится: Описывать объекты окружающего мира, выделять существенные и несущественные признаки. устанавливать аналогии между современными и устаревшими предметами быта и техники. Ученик получит возможность: определять влияние деятельности человека на окружающую среду. Понимать деление исторического времени на периоды: Древнейший мир, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время | Познавательные: Обучающийся научится: – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, в открытом информационном пространстве; - пользоваться знаково-символическими средствами, приведенными в учебной литературе; - строить сообщения в устной и письменной форме; - ориентироваться на разнообразие способов решения учебной задачи; - воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты –тексты; -анализировать изучаемые объекты с выделение существенных и несущественных признаков; - осуществлять синтез как составления целого из частей; - проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - устанавливать аналогию. Обучающийся получит возможность научиться: – осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире, о себе, при возможности с помощью инструментов ИКТ; - строить логические рассуждения, включающие установления причинно-следственных связей; - проводить анализируемые изучаемые объекты под понятия разного уровня обобщения на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов интернета; -проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям; - строить рассуждения, включая установления причинно-следственных связей.
Регулятивные: Обучающийся научится: – принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем , одноклассниками; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей; - различать способ и результат действий; - вносить необходимые коррективы в исполнение действий на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; - следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; - на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов. Обучающийся получит возможность научиться: – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнении как по ходу его реализации, так и в конце действий. Коммуникативные: Обучающийся научится: – строить монологические высказывания, владеть диалогической формой коммуникации в соответствии с учебной ситуацией; - допускать возможность существования разных точек зрения; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в собственной деятельности; - адекватно воспринимать и передавать информацию в заданной форме. Обучающийся получит возможность научиться: – учитывать другое мнение и позицию, стремится к координации различных позиций в сотрудничестве; - ра; - использовать речь для регуляции своего действия; - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - задавать вопросы, необходимые для организации в сотрудничестве необходимую помощь. | У обучающегося будут сформированы: – интерес к познанию окружающего мира; - учебно-познавательный интерес к новому материалу, способу решения новой задачи; -ориентация на понимание причин успеха к учебной деятельности; - осознание своей гражданской идентичности; - понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц; -ориентация в поведении на принятые моральные нормы; - этические чувства- стыда, вины, совести как регулятора морального поведения; - понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц. Обучающийся получит возможность для формирования: – принятие ценностей природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивацией учения; - способности к самооценке на основе критериев учебной деятельности; - ориентация на реализацию гражданской идентичности в поступках; - ориентация на искусство как значимую часть человеческой жизни. | |
| Объяснять влияние промышленности и техники на природу. Осуществлять классификацию объектов по самостоятельно выделенным основаниям. Называть транспортные средства, технику, используемую в быту, на различных производствах. Располагать основные технические изобретения в хронологической последовательности. Знать правило безопасного использования электрических приборов. | |||
| Понимать значение понятий «медицина», «здоровье», «болезнь»,»врач». Называть телефоны экстренной медицинской помощи. Объяснять необходимость бережного отношения к здоровью. | |||
| Знать строение клетки и зарисовывать ее схематически. Понимать что клетка является основой строения и роста всех живых организмов. Различать клетки тканей человека(костная, мышечная, нервная, эпительная) | тест | ||
Практическая работа | Понимать причину роста живых организмов. Осознанно выполнять режим дня. Объяснять необходимость соблюдения человеком режима дня и его влияние на здоровье | |||
Экскурсия | Узнавать и называть 3-5 местных лекарственных растений. Знать основные правила сбора, сушки и применения изученных лекарственных растений | |||
| Называть интервал времени, именуемые Средневековьем. Кратко характеризовать природные условия Западной Европы. Называть страны Восточной и Западной Европы. Уметь работать с картами, иллюстрациями для получения необходимой информации.Называть главные события, произошедшие в период Средневековья на Руси. | |||
| Объяснить взаимосвязь между осанкой и здоровьем человека.Называть признаки правильной осанки.Использовать различные упражнения для формирования правильной осанки. | |||
| Называть основные отделы составляющие скелет человека. Уметь проводить измерения и оформление результатов. Понимать значение позвоночника в организме человека. | |||
Б№20 | Понимать взаимосвязь между строением разных отделов скелета человека. Характеризовать строение конечностей человека. Определение подвижных и неподвижных сочленений костей и их значение.Знать правила поведения при травмах, оказание первой медицинской помощи при порезах, ушибах, травмах конечностей. | тест | ||
11. Мышцы тела с.49-53 практическая работа Б№22 | Объяснение назначений мышц в организме.Понимать зависимость развития костно-мышечной системы от занятий спортом.Уметь на основе наблюдений делать выводы. | |||
12.Начало нового времени с.58-61 | Использовать тексты , иллюстрации в целях получения нужной информации. Определять эпоху Возрождения как этап развития человечества. Называть 2-3 имени художников эпохи Возрождения. Понимать значение основных достижений науки и культуры эпохи Возрождения для дальнейшего развития человеческого общества. | |||
13. Расширение знаний о Земле .с.61-63 Б) №23 | Показать на карте и глобусе параллели и меридианы. Пользоваться градусной меркой.Характеризовать значение путешествия Коломбо. Называть имя великого мореплавателя- Христофора Коломба. Соотносить дату открытия Америки с веком и отмечать на ленте времени | тест | ||
