Практическая часть по окружающему миру
учебно-методический материал на тему

Князькова Наталья Николаевна

Практические работы по окружающему миру в 1-4 классах по программе "Школа России" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakt_chast_okr_mir.docx58.98 КБ

Предварительный просмотр:

Система оценки планируемых результатов.

Критерии оценки.

В соответствии с требованиями Стандарта при оценке итоговых результатов освоения программы по окружающему миру должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка. В соответствии с требованиями Стандарта необходимо использовать систему оценки, ориентированную на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой подготовки выпускников на ступени начального общего образования. Особенностями такой системы являются:

- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования;

- использование планируемых результатов освоения в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

- оценка динамики образовательных достижений учащихся;

- сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

- использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

- использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки. Как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.

В 1 классе ведётся безотметочное обучение, основная цель которого – сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребёнка. Необходимо учитывать, что это не обучение традиционного вида, из которого изъяты отметки, а качественно новое обучение в начальных классах – на содержательно – оценочной основе. При использовании безотметочной системы нельзя оценивать  личные качества: особенности памяти, внимания, восприятия. Оцениванию подлежат интеллектуальные, творческие и инициативные проявления ребёнка: умные вопросы, самостоятельный поиск, изучение дополнительного учебного материала и др.

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио.  Система оценки достижения планируемых результатов изучения математики предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность  решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

Портфолио ученика:

- является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;

- реализует одно из основных положений ФГОС общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;

- позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся  младших учащихся; лучшие достижения Российской школы на этапе  начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;

- предполагает активное вовлечение учащихся и родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

Преимущества рабочего Портфолио как метода оценивания достижений учащихся  заключается в следующем:

- сфокусирован  на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД;

- содержание заданий Портфолио  выстроено на основе УМК, реализующего новые образовательные стандарты начальной школы;

- учитывает особенности развития критического мышления учащихся путём использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия;

- позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное осмысление информации и размышлять о том, что они узнали.

Критериями оценивания являются:

- соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;

- динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.

Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и тетрадях. При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить эти знания при решении учебно – познавательных и учебно – практических задач. Иными словами, объектом  оценки являются действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием.

В 1 классе используется три вида оценивания – текущее, тематическое и итоговое оценивание без выставления бальной отметки, но сопровождающееся словесной оценкой.

Текущее оценивание – его основная цель: анализ хода формирования знаний и умений учащихся, формируемых на уроках окружающего мира (наблюдение, сопоставление, установление взаимосвязей).

Тематическое оценивание проводится с помощью тетради, которая содержит тесты по всем темам курса «Окружающий мир» для 1 класса. Для мониторинга метапредметных результатов в 1 классе используются  комплексные проверочные и тренировочные задания. Комплексная работа позволяет выявить  и оценить  как уровень сформированности важных предметных  аспектов обучения, так и компетентность первоклассника в решении разнообразных проблем.

Уровень усвоения программного материала и сформированности  знаний и умений в 1 классе учитель может фиксировать в Таблице достижений предметных результатов с помощью двухуровневой оценки: «+» - справляется, «-» - необходима тренировка.

График проведения проверочных работ в 1 классе:

№ урока

Разделы

Вид работы

21

Что и кто?

Проверочная работа

33

Как, откуда и куда?

Проверочная работа

44

Где и когда?

Проверочная работа

66

Почему и зачем?

Проверочная работа

Перечень практических работ в 1 классе:

№ урока

Тема

Виды работы

1

7

Что у нас под ногами?

Определение образцов по фотографиям, рисункам атласа-определителя

2

8

Что общего у разных растений?

Нахождение у растений их  частей, показ и называние

3

9

Что растет на подоконнике?

Определение комнатных растений с помощью атласа-определителя

4

11

Что это за листья?

Определение деревьев по листьям

5

15

Кто такие птицы?

Исследование строения пера птицы

6

23

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

Опыты, показывающие загрязнение воды и ее очистку

7

27

Откуда берутся снег и лед?

Опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулирование выводов на основе проделанных опытов

8

28

Как живут растения?

