Системно-деятельностный подход на уроках музыки в начальной школе.
статья на тему
Системно-деятельностный подход на уроках музыки в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 21.54 КБ |
lena_seminar_1.pptx | 1.48 МБ |
lena_semenar_2.pptx | 2.84 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Системно-деятельностный подход на уроках музыки
Составила руководитель МО начального общего образования Мащенко Елена Петровна
(Слайд 2) В основу ФГОС положен системно - деятельностный подход к обучению. Он обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся, формирует готовность к самореализации и непрерывному образованию, организует учебное сотрудничество со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
(Слайд 3) Реализация технологии системно - деятельностного подхода предполагает соблюдение системы дидактических принципов, один из которых - принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. Развитие и использование творческих способностей ребенка способствует его более эффективному развитию и обучению.
По своей уникальной возможности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает первое место среди всех многообразных элементов, составляющих систему воспитания человека. Урок музыки, как процесс познания искусства, играет особую роль, поскольку творчество является его стержнем и влияет на развитие соответствующих способностей учащихся. Музыкальные занятия дают возможность наиболее полно раскрыть основные психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, интеллектуальную гибкость и т.д.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики (тонкость, чуткость, умение через музыкальное искусство познать глубину душевных переживаний).
Одним из главных условий развития творческих способностей детей является систематичность и последовательность, возможная индивидуализация обучения в рамках всего класса, а также использование поисковых ситуаций на уроке, которые реализуются в тесном взаимодействии учителя и учеников. Содержание каждого компонента музыкального образования и воспитания на уроке должно взаимодополнять друг друга и находиться в единстве с содержанием других компонентов.
(Слайд 4) Основной целью современного музыкального образования в школе является «становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры» (Стандарт основного общего образования по искусству).
(Слайд 5) Актуальными задачами современного школьного музыкального образования являются:
- развитие сознания, музыкального мышления детей;
- развитие эмоциональной сферы учащихся;
- развитие волевой, активной стороны личности, связанной с освоением различных видов музыкальной деятельности.
(Слайд 6) Актуальными проблемами современного музыкального образования являются:
- использование комплексного подхода в преподавании на основе взаимодействия различных видов искусств;
- внедрение новых образовательных технологий;
- использование современных методов музыкального воспитания;
- принципов художественной дидактики;
- использование инновационных форм работы.
(Слайд 7) Системно-деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделировании изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет. Как уйти от привычных рамок урока и добиться заинтересованности детей к предмету. Один из способов применение инновационных технологий.
(Слайд 8) Инновационные технологии на уроках музыки:
Технология развивающего обучения (проблемное изложение учебного материала, частично поисковая деятельность, самостоятельная проектная исследовательская деятельность).
Технология развития критического мышления (столкновение жизненных представлений обучающихся с научными фактами).
Информационные компьютерные технологии (наличие в творческом плане проблем, задач, требующих для своего решения использования компьютерных технологий, готовых электронных образовательных ресурсов).
Технология индивидуально-деятельностного подхода (творческая работа учащихся, умение корректировать её, самоконтроль).
(Слайд 9,10, 11)Технология индивидуально-деятельностного подхода применяется при разработке разноуровневых
заданий на уроке и домашних заданий:
Иллюстрации к музыкальным произведениям.
Слушание музыки дома.
Сочинение-миниатюра.
Дополнение таблицы анализа музыкальных произведений.
Придумывание вопросов, загадок к изученным терминам, произведениям, ключевым словам.
Составление кроссворда.
Я-композитор (рассказ о себе, о своём произведении, о месте персонажа в произведении).
Написание синквейна.
Размышления о высказываниях о музыке, пении, исполнительском мастерстве.
Поиск музыкальных примеров.
Составление рейтинга популярности произведения.
Написание музыкального словаря.
Подготовка презентаций.
(Слайд 12) Информационные технологии на уроках музыки таят в себе немалые возможности для организации и проведения занятий с использованием наглядности, что особенно актуально при изучении тем по музыке. Их применение способствует формированию эстетического чувства у учащихся, воздействуя не только на слух, но и на зрение, создавая тем самым целостный образ произведения искусства. Создаётся возможность для интенсификации учебного процесса. Хочу отметить, что у учащихся, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы. Подготовка компьютерных презентаций – творческий процесс, часто совместная деятельность учителя и ученика. Компьютер здесь используется как самое совершенное информационное средство, а также как средство связи ученика с учителем и одноклассниками.
