Роль дидактической игры в начальной школе.
учебно-методический материал на тему
«… Игра - это искра зажигающая огонек пытливости и любознательности».
( В.А.Сухомлинский).
Ребенок, наблюдая за деятельностью взрослых , начинает играть с окружающими его предметами, а затем с воображаемыми , познавая мир через игру.
Все это и нужно учитывать при учебном процессе в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_didakticheskoy_igry_v_nachalnoy_shkole.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль дидактической игры в начальной школе
«… Игра - это искра зажигающая огонек пытливости и любознательности».
( В.А.Сухомлинский).
Ребенок, наблюдая за деятельностью взрослых , начинает играть с окружающими его предметами, а затем с воображаемыми , познавая мир через игру.
Возникающая потребность у ребенка действовать и поступать , как взрослый, не всегда удовлетворяется .Играя, ребенок примеряет на себя деятельность взрослого и воссоздает ее в своих играх. Игры детей отражают не только профессиональную деятельность взрослых ,но и те взаимоотношения, которые они видят, наблюдая за взрослыми.
Нормы человеческих взаимоотношений через игру становятся источником развития морали самого ребенка; дети получают возможность для развития как личности в целом , так и отдельных внутренних процессов: внимания, памяти, наблюдательности , мышления, обобщения.
Дидактические игры особенно важны в обучении и воспитании детей начальной ступени, так как в ней удается сконцентрировать внимание даже самых инертных учащихся. Вначале они проявляют интерес только к игре, а затем и к тому учебному материалу , без которого игра невозможна. Постепенно у детей пробуждается интерес и к учебному предмету.
Игры в своем развитии проходят этап эволюции от предметных к ролевым и от ролевых к дидактическим. Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом в начальной школе. Они используются в качестве одного из способов обучения различным учебным предметам. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Она является ценным средством воспитания интеллектуальной активности , активизирует живой интерес к процессу познания .В ней дети охотно преодолевая трудности, тренируют свои умственные познания , развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным , познавательным, облегчает процесс обучения.
Дидактические игры конструируются по-разному. В одних: сюжет, роль ,действие ,игровое правило, в других: действие или правило или то и другое.
Поэтому по структуре дидактические игры делятся на сюжетно- ролевые и игры-упражнения, включающие только отдельные элементы игры .В сюжетно-ролевых играх содержится скрытая дидактическая задача ,в играх-упражнениях она выражена более четко. В дидактической игре есть замысел , правило. Действие и включенная в них умственная задача представляют собой единую систему взаимодействий.
В дидактических играх всегда две задачи – дидактическая и игровая – взаимосвязь обучения и игры.
Существенный признак дидактической игры – устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. Структурные компоненты дидактической игры: игровой замысел, игровые действия и правила .Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможности проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой. Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Она выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам как моральное так и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся в освоении знаний или в их применении.
При подборе игр необходимо помнить о том, что они должны соответствовать всестороннему развитию психики учащихся, прививать интерес к учебной деятельности, помогать ребенку овладеть умением анализировать , сравнивать, обобщать .В процессе игры интеллектуальная деятельность ребенка должна быть связана с его действиями по отношению к окружающим предметам.
Дидактическая игра в начальной школе должна быть разнообразной по форме и по содержанию ,и строиться в соответствии с закономерностями обучения, так как дидактические игры влияют на развитие различных сторон мышления учащегося: наглядно-образного и словесно-логического.
Временной отрезок дидактической игры 10-20 минут. Важно, чтобы всё это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.
В игре проявляются особенности характера ребёнка, уровень его развития. Поэтому игра требует индивидуального подхода к детям. Учитель должен считаться с индивидуальными особенностями каждого ребёнка при выборе задания, постановке вопроса: одному дать задание надо легче, другому – труднее, одному стоит задать наводящий вопрос, а от другого потребовать вполне самостоятельного решения.
Проведение дидактической игры с учащимися требует от учителя большого мастерства и умения руководить ею. Перед проведением игры надо доступно изложить сюжет, распределить роли, поставить перед учащимися познавательную задачу , подготовить необходимое оборудование, сделать нужные записи на доске .Если дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, игровым действием, то в ходе беседы с учащимися учитель должен обратить на нее внимание .В такой игре должен участвовать каждый ученик класса.
Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность. С ее помощью глубже и ярче учащимися постигаются явления окружающего мира, интеллектуальный уровень и познается мир.
Примеры дидактических игр:
«Откуда и чей голос?»
Дидактическая цель: формирование пространственных представлений.
Содержание игры: один из играющих становится спиной к классу, другой просит указать, откуда голос: сзади, слева от него, справа от него, а затем ,сказать чей голос он услышал. Учитель молча рукой показывает, кто должен громко, не спеша произнести какой-либо звук ,слово, предложение. Эту игру можно провести в лесу, в парке, сквере, на школьной площадке.
«Собери предмет из данных фигур»
Дидактическая цель: различие предметов по форме, развитие воображения.
Содержание игры: из подготовленных заранее цветных прямоугольников и треугольников дети складывают различные предметы и называют, где какая фигура находится. Например: «Домик» , «Лодка» , «Елочку» и т.д.
«Замени букву»
Дидактическая цель: активизировать умственную деятельность учащихся, развивать орфографическую и фонетическую зоркость, внимательность, логическое мышление.
Содержание игры: детям предлагается исходное слово с орфограммой, они изменяют в нем последовательно либо один, либо два звука, сохраняя при этом сочетание –чк-, и получают новые слова. Выигрывает тот, кто составит наибольшее количество слов.
дочка ручка
бочка речка
ночка свечка
кочка печка
точка почка
тучка дочка
тачка ночка
« Назови один предмет»
Дидактическая цель: отработка способов проверки безударных гласных.
Содержание игры: учитель говорит слово, обозначающее много одинаковых предметов, а ученики называют один такой предмет и объясняют какую гласную надо писать в корне слова. За правильный ответ ряд получает очко. Победитель выявляется по количеству очков.
Примерные слова: врачи, глаза, грачи, сады, тазы, шары, бока, дожди, дворы, кроты, моря, ножи, плоды, поля, рога и т.д.
1.Сухомлинский В.А. «О воспитании». Москва .1985 г.
2. Жигалкина Т.К. «Игровые и занимательные задания». Москва . 1989 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра в начальной школе
Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, развитию самостоятельности, инициативы. С другой – решают определенную дидактическ...
Дидактические игры в начальной школе
Игры развивающие, волеологические,разной степени сложности....
"Дидактические игры в начальной школе как условие повышения эффективности усвоения учебного материала"
В работе рассматриваются особенности детей младшего школьного возраста, значение игр для детей данной категории. Классификация игр, дидактическая игра на уроках в начальных классах, структура и функци...
Дидактическая игра в начальной школе: опыт применения перспективных технологий в практике.
Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель - играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей. Игра явл...
Дидактическая игра в начальной школе
Представлен теоретический материал...
Дидактическая игра для начальной школы "Космические загадки "
Данную игру можно использовать в ходе праздника, посвящённому Дню космонавтики. В работе использован технологический приём "Мультимедиапроектор".На слайде написана загадка, её нужно отгадать...
Дидактические игры в начальной школе в процессе обучения грамоте
карточки по обучению грамоте...