Наблюдение за ростом и развитием растений

9

30

Как зимой помочь птицам?

Изготовление простейших кормушек и подбор подходящего для птиц корма

10

32

Откуда в снежках и сосульках грязь?

Исследование снежков и сосулек на наличие загрязнений

11

38

Где живут белые медведи?

Нахождение на глобусе Северного Ледовитого океана и Антарктиды, их характеристика

Проекты в 1 классе.

Название

1

Проект «Моя малая Родина»

2

Проект «Моя семья»

3

Проект «Мой класс и моя школа»

4

Проект «Мои домашние питомцы»

Основная цель контроля по окружающему миру  в 2, 3, 4 классах – проверка знания фактов учебного материала, умение детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные задания.

Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предмету. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

Итоговая оценка вводится на основе результатов итоговых комплексных работ – системы заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.

В учебном процессе оценка предметных  результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных итоговых), направленных  на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов  выполнения итоговой работы по окружающему миру и итоговой комплексной работы на межпредметной  основе.  

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы, которая:

  • является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
  • реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения - формирование универсальных учебных действий;
  • позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения российских школ на этапе начального учения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
  • предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

Критериями оценивания являются:

  • соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
  • динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.

Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование стремления второклассника к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.

Текущий контроль по окружающему миру осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме тестов и практических работ. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.

Тематический контроль по окружающему миру  проводится в устной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы.

Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, тестовых и практических работ, итоговой диагностической работы.  

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
  • нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
  • неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
  • ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
  • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
  • отсутствие умения выполнять рисунок, схему; неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
  • ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

  • преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
  • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющие отрицательно результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
  • неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляет:- после наводящих вопросов;
  • неточности при нахождении объекта на карте.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

Виды контрольно  - измерительных материалов во 2 классе

№ урока

Тема

Вид работы

2

Входная

Стартовая диагностика

6

Измерение температуры.

Практическая работа №1

8

В гости к осени.

Экскурсия №1

12

Знакомство с горными породами и минералами.

Практическая работа №2

15

Распознавание деревьев, кустарников и трав.

Практическая работа №3

15

Качество усвоения программного материала за 1 четверть.

Проверочная работа

18

Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений.

Практическая работа №4

20

Отработка приёмов ухода за комнатными растениями.

Практическая работа №5

21

Отработка приёмов ухода за животными живого уголка.

Практическая работа №6

24

Природа.

Тест №1

29

Итоговая работа за 1 полугодие.

Промежуточная диагностическая работа

31

В гости к зиме. Сезонные изменения в природе.

Экскурсия №2

34

Жизнь города и села.

Тест №2

38

Отработка правил перехода улиц.

Практическая работа №7

44

Здоровье и безопасность.

Тест №3

48

Отработка основных правил этикета.

Практическая работа №8

49

Качество усвоения программного материала за 3 четверть.

Проверочная работа

50

Общение.

Тест №4

52

Определение сторон горизонта по компасу.

Практическая работа №9

55

В гости к весне.

Экскурсия №3

57

Освоение основных приёмов чтения карты.

Практическая работа №10

63

Путешествия.

Тест №5

64

Качество усвоения программного материала за учебный год.

Итоговая диагностическая работа

65

Впереди лето.

Экскурсия №4

График проведения практических и проверочных работ в 3 классе

Период

обучения

Количество

часов

Практическая

работа

Проверочная

работа

Диагностическая

работа

Тест

1 четверть

18 часов

7

1

1

1

2 четверть

14 часов

2

-

1

1

3 четверть

20 часов

4

1

-

2

4 четверть

16 часов

-

-

1

1

Итого

68 часов

13

2

3

5

Виды контрольно – измерительных материалов в 3 классе.

№ урока

Тема

Вид работы

2

Входная

Стартовая диагностика

7

Тела, вещества, частицы.

Практическая работа № 1

8

Обнаружение крахмала в продуктах питания.

Практическая работа № 2

9

Свойства воздуха.

Практическая работа № 3

10

Свойства воды.

Практическая работа № 4

11

Круговорот воды в природе.

Практическая работа № 5

14

Состав почвы.

