Формирование вычислительных навыков в системе Л. В. Занкова
статья по математике по теме
В статье раскрываются некоторые вопросы формирования вычислительных навыков, которые с успехом применяются и в других системах обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_vychisl._navykov_v_zankovsk._sisteme.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование вычислительных навыков
в системе Л. В. Занкова
В век компьютерной грамотности значимость вычислительных навыков уменьшилась, как считают некоторые взрослые. Тем не менее для младших школьников научиться верно и быстро выполнять письменные вычисления важно как в плане продолжающейся работы с числами, так и в плане практической значимости этих навыков для дальнейшего обучения в старших классах. Формирование вычислительных навыков - одна из главных задач, которая должна быть решена в ходе обучения детей в начальной школе.
Программы развивающего обучения реализуют более эффективный подход, при котором учащиеся знакомятся с различными вычислительными приемами иначе, чем в традиционной школе. Коренным образом меняется содержание деятельности учителя. Теперь главная задача учителя – не «донести», «преподнести» и показать учащимся, а организовать совместный поиск решения возникший перед ними задачи. Учитель начинает выступать как режиссёр мини-спектакля, который рождается непосредственно в классе. Развивающее обучение немыслимо без постоянного учебного общения, при котором учащийся, поняв, чего он не знает, не умеет делать, сам начинает активно действовать, восполняя недостаток знания и включая в этот процесс учителя, как более опытного партнёра. Мнение учителя при этом воспринимается детьми как одна из возможных точек зрения, которую нужно соотнести с собственной точкой зрения и мнениями других учеников. Необходимость такого общения вытекает из природы поисковой, исследовательской деятельности, при которой поиск истины в одиночку невозможен, необходим коллективный поиск, сопровождающийся постоянным обменом мнениями. Само обучение построено таким образом, что ребенок непосредственно включается в поиск путей решения возникшей проблемы (незнакомого вида примеров и т.д.) и путем проб и мыслительных логических операций формулирует «свой» способ решения. Такая форма работы намного эффективнее, она способствует не только формированию вычислительных умений, но и является мощным двигателем для всестороннего развития ребенка: логического мышления, памяти, внимания. Работа вызывает широкий спектр положительных эмоциональных чувств: радости, самовыражения, уверенности в себе.
Отсутствие готового для запоминания учебного содержания изменяет позицию ученика в учебном процессе, коренным образом меняет тип учения. Из догматического он преобразуется в эвристический, исследовательский, при котором новое знание открывается учеником самостоятельно или в совместном поиске учителем и учащимся. В условиях развивающего обучения учащиеся самостоятельно добывают знания и способы действия, перестраивают ранее полученные, осуществляют широкий перенос усвоенного на решение новых учебных и практических задач, то есть выполняют в основном не воспроизводящую, а преобразующую деятельность. Развивающие технологии имеют специальные методы, включающие детей в коллективный поиск: это создание проблемных ситуаций, ситуация учебного спора, метод коллизий, метод решения учебных задач.
В системе Л.В. Занкова действует такая позиция: делай для того, чтобы продвинуться в решении стоящей перед тобой математической проблемы или чтобы обнаружить такую проблему. Таким образом, используется косвенный путь формирования навыков, который предполагает включение учеников в продуктивную творческую деятельность, в самостоятельное установление алгоритма операции. Прежде всего, необходимо осознать, что предлагаемый путь является более длинным, и в системе нет стремления к быстрому формированию вычислительных навыков, а отводится большое время на осознание тех теоретических и практических основ, которые лежат в фундаменте предлагаемых способов вычислений. Такое осознание – процесс длительный, и его можно организовать только тогда, когда навык еще не сформировался. Если формирование навыка уже произошло, никакого плодотворного возврата к осознанию его источника не может быть для подавляющего большинства людей. Дети никогда не поймут, зачем нужно размышлять о том, что просто уже делаешь, не задумываясь. В этом, возможно, и кроется большинство проблем при развивающем обучении. Ведь известно, что многие дети идут в школу с определённой подготовкой и багажом знаний, которые даны им методом «натаскивания».
Следующей особенностью является отказ от активной эксплуатации механической памяти при запоминании таких важных основ овладения вычислительными навыками, как таблицы сложения и умножения. В системе основ запоминания этих таблиц является длительная и активная деятельность, требующая постоянного обращения к ним. Именно этой особенностью диктуется то, что каждый ученик имеет право открыто пользоваться таблицами как справочным материалом до тех пор, пока ему это необходимо.
В результате такого подхода к формированию вычислительных навыков дети приобретают прочные и осознанные навыки выполнения математических действий. Когда такая цель достигнута, необходимо перейти к наращиванию скорости выполнения вычислений.
