Выступление на методическом объединении учителей школы по теме: «Толерантность»
методическая разработка
Выступление на методическом объединении учителей школы по теме: "Толерантность"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystup_toler.doc | 99 КБ |
prezentatsiya.pptx | 1.4 МБ |
Предварительный просмотр:
Толерантность
В последнее время повсюду в обществе продолжает нарастать социальная напряжённость, не прекращаются межэтнические и межконфессиональные конфликты. Всё это является прямой внутренней угрозой безопасности страны.
Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово “толерантность”.(СЛАЙД №1) По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты. Примечательно, что первым документом, на котором поставил подпись Президент РФ В.В. Путин после официального вступления в должность, была как раз программа по формированию установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе. Ежегодно день толерантности отмечается 16 ноября. (СЛАЙД № 2)
Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность всё больше распространяются в детской среде. Взаимная нетерпимость, агрессия и эгоизм через средства массовой информации и социальное окружение детей проникают в школу.
Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, основой которой является признание права на отличие. (СЛАЙД №3)Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, чего не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры.
Толерантность слово заимствованное, а поэтому мало понятное, описать его довольно трудно, возможно, из-за того, что в разных языках оно определяется по-разному (СЛАЙД №4):
английский язык – «готовность и способность воспринимать без протеста личность»;
французский – «уважение свободы другого, его образа мысли»;
арабский – «прощение, снисхождение, сострадание, терпение»;
китайский – «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других»;
персидский – «готовность к примирению».
Все эти слова – определения можно выразить в словах-синонимах: терпимость, уважение к чужому мнению, лояльность. (СЛАЙД №5)
Русский словарь трактует это слово как – способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам. (СЛАЙД №6)
Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных семей, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности.
Поэтому возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Так как именно в начальной школе важно научить ребёнка принимать другого таким, какой он есть и критически относиться к своим собственным взглядам.
В настоящее время молодое поколение воспитывается, в основном, жизненными реалиями. Наблюдается ниспровержение всеобщих человеческих ценностей, заложенных в основе мировых религий и культуры.
Воспитание на основе вечных, истинных ценностей – не только и не столько педагогическая проблема, это - проблема развития всего общества. Однако базовые ценности личности закладываются именно в детстве в процессе воспитания и образования.
Личностно-ориентированный подход в образовании нацелен на формирование социальных компетентностей и соотносится с глобальной, центральной целью любой образовательной системы – формированием и развитием личности в единстве таких её личностных качеств, как толерантность, гражданственность, ответственность, свобода и др.
Концепция компетентностного подхода в образовании направлена на формирование человека, который сможет на личностной ценностно - мировоззренческой основе адаптироваться к жизненным ситуациям.
Здесь большое значение придаётся компетенциям социального бытия и взаимодействия человека в социуме, особенно остро необходимые подростку в условиях быстро меняющегося агрессивного, поликультурного мира для адаптации, успешного и комфортного сосуществования с окружением.
Можно выделить следующие ключевые социальные компетентности, являющиеся составляющими толерантности: (СЛАЙД № 7)
- компетентность социального взаимодействия с обществом, коллективом, семьёй, друзьями на основе сотрудничества, уважения и принятия Другого (национальность, религия, статус, роль, пол) установления взаимопонимания, избегание конфликтов, создания климата доверия;
- компетентность общения на основе диалога; знания, уважения и соблюдения традиций, этикета – как способность адекватного ситуации взаимодействия нахождения вербальных и невербальных средств и способов формирования и формулирования мысли при её порождении и восприятии;
- компетентность в сфере культурно - досуговой деятельности (выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).
Таким образом, толерантность личности становится результативно – целевой основой компетентностного подхода в воспитании личности.
Толерантность - интегрированное качество. Если она сформирована, то и проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям(СЛАЙД №8).
Опыт показывает, что человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности. В этой связи можно говорить о межличностной, социальной, национальной толерантности и веротерпимости. (СЛАЙД №9)
Межличностная толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку; социальная - к конкретной группе, обществу; национальная - к другой нации; веротерпимость - к другой вере. Безусловно, все эти аспекты должны быть учтены при планировании работы, направленной на воспитание толерантности у учащихся.
