Доклад на ШМО «Современные подходы к формированию каллиграфического навыка у обучающихся воспитанников с ОВЗ.»
статья по теме
В настоящее время проблема формирования каллиграфического навыка приобретает всё большую актуальность. Современному обществу требуется всесторонне развитая личность -личность интеллектуально мыслящая, владеющая необходимыми видами и формами деятельности, направленной на решение насущных задач общества. Но это личность и грамотная, владеющая формами устной и письменной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalligrafiya_pisma_2014-2015.docx | 228.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на школьном методическом объединении.
Тема:
«Современные подходы к формированию каллиграфического навыка у обучающихся воспитанников с ОВЗ.»
Учитель начальных классов : Суманева В.В.
2014-2015 уч. год
Все мы с детства помним о «минутках чистописания» в начальной школе. В некоторых школах чистописание - обучение красивому четкому письму - является предметом школьного преподавания. Каллиграфия - это искусство писать четким, красивым почерком. У большинства из нас далеко не каллиграфический почерк.
Что случилось с почерком, почему так много ошибок, почему обучение письму вызывает наибольшие трудности в начальной школе - эти вопросы все больше и больше волнуют учителей и родителей. Количество детей с трудностями обучения письму и нарушениями письма действительно увеличивается с каждым годом, и по самым общим подсчетам составляет 25-30% , причем это дети, имеющие непроходящие трудности обучения.
Причин для возникновения этих трудностей предостаточно: и чисто педагогические, и медицинские, и физиологические, а системы коррекции нет. Учитель часто просто «не видит», как и когда начинаются многие трудности, еще чаще - пытается скорректировать не причину, а результат, и нередко, затратив много сил (своих и ученика), не добивается желаемого результата.
В настоящее время проблема формирования каллиграфического навыка приобретает всё большую актуальность. Современному обществу требуется всесторонне развитая личность -личность интеллектуально мыслящая, владеющая необходимыми видами и формами деятельности, направленной на решение насущных задач общества. Но это личность и грамотная, владеющая формами устной и письменной речи.
Письменная речь появляется в результате специального обучения. На ранних этапах её формирования предметом является не столько мысль, которая подлежит выражению, сколько техническая сторона написания букв, а затем слов и предложений. На данном этапе происходит формирование двигательных навыков письма. По отношению к школе задача формирования каллиграфического навыка выступает как одна из проблем в образовании.
Данная проблема остаётся актуальной как для учителей, так и для методистов, учёных. Её изучением занимались и занимаются многие учёные, рассматривая процесс формирования навыка с разных позиций, таких как: "письмо с секретом"; развитие мускульной и тактильной памяти; тактированное письмо; обучение первоначальному письму и формированию каллиграфического навыка через определённую систему принципов, методов и приемов (Агаркова Н.Г., Безруких М.М., Илюхина В.А., Потапова Е.Н.).
Проблема актуальна и с точки зрения следующих позиций: небрежное письмо ведёт к орфографической неграмотности; плохое, неаккуратное письмо занимает много времени у проверяющего, и в то же время у проверяющего складывается точно такое же впечатление о пишущем, как о неграмотном и небрежном ребёнке. Проблема плохого письма также вытекает из появления компьютеризации в обучении. Ученики меньше времени уделяют письму, и каллиграфический навык со временем утрачивается. Трудности, которые связаны с обучением письму: овладение формой букв, их безотрывное письмо и способы соединения, наклонное письмо - всё это теряется из-за отсутствия постоянных упражнений в письме.
Однако данная проблема в настоящее время не решена в полном аспекте. При овладении письмом дети испытывают не только физические, но психологические трудности. Наряду с традиционной методикой формирования каллиграфического навыка у младших школьников существуют и авторские технологии по формированию навыка письма.
В своем исследовании я сделала попытку сравнить методики Н.Г.Агарковой, Н.А. Федосовой, В.А.Илюхиной, Е.Н.Потаповой, с тем, чтобы определить степень эффективности данных подходов.
Методика по формированию каллиграфического навыка письма учащихся "письмо с секретом" В.А.Илюхиной, которая пришла к выводу, что сложнее всего написать детям те элементы букв, где присутствует "овал". Учёной было предложено заменить его прямой линией, оставив овалы в основном только в верхней части буквы. В.А.Илюхина выделила основные элементы письма: прямая наклонная палочка вниз, 1/2 наклонной палочки вниз, 1/3 наклонной палочки вниз, "поворот на месте" (закруглить), "крючок до середины", "секрет", "закрыть секрет", "рельсы".