| Характеризовать значение кругосветного путешествия Магеллана. Уметь по карте и тексту учебника составлять описание маршрута великих географических открытий. Отмечать на ленте времени исторические события. | |||
| Находить на карте географические объекты Северной Америки. Объяснять причины природного разнообразия Северной Америки. Сравнивать животный и растительный мир Северной Америки и России. Обнаруживать взаимосвязь между живой и неживой природой. Сравнивать природные зоны разных материков. | |||
Б) №28 | Оценивать влияние открытия Коперника на развитие науки и будущего человечества. Пользоваться справочниками и дополнительной литературой. Выделение существенных признаков Солнца, Луны, Земли. Применять полученные знания при изготовлении макета или рисунка. | Проверочная работа | ||
17. Законы природы. С. 71-74 | Проводить несложные наблюдения в окружающем мире. Понимать значения открытий Ньютоном зак-в всемирного тяготения. | |||
18. Открытие невидимого мира. С. 74-76 | Понимать роль личности в открытиях и изобретениях научной техники. Иметь представление о назначении микроскопа, называть его основные части . Проводить наблюдения с помощью лаб оборудования. | |||
19. Победа над эпидемиями с.77-78 | Иметь представления о понятиях «инфекция», «вакцинация». Объяснять значение для человечества открытия Дженнера. Называть 1-2 болезни, против которых детям делают прививки. Характеризовать пути распространения различных инфекции. Знать правила предупр-я и распр-я инф болезней | |||
20. Правила здорового образа жизни с.79-81 | Характеризовать своими словами значения понятий «гигиена», «закаливание». Знать основные правила личной гигиены. Приводить примеры способов закаливания. | |||
21. Особенности кожного покрова. С. 81-88 | Характеристика значений кожи . использовать знания о строении и функциях кожи для сохранения и укрепления здоровья. | |||
Раздел 2. Преобразование России (10ч) | ||||
22. Россия при Петре 1. С.89-94 | Знать имя выдающегося государственного деятеля – царя Петра 1. Понимать, какое значение для России имел выход в открытое море. Использовать для поиска нужной информации текст и карты. | Регулятивные: Обучающийся научится: – принимать и сохранять учебную задачу, понимать смысл инструкций учителя; – выполнять действия (в устной форме), опираясь на заданный учителем или одноклассниками ориентир; – осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя, а в некоторых случаях и самостоятельно; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане; – принимать участие в групповой работе.. Обучающийся получит возможность научиться: – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленном на наглядно-образном , словесно-образном и словесно- логических уровнях; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - осуществлять констатирующий контроль по результату и способу действий; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнении в конце действий. Познавательные: Обучающийся научится: – осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником, в справочной литературе; – кодировать информацию в знаково-символической или графической форме; – проводить сравнение (последовательно по нескольким основаниям; наглядное и по представлению; сопоставление и противопоставление); – проводить классификацию изучаемых объектов; – осуществлять действие подведения под понятие - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - строить логические рассуждения, включающие причинно-следственные связи; - обобщать на основе выделения сущности связи. - устанавливать аналогию. Обучающийся получит возможность научиться: – самостоятельно осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации в справочной литературе и дополнительных источниках; – записывать фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; - осознанно строить сообщения в устной и письменной форме; - выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи; - строить рассуждения, включая установление причинно-следственных связей; Коммуникативные: Обучающийся научится: – строить монологические высказывания об объектах; – использовать в общении правила вежливости; – допускать существование различных точек зрения, учитывать позицию партнера в общении; – строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы, использовать речь для передачи информации. - задавать вопросы. - формулировать собственное мнение и позицию. - договариваться и приходить к общему решению в собственной деятельности, а также в ситуации столкновения интересов. - контролировать действие партнера. - адекватно воспринимать и передавать информацию. Обучающийся получит возможность научиться: – учитывать позицию других люде, отличную от собственно; - задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности; - аргументировать свою позицию и координировать её с позицией партнеров в сотрудничестве при выработке собственного решения в совместной деятельности; - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - достаточно точно, последовательно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий; - осуществлять взаимоконтроль и оказывать необходимую помощь | У обучающегося будут сформированы: . – интерес к познанию окружающего мира; - учебно-познавательный интерес к новому материалу, способу решения новой задачи; -ориентация на понимание причин успеха к учебной деятельности; - осознание своей гражданской идентичности; - понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц; -ориентация в поведении на принятые моральные нормы; - этические чувства- стыда, вины, совести как регулятора морального поведения; - понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц. Обучающийся получит возможность для формирования: – чувства прекрасного на основе знакомства с миром природы и лучшими образами мировой и отечественной культуры; - внутренняя позиция обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов. - ориентации на реализацию основ гражданской идентичности в поступках; - способность к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этических требований; - ориентация на искусство как значимую часть человеческой жизни; - эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживание им, выражающегося в поступках направленных на помощь и обеспечения благополучия. | |
23. Строительство Санкт –Петербурга. С. 94-98 Б) №34 | Узнавать и называть 1-2 достопримечательности Санкт-Петербурга. Характеризовать особенности расположения города. Соотносить исторические события с датами, располагать на ленте времени. Знать исторический промежуток времени , когда Санкт-Петербург был столицей России. (1712-1918) | |||