При организации воспитательного процесса необходимо исходить из объективных процессов, которые сегодня составляют сердцевину национальных отношений как на мировой арене, так и внутри многонациональных обществ. Глобальное образование предусматривает включение в учебные планы школы таких направлений педагогической деятельности, как воспитание у учащихся интереса и уважения к культурам народов мира, развитие навыков системного подхода к изучению мировых процессов, воспитание признания равноправными и равноценными различные точки зрения на мировые явления.
Воспитание толерантности возможно при неразрывном единстве трёх блоков (СЛАЙД №10):
• знание о сущности толерантных отношений;
• практические навыки подобного поведения;
• переживание положительных эмоций по поводу достижения уважительного взаимодействия с окружающими людьми.
Знание формируется:
* на тематических классных, клубных часах;
* экскурсиях;
* конкурсах и выставке работ;
* на уроках окружающего мира, иностранного языка, литературы, художественной изобразительного искусства, музыки и др.
Практические навыки формируют:
• тренинги с привлечением специалистов;
• коллективные творческие дела: праздники, субботники, дни здоровья;
• уроки милосердия, толерантности;
• целевые внешкольные мероприятия: благотворительные акции (помощь одинокими старикам, многодетным семьям и т.д.); шефство над детскими домами;
• повседневная школьная жизнь ребёнка: взаимодействие с товарищами, решение конфликтных ситуаций.
Переживание положительных эмоций является важнейшим условием закрепления стереотипов толерантного поведения.
Одной из важнейших сфер жизнедеятельности детей, которая вместе с трудом, познанием, искусством, спортом обеспечивает необходимые эмоциональные условия для формирования национального сознания, культуры межнациональных отношений учащихся является игра.
Именно в играх учащиеся не только обогащают свои знания, но и приобретают практические умения и навыки, необходимые в жизни, учатся общаться. (СЛАЙД № 11)
Педагогическая практика подтверждает целесообразность использования народных игр в качестве одного из основных средств воспитания культуры межнационального общения.
Для развития толерантности у учащихся учитель может и должен(СЛАЙД № 12):
- воспитывать с любовью и во имя любви;
-воспитывать в духе мира;
-вовлекать в процесс воспитания толерантности родителей и сообщество;
- поощрять совместную деятельность;
- признавать значимость и способности каждого, а также уважать чувства и позицию каждого;
-формировать чувство справедливости;
-избегать жестоких иерархических отношений;
-создавать свободную и демократическую атмосферу в классе;
-не допускать проявлений авторитаризма и манипулирования; (СЛАЙД № 13)
-быть готовым и способным к диалогу; пониманию и солидарности;
- воспитывать сопричастность;
- быть примером для детей и сообщества; уметь слушать;
- выражать одобрение относительно того, что сделано;
-поддерживать эмоциональные привязанности; развивать у учеников чувство взаимного расположения;
-давать ученикам возможность самостоятельно решать проблемы;
-показывать, что сохранение и достижение мира действительно возможно.
Черты толерантной личности: (СЛАЙД № 14)
1. доброжелательность
2. снисходительность
3. терпимость
4. взаимопонимание
5. чуткость
6. доверие
7. альтруизм
8. взаимоуважение (СЛАЙД № 15)
9. умение не осуждать других
10. гуманизм.
11. ответственность
12. уступчивость
13. способность к сопереживанию.
Толерантный класс – это тот, в котором: (СЛАЙД № 16)
1) умеют внимательно слушать и слышать;
2) советуют и предлагают;
3) желают, сочувствуют, сопереживают;
4) обеспечивают всякую поддержку;
5) где царит согласие;
6) есть стремление во всем разобраться.
