Комплексная итоговая работа на межпредметной основе 4 класс
учебно-методический материал (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Комплексная итоговая работа
на межпредметной основе
4 класс
Спецификация и текст итоговой комплексной работы
Цель работы: оценка сформированности у обучающихся отдельных универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных) в ходе решения различных задач на межпредметной основе.
Распределение заданий работы по уровню сложности
Работа содержит две группы заданий, обязательных для выполнения всеми учащимися. Назначение первой группы – обеспечить проверку достижения учащимся уровня базовой подготовки, а второй – обеспечить проверку достижения повышенного уровня подготовки.
Из 21 задания проверочной работы 18 заданий относятся к базовому уровню сложности, 3 задания – к повышенному уровню. Информация об уровне сложности задания приведена ниже в плане работы.
В работе используются несколько видов заданий: с выбором верного ответа из нескольких предложенных, со свободным кратким ответом, со свободным развернутым ответом.
Система оценки выполнения отдельных заданий и работы в целом
В работе используются 2 критерия достижения базового уровня:
- Критерий 1 – критическое значение достижения базового уровня (выполнено 50% заданий базового уровня или более);
- Критерий 2 – перспективное значение достижения базового уровня (выполнено 65% заданий базового уровня или более).
Как указано выше, критическим значением достижения базового уровня считается 50% от максимального балла, который может получить ученик за выполнение заданий базового уровня. Если ученик продемонстрировал результаты выполнения заданий базового уровня ниже 50%, то для данного ученика необходимо организовать специальные дополнительные занятия практически по всему курсу математики, русского языка или окружающего мира начальной школы.
Время выполнения варианта
Примерное время на выполнение заданий составляет:
1) для заданий базового уровня сложности –1-3 минуты;
2) для заданий повышенной сложности – от 2 до 5 минут;
Работа рассчитана на 2 академических часа с перерывом (40 минут + 15 минут + 40 минут). В процессе выполнения заданий рекомендуется проведение физкультминутки.
План варианта
Подробная информация о распределении заданий по видам и по уровню сложности приведена в таблице.
Кодификатор тем итоговой комплексной работы
№ заданий | Проверяемые умения | Связь с предметом | Кол-во баллов |
Базовый уровень | |||
1 | Темп чтения про себя. | Базовые предметы начальной школы | 4 |
2 | Умение найти в тексте информацию, грамотно списать предложения, проверить, исправить допущенные ошибки. | Русский язык | 2 |
3 | Умение найти в тексте информацию и упорядочить в алфавитном порядке. | Русский язык | 2 |
4 | Умение использовать информацию текста для продолжения высказывания. | Чтение Русский язык | 2 |
5 | Умение разделить текст на смысловые части и озаглавить их. | Чтение | 2 |
6 | Умение использовать информацию текста для построения вопроса. | Чтение Русский язык | 2 |
7 | Умение различать и подбирать родственные (однокоренные) слова. | Русский язык | 2 |
8 | Умение подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной и сомнительной согласной в корне, приводить свои примеры. | Русский язык | 4 |
9 | Умение дифференцировать мягкие и твёрдые согласные. | Русский язык | 1 |
10 | Умение находить грамматическую основу предложения, выписывать словосочетания. | Русский язык | 2 |
11 | Умение переводить единицы измерения и находить нужную информацию в тексте. | Математика | 2 |
12 | Умение переводить единицы скорости. | Математика | 1 |
13 | Умение решать задачи на пропорциональную зависимость. | Математика | 3 |
14 | Умение умножать и делить на 1. | Математика | 1 |
15 | Умение определять характер взаимоотношения человека с природой. | Окружающий мир | 1 |
16 | Умение структурировать информацию по заданным параметрам. | Окружающий мир | 4 |
17 | Умение по описанию объекта определять природно - климатическую зону его обитания, знание природных зон. | Окружающий мир | 2 |
18 | Умение определять явления природы, характерные для конкретной территории. | Окружающий мир | 3 |
Всего баллов | 40 | ||
Повышенный уровень (дополнительные задания) | |||