24. Петр 1: царь и человек. С. 99-102 | Иметь представления о преобразованиях Петра 1. Оценивать влияние преобразований Петра 1 на жизнь народа и страны. | тест | ||
25. Становление российской науки . М.В.Ломоносов - великий русский ученый. с. 102-106 Практическая работа. Б) №37 | Различать свойства гранита и известняка. Характеризовать М.В.Ломоносова как выдающегося российского ученого. Проводить исследования и практические работы. Оформлять полученные результаты в таблицу. Узнавать условные обозначения полезных ископаемых на карте. Называть крупные месторождения полезных ископаемых. | |||
26. Минералы. С. 107-110. | Иметь представление о разнообразии полезных ископаемых. Приводить примеры полезных ископаемых. Сравнивать и различать твердые, жидкие и газообразные минералы. Понимать значение свойств полезных ископаемых и их использования в промышленности и сельском хозяйстве. | |||
27. Кладовая недр Земли. С. 110-114 Б)№37,40 Исследовательская работа | Иметь представление о происхождении известняка и гранита. Описывать внешний вид природных объектов, сравнивать их. Формулировать выводы по полученным результатом опыта. Уметь ставить цели практической работы, планировать ход работы и оценивать её результаты. Понимать и обнаруживать непрерывность изменений, происходящих в природе. Перечислять 2-3 названия драгоценных минералов. | |||
28. Контрольная работа за 1 полугодие | Включает основные темы учебного года. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения. | Контр работа №1 | ||
29. Руды металлов и горючие полезные ископаемые. С. 114-121 Б) №42 Практическая работа. Добыча полезных ископаемых.с.121-124Б) №38 | Приводить примеры руд и горючих ископаемых , понимать их значение в народном хозяйстве. На примере образования полезных ископаемых устанавливать связь между живой и неживой природой. Составлять рассказ по схеме. Понимать необходимость соблюдение правил безопасного поведения при пользовании газовой плитой. | |||
Понимать значение понятий «геология», «геолог». Называть черты характера, помогающего людям разных профессий добиться успеха. Использовать представление о том как добывают полезные ископаемые. Осознавать ценность природы и нести ответственность за её сохранность | ||||
30. Русское военное искусство. С.124-131 | Понимать значение понятий « отечественная война». Знать имена великих российских полководцев. Иметь представление об Отечественной войне 1812 года, называть противников России в этой войне. Соотносить исторические события с местом на ленте времени. Характеризовать значение для России побед, одержанных полководцами А.В.Суворовым, Ф.Ф.Ушаковым, М.И.Кутузовым. | |||
31. План местности С.131-134 №50 Экскурсия | Характеризовать значения понятий «план местности». Находить отличие между планом местности ми физической картой. Соотносить увеличение карты с её масштабом. Определять назначение плана местности и уметь им пользоваться. | |||
Раздел 3. Мир человека в новое время (27ч) | ||||
32. Северные земли России. С.3-5 ( 2 часть) | Оценивать черты характера человека, необходимые исследователям Крайнего Севера. Использовать карты для описания маршрутов путешественников. | Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – принимать и сохранять учебную задачу, понимать смысл инструкции учителя; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя, а в некоторых случаях и самостоятельно; - следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, одноклассниками; – вносить необходимые коррективы в исполнение действий на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане; – различать способы и результаты действий; Обучающийся получит возможность научиться: – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представлений на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровне; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале; - осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действий, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнении как по ходу его реализации, так и в конце действий.. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником, в справочной литературе в открытом информационном пространстве, контролируемом информационном пространстве ИКТ; – осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; – использовать знаково-символические средства , приведенные в учебной литературе; – строить сообщения в устной и письменной форме; – ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - строить логические рассуждения, включающие причинно-следственные связи; - осуществлять синтез как составление целого из части;. - строить логические рассуждения; - обобщать на основе выделения сущности связи; - подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков и их синтез; - устанавливать аналогию. Обучающийся получит возможность научиться: – самостоятельно осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации в открытом информационном пространстве; – записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; – создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач; – осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; – выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач в зависимости от конкретных условий; – осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая недостающие компоненты; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям; - строить рассуждения, включая установление причинно-следственных связей; - произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – активно участвовать в коллективной работе, используя при этом речевые и другие коммуникативные средства; – владеть диалогической формой коммуникации; – задавать вопросы; – допускать существование различных точек зрения, учитывать позицию партнера в общении; - учитывать другое мнение и позицию, стремится к координации различных позиций и сотрудничества; - использовать речь для регуляции своего действия; – строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы, использовать речь для передачи информации; – контролировать свои действия в коллективной работе. Обучающийся получит возможность научиться: . – понимать относительность мнений и подходов к решению задач; – аргументировать свою позицию и соотносить ее с позициями партнеров для выработки совместного решения; – стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – осуществлять взаимный контроль, анализировать совершенные действия; – адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; – продуктивно сотрудничать с одноклассниками и учителем на уроке; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнерами. .