Упражнения, содержащие эти элементы, приучают писать детей в такт, по команде. Строгий размер в движении - вот вся тайна красивого и быстрого письма. Эти упражнения ведут не только к красивому письму, они вырабатывают внимание (необходимо с одного раза услышать, понять и воспроизвести то, что говорит учитель), усидчивость, тренирует память.
Все вышеуказанные элементы пишутся без отрыва руки от тетради. В.А.Илюхина при написании слова предлагает проговаривать каждую букву, обращаясь за помощью к детям. Основные элементы: прямая наклонная линия, "поворот на месте", "крючок до середины", "секрет"- встречаются часто, и дети легко их усваивают. Каждый последующий урок - новая буква. Причем, начиная примерно с середины сентября, дети "отправляются в поиск" самостоятельно.
Применяя эту методику на своих уроках на протяжении 25 лет могу констатировать, что используемые методические приемы очень эффективны. Кроме того, методика В.А. Илюхиной имеет много своих плюсов: во-первых, экономичность обучения, быстрота периода обучения; во-вторых, положительная мотивация в действиях детей; в-третьих, развитие внимания, памяти.
На своих уроках обучения письму я применяю технологию Е.Н.Потаповой, которая основывается на трёх этапах: развитие мускульной памяти (система упражнений для укрепления моторики пальцев, штриховка, работа с трафаретами). Также моей помощницей в решении проблемы развития каллиграфического навыка у детей младшего школьного возраста является методика Н.А.Федосовой, которая основана на следующих компонентах:
- развитие тактильной памяти (работа с карточками - образцами для обвода);
- закрепление знаний, умений, навыков письма (работа с кальками).
Приемы этих методик дают положительный эффект даже у детей с ДЦП. Часто использую их и на коррекционных занятиях.
Рассматривая альтернативные технологии по методике обучения письму, необходимо также остановиться на методике Н.Г.Агарковой. Главном приемом данной методики является поэлементный принцип, суть которого заключается в том, что обучение начертанию буквы должно предваряться формированием в памяти ребенка четко зрительного образа этой буквы, то есть он должен ясно представлять, из каких зрительных элементов состоит буква.
Воспроизведение букв реализуется также на основе элементов, но теперь уже двигательных. Поэтому у ученика формируется дифференцированный зрительно-двигательной образ каждой буквы. Это составляет необходимую основу для выработки каллиграфического навыка.
Изученные мною методики Н.Г.Агарковой, В.А.Илюхиной, Е.Н.Потаповой, позволили сделать следующие выводы:
1) в основе каждой из методик находятся принципы, методы, зарекомендовавшие себя исторически;
2) методики направлены на сознательное овладение учениками каллиграфическим навыком;
3) имеющиеся современные технологии обучения письму детей носят развивающий характер;
4) предложенные авторами методик приёмы обучения связаны с психофизиологическими особенностями развития детей.
Литература:
1. Агаркова, Н.Г. Обучение первоначальному письму по прописям к "Азбуке" О.В.Джежелей / Н.Г.Агаркова, -М.: Дрофа, 2002.
2. Илюхина, В.А. Новые подходы к формированию графических навыков: Письмо с секретом / В.А.Илюхина // Начальная школа. -1999. -№10. -с.37-52.
3. Потапова, Е.Н. Радость познания: Книга для учителя / Е.Н.Потапова. -М.: Просвещение, 1990.
5. Федосова Н.А.// Начальная школа. - 1987. -№4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ по русскому языку по теме: "Формирование каллиграфических навыков у обучающихся с ОВЗ"
В этой работе описаны основные методы и приемы по формированию каллеграфических навыков....
Современный подход к формированию навыка смыслового чтения
«Люди перестают мыслить,когда перестают читать»(Д. Дидро). Современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять...
Современные подходы формирования каллиграфических навыков у учащихся младших классов с нарушением речи.
В настоящее время у методистов возникает вопрос: «Что случилось с почерком, почему так много ошибок, почему обучение письму вызывает наибольшие трудности в начальной школе?»К сожалению, количество дет...
Приёмы формирования каллиграфического навыка у обучающихся начальных классов
Период обучения грамоте – исключительно важный этап в формировании личности каждого ребенка. Именно с уроков обучения грамоте начинается его школьная жизнь, на них он учится читать и писать, тем...
Доклад на родительском собрании "Формирование каллиграфических навыков письма"
В докладе раскрываются методические приёмы формирования каллиграфических навыков у младших школьников ....
Современные подходы при формировании орфографических навыков у младших школьников на примере Республики Саха (Якутия)
Сегодня развитие грамотности, формирование орфографических навыков у младших школьников является одной из важнейших задач учителя начальных классов. Для этого каждый педагог старается использовать раз...
Использование современных подходов к формированию каллиграфических навыков
Сравнение современных и традиционных технологий в обучении письму...