Органическое соединение осознания основ выполнения действий и формирование вычислительных навыков приводит к тому, что материал для работы над вычислительными навыками создается самими детьми, а не дается готовым.
В системе Л. В. Занкова формирование навыков проходит три принципиально различных этапа.
Первый этап – осознание основных положений, лежащих в фундаменте выполнения операции, создание алгоритма ее выполнения. На этом этапе обязательно прослеживается, оценивается и создается каждый шаг в рассуждениях детей, устные рассуждения переводятся в запись математическими знаками. Отсюда вытекает характерный признак этого этапа - подробная запись выполнения операции, с которой в данный момент работают ученики. На этом этапе практически не используется прямой путь. Он возникает только при выполнении промежуточных, знакомых детям операций. Результатом этого этапа является выработка алгоритма выполнения операции и его осознание. Примером такого задания является № 100 из учебника для 4 класса, тема « Умножение многозначных чисел», где дети рассматривают подробную запись 178 4.
Главным направлением второго этапа является формирование правильного выполнения операции. Для достижения этой цели необходимо не только использование выработанного на 1 этапе алгоритма выполнения операции, но, может быть, в еще большей степени, свободная ориентация в ее нюансах, умение предвидеть. К чему приведет то или иное изменение компонентов операции. В силу этого на втором этапе используются оба пути формирования навыков, однако косвенный путь продолжает быть ведущим, прямой же используется в качестве подчиненного. Пример – задание № 142, которое включает в себя 4 пункта.
Третий этап формирования навыка нацелен на достижение высокого темпа выполнения операции. Именно на этом этапе на первый план выходит прямой путь формирования навыка. Главная задача учителя – построить работу так, чтобы дети хотели выполнять необходимые вычисления и получали от этого удовольствие. Большую помощь в этом окажут учителю тетради на печатной основе, содержащие большое количество привлекательных для учеников заданий, требующих выполнения разнообразных вычислений (например, №11, 14, 18, 23 и т. д.)
При выборе способов организации вычислительной деятельности необходимо ориентироваться на развивающий характер работы, отдавать предпочтение обучающим заданиям, в которых познавательная мотивация выступает на первый план. Используемые вычислительные задания должны характеризоваться вариативностью формулировок, неоднозначностью решений, выявлением разнообразных закономерностей и зависимостей, использованием различных моделей (предметных, графических, символических), что позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка, его жизненный опыт, предметно-действенное и наглядно-образное мышление и постепенно водить ребенка в мир математических понятий, терминов и символов.
Система заданий и упражнений должна давать возможность каждому ребенку проявить активность в поисковой работе, активизируют мыслительную деятельность, умение находить закономерности и особенности в решении различных видов примеров, разнообразные задания позволяют развивать гибкость мышления, возможность находить свой способ решения, развивать математическую речь ребенка, не вызывают эмоциональной усталости и монотонности в работе. Вместе с тем количество упражнений и заданий должно быть достаточно для формирования прочных вычислительных умений и навыков. Необходимо уделять особое внимание различным формам работы: это фронтальные задания, групповые, работа в парах и индивидуальные.
На наш взгляд, работая в любой системе обучения учитель может и должен организовать работу таким образом, чтобы удовлетворить всем выше перечисленным требованиям современной школы.
Очень хорошо, если учителю удастся организовать деятельность учеников не прибегая к откровенному давлению на детей, а на основе свободного выбора, а также используя склонность учеников переводить учебную деятельность в плоскость игры и соревнования друг с другом и с самим собой. Очень важно, чтобы дети могли следить за своими успехами, видеть результаты своих усилий. Для этого очень эффективны тетради на печатной основе Узоровой и Нефёдовой, расчитанные на отработку навыков по различным темам: «Внетабличное умножение и деление», «Табличное умножение и деление», «Сложение и вычитание в пределах 100» и т. д. Работу по ними учитель может организовать по разному: нахождение значений с объяснением вслух «цепочкой», нахождение значений с объяснением вслух в паре, счёт на время в классе и дома и др.
Очень нравится ребятам готовить друг для друга карточки с заданиями и обмениваться ими. Причём в таких заданиях они с удовольствием находят ошибки, выясняют на каком этапе сделана ошибка и объясняют, исправляют её.
Для отработки скорости вычислений не забываем о рациональных способах вычислений, математических секретах и курьёзах. Например, умножение на 11, 111, 9, 99; признак делимости на 2, 5, 3; или интересное умножение, нахождение закономерностей:
1.) 12345679 * 9=111111111 (9 : 9=1)
12345679*18=222222222 (18 : 9=2)
12345679*27=333333333 (27 : 9=3)
12345679*36=444444444 и т. д.
9*9+7=
98*9+6=
987*9+5=
9876*9+4=
98765*9+3=
987654*9+2=
9876543*9+1=
98765432*9+0=
См. список литературы № 6.