| У обучающегося будут сформированы: – интерес к познанию окружающего мира; - учебно-познавательный интерес к новому материалу, способу решения новой задачи; -ориентация на понимание причин успеха к учебной деятельности; - осознание своей гражданской идентичности; - понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц; -ориентация в поведении на принятые моральные нормы; - этические чувства- стыда, вины, совести как регулятора морального поведения; - понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц. - широкая мотивационная основа учебной деятельности; -основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки; -принятие ценностей природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; - принятие установки на здоровый образ жизни; - чувства прекрасного на основе знакомства с миром природы и лучшими образами мировой и отечественной культуры. Обучающийся получит возможность для формирования: – чувства прекрасного на основе знакомства с миром природы и лучшими образами мировой и отечественной культуры; - внутренняя позиция обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов. - ориентации на реализацию основ гражданской идентичности в поступках; - способность к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этических требований; - ориентация на искусство как значимую часть человеческой жизни; - эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживание им, выражающегося в поступках направленных на помощь и обеспечения благополучия; - компетенция в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; - моральное сознание, способность к решению моральных проблем на основе учета позиции партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; | |
33. Открытие Австралии. С. 5-9 | Иметь представление об особенностях природы Австралии. Узнавать на иллюстрациях представителей австралийской фауны. | |||
34. Открытие Антарктиды. С. 10-13 | Называть имена первооткрывателей Антарктиды – Ф.Ф. Беллинсгаузеп и М.П. Лазарева. Описывать климатические условия Антарктиды, называть представителей её фауны. Сравнивать Арктику и Антарктиду : находить сходства и различия. Понимать значение исследований Антарктиды для человечества в целом. | |||
35. Дальний Восток России. С.13-15 №56
| Находить по карте изучаемые географические области. Сравнивать природные зоны России. Называть представителей 3-4 примера флоры и фауна Уссурийского края. Понимать причину уникальности этого края. Осознавать ценность природы и необходимости нести ответственность за её сохранность. | |||
36. Природа гор. С.16-17 | ||||
37. Расы человека. С.17-19 | Называть основные расы человека и их главные признаки. Проявлять уважения к людям разных национальностей их верованиям, обычаям, культуре. Оценивать характер взаимоотношений между разными людьми. | |||
38. Развитие науки и техники в 19-20 веках. С.20-23 №60
| Осуществлять классификацию объектов окружающего мира. Различать прошлое и настоящее, ориентироваться в историческом времени. Сравнивать производительность ручного и механизированного труда. Характеризовать значение парового двигателя как главного технического изобретения. | |||
39. Новые знания о человеке. С. 24-26 №62 | Иметь представления о великих русских ученых И.П.Павлове, И.М.Сеченове. Иметь представление о современных достижениях медицины. | |||
40. Нервная система. С. 27-31 | Иметь представление о нервной системе: головном и спинном мозге, органах чувств. Оценивать высказывание одноклассников. Понимать, что головной мозг- центр управления работой всего организма. Соблюдать правила безопасного поведения. Осознавать необходимость здорового образа жизни. | |||
41. Кровь. С.31-34 | Понимать значение крови в организме человека и опасность больших её потерь. Уметь оказывать первую помощь при поверхностном ранении кожи. Объяснять необходимость обеззараживания ран. | тест | ||
42. Путь крови в организме . с.34-39 №66,68 Практическая работа | Объяснять значение физических упражнений на сердце. Называть органы кровеносной системы. Иметь представление о значении сердца, знать его местоположение в организме. Понимать, как клетки организма получают питательные вещества и кислород. Обнаруживать взаимосвязь между системами организма. Осознавать организм человека как единое целое. Осознавать необходимость физических упражнений для укреплений сердца и всего организма. Называть органы выделительной системы организма человека. | |||
43. Россия в начале 20 века. С. 40-44 | Иметь представление об основных исторических событиях , произошедших в первой половине 20 века. | |||
44. Великая Отечественная война (1941-1945) с. 44-50 №69 | Называть даты начала, завершения Великой Отечественной войны. Иметь представления о ходе Великой Отечественной войны, о советских полководцах. Иметь представления о героических сражениях Великой Отечественной войны. | |||
45. Великая Отечественная война (1941-1945). С. 44-50 №72 | Уметь представлять свое сообщение классу, участвовать в обсуждении сообщений одноклассников. Понимать значение героической победы советского народа над фашизмом. Осознавать роль мирного населения страны в борьбе с врагом. | тест | ||
46. Подвиг российского народа в Великой Отечественной войне. Проект | Оформлять результаты исследовательской работы. Уметь представлять их классу. Описывать подвиги русского народа в Великой Отечественной войне, называть 2-3 её героев. Ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах. Иметь представление об истории и выдающихся людях родного края. | |||
47. Беларусь. С.50-52
| Называть 2-3 страны, участвовавшими во Второй Мировой войне. Использовать при обсуждении темы подобранного материала. Характеризовать природные условия Беларуси. Определять на карте местонахождения Беларуси , называть и показывать на карте её столицу Осознавать связь между российским, белорусским и украинским народам Иметь представления о природных заповедниках - .национальном парке Беловежская Пуща. Называть 1-2 памятника русской архитектуры, находящимся на территории Белорусе. | |||
48. Великобритания. С. 53-56 | Характеризовать природные условия Великобритании. Определить на карте место нахождения Великобритании, называть и показывать на карте её столицу. Называть достопримечательности Великобритании. В ходе урока использовать подготовленную информацию . | |||
49. Век научных открытий. С. 56-59 | Сравнивать условия жизни людей в прошлом и настоящем. Устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи. Выделять главное в тексте. Понимать необходимость здорового образа жизни , соблюдение безопасного поведения ( в частности при просмотре телевизора, пользовании компьютером, сотовым телефонам). | |||
