Дидактическая игра в начальной школе
методическая разработка (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра в начальной школе
- Меньшикова С.Н. учитель начальных классов
Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности
В.А.Сухомлинский
Игра - это "дитя труда". Ребенок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит ее в игру. Играя, ребенок принимает на себя социальную функцию взрослого и воссоздает ее в своих действиях. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она стимулирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно представляют значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Не всякая игра имеет существенное образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной деятельности. Дидактическая игра обучающего характера сближает новую, познавательную деятельность ребенка с уже привычной для него, облегчая переход от игры к серьезной умственной работе.
По характеру познавательной деятельности дидактические игры можно отнести к следующим группам:
- игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу.
- игры, требующие воспроизведения действия. Они направлены на формирование вычислительных навыков и навыков правописания.
- игры, включающие элементы поиска и творчества.
Указанная классификация дидактических игр не отражает всего их разнообразия, тем не менее, она позволяет учителю ориентироваться в обилии игр. А также важно различать собственно дидактические игры и игровые приемы, использующиеся при обучении детей. По мере "вхождения" детей в новую для них деятельность - учебную - значение дидактических игр как способа обучения снижается, в то время как игровые приемы по-прежнему используются педагогом. Они нужны для привлечения внимания детей, снятия у них напряжения. Самое главное заключается в том, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала бы интенсификации умственной работы.
Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура - это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Можно выделить следующие структурные составляющие дидактические игры:
- дидактическая задача;
- игровые действия;
- правила игры;
- результат подведения итогов.
Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла.
Игровые действия - основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направлению и по отношению к играющим.
Правила игры. Их содержание и направление обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданиями. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.
Подведение итогов. Проводится сразу по окончанию игры. Это может быть подсчет очков, выявление детей, которые лучше выполнили игровые задания; определение команды - победительницы и так далее. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.
При проведении игры необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.
Таким образом, дидактическая игра - это игра только для ребенка. Для взрослого она - способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр - облегчить переход к учебе.
Дидактические игры очень хорошо уживаются с "серьезным" учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Я не считаю, что использование игровых ситуаций на уроке дает возможность учащимся овладеть знаниями "легко и счастливо", легких путей в науке нет. Но считаю необходимым использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство детей испытали и осознали прилагательные стороны занятий, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра в начальной школе
Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, развитию самостоятельности, инициативы. С другой – решают определенную дидактическ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/11/picture-120823-1349974153.jpg)
Роль дидактической игры в начальной школе.
«… Игра - это искра зажигающая огонек пытливости и любознательности».( В.А.Сухомлинский). Ребенок, наблюдая за деятельностью взрослых , начинает играть с окружающими его ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/08/picture-363136-1386517662.jpg)
"Дидактические игры в начальной школе как условие повышения эффективности усвоения учебного материала"
В работе рассматриваются особенности детей младшего школьного возраста, значение игр для детей данной категории. Классификация игр, дидактическая игра на уроках в начальных классах, структура и функци...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/05/picture-968950-1509884902.jpg)
Дидактическая игра в начальной школе: опыт применения перспективных технологий в практике.
Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель - играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей. Игра явл...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/21/picture-1884-1553166029.jpg)
Дидактическая игра для начальной школы "Космические загадки "
Данную игру можно использовать в ходе праздника, посвящённому Дню космонавтики. В работе использован технологический приём "Мультимедиапроектор".На слайде написана загадка, её нужно отгадать...