Предлагаемые формы работы в 1 классе (СЛАЙД №17)
Сентябрь | Диагностика учащихся (опросник для индивидуального знакомства с воспитанником, методика незавершенных предложений). |
Октябрь | День Бабушек (В рамках декады пожилых людей). |
Ноябрь | Классный час "Моя семья". |
Декабрь | Классный час "Будьте вежливы". |
Январь | Классный час "На кого я хочу быть похожим". |
Февраль | Конкурс "Сильные, смелые, ловкие, умелые". Участники конкурса: мальчики и папы класса |
Март | Праздник для мам и девочек "Дорогие и любимые". |
Апрель | "Трудом красивым славен человек" (родительское собрание совместно с учащимися; рассказ о профессии родителей). |
Май | Классный час "Поговорим о добре". |
Предлагаемые формы работы во 2 классе (СЛАЙД №18)
Сентябрь | Классный час "Ты, да я, да мы с тобой". Составление Декларации прав и обязанностей учеников 2 класса. |
Октябрь | Классный час "Да здравствует вежливость и доброта". |
Ноябрь | Диспут "Легко ли быть настоящим другом? " |
Декабрь | Читательская конференция по сказкам Г.Х ("Гадкий утенок", "Детская болтовня"). Новогодний бал-маскарад "Новогодний коктейль". |
Январь | Классный час "Я и мое имя". |
Февраль | Классный час "Самооценка и взаимооценка, как способ познать себя и других". |
Март | Классный час "Россия – родина моя". |
Апрель | Классный час "О дружбе". |
Май | КВН "Наш класс". |
Предлагаемые формы работы в 3 классе (СЛАЙД №19)
Сентябрь | Классный час "Культура мира. Человек среди людей". |
Октябрь | Классный час "Что такое толерантность". |
Ноябрь | История национального костюма (познавательная экскурсия в краеведческий музей). Осенние игры и состязания. |
Декабрь | Как встречают Новый год в разных странах? (Игра - путешествие). Новогодний праздник "Святки". |
Январь | Классный час "Мы разные, но все – таки мы вместе". |
Февраль | Классный час "Учимся быть сплоченными". |
Март | Читательская конференция по сказкам народов мира. |
Апрель | Классный час "Стремись делать добро". |
Май | Праздник "Я, ты, он, она - вместе дружная семья". |
Предлагаемые формы работы в 4 классе (СЛАЙД №20)
Сентябрь | Классный час "О правах и обязанностях ребенка" (знакомство с Конвенцией о правах ребенка и Устава школы). |
Октябрь | Классный час "Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть". |
Ноябрь | Психологический тренинг "Научись управлять собой". |
Декабрь | Пресс - конференция (с участием родителей) "Однажды в моем классе...". |
Январь | Классный час "Шесть шагов разрешения конфликта". |
Февраль | Классный час "Толерантность – путь к миру". |
Март | Классный час "Учимся договариваться". |
Апрель | Классный час "Толерантное отношение поколений". |
Май | Игровая программа "Час общения". |
Формирование атмосферы толерантности трудный и сложный процесс. Требуется кропотливая работа. Именно в детском возрасте закладываются базовые элементы отношения человека к социальной среде, формируются устойчивые стереотипы поведения и восприятия.
В результате проведения мероприятий учащиеся должны понять, что быть толерантным – это значит уважать других, невзирая на различия; это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.
Да, мы очень разные, но мы вместе. (СЛАЙД № 21)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Упражнение «Чем мы похожи»
Цель: создание непринуждённой, доброжелательной атмосферы в группе.
Время на проведение: 10 – 15 минут.
Ведущий приглашает в круг (члены группы сидят в кругу) одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Таня, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы живём на Земле, или мы одного роста и т.д.)», Таня выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом.
Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в круге.
«Техасские объятия»
Цель: создание непринуждённой, доброжелательной атмосферы в группе.
Дети встают в круг лицом внутрь очень тесно друг к другу. Затем кладут руки друг другу на плечи, поднимают правую ногу и вытягивают ее к центру круга, и по команде ведущего все делают шаг внутрь. Всем очень весело.
Упражнение «Что такое «толерантность
Цели:
- дать возможность участникам сформулировать «научное понятие» толерантности;
- показать многоаспектность понятия «толерантность».
Материалы: Определения толерантности. (Написать эти определения следующим образом: на одной стороне слова «Толерантность-это…», а на другой – определения.
Перед началом игры прикрепите эти листы на доску, чтоб на лицевой стороне было написано «Толерантность – это». После выступлений представителей подгрупп поверните их другой стороной. (См. Приложение 1.)
Время на проведение: 20 минут.