50. Охрана природы. С. 60-65 Проверочная работа | Определять характер взаимоотношений человека и природы. Находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека. Характеризовать негативное влияние человека на природу. Знать и соблюдать правила поведения человека на природе. Иметь представление о способах защиты человеком природных ресурсов. Уметь фиксировать информацию в форме таблицы. | Проверочная работа | ||
51. Органы дыхания человека. С. 66-69 Б) №78,79 Иссл-ская работ | Называть органы дыхательной системы. Характеризовать её значения для работы организма. Объяснять, почему загрязнение воздуха и курение вредны для дыхательной системы организма. Моделировать ситуацию по организации очистки загрязненного воздуха в городе. Понимать необходимость здорового образа жизни. | |||
52. Растения – природные очистители воздуха. Комнатные растения. С.69 | Называть 2-3 вида комнатных растений. Объяснять значение растений в природе. Описывать действия по уходе за комнатными растениями. Собирать, оформлять информацию на заданную тему, представлять её в виде сообщений. Участвовать в обсуждении сообщений одноклассников. | тест | ||
53. Сельское хозяйство. Животноводство. С. 70-75
| Приводить примеры сельскохозяйственных животных, характеризовать их ценности для человека. Называть продукты , получаемые в сельском хозяйстве. | |||
54. Сельское хозяйство. Растениеводство. С.75-78. Б) № 84, 86 | Приводить примеры сельскохозяйственных растений в т.ч. возделываемых в своей местности. Называть отросли растениеводства. Представлять классу подготовленное сообщение. | тест | ||
55. Состав пищи. С.79-85 б) №88, 90 Экскурсия | Осознавать необходимость правильного питания для работы организма. Различать вещества, составляющие основу пищи (белки, жиры, углеводы). Характеризовать значения витаминов. Называть 3-4 важных витамина и объяснять их значения для организма. | |||
56. Органы пищеварения. С. 86-89 | Назвать органы пищеварительной системы. Характеризовать значение отдельных органов пищеварения для работы организма в целом. Иметь представления о строении зубов, их видов и назначении. Понимать необходимость гигиены полости рта. Уметь правильно чистить зубы. Определять назначения отдельных органов пищеварительной системы в процессе пищеварения. Объяснять что такое «аппетит». Участвовать в составлении схемы «Дорога бутерброда». Знать и соблюдать правила здорового питания | |||
57. Переработка пищи в организме. Правила здорового питания. С. 89-95 | ||||
58. Сохранение здоровья – важнейшая задача для жизни человека( урок – обобщения) | Характеризовать своими словами значения понятий «здоровье, здоровый образ жизни, система органов» Объяснять, что все органы в организме составляют единое целое. Называть изученные системы организма. Осознавать, что режим дня, правильное питание, гигиены и физкультура укрепляют здоровье. Знать, какие вредные привычки разрушают здоровье человека. | |||
Раздел.4 современная Россия (10ч) | ||||
59. Человек и общество . с. 96-98 | Называть членов своей семьи, описывать роль каждого из них в совместной жизни. Осознавать, что любовь, внимание и помощь является важным условием в жизни каждой семьи. Описывать свои обязанности в семье, свои увлечения. Сравнивать жизнь в современном обществе и обществе других людей. Объяснять какое значение имеет существование государства для жизни общества. | Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – принимать и сохранять учебную задачу, понимать смысл инструкции учителя; - учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; – адекватно воспринимать предложения и оценку учителем, товарищами, родителей и других людей; – осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя, а в некоторых случаях и самостоятельно; – принимать участие в работе группами, парами; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане. Обучающийся получит возможность научиться: – контролировать и оценивать свои действия при работе с нагляднообразным, словеснообразным и словеснологическим материалом в сотрудничестве с учителем, одноклассниками; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; – принимать роль в учебном сотрудничестве; – самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале; - осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действий , актуальный контроль на уровне произвольного внимания; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнении как по ходу его реализации , так и в конце действий. Познавательные: Обучающийся научится: – самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником, в справочной литературе; – кодировать информацию в знаково-символической приведенной в учебной литературе; – строить сообщения в устной и письменной форме; – ориентироваться на разнообразие способов решения учебной задачи; – воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты; – анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи в изученном круге явлений; - строить логические рассуждения, включающие причинно-следственные связи; - обобщать на основе выделения сущности связи; - подводить анализируемые изучаемые объекты под понятия разного уровня; - устанавливать аналогии. Обучающийся получит возможность научиться: – осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; – самостоятельно осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации в открытом информационном пространстве; – самостоятельно формулировать выводы на основе сравнения, обобщения; - анализ объекта по нескольким существенным признакам; – проводить сериацию объектов; – делать эмпирические обобщения на основе сравнения единичных объектов и выделения у них сходных признаков. Коммуникативные: Обучающийся научится: – принимать участие в работе парами и группами, используя при этом речевые и другие коммуникативные средства, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой коммуникации; – корректно формулировать и обосновывать свою точку зрения; – строить понятные для партнера высказывания; – договариваться, приходить к общему решению; – адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; – контролировать свои действия в коллективной работе; – использовать в общении правила вежливости; - задавать вопросы; -контролировать действия партнера; - использовать речь для регуляции своих действий; - адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате. Обучающийся получит возможность научиться: – принимать другое мнение и позицию; – учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; – стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – осуществлять взаимный контроль и анализировать совершенные действия; – продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников; - понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; – с учетом целей коммуникаций достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информации; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничестве с партнером; - осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. | У обучающегося