Рекомендации учителям по работе с неуспевающими учащимися на уроке
методическая разработка на тему

Холодилова Татьяна Михайловна

Рекомендации учителям по работе с неуспевающими учащимися на уроке

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации учителям по работе с неуспевающими учащимися на уроке

  • Создать доброжелательную атмосферу при опросе
  • Не увеличивать темп опроса, даже несколько снизить его, разрешить ученикам дольше готовиться у доски
  • Предложить ученику примерный план ответа
  • Предложить пользоваться наглядными пособиями по теме ответа, которые помогут ученику изложить суть тематики
  • Стимулировать учащихся положительной оценкой, похвалой, подбадриванием
  • При изложении нового материала необходимо:
  • Поддержать интерес к усвоению темы учащимися
  • Обращаться к неуспевающим и слабым ученикам с вопросами, определяющими степень их понимания учебного материала
  • Привлекать слабоуспевающих учеников к помощи при подготовке приборов, пособий, опытов и т.д.

Самостоятельная работа на уроке, рекомендации:

  • Разбить задания на этапы, части
  • Напоминать об аналогичных заданиях выполненных ранее учащимися
  • Ссылаться на приемы и способы выполнения задач и примеров
  • Напоминать о правилах и свойствах необходимых при выполнении учебного материала
  • Помочь в нахождении рациональных путей выполнения заданий и упражнений
  • Инструктировать о правилах оформления выполненных заданий
  • Стимулировать самостоятельность в выполнении заданий слабоуспевающими учениками

Организация самостоятельной работы:

  • Выбрать для учащихся наиболее подходящую и рациональную систему заданий и упражнений, не стремиться механически, увеличить число учебного материала
  • Объяснить в подробностях последовательность выполнения задач, упражнений, опытов и т. д.
  • Предупредить о возможных затруднениях в выполнении заданий, использовать наглядные пособия в виде карточек с направляющим планом действий

Рекомендации учителям по взаимодействию с учащимися, испытывающими эмоциональные и поведенческие трудности

Рекомендации
по работе с учащимися, отличающимися высоким уровнем тревожности

Личностная тревожность – свойство характера человека, выражающееся в предрасположенности к тревоге и устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях, даже там, где нет реального повода для тревоги. Высокотревожные учащиеся склонны преувеличивать трудности и опасения, с которыми они встречаются, предрасположены к перепадам давления и нарушениям сердечного ритма. Личностная тревожность обычно соотносится с такими чертами характера как агрессивность, раздражительность, застенчивость.

Общие требования:

  • Общение в доверительном, спокойном и доброжелательном тоне, не повышая голоса;
  •  Единство требований к ребенку со стороны взрослых, избегание двусмысленности и недомолвок в изложении требований;
  •  Создание условий для повышения самооценки учащегося – не заострять внимание на промахах и неудачах, акцентировать внимание на успехах;
  • Формирование оптимистических установок, развитие умения выделять главное и не беспокоиться по мелочам, снижение чувства повышенной моральной ответственности и вины;
  • Нельзя угрожать наказанием, накапливать «компромат», строить неблагоприятные прогнозы, публично подчеркивать несостоятельность ребенка в чем-либо;
  • В случае проступков наказание производить сразу, без отсрочки его выполнения;
  •  Избегание состязаний, любых видов работ, учитывающих скорость;
  •  Не сравнивайте учащегося с окружающими;
  •  Доверяйте ученику, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть;
  •  Последовательность в воспитании, не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.

В урочной деятельности:

  • Формирование на уроке обстановки спокойствия, уверенности в достижении учебных целей;
  • Давать время на обдумывание задания, подготовку, не ставить ученика в ситуацию неожиданного вопроса, не требовать отвечать новый, неусвоенный материал;
  • Стимулировать самостоятельный поиск путей преодоления учебных затруднений;
  • Доброжелательно аргументировать выставляемую оценку, хвалить за приложенные усилия.

Во внеурочной деятельности:

  • Поручения должны быть конкретными и посильными, способствующими ситуации успеха, повышение самооценки;
  • Нежелательны поручения, требующие решительности, ответственности, инициативы.