Ведущий делит участников на группы по 3-4 человека. Каждой группе предстоит выработать в результате «мозгового штурма» своё определение толерантности. Включить в это определение то, что, по вашему мнению, является сущностью толерантности. Определение должно быть кратким. После обсуждения представитель от каждой группы знакомит с выработанным определением всех участников. После окончания обсуждения в группах каждое определение выписывается на доске или на большом листе ватмана.
После того, как группы представят свои формулировки, ведущий поворачивает заранее заготовленные определения «лицом» к аудитории.
Участники имеют возможность ознакомиться с существующими определениями и высказать своё отношение к ним. Ведущий задаёт следующие вопросы:
– Что отличает каждое определение?
– сть ли что-то, что объединяет какие-то из предложенных определений?
– Какое определение наиболее удачно?
– Можно ли дать одно определение понятию «толерантность»?
В процессе обсуждения обратить внимание на следующие моменты:
- Понятие «толерантность» имеет множество сторон.
- Каждое из определений выявило какую-то грань толерантности.
Приложение 1.
Крупно и красиво напишите эти определения на листах ватмана следующим образом: на одной стороне слова «Толерантность – это …», а на другой – определения. Перед началом игры прикрепите эти листы на доску или на стены так, чтобы на лицевой стороне было написано «Толерантность – это» После выступлений представителей подгрупп поверните их другой стороной.
Определения толерантности:
- Сотрудничество, дух партнёрства.
- Готовность мириться с чужим мнением.
- Уважение человеческого достоинства.
- Уважение прав других.
- Принятие другого таким, какой он есть.
- Способность поставить себя на место другого.
- Уважение прав быть иным.
- Признание многообразия.
- Признание равенства других.
- Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.
- Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
16 ноября, отмечается Международный день толерантности (терпимости). Он объявлен ЮНЕСКО в. 1995 году по случаю 50-летнего юбилея этой организации. Люди на свет Рождаются разными: Непохожими, своеобразными. Чтобы других Ты смог понимать, Нужно терпенье В себе воспитать. Нужно с добром К людям в дом приходить, Дружбу, любовь В своем сердце хранить!
Основа толерантности - признание права на отличие
Толерантность английский язык – «готовность и способность воспринимать без протеста личность»; французский – «уважение свободы другого, его образа мысли»; арабский – «прощение, снисхождение, сострадание, терпение»; китайский – « позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других»; персидский – «готовность к примирению».
терпимость уважение к чужому мнению лояльность
Толерантность - способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам
Ключевые социальные компетентности: компетентность социального взаимодействия с обществом; компетентность общения на основе диалога; компетентность в сфере культурно - досуговой деятельности
Теперь, когда мы научились Летать по воздуху, как птицы, Плавать под водой, как рыбы, Нам не хватает только одного: Научиться жить на земле, как люди. Б. Шоу
Толерантность межличностная социальная национальная веротерпимость
знание о сущности толерантных отношений; практические навыки подобного поведения; переживание положительных эмоций по поводу достижения уважительного взаимодействия с окружающими людьми.
Игра - одна из основных средств воспитания культуры межнационального общения.
- воспитывать с любовью и во имя любви; -воспитывать в духе мира; -вовлекать в процесс воспитания толерантности родителей и сообщество; - поощрять совместную деятельность; - признавать значимость и способности каждого, а также уважать чувства и позицию каждого; -формировать чувство справедливости; -избегать жестоких иерархических отношений; -создавать свободную и демократическую атмосферу в классе; - не допускать проявлений авторитаризма и манипулирования;
-быть готовым и способным к диалогу; пониманию и солидарности; - воспитывать сопричастность; - быть примером для детей и сообщества; уметь слушать; выражать одобрение относительно того, что сделано; - поддерживать эмоциональные привязанности; развивать у учеников чувство взаимного расположения; -давать ученикам возможность самостоятельно решать проблемы; -показывать, что сохранение и достижение мира действительно возможно.
Черты толерантной личности: доброжелательность снисходительность терпимость взаимопонимание чуткость доверие альтруизм взаимоуважение
умение не осуждать других гуманизм ответственность уступчивость способность к сопереживанию
ТОЛЕРАНТНЫЙ КЛАСС умеют внимательно слушать и слышать; советуют и предлагают; желают, сочувствуют, сопереживают; обеспечивают всякую поддержку; где царит согласие; есть стремление во всем разобраться.