будут сформированы: – внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе; - широкая мотивационная основа учебной деятельности; – учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения учебных задач; – ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей, на самоанализ и самоконтроль результата; – понимание оценок учителя и одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; – этические чувства (стыда, вины и совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков; - осознание своей гражданской идентичности, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину; - принятие установки на здоровый образ жизни; - чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы и лучшими образами мировой и отечественной культуры. Обучающийся получит возможность для формирования: – внутренняя позиция обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно- познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; – ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учеб ной задачи; – адекватной самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; – чувства сопричастности к наследию России и гордости за свою Родину и народ; – компетенция в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; – ориентации в поведении на принятые моральные нормы; - моральное сознание, способности к решению моральных проблем на основе позиции учета партнера в общении; - осознание эстетических представлений и ориентация на искусство как значимую сферу человеческой жизни; | |
60. Россия – наша Родина с.98-100 б) №94 | Называть столицу России. Характеризовать географическое положение России, её климатические условия, природные богатства, многонациональность. Называть крупные реки России. Определять время в различных временных поясах России. Устанавливать взаимосвязь географического положения местности и наиболее удобного транспорта на её территории. | тест | ||
61. Москва _ столица России. С. 101-103 б)№95
| Обобщать раннее полученные знания о Москве как столицы нашего государства. Называть достопримечательности столицы. Уметь письменно оформлять полученные впечатления, участвовать в обсуждении полученных работ | |||
62. Устройство государственной власти. С.104-106. | Воспринимать полное и сокращенное название нашего государства. Объяснять значение слов, образующих его название. Называть главный закон государства. Называть президента Российской Федерации. Характеризовать значение конституции для существования общества. | |||
63. Государственная власть. С. 106-108 | Иметь представление об основных правах и обязанностях граждан, в том числе и детей. Называть компоненты государственной власти России, объяснять их назначение и взаимодействие. | |||
64. Символы и праздники России. С. 108-113 | Узнавать флаг и герб России, называть её столицу. Воспроизводить наизусть слова гимна России. Объяснять назначение государственной символики России. Осознавать, почему важно уважать символы власти своего государства, гордится историей своего народа, знать своих предков. Называть государственные праздники России.
| тест | ||
65. Родной край – часть России. Исследовательская работа. Народы России их культура и традиции №9 | Называть адрес своего проживания. Указывать на карте местоположение своего села. Знать на территории какого района , республики он находится. Описывать природные условия своей местности, профессиональную занятость его населения. Характеризовать памятные даты в истории своего края. Называть имена земляков, прославивших свою Родину. | |||
Называть народы, проживающие в своей местности и на территории России. Знать имена великих российских писателей, художников, композиторов, ученых. Объяснять, почему важно передавать народные традиции от поколения к поколению. Осознавать необходимость культурных и духовных ценностей для развития человека , общества. | ||||
66. Человек в современных условиях с. 113-116 | Осознавать, почему темп современной жизни так отличается от темпа жизни наших предков. Объяснять, как технические устройства позволяют человеку экономить время. Называть разные источники получения информации. | |||
67. Контрольная работа за год | Включает основные темы учебного года. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения. Задания разного уровня, как по сложности (базовый, расширенный), так и по уровню опосредствования (формальный, рефлексивный, ресурсный) | Контрольная работа №2 | ||
68. Нравственные нормы жизни. Духовное богатство человека. С. 117-120 | Характеризовать своими словами понятия « нрав», «нравственность». Соблюдать основные правила поведения в общественных местах. Характеризовать своими словами понятие « достояние», « духовность». Описывать внутреннее достояние каждого человека. Называть качества человека, позволяющего ему быть хорошим другом. |
Содержание учебного курса
Человек и окружающий мир (21 час)
Человек и природа
Взаимосвязи между человеком, природой и миром, созданным человеком. Энергия – источник движения.
Человек познает самого себя. Клетка - основа строения и роста живых организмов. Рост и развитие человека. Ваша родословная. Тело человека: опорно-двигательная система. Изобретение микроскопа, открытие микроорганизмов. Кожа. Младший школьник. Правила здорового образа жизни: правила гигиены, режим труда и отдыха, физкультура и спорт. Лекарственные растения. Первая помощь при переломах и порезах.
Человек и общество
Условия жизни европейцев в Средние века. Эпидемии и борьба с ними. Расширение знаний о Земле. Открытие Америки Христофором Колумбом. Кругосветное плавание Фернана Магеллана. Представление о странах мира, о разных народах, об их культуре и особенностях быта.
Практические работы: осенние работы на пришкольном участке; составление комплекса упражнений утренней гимнастики; составление режима дня; определение своего роста и веса; наблюдение за работой мышц и их утомляемостью; рассматривание клетки под микроскопом; оказание первой помощи при ушибах и порезах; изучение внешнего вида лекарственных растений при рассматривании гербарных образцов; работа с картами: контурной, физической, природных зон.
Исследовательская работа. История развития транспортных средств. Транспорт будущего. Открытие Америки, ее природа, население.
Экскурсия в планетарий (при возможности).
Преобразования в России (10 часов)
Человек и общество
Россия при Петре I. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.). М.В. Ломоносов - основоположник русской науки. Ведущая роль образования, труда, значение творчества в жизни человека и общества.
Человек и природа
Горное дело: горные породы и минералы (гранит, известняк, мрамор, соль, руды металлов, горючие полезные ископаемые), происхождение полезных ископаемых, их свойства и разработка. Значение полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2-3 примера). Люди, занятые горным делом.
