Системно-деятельностный метод обучения на уроках математики в малокомплектной школе.
методическая разработка по математике на тему

Методическая разработка, в которой описаны особенности использования деятельностого метода на уроках математики в начальной малокомплектной школе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подкаменская начальная общеобразовательная школа -

филиал МБОУ «Устино-Копьевская средняя общеобразовательная школа»

Тема: «Системно-деятельностный метод обучения на уроках математики в малокомплектной школе.

Автор: Тайдонова Ольга Владимировна

Учитель начальных классов

Подкамень 2014

Содержание

  1. Введение …………………………………………………………………………………….3
  2. Системно-деятельностный подход на уроках  в начальной школе  согласно ФГОС…..4
  3. Особенности использования деятельностного метода на уроках математики в начальной малокомплектной школе…………………………………………….………….6
  1. Урок в малокомплектной начальной школе
  2. Приемы, применяемые на уроках математики
  1. Заключение…………………………………………………………………………………..9
  2. Литература……………………………………………………………………………….…10

1. Введение

Актуальность

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.

Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, межпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не "впрок", а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации.

. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Поэтому и появилась потребность введения деятельностного метода обучения.

Автор методической разработки: Тайдонова Ольга Владимировна, учитель начальных классов Подкаменской НОШ - филиал МБОУ «Устино-Копьевская средняя общеобразовательная школа», taj-olga@yandex.ru.

Условия применения

Контингент учащихся: начальные классы (1-4)

Программа, в рамках которой применяется методика: уроки в рамках курса математики по программе «Школа России»

2. Системно-деятельностный подход на уроках  в начальной школе  согласно ФГОС

Сегодня в начальной школе наибольшее распространение получила «технология деятельностного метода обучения. Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является, во-первых, то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся. Кроме того, при прохождении учащимися описанных шагов технологии деятельностного метода обеспечивается системный тренинг полного перечня деятельностных способностей.

Деятельностный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника

Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Использование данного метода в практике  позволяет нам грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс “открытия”  нового знания.  

Структура уроков введения нового знания  обычно имеет следующий вид:

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) – 1-2 минуты

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);

создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

устанавливаются тематические рамки (“могу”).

Приёмы  работы:

учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям,  предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони);

учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы, дети высказываются;

девиз, эпиграф (“С малой удачи начинается большой успех” и др.)

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 4-5 минут

Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

Возникновение проблемной ситуации.

Методы постановки учебной проблемы:

побуждающий, подводящий  диалоги;

мотивирующий  приём  “яркое пятно” – сказки, легенды, фрагменты из художественной  литературы,  случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни, шутки и др.)

III. Постановка учебной задачи – 4-5 минут 

Цель: обсуждение затруднения (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы ещё не знаем?”)

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.

Для этого учащиеся должны:

восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение;

соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

IV. Открытие нового знания (построение   проекта выхода из затруднения) – 7-8 минут

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

V. Первичное закрепление – 4-5 минут

Цель: проговаривание нового знания,   (запись в виде опорного сигнала)

фронтальная работа, работа в парах;

комментирование, обозначение знаковыми символами;

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) – 4-5 минут.

Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет.

Письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (2-3 типовые задания).

Самоконтроль, самопроверка.

VII.   Включение нового знания в систему знаний и повторение - 7-8 минут.

Сначала детям предлагаются задания, которые содержат

новый алгоритм, новое понятие.

Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется  вместе с изученными ранее.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) – 2-3 минуты.

Цель: осознании обучающимися  своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Вопросы:

Какую задачу ставили на уроке?

Удалось решить поставленную задачу?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Что нужно сделать ещё?

Где можно применить новые знания?

Что на уроке у вас хорошо получилось?

Над чем ещё надо поработать?

и другие.

Особенность деятельностного метода – самостоятельное “открытие” детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания   и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость.

Деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.

Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности даёт также и групповая форма работы.