Сентябрь Диагностика учащихся ( опросник для индивидуального знакомства с воспитанником, методика незавершенных предложений). Октябрь День Бабушек (В рамках декады пожилых людей). Ноябрь Классный час "Моя семья". Декабрь Классный час "Будьте вежливы". Январь Классный час "На кого я хочу быть похожим". Февраль Конкурс "Сильные, смелые, ловкие, умелые". Участники конкурса: мальчики и папы класса Март Праздник для мам и девочек "Дорогие и любимые". Апрель "Трудом красивым славен человек" (родительское собрание совместно с учащимися; рассказ о профессии родителей). Май Классный час "Поговорим о добре". Предлагаемые формы работы в 1 классе
Сентябрь Классный час "Ты, да я, да мы с тобой". Составление Декларации прав и обязанностей учеников 2 класса. Октябрь Классный час "Да здравствует вежливость и доброта". Ноябрь Диспут "Легко ли быть настоящим другом? " Декабрь Читательская конференция по сказкам Г.Х ("Гадкий утенок", "Детская болтовня"). Новогодний бал-маскарад "Новогодний коктейль". Январь Классный час "Я и мое имя". Февраль Классный час "Самооценка и взаимооценка , как способ познать себя и других". Март Классный час "Россия – родина моя". Апрель Классный час "О дружбе". Май КВН "Наш класс". Предлагаемые формы работы во 2 классе
Сентябрь Классный час "Культура мира. Человек среди людей". Октябрь Классный час "Что такое толерантность". Ноябрь История национального костюма (познавательная экскурсия в краеведческий музей). Осенние игры и состязания. Декабрь Как встречают Новый год в разных странах? (Игра - путешествие). Новогодний праздник "Святки". Январь Классный час "Мы разные, но все – таки мы вместе". Февраль Классный час "Учимся быть сплоченными". Март Читательская конференция по сказкам народов мира. Апрель Классный час "Стремись делать добро". Май Праздник "Я, ты, он, она - вместе дружная семья". Предлагаемые формы работы в 3 классе
Сентябрь Классный час "О правах и обязанностях ребенка" (знакомство с Конвенцией о правах ребенка и Устава школы). Октябрь Классный час "Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть". Ноябрь Психологический тренинг "Научись управлять собой". Декабрь Пресс - конференция (с участием родителей) "Однажды в моем классе...". Январь Классный час "Шесть шагов разрешения конфликта". Февраль Классный час "Толерантность – путь к миру". Март Классный час "Учимся договариваться". Апрель Классный час "Толерантное отношение поколений". Май Игровая программа "Час общения". Предлагаемые формы работы в 4 классе
Мы очень разные, но мы вместе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на методическом объединение учителей начальных классов Тема: «Технология формирования типа правильной читательской деятельности».
: Технология формирования типа правильной читательской деятельностиОбразовательные технологии в образовательной системе «Школа 2100»Технология проблемно - диалогического обученияТехнология ...
Выступление на методическом объединении учителей начальной школы Тема: Причины и методы устранения ошибок на пропуски, замену и искажение букв, слогов, слов.
Причины дисграфии у младших школьников....
Выступление на методическом объединении учителей начальной школы по теме «Предпосылки и типология трудностей младших школьников при усвоении учебного материала по русскому языку»
выступление на МО...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Тема "Причины снижения мотивации учащихся в процессе обучения и пути их повышения"
В данной работе рассмотрены причины снижения мотивации учащихся и предложены пути повышения, которые продуктивны на современном этапе развития образования....
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: "Метод проектирования в начальной школе"
Метод проектирования актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позвол...
Выступление на методическом объединении учителей начальной школы по теме: «Самооценка школьника»
. С момента рождения ребенок вступает в мир общественных связей, в мир, который организует для него взрослый. Но, находясь под определяющим воздействием взрослых, он остается активным существом, а не ...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»
Выступление на методическом объединении учителей начальных классовпо теме«Формирование универсальных учебныхдействий на уроках в начальной школе»Чердонова Е.Ж.Учитель начальных классовСист...