Безотметочное обучение
методическая разработка (1 класс) на тему
Материал представляет собой советы по формированию мотивации школьника к получению отметки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo_bezotmetochnoe_obuchenie.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на МО учителей
начальных классов
« Безотметочное обучение в 1 классе »
Выступила Меньшикова С.Н.
В первом классе исключается система балльного (отметочного) оценивания. Не допускается использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.) Необходимо организовать оценивание как совместное действие, постепенно передавая инициативу оценки ученического действия в руки самого ребёнка.
Начиная с первых уроков, (2-3 недели), в конце каждого урока дети обозначают хлопками своё настроение в конце каждого урока.
Через 2–4 недели начинают учиться сравнивать цель и результат. Каждый старается оценить содержание своей письменной работы. Сравнив работу с образцом, они оценивают себя или соседа по парте разными способами: аплодисменты себе (соседу или классу), погладьте себя (соседа) по голове и скажите: «Умница», пожмите руку товарищу…
Далее учимся составлять алгоритм оценивания своей успешной работы:
- выполнил правильно, все получилось, показываю веселый смайлик;
- если не все получилось, или не понял-грустный смайлик;
Одним из принципов безотметочного обучения: ∙ дифференцированный подход при осуществлении оценивающих и контролирующих действий; ∙ приоритет самооценке (самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя);
В повседневной педагогической практике объектом контроля является конечный результат, поэтому для формирования адекватной самооценки младших школьников мною используются следующие формы:
. «Светофор».
Для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям, применяется так называемый «Светофор». В первом классе предлагается детям зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок: «Можно двигаться дальше». Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: «Нужна небольшая помощь». Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!» Нужно отметить, что этим приемом дети с удовольствием пользуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.
«Говорящие рисунки»
Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улыбающееся лицо.
Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуй такое лицо «СПОКОЙНОЕ».
Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо.
Наиболее распространенным методом без отметочного оценивания являются «Волшебные линеечки» Г.А.Цукерман.Они наиболее понятны для учащихся и родителей в использовании.
Верхнее деление-работа выполнена аккуратно, без ошибок.
Среднее деление-работа выполнена аккуратно, но есть 1-2 ошибки.
Или работа выполнена без ошибок, но не аккуратно
Нижнее деление- старался, но допустил более 2 ошибок.
В 1 классе оценивание проводится сначала по одному критерию, потом по двум критериям, затем по трём критериям. (К-красиво, П-правильно, И-интересно, Т-трудно, С- старался, Х-хочу научится этому, Д- дружно работали, Г-группой работать лучше.)
Предлагается оформить лист успеха.
Первоклассный дневник моего развития»
Сентябрь – яблоня моих успехов, дети собирают за хорошую работу на уроке яблочки и приклеивают их на яблоню, нарисованную собственноручно.
Октябрь – поляна моих успехов, собираем грибочки.
Ноябрь – гроздья моих успехов, сбор рябинок.
Декабрь – гирлянды моих успехов, ёлочные игрушки.
Январь – вихрь моих успехов, снежинки.
Февраль – океан моих успехов, рыбки, камушки, водоросли.
Март – букет моих успехов, лепестки цветов, их серединки и листья.
Апрель – весна моих успехов, зелёные листочки для берёзки.
Май – фейерверк моих успехов, огоньки салюта.
Критерии успеха обсуждаются совместно с детьми. Сравнивать количество успехов, заработанных разными детьми, категорически запрещается. Соревнование возможно только с самим собой (сравнивать листы успеха по разным месяцам).
В школьном положении о проведении промежуточной аттестации воспитанников и осуществлении текущего контроля их успеваемости сказано: Текущий контроль успеваемости воспитанников, учащихся первого класса в течение учебного года осуществляется без фиксации, допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию.
Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
- Целью оценочной деятельности является сравнение результатов достижений школьника не с успехами других учеников класса, а с показателями самого ребенка, достигнутыми им ранее.
- Без отметочное обучение развивает объективную самооценку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения.
Система оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения. Выступление на МО....
Безотметочное обучение в 1 классе. Портфолио ученика.
В данном докладе рассматриваются основные аспекты безотметочного обучения в 1 классе, включая исторический аспект, рейтинговая система оценивания, действующая в других странах, даются рекомендац...
Система оценивания предметных достижений первоклассников в условиях безотметочного обучения
В работе представлен материал по оцениванию первоклассников в условиях безотметочного обучения. Даны практические материалы, приёмы работы....
Формирование контрольно-оценочной деятельности в условиях безотметочного обучения
Этапы формирования контрольно-оценочной деятельности в начальной школе...
Положение о безотметочном обучении
В положении раскрывается безотметочное обучение, которое представляет собой обучение, в котором отсутствует пятибалльная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочн...
«Оценивание учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения» Доклад
Существует мнение, что пятибалльная система оценивания является травмирующей для ребёнка. Безотметочноеобучение – новый подход к оцениванию достижений обучающихся. Предлагаемый способ ...
Возможности и пути реализации безотметочного обучения
Выступление на круглом столе для заместителей директоров школ города...