Формирование вычислительных навыков
статья на тему

Чиброва Марина Александровна

Формирование вычислительных навыков на уроках математики в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

                ГБОУ Гимназия № 1404 «Гамма»

Формирование вычислительных навыков

в начальной школе

                           

 Учитель начальных классов

Литовченко Марина Александровна

2014-2015 уч.год

   Формирование вычислительных навыков в начальной школе.

 Одной из важнейших задач обучения математике младших школьников является формирование у них вычислительных навыков, основу которых составляет осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Вычислительная культура является тем запасом знаний и умений, который находит повсеместное применение, является фундаментом изучения математики и других учебных дисциплин.

В век компьютерной грамотности значимость вычислительных навыков, несомненно, уменьшилась. Использование компьютера, калькулятора во многом облегчает процесс вычислений. Но пользоваться техникой без осознания вычислительных навыков невозможно, да и микрокалькулятор не всегда может оказаться под рукой. Следовательно, владение вычислительными навыками необходимо. Научиться быстро и правильно выполнять вычисления важно для младших школьников как в плане продолжающейся работы с числами, так и в плане практической значимости для дальнейшего обучения. Поэтому необходимость вооружения учащихся прочными вычислительными навыками обосновывает актуальность выбранной темы для изучения.

 Формирование вычислительных навыков - одна из главных задач, которая должна быть решена в ходе обучения детей в начальной школе.

Эти навыки должны формироваться осознанно и прочно, так как на их базе строится весь начальный курс обучения математике, который предусматривает формирование вычислительных навыков на основе сознательного использования приемов вычислений. Последнее становится возможным благодаря тому, что в программу включено знакомство с некоторыми важнейшими свойствами арифметических действий и вытекающими из них следствиями.

 В свою очередь вычислительный навык – это высокая степень овладения вычислительными приёмами.

       Приобрести вычислительные навыки – это значит:

  1. знать конкретно для каждого случая, какие операции и в каком порядке следует выполнить, чтобы найти результат арифметического действия
  2. выполнять эти операции достаточно быстро

Вычислительный навык характеризуется:

  1. правильностью – ученик правильно находит результат арифметического действия, а значит правильно выбирает и выполняет операции, составляющие приём
  2. осознанностью – ученик осознаёт на основе каких знаний выбраны операции и установлен порядок их выполнения
  3. рациональностью – ученик выбирает для данного случая более рациональный приём, то есть выбирает те из возможных операций, которые легче других и быстрее приводят к результату.

Но нужно помнить, что рациональный приём для одного ученика не всегда рационален для другого. Поэтому рациональность можно заменить на эффективность. То есть ученик, используя различные знания, может выбрать не обязательно более рациональный вычислительный приём с точки зрения методики, а более удобный для него в конкретной ситуации, быстрее других приводящий к результату.

  1. Обобщённостью – Ученик может  применить приём вычисления к большому числу случаев, то есть способен перенести этот приём вычисления на новые случаи.
  1. автоматизмом – ученик выполняет и выделяет операции быстро и в свёрнутом виде, но всегда может вернуться к объяснению выбора системы операций.
  2. прочностью – ученик сохраняет сформированные вычислительные навыки на долгое время

 Работа  над  формированием  вычислительного  приёма  проходит  в несколько этапов.

 Рассмотрим эти этапы на фрагменте урока математики, проведённого  в 1 классе.

 Тема урока «Вычитание  из числа 8»

    1 этап:   Подготовка  к  введению  вычислительного  приёма.

 Создаётся  готовность к  введению  вычислительного  приёма.

     На  данном  уроке  это:

                              - Состав числа 8

                             - Правила  нахождения  неизвестного слагаемого

                           - Приёмы  вычитания 2 и 3

               Одним из возможных  заданий может быть математический диктант с последующей проверкой. В ходе проверки  активизируем  внимание  на числе 8 и вспоминаем его  состав. Подчёркиваю,что данное задание – это один из вариантов активизации необходимых для введения нового приёма  знаний.

https://lh5.googleusercontent.com/O4LIukbherirCxa48cbTIbBHJyz1wXgLWwRc8TdqUxEaZgUS9lb1kZjni_-ax-6aEQosKbs8tG20ueXy-fgeZrxjatSzG2mmq0xqYwCschNNlzpIHIpUpT7EOVtfxHoOW0OFzQXH1cSU3fqU

  2 этап:   Создание  проблемной  ситуации.