19 | Умение определять части речи, ставить слова в начальную форму, классифицировать по заданному основанию. | Русский язык | 3 |
20 | Умение находить площадь квадрата через его периметр. | Математика | 1 |
21 | Умение отвечать на, поставленный вопрос, приводить необходимые аргументы. | Чтение Русский язык | 2 |
Всего баллов | 6 | ||
Итого баллов | 46 |
Формирование универсальных учебных действий
№ заданий | Диагностируемые универсальные учебные действия | Баллы |
Познавательные УУД | ||
2, 3, 6, 11 | ПУУД 1. Поиск и выделение необходимой информации | 8 |
5, 16 | ПУУД 2. Структурирование знаний | 6 |
4, 6, 18, 21 | ПУУД 3. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме | 9 |
7, 8, 20 | ПУУД 4. Анализ и синтез | 7 |
Всего баллов | 30 | |
Регулятивные УУД | ||
2, 8, 9, 10 | РУУД 1. Принятие учебной цели, контроль, коррекция | 9 |
5, 8, 10, 13, 19 | РУУД 2. Определение последовательности промежуточных целей и плана действий | 14 |
Всего баллов | 23 |
Инструкция перевода полученных результатов итоговой диагностической работы в уровне успешности предметного обучения и сформированности УУД
Уровень сформированности предметных умений рассчитывается по сумме баллов за все задания базового уровня:
- от 0 до 20 баллов – пониженный уровень, т.е. обучающийся не достиг базового уровня сформированности предметных умений по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру;
- от 21 до 40 баллов – базовый уровень, т.е. обучающийся достиг базового уровня сформированности предметных умений по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру;
Повышенный уровень сформированности предметных умений рассчитывается по сумме баллов за задания как базового, так и повышенного уровня: не менее 26 баллов за задания базового уровня и не менее 4 баллов за задания повышенного уровня.
- от 0 до 29 баллов - не достиг повышенного уровня сформированности предметных умений;
- от 30 до 46 баллов – обучающийся достиг повышенного уровня сформированности предметных умений;
Если обучающийся при выполнении заданий базового уровня набрал от 30 до 40 баллов, но не набрал минимум 4 баллов за задания повышенного уровня, то делается вывод о том, что он не достиг повышенного уровня сформированности предметных результатов.
Уровень сформированности универсальных учебных действий рассчитывается по сумме баллов за выполнение определённых заданий как базового, так и повышенного уровней, указанных в кодификаторе тем.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- 0 - 12 баллов – низкий уровень сформированности;
- 13 - 18 баллов – базовый уровень сформированности;
- 19 - 23 баллов – высокий уровень сформированности.
Познавательные универсальные учебные действия:
- 0 – 15 баллов – низкий уровень сформированности;
- 16 – 25 баллов – базовый уровень сформированности;
26 – 30 баллов – высокий уровень сформированности
Полученные данные в баллах заносятся в таблицу «Результаты итоговой комплексной работы четвероклассника» (в баллах). Делается вывод об уровне сформированности предметных умений и УУД четвероклассника (баллы переводятся в уровни).
Рекомендации по оценке выполнения заданийитоговой комплексной работы (вариант 1)
1. Задание «Темп чтения про себя»
Критерии и оценка темпа чтения про себя:
- 4 балла – темп чтения составляет более 100 слов в минуту;
- 3 балла – темп чтения составляет от 91 до 100 слов в минуту;
- 2 балла – темп чтения составляет от 81 до 90 слов в минуту;
- 1 балл – темп чтения составляет от 70 до 80 слов в минуту;
- 0 баллов – темп чтения составляет ниже 70 слов в минуту.
2. Задание «Умение найти в тексте информацию, грамотно списать предложения, проверить, исправить допущенные ошибки».
Вариант 1: Её характерные особенности - кисточки на концах ушей и длинный, пушистый, широкий и лёгкий хвост. Окраска шерсти этого зверька зависит от времени года и места обитания. У белок, живущих в средней полосе России, шерсть летом рыжая, a зимой светло-серая.
- правильно списал предложения, если допустил ошибки, нашел и исправил их – 2 балла;
- списал не всё, списал лишнее предложение, не исправил ошибки – 1 балл;
- не списал, списал, но допустил более 3 ошибок и не исправил их – 0 баллов.
3. Задание «Умение найти в тексте информацию и упорядочить в алфавитном порядке».
Вариант 1: Бабочки, грибы, желуди, жуки, кедровые орешки, орехи, почки растений, семена шишек, фрукты, ягоды.
