Возможности и пути реализации безотметочного обучения
методическая разработка по теме

Пауль Наталья Александровна

Выступление на круглом столе для заместителей директоров школ города

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вступительное слово на круглом столе

«Возможности и пути реализации безотметочного обучения»

        Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели начальной школы. В ходе ее создания предусматривается переход на безотметочную систему обучения на протяжении всей начальной школы.

        Безотметочное обучение – это поиск нового подхода к оцениванию, который бы позволил преодолеть недостатки существующей «отметочной» системы оценивания.

        Коротко остановлюсь на тех недостатках, которые выявлены учеными и педагогами-практиками. Пятибалльная система:

-  не дает полноценной возможности для формирования у учащегося оценочной самостоятельности; ребенок не имеет возможности сопоставить свою внутреннюю оценку с внешней (оценкой учителя, других учеников);

-  затрудняет индивидуализацию обучения. Учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного ребенка в сравнении с предыдущими результатами его обучения. Фактически учителю приходится лавировать между фиксацией успешности результата ребенка, сравнивая этот результат с некоторой среднестатистической нормой (три ошибки в диктанте – это хорошо или плохо?), и фиксацией успешности результата для данного ребенка (для данного ребенка три ошибки – это хорошо, если обычно у него их 10);

-  является малоэффективной в силу своей формализованности и скрытности критериев. По отметке часто нельзя судить о действительном уровне знаний и, самое главное, нельзя определить вектор дальнейших усилий – что именно надо улучшить, над чем поработать, в какой степени это вообще возможно для данного ребенка;

-  часто имеет травмирующих характер. Полностью сосредоточенная в руках учителя, «отметочная» система нередко оказывается орудием манипуляции и психологического давления, которое направлено, с одной стороны, непосредственно на ребенка, с другой стороны, на родителей.

Все это приводит к снижению интереса к обучению, росту психологического дискомфорта учащегося в обучении, его тревожности и, возможно, даже к ухудшению его физического здоровья.

Назревает поиск принципиально иного подхода к оцениванию, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности школьников.

С поиском таких форм и связано появление идеи безотметочного обучения. Для реализации этой идеи прежде всего необходимо отменить отметку при обучении детей в начальной школе, ибо в первые годы обучения дети еще не способны правильно понять нормативную отметку. Пятерка для ребенка вовсе не означает, что «я хорошо пишу», а значит – «я хороший, меня любят», а двойка наоборот – «я плохой, меня не любят».

Многие из вас сейчас могут возразить, что в соответствии с приказом Министерства образования мы и так не ставим отметки в 1 классе. Но практика говорит об обратном: все эти солнышки, звездочки, флажки – аналоги тех же отметок. А значит, и проблемы, связанные с ними, те же. Сначала дети идут в школу с желанием, хотят учиться, но это желание у них достаточно быстро пропадает. И чем старше становятся дети, тем меньше среди них остается активных и инициативных. А мы удивляемся: почему?

Мы вплотную столкнулись с этой проблемой при переходе на обучение по системе Эльконина-Давыдова, поскольку система предполагает целенаправленное построение учебной деятельности, которая базируется, в первую очередь, на мотивации учащихся. При проведении психологических обследований по определению уровня учебной мотивации обнаружилось резкое его снижение во 2 классе по сравнению с 1-м. Анализируя эту проблему, мы пришли к выводу, что это связано с появлением отметочного обучения. У детей появился страх неправильного ответа (хотя до этого они достаточно свободно и открыто принимали участие в обсуждениях), страх выйти к доске, страх наказания за плохую отметку. Отсюда со всей очевидностью вытекало – одного года безотметочного обучения мало.

Ученые, педагоги-психологи объясняют это явление с точки зрения теории возрастной периодизации. Учащиеся начальной школы попадают в период, который длится с 6,5 до 11 лет. Только к концу этого периода у учащихся формируются (при целенаправленной работе) учебные действия контроля и оценки, устойчивый учебно-познавательный интерес, который выступает основным побудительным и смыслообразующим мотивом учения. На основе сформированных действий самоконтроля и самооценки желание и умение учиться закрепляется.

Исходя из этого, мы оказались перед выбором: продолжать ставить отметки и значительно уменьшить возможную результативность программы или начать разрабатывать принципиально другую систему оценивания. Было бы преждевременно говорить о том, что такая система уже разработана на уровне технологии. Но при ее построении мы постарались учесть общие подходы, сформулированные учеными, занимающимися данной проблемой. В их основе лежат следующие ключевые вопросы:

  1. что оценивать (т.е. что именно подлежит оцениванию, а что оценивать не следует);
  2. как оценивать (т.е. какими средствами должно фиксироваться то, что оценивается);
  3. каким образом оценивать (т.е. какова должна быть процедура оценивания);
  4. что нужно учитывать при таком оценивании (т.е. каковы необходимые педагогические условия эффективности безотметочной системы оценивания).