Процесс модернизации музыкального образования направлен на внедрение в практику новых форм работы, которые не только расширяют границы предмета, но и являются эффективным средством в формировании духовно-нравственного потенциала личности учащегося.
Не нужно забывать и об устоявшихся традиционных формах работы (пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения и т. д.), используя вместе с тем и новые: (Слайд 13)
- изучение музыкального фольклора с использованием художественно-образных элементов;
- духовную музыку;
- музыку современных стилей;
- пластическое интонирование;
- графическую звукозапись;
- цветовое моделирование;
- импровизацию;
- моделирование художественно-творческого процесса;
- показ и анализ видеофрагментов;
- пение в сопровождении караоке.
( Слайд 14,15) Русский музыкальный фольклор позволяет ввести детей в мир традиционной русской культуры. Большой интерес вызывают у школьников беседы по темам: «Календарная песня - зеркало крестьянской жизни», «Детский музыкальный фольклор», «Искусство скоморохов», «Сказка и музыка» (просмотром слайдов, видеофильмов, с прослушиванием образцов народной музыки, исполнением русских народных песен и танцев).
Кроме этого, необходимо вовлечение детей в активное участие в получении знаний о народной музыкальной культуре. При этом используются формы работы, обеспечивающие интерес детей к различным видам поисково-собирательной деятельности, связанной с записыванием частушек, народных песен, закличек, прибауток, колыбельных и т. д.
Духовная музыка рассматривается на уроках на основе культурологического подхода как часть «храмового синтеза искусств». Изучение музыкальной культуры русской православной церкви основывается на доступных детям сочинениях, их воплощении в классической музыке, церковных праздниках. Например: «Рождественские праздники», «Пасхальные песни», «Перезвоны колоколов».
Обновление содержания музыкального образования направлено на знакомство учащихся со стилями и жанрами современной музыки.
С первых дней работы учителя музыки нередко встаёт проблема: как создать такую атмосферу, что бы каждый урок превратился в радостные и счастливые мгновения для ребёнка, что бы жизнь школьника на каждом уроке была живой и интересной, полной смысла и переживаний, поисков и находок. Для этого в педагогике существуют различные методы и приемы. Для конструирования современного урока музыки наиболее плодотворными являются:
(Слайд 16) Методы стимулирования и мотивации учения
Метод музицирования – связан с освоением элементов музыкальной ткани, норм, правил создания и способами исполнения музыки на основе внутренней активности человека. Метод позволяет включиться каждому человеку в процесс продуцирования музыки вне зависимости от развитости его способностей, умений.
Метод соучастия – позволяет приобщиться к коллективным формам музыкальной деятельности (пение в хоре, ансамбле, игра в оркестре, музыкальном спектакле). Предлагаемый метод позволяет учащимся попробовать свои силы, ощутить себя частью творческого коллектива, пробудить потребность в коллективном творчестве.
Метод импровизации – связан с тем, чтобы проявить свои исполнительские умения, показать возможности своего воображения, фантазии.
Метод “учебный бреймсторминг” (мозговой штурм) – направлен на поиски путей и содержания в решении творческой задачи.
(Слайд 17, 18) Методы организации и осуществления учебных действий и операций
Метод “художественного движения” - связан с освоением музыкальной ткани произведения, закономерностей развития музыкальных образов.
Метод музыкальных композиций – связан с постижением художественных закономерностей создания музыкальных произведений: форма, стиль, жанр, тема. Средствами учащегося являются голос, инструмент, произведения литературы, живописи, электронные средства.
Метод “музыкальный театр” - направлен на постижение целостного музыкального содержания. “Музыкальный театр” помогает ребенку музыку сделать зримой, осязаемой.
Метод погружения – позволяет осознать ценностно-смысловое значение музыкального произведения в жизни человека.
Метод фонопедических упражнений – направлен как на развитие качественных характеристик голоса, так и на формирование певческо-исполнительских навыков.
Метод имитационного моделирования - направлен на освоение норм, правил, способов создания музыкального произведения или возможности его исполнительского воплощения.
