Методы убеждения,аргументации своей позиции.
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Факторы развития и формирования личности.
Методы убеждения,аргументации своей позиции,установление контакта с обучающимися-всё это относится к формированию личности,а это действие совокупности всех факторов,оъективных и субъективных,природныхи общественных,внутренних и внешних, независимых от воли и и сознания людей и зависимых от воли исознания людей,стихийно дествующих и действующих согласно определённым целям с применением определённых средств.
Отсюда-воспитание занимается формированием человека, но формирование личности может проходить и помимо воспитания.
Человек получает от природы не готовые психические свойства,а функциональные возможности,природные потенции возникновения и развития тех или иных качеств личности.
Природные задатки весьма многозначны. На основе одного и того же задатка могут быть сформированы различные способности и психические свойства. Всё будет зависеть от сочетания задатков,а также от обстоятельст жизни и условий воспитания.
Социальные факторы.
Ребёнок развивается как личность под воздействием окружающей среды. В понятие «среда» входит сложная система внешних обстоятельств,необходимых для жизни и развития человеческого индивида. К этим обстоятельствам относятся как естественные так и общественные условия его жизни.
Во взаимодействии личности и среды надо учитывать два решающих момента:
- Характер воздействия обстоятельств жизни,отражаемых личностью
- Активность личности,воздействующей на обстоятельства с целью подчинения их своим нуждам и интересам.
Человек по отношению к среде выступает как активная сила,он является частью среды и может по-своему её преобразовывать.
«Обстоятельства в такой же мере творят людей,в какой люди творят обстоятельства.»
К.Маркс, Энгель Ф.немецкая идеология.
Не всё, что окружает ребёнка ,является действительной средой его развития.
Для каждого ребёнка складывается неповторимая и сугубо индивидуальная ситуация развития, которую мы называем средой ближайшего окружения.
Микро среда-это часть социальной среды, состоящая из таких элементов, как семья, школа, друзья, сверстники, близкие люди. В окружающей ребёнка среде есть явления положительные и отрицательные, прогрессивные и консервативные.
Личность формируется не только усваивая влияние окружающей среды, но и сопротивляясь им.
Возникает важная социально-педагогическая проблема: воспитывая у ребёнка готовность к правильному разрешению возникающих у него внутренних мотивационных конфликтов, сопротивляемость внешним отрицательным воздействиям, необходимо осуществлять п е д а г о г и з а ц и ю среды, регулировать и корректировать поддающиеся контролю влияния среды.
Например: если ребёнок пользуется уважением среди товарищей, если ему доверяют ответственные поручения, это содействует развитию у него уверенности в себе, активности. И наоборот.
Факторы направленного формирования личности.
Отношения, в которые вступает ребёнок со средой, всегда опосредованы взрослыми. Всякая новая ступень в развитии личности есть одновременно новая форма связи ребёнка со взрослыми, подготовлена взрослыми, направляется взрослыми. Вот поэтому воспитание выступает как ведущий исключительно глубокий и действенный фактор формирования личности, как организованное, направленное развитие.
Там ,где есть воспитание:
-учитываются движущие силы развития
-возрастные и индивидуальные особенности детей
-на полную мощность используются положительные влияния среды
-ослабляются отрицательные влияния среды
-формируется нравственная стойкость против неблагоприятных воздействий среды
- достигается единство и согласованность всех звеньев, осуществляющих воздействие на учащихся(школа, семья, внешкольные учреждения)
- где есть воспитание, ребёнок раньше оказывается способным к самовоспитанию.
И с возникновением этого нового субъективного фактора ребёнок становится соучастником воспитателя.
Основные закономерности факторов развития и формирования личности
и коллектива
- процесс социализации человек, на основе социального общения и деятельности обособляется в особую социально-психологическую систему.
И личность начинается тогда, когда из всего социально-психологического материала, ставшего личным достоянием индивида, формируется особым образом организованная система, которая обладает
1)индивидуальностью
2)известной автономией
3)способностью к саморегуляции
4) избирательным отношением к содержанию и выступает как особенный индивид:
-со своим внутренним миром
- со своими особыми психологическими качествами и свойствами
Каждый возрастной период связан:
-с количеством прожитых лет,
-со степенью созревания различных органов
- их функций
- с накоплением жизненного опыта
- познавательного опыта
- с типичными для данного возраста видами деятельности.
Для каждого возраста характерны свои особенности в протекании:
- сенсорных
- интеллектуальных
- эмоциональных процессов.
Решающие влияние на развитие в любом возрасте , оказывает система воспительных воздействий, и воспитание по:
-содержание
-формам
- методами должны быть динамичными и строиться с учётом этапов возрастного развития.
Ранний возраст - удвоение веса, прорезывание зубов, увеличение объема легких
Дошкольный возраст – овладение ходьбой и речью.
Наука говорит о том, что на шестом году возникает новообразования личности характеризующие его психофизиологическую
- интеллектуальную
- морально волевую готовность к систематическому обучению.
Младший школьный возраст.
- переход к систематическому обучению меняет весь образ жизни ребёнка
- до школы познавал, только то, что ему было необходимо в играх
- теперь в школе познаёт и то, что не интересно , но нужно.
Идёт дальнейшие формирование анатомической структуры головного мозга.
Создаются условия для постепенного перехода: от предметно - образного к абстрактному
- словесно логическому мышлению.
Учителю нельзя забывать :
- Младший школьник всюду ищет опору на личный чувственный опыт
- собственные впечатления
- знания, близкие к жизни.