Человек и общество
Развитие русского военного искусства. А.В. Суворов. Отечественная война 1812 г. М.И.
Кутузов.
План местности.
Практические работы: определение состава и свойств полезных ископаемых (гранита и известняка, песка и глины), работа с коллекциями горных пород и минералов; работа с физической картой России (полезные ископаемые); работа с исторической картой; составление плана комнаты, школьного или садового участка.
Исследовательская работа. Петербург - один из прекраснейших городов мира.
Экскурсии в краеведческий, Бородинскую панораму (онлайн-экскурсия) (при возможности).
Мир человека в Новое время (27 часов)
Человек и природа
Открытие новых земель: северные земли России, Антарктида, Австралия, Уссурийский край. Особенности природы России в сравнении с природой других материков. Природные зоны гор.
Человек и общество
События в России в начале ХХ века. Развитие промышленности. Ликвидация безграмотности. Образование СССР.
Великая Отечественная война (1941-1945). Государства - участники войны. Герои Великой Отечественной войны. Судьба родного края в этот период. Развитие науки и техники.
Сельское хозяйство: растениеводство, животноводство. Выращивание овощных и цветковых культур на пришкольном участке. Особенности сельского хозяйства родного края. Отношения между городом и селом.
Человек и природа
Экологические проблемы России и вашей местности. Положительное и отрицательное влияние человека на природу (в том числе на природу родного края). Охрана природы. Заповедники и национальные парки. Красная книга России.
Новые знания о человеке. И.П. Павлов. Открытие нервной системы (как нервная система управляет работой всех органов организма). Нервная система и органы чувств. Система кровообращения. Первая помощь при кровотечениях. Дыхательная система. Болезни дыхательных путей и их профилактика. Пищеварительная система. Правильное питание и здоровье. Гигиена ротовой полости и зубов. Выделительная система и ее значение для организма. Правила здорового образа жизни: правильное питание, полезные и вредные привычки. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровье окружающих его людей. Внимательное и уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Практические работы. Сбор материала о судьбе края в обозначенный исторический период; оказание первой помощи при легких травмах; подсчет ударов пульса в спокойном состоянии и после физических упражнений; определение количества дыхательных движений в минуту; составление меню с учетом содержания необходимых для организма веществ; весенние работы на пришкольном участке; работа с картами: физической, политической, природных зон России и мира, с контурными картами.
Исследовательская работа. Как работают органы чувств? Витамины в жизни человека.
Экскурсии в краеведческий, исторический музеи (с учетом возможностей).
Современная Россия (10 часов)
Человек и общество
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятия «Родина» («Отечество», «Отчизна»). Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция - Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Государственное устройство. Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Обязанности граждан, их права. Нравственные нормы жизни.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственной связи между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День Весны и Труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции.
Россия на карте, государственная граница России. Москва - столица государства. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Государства - соседи России.
Россия - многонациональное государство. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Уважение к культуре, языку, религии, истории народов России. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.
Краеведение (в течение года). Родной край – часть России. Областные (краевые, республиканские) органы власти. Областная (краевая, республиканская) символика. Родной край в изучаемый исторический период: особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры. Выдающиеся земляки.
Исследовательская работа. Наши соседи на планете Земля: Беларусь, Англия, Франция, Германия, Китай, Египет... (по выбору школьников). Экскурсии в краеведческий музей, художественную галерею, музей прикладного искусства (с учетом возможностей).
Тематическое планирование
Названия разделов/тем | Количество часов | Формы | ||
Урочная (в часах) | Внеурочная (в часах) | Внеурочная форма | ||
Раздел 1 «Человек и мир, созданный им. Наши соседи на Западе» (21 ч.) | ||||
| 1 | 1 | ||
| 1 | 1 | ||
| 1 | 1 | ||
| 1 | 1 | ||
| 1 | 1 | Практическая работа | |
Экскурсия | 1 | 1 | экскурсия | |
| 1 | 1 | ||
| 1 | 1 | ||
| 1 | 1 | ||
| 1 | 1 | Практическая работа | |
11. Мышцы тела с.49-53 практическая работа Б№22 | 1 | 1 | ||
12.Начало нового времени с.58-61 | 1 | |||
13. Расширение знаний о Земле .с.61-63 Б) №23 | 1 | |||
14.Кругосветное путешествие Магеллана. С. 65-67 | 1 | |||
15.Природа Нового света. С. 68-70 Исследовательская работа | 1 | 1 | Исследовательская работа | |
16. Развитие науки. Устройство Вселенной. С. 70-71 Б) №28 | 1 | |||
17. Законы природы. С. 71-74 | 1 | |||