- все слова сгруппированы в алфавитном порядке – 2 балла;
- не все слова выписаны или выписаны не в алфавитном порядке – 1 балл;
- задание не выполнено – 0 баллов.
4. Задание «Умение использовать информацию текста для продолжения высказывания».
Вариант 1: Врагами белки являются куница, горностай, колонок, лисица, росомаха, ястреб-тетеревятник, сова, филин, канюк.
- предложение построено верно, использована вся информация из текста – 2 балла;
- использована не вся информация из текста, предложение оформлено правильно – 1 балл;
- предложение оформлено неправильно – 0 баллов.
5. Задание «Умение разделить текст на смысловые части и озаглавить их».
- выделены 5 смысловых частей, верно озаглавлены – 2 балла;
- выделены не все смысловые части, верно озаглавлены – 1 балл;
- задание не выполнено – 0 баллов.
6. Задание «Умение использовать информацию текста для построения вопроса»
- вопрос сформулирован конкретно, предложение оформлено со знаком вопроса – 2 балла;
- вопрос сформулирован конкретно, предложение оформлено без знака вопроса – 1 балл;
- задание не выполнено – 0 баллов.
7. Задание «Умение различать и подбирать родственные (однокоренные) слова»
Вариант 1: беличьи (запасы), бельчата, бельчиха, (белочка).
- выписаны все слова и подобрано ещё 1 однокоренное слово – 2 балла;
- выписаны все слова, но не подобранно однокоренное слово – 1 балл;
- задание не выполнено – 0 баллов.
8. Задание «Умение подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной и сомнительной согласной в корне, приводить свои примеры».
Вариант 1: Гнездо – гнезда; орешками – орешек.
- выписаны слова, выделены орфограммы, правильно подобраны проверочные слова и слова с орфограммами (за каждое слово) – 4 балла;
- количество баллов выставляется по количеству правильно выполненных слов;
- слова выписаны без задания – 0 баллов;
9. Задание «Умение дифференцировать мягкие и твёрдые согласные».
Вариант 1: росомаха, пожар, корм.
- выделено правильно – 1 балл;
- задание не выполнено – 0 баллов.
10. Задание «Умение находить грамматическую основу предложения, выписывать словосочетания».
Вариант 1: Хвост служит белке рулем и парашютом.
Служит рулем, служит парашютом, случит белке.
- выделена грамматическая основа предложения, выписаны словосочетания – 2 балла;
- выделена грамматическая основа предложения, выписаны не все словосочетания – 1 балл;
- задание не выполнено – 0 баллов.
11. Задание «Умение переводить единицы измерения и находить нужную информацию в тексте».
Вариант 1: Через два месяца – 60 (62) дня.
- выполнено правильно - 2 балла,
- выписана информация из текста, но нe переведена в дни - 1 балл;
- задание не выполнено - 0 баллов.
12. Задание «Умение переводить единицы скорости»
Вариант 1: 2400:60 = 40 (м/мин)
- выполнено правильно – 2 балла;
- задание не выполнено – 0 баллов.
13. Задание «Умение решать задачи на пропорциональную зависимость».
Название | Масса съеденной пищи (в граммах) | ||
За сутки | 4 суток | 7 суток | |
Соболь | 1000 г | 4000 г | 7000 г |
Белка | 700 г | 2800 г | 4900 г |
Куница | 800 г | 3200 г | 5600 г |
- выполнено правильно (за каждую строку) – 3 балла
- за две правильные строки – 2 балла;
- за одну правильную строку – 1 балл;
- задание не выполнено – 0 баллов.
14. «Умение умножать и делить на 1»
Вариант 1: 36 и 1
- выполнено правильно – 1 балл;
- задание не выполнено – 0баллов.
15. Задание «Умение определять характер взаимоотношения человека с природой».
Вариант 1: 2
- выполнено правильно – 1 балл;
- задание не выполнено – 0баллов.
16. Задание «Умение структурировать информацию по заданным параметрам».
Вариант 1.
Сколько детёнышей рождается? 4-8
Какими рождаются? Крошечные, голые, беспомощные.
Чем питаются? Бельчиха кормит их молоком
Когда становятся самостоятельными? Через год они покидают гнездо
- балл выставляется за каждую правильную строчку (всего) – 4 балла.