Рекомендации
по работе с учащимися, проявляющими агрессивность

Общие требования:

  • Вовлечение в разнообразные интересные для ребенка виды деятельности;
  •  Ситуации общения в группе сверстников;
  •  Условия для проявления инициативы ученика в четко обозначенных пределах дозволенного поведения;
  •  Наличие устойчивых познавательных, социальных и творческих интересов и увлечений;
  •  Наличие постоянного ответственного поручения в группе;
  •  Общение на равных, проявление доверия;
  •  Недопустимость использования в диалоге с агрессивными учащимися бранных и жаргонных слов, оскорбления личного достоинства;
  •  Обсуждение поведения учащегося только после того, как он окончательно успокоится после вспышки гнева;
  •  Недопустимость угроз и шантажа, так как в какой-то момент этот способ перестает действовать, и вы будете неубедительны и бессильны.

В урочной деятельности:

  •  Контроль и руководство учебной деятельностью, помощь в организации познания;
  •  Создание условий для получения хорошей оценки – поэтапное выполнение заданий по возрастающей степени трудности и предоставление времени на их выполнение;
  •  Доброжелательная аргументация выставляемой оценки;
  •  Недопустимость ведения урока в присутствии ребенка в раздраженной манере, тем более адресованной ему.

Во внеурочной деятельности:

  • Поручения должны соответствовать властолюбию агрессивного ребенка, его аккуратности, стремлению чем-либо владеть;
  • Наличие увлечений и обязанностей, дающих выход избыточной психофизической энергии: спорт, туризм, физический труд.

Рекомендации
по работе с учащимися, проявляющими гиперактивность

с истерическими реакциями

Такие учащиеся характеризуются коммуникабельностью, желанием постоянно быть в центре внимания, производить впечатление на окружающих, хорошо работают в группе, плохо переносят изоляцию от группы сверстников. Обладают высоким уровнем притязаний, развитым чувством интуиции, как правило, лживы, умеют входить в доверие.

Общие требования:

  • Создание оптимальных условий для развития общих и специальных способностей;
  •  Объективное отношение к успехам и заслугам ребенка;
  •  Подкрепление социально-адаптивного поведения и блокировка попыток с помощью истероидных реакций манипулировать людьми;
  •  Не обращать постоянно внимание на его плохое поведение (подсознательно именно это ему и надо);
  •  Чаще давать понять, что ребенок сам вправе решать и нести ответственность за свои решения и поступки;
  •  Занять таким видом деятельности, чтобы он мог и умел выделиться среди сверстников своим трудом, а не поведением;
  •  Не критиковать личность в целом, а только поступки. Замечания не делать постоянно. За несколько проступков – одно замечание или наказание;
  • Усилить систему поощрений и наказаний – наказание неподвижностью он запомнит надолго;
  •  Повышение самооценки, уверенности в себе.

В урочной деятельности:

  • Посильные задания, гарантирующие достижение определенного успеха, поэтапный контроль их выполнения;
  •  Постепенный переход к более сложным заданиям;
  •  Обучение в группе со сверстниками, имеющими равные или большие возможности;
  •  Поддержание высокого уровня интенсивности учебной и трудовой деятельности;
  •  Предоставление объективной информации о результатах, создание условий для адекватной самооценки;
  •  Разнообразие видов деятельности, избегание монотонного, однообразного труда.

Во внеурочной деятельности:

  • Поручения, связанные с организацией общественно-полезных и культурно-массовых мероприятий в сфере его способностей и интересов;
  • Широкая сфера общения и предоставление возможностей для самовыражения;
  • Занятия спортом, физическим трудом для выхода «лишней» энергии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические рекомендации учителям для работы с учащимися с разными особенностями

Методические психолого-педагогические  рекомендации в помощь педагогу, которые помогут обратить внимание  на особенности развития и поведения учащегося...

Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке.

В данной статье рассматриваются причины школьной неуспеваемости, физиологические и психологические особенности слабоуспевающих учащихся, даются практические советы по организации работы со слабоуспева...

Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке

Под неуспеваемостью обычно понимаются итоговые отрицательные отметки, а к причинам неуспеваемости относят все обстоятельства, которые предшествуют получению учеником неудовлетворительных отметок. В ре...

Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке

Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке в начальной школе...

Организация работы с неуспевающими учащимися в начальной школе (из опыта работы)

В каждом классе, как известно, встречаются учащиеся, имеющие серьёзные пробелы в знаниях. Во 2 «Г» классе два ученика с недопустимым уровнем обученности по предметам: русский я...