18. Открытие невидимого мира. С. 74-76 | 1 | |||
19. Победа над эпидемиями с.77-78 | 1 | |||
20. Правила здорового образа жизни с.79-81 | 1 | |||
21. Особенности кожного покрова. С. 81-88 | 1 | |||
Раздел 2. Преобразование России (10ч) | ||||
22. Россия при Петре 1. С.89-94 | 1 | |||
23. Строительство Санкт –Петербурга. С. 94-98 Урок путешествие Б) №34 | 1 | 1 | Урок-путешествие | |
24. Петр 1: царь и человек. С. 99-102 | 1 | 1 | ||
25. Становление российской науки . М.В.Ломоносов - великий русский ученый. с. 102-106 Б) №37 | 1 | 1 | ||
26. Минералы. С. 107-110. | 1 | 1 | ||
27. Кладовая недр Земли. С. 110-114 Б)№37,40 Исследовательская работа | 1 | 1 | Исследовательская работа | |
28. Контрольная работа за 1 полугодие | 1 | 1 | ||
29. Руды металлов и горючие полезные ископаемые. С. 114-121 Б) №42 Практическая работа. Добыча полезных ископаемых.с.121-124Б) №38 | 1 | 1 | Практическая работа | |
30. Русское военное искусство. С.124-131 | 1 | 1 | ||
31. План местности С.131-134 №50 Экскурсия | 1 | 1 | экскурсия | |
Раздел 3. Мир человека в новое время (27ч) | ||||
32. Северные земли России. С.3-5 ( 2 часть) | 1 | 1 | ||
33. Открытие Австралии. С. 5-9 | 1 | 1 | ||
34. Открытие Антарктиды. С. 10-13 | 1 | 1 | ||
35. Дальний Восток России. С.13-15 №56 | 1 | 1 | ||
36. Природа гор. С.16-17 | 1 | 1 | ||
37. Расы человека. С.17-19 | 1 | 1 | ||
38. Развитие науки и техники в 19-20 веках. С.20-23 №60 | 1 | 1 | ||
39. Новые знания о человеке. С. 24-26 №62 | 1 | 1 | ||
40. Нервная система. С. 27-31 | 1 | 1 | ||
41. Кровь. С.31-34 | 1 | 1 | ||
42. Путь крови в организме . с.34-39 №66,68 Практическая работа | 1 | 1 | Практическая работа | |
43. Россия в начале 20 века. С. 40-44 | 1 | 1 | ||
44. Великая Отечественная война (1941-1945) с. 44-50 №69 | 1 | 1 | ||
45. Великая Отечественная война (1941-1945). С. 44-50 №72 | 1 | |||
46. Подвиг российского народа в Великой Отечественной войне. Проект | 1 | 2 | проект | |
47. Беларусь. С.50-52 | 1 | 1 | ||
48. Великобритания. С. 53-56 | 1 | 1 | ||
49. Век научных открытий. С. 56-59 | 1 | 1 | ||
50. Охрана природы. С. 60-65Проверочная работа | 1 | 1 | ||
51. Органы дыхания человека. С. 66-69 Б) №78,79 практическая работа. | 1 | 1 | практическая работа | |
52. Растения – природные очистители воздуха. Комнатные растения. С.69 исслед работа | 1 | 1 | Исследовательская работа | |
53. Сельское хозяйство. Животноводство. С. 70-75 | 1 | 1 | экскурсия | |
54. Сельское хозяйство. Растениеводство. С.75-78. Б) № 84, 86 | 1 | |||
55. Состав пищи. С.79-85 б) №88, 90 Экскурсия | 1 | 1 | экскурсия | |
56. Органы пищеварения. С. 86-89 | 1 | 1 | ||
57. Переработка пищи в организме. Правила здорового питания. С. 89-95 | 1 | 1 | ||
58. Сохранение здоровья – важнейшая задача для жизни человека( урок – обобщения) | 1 | 1 | ||
Раздел.4 современная Россия (10ч) | ||||
59. Человек и общество с. 96-98 | 1 | 1 | ||
60. Россия – наша Родина с.98-100 б) №94 | 1 | 1 | ||
61. Москва _ столица России. С. 101-103 б)№95 олимпиада | 1 | 1 | олимпиада | |
62. Устройство государственной власти. С.104-106. | 1 | 1 | ||
63. Государственная власть. С. 106-108 | 1 | 1 | ||
64. Символы и праздники России. С. 108-113 Викторина | 1 | 1 | викторина | |
65. Родной край – часть России. Исследовательская работа. Народы России их культура и традиции №9 | 1 | 1 | Исследовательская работа | |
66. Человек в современных условиях с. 113-116 | 1 | 1 | ||
67. Контрольная работа за год | 1 | 1 | ||
68. Нравственные нормы жизни. Духовное богатство человека. С. 117-120 | 1 | 1 | ||
68 часов | 54 часа | 14 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса "Школа России"
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, в том числе на проведение практических занятий – 1 час, экскурсий – 1 час.Для реализации программного содержания используются:1. Плешаков, А. А.Ок...
Рабочая программа по курсу "Окружающий мир" 2 класс УМК "Планета знаний"
Задачи курса:систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;формирование элементарных представлений о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;знакомство с методами изучени...
Рабочая программа по курсу "Окружающий мир" 1 класс
Рабочая программа по курсу "Окружающий мир" 1 класс. УМК "Школа России". Плешаков....
Рабочая программа по курсу "Окружающий мир" к УМК А. А. Плешакова2 класс
Рабочая программа предмета «Окружающий мир» для 2 класса на 2012-2013 учебный год составлена на основе Федерального компонента стандарта начального общего образования по окружающему миру,...
Рабочая программа по курсу "Окружающий мир" по программе "Школа 2100"
Эта программа на курс написана на 4 года с 1 по 4 классы по программе "Школа 2100"...
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стан¬дарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авт
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на ос...
Рабочая программа по курсу Окружающий социальный мир 1 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования)
Общая характеристика учебного предмета: Учебный курс «Окружающий социальный мир» занимает особое место среди учебных предметов. Отбор содержания курса «Окруж...