17. Задание «Умение по описанию объекта определять природно - климатическую зону его обитания, знание природных зон»
- записано более трёх природных зон и выделена среда обитания - 2 балла;
- записано менее трёх природных зон или выделена только среда
обитания - 1 балл.
18. Задание «Умение определять явления природы, характерные для конкретной территории».
Вариант1: Ледоход, таяние снега, прилет птиц.
- верно названы все явления – 3 балла;
- балл выставляется по количеству правильных ответов.
19. Задание «Умение определять части речи, ставить слова в начальную форму, классифицировать по заданному основанию».
- выписаны слова, поставлены в начальную форму - 3 балла,
- выписаны слова, но не поставлены в начальную форму - 2 балла,
- выписано частично, но в начальной форме - 1 балл.
20. Задание «Умение находить площадь квадрата через его периметр»
Вариант 1: 16 : 4 = 4 м - сторона квадрата
4 - 4 = 16 кв. м - площадь клетки
- вычислено правильно - 1 балл,
- задание не выполнено - 0 баллов.
21. Задание «Умение отвечать на, поставленный вопрос, приводить
необходимые аргументы»
- ответ сформулирован с помощью законченных предложений, объясняющих точку зрения - 2 балла,
- ответ сформулирован коряво, но смысл понятен - 1 балл.
Текст итоговой комплексной работы для 4 класса
Фамилия, имя ___________________________________________________
Вариант 1
Задание № 1
Возьми руки карандаш и начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитал. Дочитай текст до конца.
Белка
9 19 29 39 51 60 71 81 91 100 112 123 134 144 148 157 167 177 186 196 207 217 229 240 247 254 264 272 279 | Кто не знает белки? Её характерные особенности – кисточки на концах ушей и длинный, пушистый, широкий и лёгкий хвост. Хвост служит белке рулём и парашютом. С его помощью она совершает акробатические прыжки с дерева на дерево. Окраска шерсти этого зверька зависит от времени года и места обитания. У белок, живущих в средней полосе России, шерсть летом рыжая, а зимой светло-серая. В нашей стране белки живут везде, где есть лес. Они устраивают себе жилище в гнезде, которое называется гайно. Гнездо сплетено из прутьев и похоже на шар, внутри выстлано мхом, листьями, сухими травинками, шерстью и другими материалами. В таком уютном гнезде даже в стужу тепло. Гнездо, как правило, имеет два выхода – главный и запасной. В морозы белки затыкают их мхом. У белки обычно много таких домиков: для детёнышей, для сна и чтобы спрятаться от непогоды. В сильные морозы в одном гнезде собирается несколько зверьков. Они спят, согревая друг друга. Врагов у белок немало: из зверей – куница, горностай, колонок, лисица, росомаха. А из птиц – ястреб-тетеревятник, сова, филин, канюк. В хвойных лесах белки питаются семенами шишек сосны и ели, кедровыми орешками, а в лиственных - желудями, орехами. Кроме того, белки поедают ягоды, грибы, почки растений, фрукты, ловят жуков и бабочек. Если увидите на сучке сухой гриб – знайте, это беличьи запасы. Иная хлопотунья на зиму до двух тысяч грибов заготовляет. Запасает белка на зиму и орехи, жёлуди, шишки – складывает их в ямку, загоняет зубами поглубже в землю и засыпает. Когда белочки делают по осени большой запас орехов, можно ожидать холодной зимы. В апреле появляются бельчата, крошечные, голые, беспомощные. Рождается 4 – 8 бельчат. Бельчиха кормит их молоком. Только через два месяца они смогут питаться самостоятельно и осваивать окрестную территорию. Через год они покидают мамино гнездо. |
Задание № 2
Выпиши из текста описание белки. Постарайся написать без ошибок. Проверь.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 3
Выпиши из текста всё, чем питается белка в алфавитном порядке:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 4
Продолжи предложение.
Врагами белки являются ____________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 5
Раздели текст на смысловые части и составь, озаглавь каждую часть.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 6
Придумай и запиши вопрос, на который можно ответить, зная содержание текста.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 7
Выпиши из текста слова, однокоренные слову БЕЛКА, придумай ещё одно слово.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 8
Выпиши подчёркнутые слова. Обозначь в каждом слове орфограмму на правописание согласных и гласных в корне слова, подбери проверочные слова. Придумай свои примеры (по одному слову) на эти орфограммы и запиши.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание № 9
Отметь √ строку, в которой записаны слова, в которой все согласные твердые.