Тема: Нумерация чисел от 0 до100.
Расставьте пропущенные числа на прямой.
1 4 8
Нарисуй ответы.
а) -=
б) +=
в) -=
г) -=
Поставь пропущенные знаки «+» и «-».
а) ...=
б) *****...**=***
в) ...=
5. Вставить пропущенные числа.
1 2 3 9 8 7
2 3 4 8 7 6
3 4 7 6
4 6
6. Найди «лишний» столбик.
1 5 2 8 1 5 4 2
2 6 4 9 3 7 7 4
3 7 6 10 5 9 10 6
8. Решите волшебные примеры.
- 1=
+ 2=
Найдите лишнее число.
А) 12, 15, 11, 13, 19, 14.
Б) 11, 15, 24, 11, 17,
В) 31, 13, 33, 32, 34.
Заполните пустые клеточки таблиц.
26 | 21 | 24 | 27 |
56 | 51 | 50 | 57 |
86 | 84 | 80 | 82 |
Тема: Сложение и вычитание от 0 до 100.
Сравните примеры по столбикам и по строчкам. Много ли примеров надо решить?
1+6= 7-1= 7-6=
2+5= 7-2= 7-5=
3+4= 7-3= 7-4=
Сравнить не считая.
2+4 4+2 5+4 5+3
5+2 5+3 9-3 9-4
1+4 8+1 7-4 9-4
Реши примеры.
+3=5 3 4=7 8- -2=3
=4 9 5=4 3- -1=0
6+ =8 102=8 5+ -8=0
Вставьте в пустые квадратики знаки «+» или «-».
6 1 3=4 4 1 2=7
9 5 2=2 7 2 4=1
7 4 3=0 7 2 8=1
Разбейте примеры на группы по какому -либо признаку.
5+3 7+2 8-3 7-5 5+4 6+3 8+1 8-5 7-3 7-1
Поставьте знаки «+» и «-».
5...4...3...2...1=1
Сравните, где это возможно.
+3 ... + ...
+5 ...+5 -2 ...
Подставить в «окошки» числа.
- 2 > -
+ 5 > -
+ < +
На всех этапах формирования вычислительных навыков используются занимательные задачи. Темы:
Миллионы лет назад;
Зов далеких странствий;
Хищники и грызуны;
Насекомые и птицы;
Самые-самые и т.д.
Расшифруйте примеры. (каждый значок – одно и тоже число)
=
15 =
18 + 6 =
+ 1 =
Литература
Лавриненко Т.А. Задания развивающего характера по математике. Саратов.2002г.
Чутчева Е.Б. Занимательные задачи по математике. М. 1996г.
Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике.М.2002г.
Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М.1993г.
Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников. М.1990г.
Пшеничная Л. Считай быстрее компьютера. Новосибирск, 1994.
Аргинская И. И. Сборник заданий по математике. Самара, 2005.
Королёва Е. В. Предметные олимпиады в начальной школе. М. 2005.
Свечников А. А., Сорокин П. И. Числа, фигуры, задачи. М. 1977.
Лазуренко Л. В. Занимательные материалы к урокам математики. Волгоград,2005.
Дьячкова Г. Т. Устный счёт в начальной школе. Волгоград, 2005.
Занков Л. В. Учебник и методика преподавания математики. 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование вычислительных навыков на уроках математики в начальной школе.
Задача формирования вычислительных навыков является центральной в курсе преподавания математики в начальной школе. Однако, не всегда вычислительные навыки у учащи...
Интегрированный урок математики и информатики по теме"Алгоритмы. Использование, построение алгоритмов при решении задач и при формировании вычислительных навыков", 2 класс
Веду факультативный курс "Информатика в играх и задачах" (автор Горячев А.В.) Одна из основных целей курса - развитие логического мышления. На этом уроке отрабатывалась одна из тем информатики "Алгори...
Презентация по теме "Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков у учащихся начальной школы"
Презентация раскрывает роль устного счёта в выработке вычислительных навыков у учащихся и развитии личностных качеств у учащихся....
ДОКЛАД НА ТЕМУ: «РОЛЬ УСТНОГО СЧЁТА В ФОРМИРОВАНИИ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ И В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ РЕБЁНКА»
Роль устного счёта в формировании навыков и в развитии личностных качеств ребёнка....
Приемы познавательной деятельности при формировании вычислительных навыков
Презентация содержит материал по данной теме...
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ ДОЛГОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В СИСТЕМЕ Л.В.ЗАНКОВА
В статье говорится о работе педагога по формированию долговременной памяти...
"Пути формирования вычислительных навыков на уроках математики по системе Л.В. Занкова"
Главными задачами обучения в системе являются: достижение максимального результата в общем развитии школьников и овладение знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой. Эти же задачи я р...