Возьмем самый простой вид групповой работы – работу в парах. На этапе закрепления новой темы, например, можно предложить ученикам придумать для соседа по парте задание по закрепляемой теме. Указываем на необходимость прослушать не только полученный ответ, но и объяснение, как этот ответ получен. Разрешаем учащимся в случае разногласий задать вопрос учителю или учащимся с соседней парты. Выделяется на выполнение этого задания конкретное время, вполне достаточно 5 минут.

В это время осуществляется включённый контроль, т.е. учитель слушает ответы то одного, то другого ученика в различных парных группах и соответственно оценивает их, помогает ученику, выполняющему в данный момент функцию учителя, корректировать ошибки в момент их возникновения, оценивает не только отвечающего, но и качественную работу “учителя”. Положительным моментом такой работы является несомненно то, что половина учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания.

         Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт учителю возможность реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников. 

2. Особенности использования деятельностного метода на уроках математики в начальной малокомплектной школе

        1) Урок в малокомплектной начальной школе

        Урок – основная форма обучения и воспитания в малокомплектной школе. Но класс – разновозрастный и предметов на одном уроке несколько. В этом основное отличие урока в малокомплектной школе, его преимущества и недостатки, сложности и особенности.

Каждый урок в классе-комплекте – это фактически два-три урока в одном одновременно.

Поэтому учитель:

  • вынужден 4–5 раз перестраиваться на работу то с одним, то с другим классом, не упуская из виду главную цель в каждом;
  • должен распределять время между классами так, чтобы достичь усвоения главного на уроке;
  •  знает, как действовать, чтобы не нарушить логику познавательного процесса;
  • способен стимулировать восприятие новых знаний, их понимание, усвоение, запоминание детьми разного возраста и различного уровня подготовленности;
  •  должен одновременно вести воспитательный процесс во всех классах;
  •  прилагает усилия для формирования базисных компонентов образования: умения учиться, потребности в новых знаниях и т.д.

Работа в классе-комплекте сложна не только для учителей. Для учеников она тоже представляет известные трудности и неудобства. Учащиеся должны научиться:

  • сосредоточиваться на выполнении своего задания;
  • не слушать объяснений учителя для другого класса;
  •  не обращать внимания на картинки и другие материалы, предназначенные не им;
  •  не слушать ответы учеников другого класса;
  • моментально перестраиваться, когда учитель обращается к ним.            

       Общие требования к уроку в начальной малокомплектной школе не отличаются от уроков в обычном классе. В полном объеме сохраняются санитарно-гигиенические, психолого-физиологические, дидактические, воспитательные требования Реализация общих требований к уроку – главная забота учителя. Специфические требования, которые  предполагают при введении ФГОС, налагают дополнительные условия на организацию и проведение урока.

          В условиях работы с двумя-четырьма классами для учителя особенно острым является вопрос о правильном распределении времени, ведь дорога каждая минута.

Поэтому для соблюдения эффективности урока и необходимости реализации в образовательном процессе системно-деятельностного подходов требует от учителя структуризации урока и четкой фиксации субъект-субъектных форм взаимодействия его участников, т.е.  использовать  технологическую карту урока.

          Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации)

достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями-практиками, я пришла к выводу, что устоявшейся формы подобной карты пока не существует. Для малокомплектной школы виды технологических карт урока еще не разработаны. Поэтому для уроков математики я составляю технологические карты урока, основываясь на технологические карты по УМК «Школа России» (компакт-диск) – издательство «Учитель». (Приложение 1)

          2) Приемы, применяемые на уроках математики.

Прием создания проблемной ситуации на уроке математики в 3 классе по теме «Сумма углов треугольника»:

Учитель

Ученик

- Постройте треугольник с углами 90º, 120º, 60 º.

Оказываются в затруднении.

Уроке математики во 2 классе по теме «Умножение двузначного числа на однозначное»:

Учитель

Ученик

- На доске ряд чисел. Что это за числа?

-Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 7.

- Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 7.

- Однозначные и двузначные.

Выполняют.

Испытывают затруднение.

Приемы для формулирования учебной проблемы на уроке математики в 3 классе по теме «Сумма углов треугольника»:

Учитель

Ученик

- Вы выполнили мое задание?

-А почему? В чем затруднение? (Побуждение к созданию противоречия.)

- Значит, какой вопрос возникает? (Побуждение к формулированию проблемы.)

- Нет.

- Не получается. Такой треугольник не строится (осознание затруднений).

- Почему не строится треугольник? (Учебная проблема как вопрос.)

       4. Заключение

           Под деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными «приёмниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе. Суть деятельностного подхода в обучении состоит в направлении «всех педагогических мер на

организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, ибо только через собственную деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества».
       Я считаю, что применение деятельностного метода обучения обеспечивает не только деятельность, но и глубокое и прочное усвоение знаний. Сегодня каждый учитель может использовать деятельностный метод в своей практической работе, так как все составляющие этого метода общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого элемента и использовать их в работе системно. Применение технологии деятельностного метода обучения создает условия для формирования у ребенка готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей (самовоспитание).

Литература

  1. Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы/ авт.-сост. И.Н. Корбакова , Л.А. Терешина.- Изд. 2-е.- Волгоград: Учитель, 2011.
  2. Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг. Вып.4. – М.: УМЦ «Школа 2100…», 2002. – с.55-75.
  3. http//semenova-na usoz zu/File/sistemno-dejatelnostnyj_podkhod
  4. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ. – М: Просвещение, 2010.
  5. Асмолов А. Г. “Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли”. М: Просвещение, 2010.
  6. Блохина Е. А. “Подходы к решению задачи формирования УУД младших школьников”, Ж: “Начальная школа плюс до и после”, №3, 2010, стр.20.
  7. Курлыгина О. Е. “Формирование учебной деятельности первоклассников на уроках обучения грамоте”, Ж: “Начальная школа”, №8, 2010, стр. 50.
  8. Петерсон Л. Г. “Что значит “уметь учиться”?”, Москва, 2006.
  9. Попова Н. П. “Деятельностный способ обучения”, ОАОУ НИРО,2011.
  10. Романова О. Н. “Формирование у школьников учебных действий самоконтроля и самооценки”, Ж: “Начальная школа плюс до и после”, №12, 2010, стр.38.
  11. Селькина Л. В. “Компетентностный подход в оценке результатов обучения начальной математике”, Ж: “Начальная школа”, №11, 2010,стр.40.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системно - деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литетурного чтения

В данной статье мной приводятся примероы методов и приемов по реализации системно - деятельностного метода. ...

Использование технологии дифференцированного обучения на уроке математики в малокомплектной школе

Урок математики в 1 классе по программе " Школа России" проведен во II полугодии...

Проект урока русского языка с учётом требований системно-деятельностного подхода к обучению во 2 классе по программе «Школа России» Тема: "Синонимы, антонимы. Работа со словарями синонимов и антонимов",

Урок разработан в соответствии требований стандартов второго поколения. Содержит исследовательско- поисковую деятельность учащихся, игровые творческие задания, разноуровневый подход к  выполнению...

Применение деятельностного метода обучения на уроках математики в начальной школе.

Деятельностный метод  обучения – это личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. При данном способе обучения обеспечивается ком...

Реализация системно - деятельностного подхода в обучении на уроках литературного чтения,

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении на уроках литературного чтения...

Технология деятельностного метода обучения на уроках математики в начальной школе

Организовать учебную работу надо так, чтобы обучающиеся являлись субъектами собственной деятельности: осознавали и сами могли вычленить проблему, сами могли поставить цель изучения того или иного впор...

ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Презентация к выступлению на Межрегиональной научно - практической конференции "Реализация ФГОС общего образования как механизм инновационного развития образовательной организации и профессиональ...