белка, зверек, блестящий
росомаха, пожар, корм
семь, день, хищники
черёмуха, рябина, голубика
Задание № 10
Запиши предложение, выделенное жирным шрифтом. Подчеркни главные члены предложения (грамматическую основу). Выпиши из него словосочетания.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 11
Запиши, через, сколько дней маленькие бельчата начинают быть самостоятельными?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание № 12
Белка за 1 час может пробежать 2 км 400 м. Сколько метров она пробежит за 1 минуту?
Задание № 13
Изучи таблицу и заполни её.
Название | Масса съеденной пищи (в граммах) | ||
За сутки | 4 суток | 7 суток | |
Соболь | 1000г | ||
Белка | 2800г | ||
Куница | 5600г |
Задание № 14
Произведение и частное двух чисел равны 36. Какие это числа? Отметь √.
4 и 9 36 и 0 34 и 2 36 и 1
Задание № 15
Обведи цифру, под которой указана деятельность человека, наносящая вред природе.
1) очистка сточных вод на предприятии;
2)сбор цветущего ландыша весной в лесу;
3) посадка деревьев на склонах оврагов;
4) уничтожение сорняков на дачных участках.
Задание № 16
Заполни таблицу данных о детёнышах белки.
Сколько детёнышей рождается? | |
Какими рождаются? | |
Чем питаются? | |
Когда становятся самостоятельными? |
Задание № 17
Запиши названия природных зон. Поставь √ около природной зоны, в которой обитает белка.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 18
Подчеркни названия явлений природы, характерных для весны в средней полосе России.
Ледоход, радуга, таяние снега, листопад, прилёт птиц, уменьшение продолжительности дня.
Дополнительные задания
Задание № 19
Из второго абзаца выпиши в таблицу 3 имени существительных, 3 имени прилагательных, 3 глагола. Все слова ставь в начальную форму.
Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол |
Задание № 20
В зоопарке клетка белки имеет квадратную форму. Длина ограждения составляет 16 м. Какова площадь клетки?
Задание № 21
Напиши, как ты думаешь, почему белка не живёт в степи?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фрагмент комплексной проверочной работы на межпредметной основе
В рамках введения ФГОС НОО в школе административный и педагогический персонал школы проходят курсовую подготовку. предлагаю фрагмент комплексной проверочной работы на межпредметной основе для учащихся...
Комплексная итоговая работа для учащихся 4 класса
Содержание работы соответствует обязательному минимуму содержания начального общего образования и требованиям программ к знаниям, умениям и навыкам учащихся 4-го класса четырёхлетней начальной...
Анализ итоговой комплексной контрольной работы на межпредметной основе автора О. Логиновой за 1 класс
Анализ контрольной работы трудоемкий процесс, тем болле, если нужно просчитать успешность в процентах. Файл, созданный в программе Exel, позволяет быстро получить результаты успешности по классу, отде...
Презентация к семинару «Измерительные материалы итоговой оценки по математике и русскому языку. Комплексные итоговые работы на межпредметной основе"
Презентация составлена к городскому семинару «Измерительные материалы итоговой оценки по математике и русскому языку. Комплексные итоговые работы на межпредметной основе". Данная презентация мож...
Комплексная проверочная работа на межпредметной основе
Работа предназначена для проведения процедуры контроля индивидуальных достижений учащихся в образовательном учреждении по предметным областям «Литературное чтение», «Русский язык», «Математика», «Окру...
Комплексная итоговая работа на межпредметной основе по предметам: «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир» и «Математика» для обучающихся 4 класса
Одним из результатов обучения в начальной школе является способность выпускников решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи на основе:✔ системы знаний и представлений о природе, обществ...
Мастер-класс на тему: «Разработка комплексной проверочной работы на межпредметной основе».
Стандарты второго поколения начали осваиваться учителями начальной школы в 2010 году. Затем эстафету продолжили остальные педагоги. Те учителя, кто планировал набирать первый класс по новым стандартам...