Метод проектов – позволяет учащимся проявить как свои знания, умения в самостоятельной работе с информацией, так и волевые качества, интересы предпочтения.
Метод “пластическое интонирование” - направлен на освоение способов “активного слушания”. Метод позволяет:
- выявить сходство и различия музыкальных произведений;
- сопоставить музыку с другими видами искусства, такими как живопись, литература, скульптура;
- сопоставить музыку с жизненными явлениями и событиями человека;
- перевести содержание музыки в словесную форму, размышления, рассуждения о музыке;
- перевести содержание музыки в рисунок;
- отразить звучание музыки в пластике и движении (музыкально - пластическое интонирование);
- анализировать музыкальные произведения;
- вокализация инструментальных произведений; драматизация музыки (инсценировка).
(Слайд 19, 20,21) Методы активизации обучающихся на уроках музыки:
Пение
Импровизация
Голосовые игры
Речевые упражнения
Словесные высказывания о музыке
Интересный подбор музыкального материала
Задания на активизацию слухового восприятия: поднятие руки при смене мелодии, частей произведения, состава исполнителей, вступления инструментов и т.д.
Создание рисунков, раскрашивание.
Движение: пластическое интонирование, дирижирование, ходьба, марширование, пальчиковые игры и т.д.
Инсценирование
Игра на музыкальных инструментах
(Слайд 22) Методы контроля и самоконтроля
Метод “синквейн” - является одним из методов развития критического мышления, учит доказательно и логично строить свои высказывания о музыке.
Цифровой диктант – метод, который позволяет за очень короткое время проверить и оценить знание музыкального содержания, наглядно оценить уровень достижений учащихся.
Викторина – метод, широко используемый в практике музыкального воспитания. Позволяет проверить и оценить знания, связанные с музыкальным содержанием. Средствами являются вопросы и ответы.
Заключение. (Слайд 23)
Я, думаю, реализация новых стандартов в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое.
(Слайд 24) Развитие творческих способностей ребёнка на уроке музыки является одной из актуальных задач современного музыкального воспитания. Проявлением творческого начала являются импровизации в музыкально-ритмическом движении, в использовании выразительных движений, характерных для определённого персонажа, подборе ритмического сопровождения к песне, в выборе инструментов детского оркестра.
(Слайд 25) «Если в раннем детстве», - писал В. А. Сухомлинский - «донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимается на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту - маленький человек осознаёт своё достоинство».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В основу ФГОС положен системно - деятельностный подход к обучению. Он обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся, формирует готовность к самореализации и непрерывному образованию, организует учебное сотрудничество со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Реализация технологии системно - деятельностного подхода предполагает соблюдение системы дидактических принципов, один из которых - принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. Развитие и использование творческих способностей ребенка способствует его более эффективному развитию и обучению.
Основной целью современного музыкального образования в школе является «становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры» (Стандарт основного общего образования по искусству).
Актуальными задачами современного школьного музыкального образования являются: - развитие сознания, музыкального мышления детей; - развитие эмоциональной сферы учащихся; - развитие волевой, активной стороны личности, связанной с освоением различных видов музыкальной деятельности.
Актуальными проблемами современного музыкального образования являются: - использование комплексного подхода в преподавании на основе взаимодействия различных видов искусств; - внедрение новых образовательных технологий; - использование современных методов музыкального воспитания; - принципов художественной дидактики; - использование инновационных форм работы.
Системно- деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделировании изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет. Как уйти от привычных рамок урока и добиться заинтересованности детей к предмету. Один из способов применение инновационных технологий.
Инновационные технологии на уроках музыки: Технология развивающего обучения (проблемное изложение учебного материала, частично поисковая деятельность, самостоятельная проектная исследовательская деятельность). Технология развития критического мышления (столкновение жизненных представлений обучающихся с научными фактами). Информационные компьютерные технологии (наличие в творческом плане проблем, задач, требующих для своего решения использования компьютерных технологий, готовых электронных образовательных ресурсов). Технология индивидуально- деятельностного подхода (творческая работа учащихся, умение корректировать её, самоконтроль).