В ходе  наблюдения  учащиеся выделяют  выражения, результат которых они уже могут найти, используя изученные вычислительные приёмы. А затем  выдвигают свои способы нахождения значений оставшихся выражений.

https://lh6.googleusercontent.com/_MR6UrvBNrCboHtgAO2ewR9D_e3Wvhtok5RXmERH04t27axi8YXMhpBt7MnxaZ8eo0p4lzhGlNI82D2VAfLMUOrYzgMRRfQ-9aNH5RP20CwkvaNchC26kIW63zy44q9JeJMxBNnLUtIzKpYI

    3 этап:  Ознакомление с новым  вычислительным приёмом.

                На  основе  знания состава числа 8, составляем  числовое выражение на сложение с результатом 8. Используя, правила нахождения неизвестного слагаемого, появляются 2 выражения на вычитание.

  В результате наблюдения учащиеся констатируют факт, что значение одного выражения мы уже узнали.

https://lh3.googleusercontent.com/OCYZgfgK6OpzDlWdcitQYUD9uQt9UmCn8WGf08paPJtgb41VkxZtzZO6Qxmpq7Imk48S2d0_epnqS5tFltoqUVqhFR8a67-UzY1Rv0lPSctowQOSf3-cVg2fFSs19LelBXEW6MvuR7bgekY6

  4 этап:  Формулировка  вычислительного приёма.

              - Что мы сделали сначала? ( вспомнили состав числа 8)

              - А потом? Используя правило нахождения слагаемого, находим  результат

              - Эта последовательность действий, мы назовём АЛГОРИТМОМ.

  https://lh3.googleusercontent.com/u2HrKAytwUPzOVyFt-i00vQzB4626a-h9ebpRsNcgRe8pmbK70o7GErqRaKVySv1JMDGaI42ilMkRQkBtiBcj4SYk9mYqc4d-md27VZsVGyKj6sNvdvVNCStiANpJz2oIKnds0GacciXzE2F

  5 этап:  Закрепление вычислительного приёма и выработка вычислительного навыка.

 Здесь представлено только одно задание, их может быть больше.

    Входе наблюдения учащиеся осуществляют перенос полученных знаний на новые случаи.

https://lh3.googleusercontent.com/wo9WfobRe3lDJsBbb7Iy3mgfJl35kVBmLxnPyhmc8FkMw8oJEpUKEyTYblax5Jm8UnqDolwwcAheeqyjo-_6pBndoEXgCUVr97XYsZg3XZPAVSUyRB-yEEjC9SYND35yDgoGOTyCWgHrVckJ

  При  выборе  способов  организации  вычислительной  деятельности необходимо:

  • отдавать  предпочтение заданиям, в которых  доминирует познавательная  мотивация
  • ориентироваться  на  развивающий  характер  работы
  •  учитывать  индивидуальные  особенности ученика, его  жизненный  опыт, особенности детского  мышления
  •  строить работу, приводящую  к формированию  универсальных учебных действий: умению обобщать, проводить аналогии, осуществлять анализ и синтез

Совокупность проблемных заданий

Типы проблемных заданий

Приёмы введения данных заданий

- задания, на нахождение значений выражений с использованием «выражений-помощников»

- Объясни приём вычислений. Вычисли, используя этот приём.

- Объясни решение примера. Реши с объяснением.

- Соедини равенства из таблицы сложения с разностями, значения которых можно найти с их помощью.

- Значения каких разностей можно найти с помощью использованных разностей.

- Найди значения сумм…С помощью каждого равенства составь в тетради суммы с таким же значением.

- Найди значение суммы. Используй это равенство для определения значения следующих сумм… Как ты рассуждал?

 

- задания на соотнесение вычислительного приёма с  графической моделью

- Пользуясь графическими моделями, найди значения выражений.

- Выбери рисунок, который соответствует   выражению (который поможет найти значение выражения).

-Объясни, что могут обозначать на рисунках выражения.

- Объясни по чертежу случай деления.

- Что изменилось? Запиши ответ равенством.

- Пользуясь понятиями целого и части, расскажи, что обозначают на рисунках выражения, записанные справа.