Поэтому крайне важно отбирать объекты непосредственного восприятия чтобы переводить мысль ребёнка к постижению закономерных связей вещей и явлений.
Дети младшего школьного возраста легко отвлекаются от неинтересной для них работы
- трудно сосредоточиться на материале лишённом непосредственной эмоциональной привлекательности .
Младшему школьнику свойственно:
- интенсивная двигательная активность, но не достаточно уменя управлять своим поведением, это порождает
- импульсивность
- несдержанность
- неорганизованность.
Нельзя просто запретить двигаться. Правильно организованная подвижность , моторика – дают разумный выход упорядочению, движению, торможению, уважению к соседу, к имуществу.
Эти помощники - экскурсии совместный труд, спорт. Поступая в школу, ребёнок ещё не имеет опыта коллективной жизни.
Подростковый возраст – это превращение ребёнка во взрослого, переход от детства к взролсти.
Подросток становиться участником, взрослой жизни, появились обязанности в семье.
Меняется и отношение к подростку со стороны окружающих:
- взрослые не считают его маленьким
- духовные и физические силы ещё слабы – всё это является
Внутренним противоречием подросткового возраста.
Подросток хочет что то значить , осознания своего физического развития вызывает желание подчеркнуть собственное достоинство.
Это возраст, когда ребёнок доставляет немало хлопот родителям и педагогам:
-грубость
-повышенная раздражительность,
-стремление к одиночеству
-упрямство
-снижение успеваемости
-негативизм
-былые авторитеты утрачивают над ними власть
-критикуя других не всегда способны дать самому себе оъективную оценку
-свойственны беспричинные срывы
-от застенчивости к бахвальству
-от энтузиазма- к апатии
-неровное отношение к противоположному полу.
В каждом классе всегда есть несколько коллективов, где можно проследить межличностные отношения ребят. Ребёнок стремиться установить дружеские отношения с детьми, которые его чем-то привлекли, интересуют. Группы могут быть лидирующими только в той деятельности, которая им интересна и соответствует их запросам.
В каждой группе есть очень популярные ребята. Они являются лидерами. В этих группах –чувство взаимной симпатии. Эти группы не устойчивы по своему составу они часто распадаются или просто кто-то из ребят выходит .
Встречаются дети, которых для общения никто не выбирает, такие ребята, хотя и являются членами коллектива, но фактически не участвуют в его жизни.
Нужно попытаться выявить причину отвергнутого и наметить пути воспитательной работы с коллективом и такими учащимися
Встречаются и неформальные группы, имеющие отрицательную направленность. И учителю необходимо знать такие сообщества, чтобы скоординировать её действия с формальной структурой.
Процесс воспитания и обучения не возможен без единства работы семьёй, с родителями.
Уровень нравственной зрелости родителей, часто имеет решающие значения.
Помощь родителям в руководстве учебной деятельности детей оказывают педагоги.
И эта помощь имеет свои задачи и содержание. В детстве, в дошкольном возрасте – игра , в школьном – учебная деятельность. Лучшем средством средством является личный пример родоков их взаимоотношения.
Родители должны хорошо знать положительные и отрицательные стороны своего ребёнка: его умение общаться, его интересы, жизненные устремления, отношения к товарищам.
Дети должны видеть в своих родителях тружеников любящих своё дело , повышающих свою квалификацию- тогда авторитет родителей растёт в глазах ребёнка. Родители должны учитывать особенности пола и возраста своих детей. Постепенно формировать юношу- будущего мужа, отца, а девушку- будущую жену, мать.
Успех зависит и от того, как родители поощряют и наказывают детей, как стимулируют на успехи.
Есть недостатки в семейном воспитании:
- отсутствие постоянной деловой помощи в домашней учебной работе,
- бессистемный контроль
- слишком большая опека
- недоверие ребёнку
- недостаточное внимание родителей к общему духовному миру.
В связи с наличием недостатком в воспитании у ребёнка могут возникнуть противоречия между требованиями школы и семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий
"заметки на полях"...
Сильные и слабые позиции согласных звуков.Позиции согласных, парных по звонкости-глухости, перед сонорными.
Урок разработан по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова....
Конспект индивидуального занятия Тема: Звуки [з] - [с]. Дифференциация звуков [з] - [с] во всех позициях. Звук [т]. Автоматизация звука т во всех позициях.
Материал занятия направлен на дифференциацию обучающимся звуков [з]- [с] и закрепление произношения звука [т] в самостоятельной речи. Вторая часть занятия - это развитие речевого слуха (работа с текст...
Статья на тему: «Собственное видение перспектив развития российского образования и своей роли в происходящих преобразованиях, отражающее мировоззренческую и психолого-педагогическую позицию учителя».
Развитие образования в целом, на мой взгляд, нельзя и не нужно прогнозировать, как мы прогнозируем погоду на завтра или возможность землетрясения. Образование будет развиваться так, как мы с вами буде...
Метод проекта в условиях ФГОС. Проект "Я люблю свою маму"
Проект ко Дню матери. Краткосрочный проект для детей школьного возраста «Я люблю свою маму»...
САМОУПРАВЛЕНИЕ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ УЧАЩИХСЯ
В условиях демократизации общественной жизни первостепенное значение имеет самоуправленческое начало в жизнедеятельности школьного коллектива. Самоуправление это пространство, на котором формиру...
« Психологические основы формирования у школьников позиции созидателя в отношении своего здоровья»
Выступление на МО воспитателей и учителей начальных классов....