Системно-деятельностный метод обучения на уроках математики в малокомплектной школе.
методическая разработка по математике на тему
Методическая разработка, в которой описаны особенности использования деятельностого метода на уроках математики в начальной малокомплектной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_sistemno-deyatelnostnyy_metod_obucheniya.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подкаменская начальная общеобразовательная школа -
филиал МБОУ «Устино-Копьевская средняя общеобразовательная школа»
Тема: «Системно-деятельностный метод обучения на уроках математики в малокомплектной школе.
Автор: Тайдонова Ольга Владимировна
Учитель начальных классов
Подкамень 2014
Содержание
- Введение …………………………………………………………………………………….3
- Системно-деятельностный подход на уроках в начальной школе согласно ФГОС…..4
- Особенности использования деятельностного метода на уроках математики в начальной малокомплектной школе…………………………………………….………….6
- Урок в малокомплектной начальной школе
- Приемы, применяемые на уроках математики
- Заключение…………………………………………………………………………………..9
- Литература……………………………………………………………………………….…10
1. Введение
Актуальность
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.
Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, межпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не "впрок", а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации.
. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Поэтому и появилась потребность введения деятельностного метода обучения.
Автор методической разработки: Тайдонова Ольга Владимировна, учитель начальных классов Подкаменской НОШ - филиал МБОУ «Устино-Копьевская средняя общеобразовательная школа», taj-olga@yandex.ru.
Условия применения
Контингент учащихся: начальные классы (1-4)
Программа, в рамках которой применяется методика: уроки в рамках курса математики по программе «Школа России»
2. Системно-деятельностный подход на уроках в начальной школе согласно ФГОС
Сегодня в начальной школе наибольшее распространение получила «технология деятельностного метода обучения. Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является, во-первых, то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся. Кроме того, при прохождении учащимися описанных шагов технологии деятельностного метода обеспечивается системный тренинг полного перечня деятельностных способностей.
Деятельностный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника
Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Использование данного метода в практике позволяет нам грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс “открытия” нового знания.
Структура уроков введения нового знания обычно имеет следующий вид:
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) – 1-2 минуты
Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
устанавливаются тематические рамки (“могу”).
Приёмы работы:
учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям, предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони);
учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы, дети высказываются;
девиз, эпиграф (“С малой удачи начинается большой успех” и др.)
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 4-5 минут
Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.
Возникновение проблемной ситуации.
Методы постановки учебной проблемы:
побуждающий, подводящий диалоги;
мотивирующий приём “яркое пятно” – сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни, шутки и др.)
III. Постановка учебной задачи – 4-5 минут
Цель: обсуждение затруднения (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы ещё не знаем?”)
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.
Для этого учащиеся должны:
восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение;
соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) – 7-8 минут
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
V. Первичное закрепление – 4-5 минут
Цель: проговаривание нового знания, (запись в виде опорного сигнала)
фронтальная работа, работа в парах;
комментирование, обозначение знаковыми символами;
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) – 4-5 минут.
Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет.
Письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (2-3 типовые задания).
Самоконтроль, самопроверка.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение - 7-8 минут.
Сначала детям предлагаются задания, которые содержат
новый алгоритм, новое понятие.
Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) – 2-3 минуты.
Цель: осознании обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
Вопросы:
Какую задачу ставили на уроке?
Удалось решить поставленную задачу?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Что нужно сделать ещё?
Где можно применить новые знания?
Что на уроке у вас хорошо получилось?
Над чем ещё надо поработать?
и другие.
Особенность деятельностного метода – самостоятельное “открытие” детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость.
Деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.
Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности даёт также и групповая форма работы.
Возьмем самый простой вид групповой работы – работу в парах. На этапе закрепления новой темы, например, можно предложить ученикам придумать для соседа по парте задание по закрепляемой теме. Указываем на необходимость прослушать не только полученный ответ, но и объяснение, как этот ответ получен. Разрешаем учащимся в случае разногласий задать вопрос учителю или учащимся с соседней парты. Выделяется на выполнение этого задания конкретное время, вполне достаточно 5 минут.
В это время осуществляется включённый контроль, т.е. учитель слушает ответы то одного, то другого ученика в различных парных группах и соответственно оценивает их, помогает ученику, выполняющему в данный момент функцию учителя, корректировать ошибки в момент их возникновения, оценивает не только отвечающего, но и качественную работу “учителя”. Положительным моментом такой работы является несомненно то, что половина учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания.
Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт учителю возможность реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников.
2. Особенности использования деятельностного метода на уроках математики в начальной малокомплектной школе
1) Урок в малокомплектной начальной школе
Урок – основная форма обучения и воспитания в малокомплектной школе. Но класс – разновозрастный и предметов на одном уроке несколько. В этом основное отличие урока в малокомплектной школе, его преимущества и недостатки, сложности и особенности.
Каждый урок в классе-комплекте – это фактически два-три урока в одном одновременно.
Поэтому учитель:
- вынужден 4–5 раз перестраиваться на работу то с одним, то с другим классом, не упуская из виду главную цель в каждом;
- должен распределять время между классами так, чтобы достичь усвоения главного на уроке;
- знает, как действовать, чтобы не нарушить логику познавательного процесса;
- способен стимулировать восприятие новых знаний, их понимание, усвоение, запоминание детьми разного возраста и различного уровня подготовленности;
- должен одновременно вести воспитательный процесс во всех классах;
- прилагает усилия для формирования базисных компонентов образования: умения учиться, потребности в новых знаниях и т.д.