Технология индивидуально- деятельностного подхода применяется при разработке разноуровневых заданий на уроке и домашних заданий: Иллюстрации к музыкальным произведениям. Слушание музыки дома. Сочинение-миниатюра. Дополнение таблицы анализа музыкальных произведений. Придумывание вопросов, загадок к изученным терминам, произведениям, ключевым словам
Составление кроссворда. Я-композитор (рассказ о себе, о своём произведении, о месте персонажа в произведении). Написание синквейна . Размышления о высказываниях о музыке, пении, исполнительском мастерстве. Поиск музыкальных примеров. Составление рейтинга популярности произведения. Написание музыкального словаря. Подготовка презентаций.
Иллюстрирование
Информационные технологии на уроках музыки Их применение способствует формированию эстетического чувства у учащихся, воздействуя не только на слух, но и на зрение, создавая тем самым целостный образ произведения искусства. Создаётся возможность для интенсификации учебного процесса. Хочу отметить, что у учащихся, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы.
Новые формы работы на уроках музыки - изучение музыкального фольклора с использованием художественно-образных элементов; - духовную музыку; - музыку современных стилей; - пластическое интонирование; - графическую звукозапись; - цветовое моделирование; - импровизацию; - моделирование художественно-творческого процесса; - показ и анализ видеофрагментов; - пение в сопровождении караоке.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Русский музыкальный фольклор
Методы стимулирования и мотивации учения Метод музицирования Метод соучастия Метод импровизации Метод “учебный бреймсторминг ” (мозговой штурм)
Методы организации и осуществления учебных действий и операций Метод “художественного движения ” Метод музыкальных композиций Метод “музыкальный театр” Метод погружения Метод фонопедических упражнений Метод имитационного моделирования Метод проектов Метод “пластическое интонирование”
Создание проектов
Методы активизации обучающихся на уроках музыки: Пение Импровизация Голосовые игры Речевые упражнения Словесные высказывания о музыке Интересный подбор музыкального материала Задания на активизацию слухового восприятия: поднятие руки при смене мелодии, частей произведения, состава исполнителей, вступления инструментов и т.д. Создание рисунков, раскрашивание Движение Инсценирование Игра на музыкальных инструментах
Инсценирование
Игра на музыкальных инструментах
Методы контроля и самоконтроля Метод “ синквейн ” - является одним из методов развития критического мышления, учит доказательно и логично строить свои высказывания о музыке. Цифровой диктант – метод, который позволяет за очень короткое время проверить и оценить знание музыкального содержания, наглядно оценить уровень достижений учащихся. Викторина – метод, широко используемый в практике музыкального воспитания. Позволяет проверить и оценить знания, связанные с музыкальным содержанием. Средствами являются вопросы и ответы.
Я, думаю, реализация новых стандартов в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое. Заключение.
Развитие творческих способностей ребёнка на уроке музыки является одной из актуальных задач современного музыкального воспитания. Проявлением творческого начала являются импровизации в музыкально-ритмическом движении, в использовании выразительных движений, характерных для определённого персонажа, подборе ритмического сопровождения к песне, в выборе инструментов детского оркестра.
«Если в раннем детстве», - писал В. А. Сухомлинский - «донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимается на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту - маленький человек осознаёт своё достоинство».
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Базовая модель обобщенного опыта работы по теме «Реализация технологии системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе»
Идея: обеспечение продуктивной и успешной деятельности младших школьников на уроках математики средствами системно-деятельностного подхода....
Системно-деятельностный подход на уроках математики в начальной школе
Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предмет...
Системно-деятельностный метод обучения на уроках математики в малокомплектной школе.
Методическая разработка, в которой описаны особенности использования деятельностого метода на уроках математики в начальной малокомплектной школе....
Использование системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе
В данном исследовании рассмотрен основные приемы использования системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе и представленные практические пути их реализации...
План - конспект урока музыки по теме: Конспекты уроков музыки в начальной школе
Здесь вы найдете конспекты уроков музыки в начальной школе!...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Пластическое интонирование и восприятие музыки, музыкально-ритмический и игровой элемент на уроках музыки в начальной школе"
Пластическое интонирование часто используется как средство художественно-невербальной коммуникации на уроках музыки в младших классах православной гимназииТермин «пластическое интонировани...
Урок музыки в начальной школе "Музыка в храме"
Урок музыкт в начальной школе "Музыка в храме". Знакомство с музыкой П. И. Чайковского, как создателя не только светской но и духовной музыки. Музыкальнвй материал: УУтренняя молитва»,...