- Запиши число палочек на рисунке слева. Подумай, что сделали, чтобы их число изменилось так, как показано на рисунке справа.

- задания на нахождение закономерностей в вычислениях

- Сравни столбцы выражений. Что ты замечаешь?

- Чем похожи и чем различаются?

- Что интересного ты замечаешь?

- Разгадай правило, по которому составлены выражения.

- Не считая, скажи ответ.

-Разгадай закономерность, по которой подобраны пары выражений. Составь свои выражения по этому же правилу.

- Реши первый пример. Ответ второго примера найди по результату первого.

- задания на нахождение рационального способа вычислений.

- Вычисли наиболее удобным способом.

- Как быстрее сосчитать?

- Сравни выражения. Какой способ вычислений рациональнее.

- Реши разными способами. Какой удобнее.

-задания на сравнение, сопоставление

 

 

- Верно ли утверждение, почему ты так думаешь?

- Догадайся, какие цифры нужно вставить в «окошки», чтобы получились верные равенства.

- Объясни, что обозначает каждый множитель в произведении.

- Чем похожи все выражения? Можешь ли ты составить другие выражения по этому правилу.

- задания с многовариантными решениями

- Используя числа, запиши верные равенства.

- Найди значения выражений. Подчеркни «лишнее» равенство.

- По какому признаку объединили/разбили?

- Найди значения сумм, дополнив первое слагаемое до десятка. Подумай, можно ли найти значение этих сумм, дополнив до десятка второе слагаемое. Если можно, то покажи как.

Вот наиболее важные умения и навыки, которые необходимо сформировать у учащихся при выполнении устных вычислений:

·      помнить данные числа;

·      безошибочно применять таблицы сложения и умножения натуральных чисел;

·      выявлять особенности отдельных чисел;

·      знать и применять основные формулы;

·      применять свойства действий над числами.

 Владение навыками устных вычислений представляет большую ценность не только потому, что в быту ими пользуются чаще, чем письменными выкладками, но и потому, что они ускоряют письменные вычисления, позволяют усовершенствовать их.

            Уровень вычислительных навыков определяется систематичностью закрепления ранее усвоенных приемов вычислений и приобретением новых в связи с изучаемым материалом.

                                     Заключение

Формирование вычислительных навыков - одна из главных задач, которая должна быть решена в ходе обучения детей в начальной школе, поскольку вычислительные навыки необходимы при изучении арифметических действий. Школа всегда уделяла большое внимание проблеме формирования прочных и осознанных вычислительных умений и навыков, так как содержательную основу начального математического образования оставляют понятия числа и четырех арифметический действий. Программы по математике включают большой интересный материал по проблеме формирования прочных навыков вычислений, однако, по-прежнему некоторые вопросы понимания и отработки навыка арифметических вычислений являются для младших школьников довольно сложными.

На сегодняшний день, работая по любой системе обучения, учитель может  и должен организовать работу по формированию вычислительных навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование вычислительных навыков на уроках математики в начальной школе.

Задача формирования вычислительных навыков  является     центральной в курсе преподавания математики в начальной школе. Однако, не всегда вычислительные навыки у учащи...

Интегрированный урок математики и информатики по теме"Алгоритмы. Использование, построение алгоритмов при решении задач и при формировании вычислительных навыков", 2 класс

Веду факультативный курс "Информатика в играх и задачах" (автор Горячев А.В.) Одна из основных целей курса - развитие логического мышления. На этом уроке отрабатывалась одна из тем информатики "Алгори...

Презентация по теме "Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков у учащихся начальной школы"

Презентация раскрывает роль устного счёта в выработке вычислительных навыков у учащихся и развитии личностных качеств у учащихся....

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «РОЛЬ УСТНОГО СЧЁТА В ФОРМИРОВАНИИ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ И В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ РЕБЁНКА»

Роль устного счёта в формировании навыков и в развитии личностных качеств ребёнка....

«Использование информационных технологий при формировании вычислительных навыков у младших школьников»

Педагогический проект по курсам повышения квалификации. Презентация к данному проекту....

Формирование вычислительных навыков в системе Л. В. Занкова

В статье раскрываются некоторые вопросы формирования вычислительных навыков, которые с успехом применяются и в других системах обучения....