Работа в классе-комплекте сложна не только для учителей. Для учеников она тоже представляет известные трудности и неудобства. Учащиеся должны научиться:
- сосредоточиваться на выполнении своего задания;
- не слушать объяснений учителя для другого класса;
- не обращать внимания на картинки и другие материалы, предназначенные не им;
- не слушать ответы учеников другого класса;
- моментально перестраиваться, когда учитель обращается к ним.
Общие требования к уроку в начальной малокомплектной школе не отличаются от уроков в обычном классе. В полном объеме сохраняются санитарно-гигиенические, психолого-физиологические, дидактические, воспитательные требования Реализация общих требований к уроку – главная забота учителя. Специфические требования, которые предполагают при введении ФГОС, налагают дополнительные условия на организацию и проведение урока.
В условиях работы с двумя-четырьма классами для учителя особенно острым является вопрос о правильном распределении времени, ведь дорога каждая минута.
Поэтому для соблюдения эффективности урока и необходимости реализации в образовательном процессе системно-деятельностного подходов требует от учителя структуризации урока и четкой фиксации субъект-субъектных форм взаимодействия его участников, т.е. использовать технологическую карту урока.
Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации)
достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями-практиками, я пришла к выводу, что устоявшейся формы подобной карты пока не существует. Для малокомплектной школы виды технологических карт урока еще не разработаны. Поэтому для уроков математики я составляю технологические карты урока, основываясь на технологические карты по УМК «Школа России» (компакт-диск) – издательство «Учитель». (Приложение 1)
2) Приемы, применяемые на уроках математики.
Прием создания проблемной ситуации на уроке математики в 3 классе по теме «Сумма углов треугольника»:
Учитель | Ученик |
- Постройте треугольник с углами 90º, 120º, 60 º. | Оказываются в затруднении. |
Уроке математики во 2 классе по теме «Умножение двузначного числа на однозначное»:
Учитель | Ученик |
- На доске ряд чисел. Что это за числа? -Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 7. - Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 7. | - Однозначные и двузначные. Выполняют. Испытывают затруднение. |
Приемы для формулирования учебной проблемы на уроке математики в 3 классе по теме «Сумма углов треугольника»:
Учитель | Ученик |
- Вы выполнили мое задание? -А почему? В чем затруднение? (Побуждение к созданию противоречия.) - Значит, какой вопрос возникает? (Побуждение к формулированию проблемы.) | - Нет. - Не получается. Такой треугольник не строится (осознание затруднений). - Почему не строится треугольник? (Учебная проблема как вопрос.) |
4. Заключение
Под деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными «приёмниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе. Суть деятельностного подхода в обучении состоит в направлении «всех педагогических мер на
организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, ибо только через собственную деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества».
Я считаю, что применение деятельностного метода обучения обеспечивает не только деятельность, но и глубокое и прочное усвоение знаний. Сегодня каждый учитель может использовать деятельностный метод в своей практической работе, так как все составляющие этого метода общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого элемента и использовать их в работе системно. Применение технологии деятельностного метода обучения создает условия для формирования у ребенка готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей (самовоспитание).
Литература
- Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы/ авт.-сост. И.Н. Корбакова , Л.А. Терешина.- Изд. 2-е.- Волгоград: Учитель, 2011.
- Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг. Вып.4. – М.: УМЦ «Школа 2100…», 2002. – с.55-75.
- http//semenova-na usoz zu/File/sistemno-dejatelnostnyj_podkhod
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ. – М: Просвещение, 2010.
- Асмолов А. Г. “Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли”. М: Просвещение, 2010.
- Блохина Е. А. “Подходы к решению задачи формирования УУД младших школьников”, Ж: “Начальная школа плюс до и после”, №3, 2010, стр.20.
- Курлыгина О. Е. “Формирование учебной деятельности первоклассников на уроках обучения грамоте”, Ж: “Начальная школа”, №8, 2010, стр. 50.
- Петерсон Л. Г. “Что значит “уметь учиться”?”, Москва, 2006.
- Попова Н. П. “Деятельностный способ обучения”, ОАОУ НИРО,2011.
- Романова О. Н. “Формирование у школьников учебных действий самоконтроля и самооценки”, Ж: “Начальная школа плюс до и после”, №12, 2010, стр.38.
- Селькина Л. В. “Компетентностный подход в оценке результатов обучения начальной математике”, Ж: “Начальная школа”, №11, 2010,стр.40.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация системно - деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литетурного чтения
В данной статье мной приводятся примероы методов и приемов по реализации системно - деятельностного метода. ...
Использование технологии дифференцированного обучения на уроке математики в малокомплектной школе
Урок математики в 1 классе по программе " Школа России" проведен во II полугодии...
Проект урока русского языка с учётом требований системно-деятельностного подхода к обучению во 2 классе по программе «Школа России» Тема: "Синонимы, антонимы. Работа со словарями синонимов и антонимов",
Урок разработан в соответствии требований стандартов второго поколения. Содержит исследовательско- поисковую деятельность учащихся, игровые творческие задания, разноуровневый подход к выполнению...
Применение деятельностного метода обучения на уроках математики в начальной школе.
Деятельностный метод обучения – это личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. При данном способе обучения обеспечивается ком...
Реализация системно - деятельностного подхода в обучении на уроках литературного чтения,
Реализация системно-деятельностного подхода в обучении на уроках литературного чтения...
Технология деятельностного метода обучения на уроках математики в начальной школе
Организовать учебную работу надо так, чтобы обучающиеся являлись субъектами собственной деятельности: осознавали и сами могли вычленить проблему, сами могли поставить цель изучения того или иного впор...
ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Презентация к выступлению на Межрегиональной научно - практической конференции "Реализация ФГОС общего образования как механизм инновационного развития образовательной организации и профессиональ...