Оцениванию должны подлежать не только знания умения и навыки учащегося. Оценка творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни должна быть оформлена столь же весомо, как и оценка навыковой стороны обучения. Если 90% оценочных суждений и действий учителя будет посвящено ЗУНам и лишь 10% - творческим проявлениям ребенка, то ученики получат ясное сообщение: «Я вас ценю в основном как исполнителей, точно следующих моим образцам и инструкциям, как людей, успешно действующих по правилам и алгоритмам». Необходимо, чтобы оценка творческих проявлений ребенка была социально оформлена, представлена и учителям, и учащимся разных классов, и родителям. Это могут быть сменные выставки, публикации в школьной газете, участие в различных конкурсах.

Оцениванию на уроках не должны подлежать личные качества ребенка (темп работы, особенности памяти, внимания). Оценивается выполненная работа, а не ее исполнитель.

При безотметочном обучении используются такие средства оценивания, которые, с одной стороны, позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребенка, с другой, не провоцируют учителя на сравнение детей между собой. Это могут быть условные шкалы, на которых фиксируется результат работы по определенному критерию, различные формы графиков, таблиц, «Листы индивидуальных достижений», в которых отмечаются уровни учебных достижений ребенка по множеству параметров. Позже учителя представят вам некоторые из них.

Особенность процедуры оценивания при безотметочном обучении состоит в том, что самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Несовпадение этих двух оценок становится предметом обсуждения. Критерии и форма оценивания каждой работы учащихся могут быть различны и должны быть предметом договора между учителем и учениками. Младшие школьники имеют право на самостоятельный выбор сложности контрольных заданий. Право ребенка на сомнение и незнание должно быть оформлено не только устно. Вводятся знаки сомнения (у нас это - ?), использование которых высоко оценивается учителем. Создается система заданий, специально направленных на обучение ребенка отделять известное от неизвестного. Постепенно вводятся средства, позволяющие самому ребенку и его родителям прослеживать динамику учебной успешности относительно его самого.

Введение безотметочной системы обучения требует наличия определенных условий. И важнейшим из них является добровольное принятие единой оценочной политики всеми членами педагогического коллектива. Для этого должен быть продуман ряд «узловых» вопросов, обеспечивающих функционирование единого «оценочного организма школы». Среди таких вопросов можно назвать следующие:

  1. «Стыковка» на уровне общих подходов к оцениванию между начальной школой и основной. Если не будет выстроен специальный переход от способов оценивания в начальной школе к нормативному оцениванию в основной школе, дети пострадают от резкого перепада в оценочных взаимоотношениях с учителями;
  2. «стыковка» оценочной политики школы и семьи. Должны быть продуманы механизмы постоянного согласования и координации оценочной политики учителей и родителей школьника на всех этапах обучения;
  3. «стыковка» оценочных требований администрации и учителей всех ступеней, договор о приемлемых формах внутришкольного контроля (правилах ведения классных журналов, ученических дневников).

Не все условия для безболезненного введения безотметочного обучения созданы в нашей школе, но мы ведем большую работу в этом направлении.

Исходной точкой принятия образовательным учреждением единой оценочной политики и курса на реализацию идеи безотметочного обучения является выработка «Положения о безотметочном обучении». Вариант такого положения разработан в нашей школе, утвержден Советом стратегического развития школы и запущен в работу с целью отслеживания и доработки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути реализации программы по дистанционному образованию детей с ограниченными возможностями при организации домашнего обучения

В данной статье рассматриваются проблемы организации дистанционного обучения детей - инвалидов и пути их решения....

Метод проектов – один из путей реализации исследовательского обучения во внеклассной работе с младшими школьниками

Программа интегрированного курса «Ступени восхождения» предполагает привлечение младших школьников к исследовательской деятельности. В контексте программы был разработан проект «Удивительная кар...

Реализация способов безотметочного обучения в первом классе.

Безотметочное обучение введено нормативно в 1-ом классе. Для развития внутренней мотивации учебной деятельности первоклассников предлагаю вашему вниманию один из способов решения проблемы безотметочно...

Безотметочное обучение- возможно ли это?

В этой статье автор делится своим опытом безотметочного преподавания уроков хореографии в начальной школе....