Практическая работа № 6

17

Размножение и развитие растений.

Практическая работа № 1

18

Качество усвоения программного материала за первую четверть.

Проверочная работа

24

Эта удивительная природа.

Тест N° 1

27

Знакомство с внешним строением кожи.

Практическая работа № 8

30

Подсчёт ударов пульса.

Практическая работа №9

31

Итоговая работа за 1 полугодие

Промежуточная диагностическая работа

36

Поведение на улице и в транспорте.

Тест № 2

37

Дорожные знаки.

Тест № 3

40

Наша безопасность.

Проверочная работа

41

Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды.

Практическая работа №10

44

Полезные ископаемые.

Практическая работа №11

45

Знакомство с культурными растениями.

Практическая работа №12

49

Знакомство с различными монетами.

Практическая работа №13

52

Чему учит экономика.

Тест N9 4

65

Путешествия по городам и странам.

Тест № 5

66

Качество усвоения программного материала за учебный год.

Итоговая диагностическая работа

График проведения практических и проверочных работ в 4 классе

Период

обучения

Количество

часов

Практическая

работа

Проверочная

работа

Диагностическая

работа

Тест

1 четверть

18 часов

12

1

1

1

2 четверть

14 часов

7

-

1

1

3 четверть

20 часов

-

1

-

2

4 четверть

16 часов

-

-

1

1

Итого

68 часов

19

2

3

5

Виды контрольно – измерительных материалов в 4 классе

урока

Тема

Вид работы

1

Остаточные знания за 3 класс.

Стартовая диагностика

2

Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца.

Практическая работа № 1

3

Знакомство с картой звёздного мира.

Практическая работа № 2

4

Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте.

Практическая работа № 3

6

Знакомство с историческими картами.

Практическая работа № 4

10

Земля и человечество.

Тест № 1

11

Поиск и показ на физической карте равнин и гор России.

Практическая работа  5

12

Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России.

Практическая работа № 6

13

Поиск и показ на карте природных зон России.

Практическая работа  7

14

Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике.

Практическая работа № 8

15

Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в тундре.

Практическая работа № 9

16

Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне лесов.

Практическая работа №10

18

Качество усвоения программного материала за первую четверть.

Проверочная работа №1

19

Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне степей.

Практическая работа №11

20

Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне  пустынь.

Практическая работа №12

21

Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне  субтропиков.

Практическая работа №13

21

Природа России.

Тест №2

23

Знакомство с картой родного края.

Практическая работа №14

26

Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств.

Практическая работа №15

28

Рассматривание гербарных экземпляров растений леса и их распознавание.

Практическая работа №16

29

Рассматривание гербарных экземпляров растений луга и их распознавание.

Практическая работа №17

30

Рассматривание гербарных экземпляров растений пресных вод и их распознавание.

Практическая работа №18

31

Рассматривание гербарных экземпляров полевых культур и их распознавание.

Практическая работа №19

32

Итоговая работа за 1 полугодие.

Промежуточная диагностическая работа

34

Родной край – часть большой страны.

Тест №3

39

Страницы всемирной истории.

Тест №4

52

Качество усвоения программного материала за третью четверть.

Проверочная работа №2

59

Страницы истории России.

Тест №5

64

Качество усвоения программного материала за год.

Итоговая диагностическая работа

Сводная таблица достижения предметных результатов обучения по окружающему миру в первом классе

Разделы

Планируемые результаты

Фамилия, имя, отчество

Что и кто?

рассказывать о «малой родине» и о Москве как столице государства

наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нем

определить образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя

находить у растений их части, показывать и называть

наблюдать комнатные растения в школе и определять их с помощью атласа-определителя

наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях, определять деревья по листьям

различать лиственные и хвойные деревья; определять деревья с помощью атласа-определителя

узнавать насекомых, рыб, птиц, зверей на рисунках, определять их с помощью атласа-определителя

группировать предметы домашнего обихода, приводить примеры предметов разных групп

характеризовать опасность бытовых предметов; формулировать правила перехода улицы, проводить самопроверку

рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли

Кто, откуда и куда?

рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника; называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи; рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи

объяснять опасность употребления загрязненной воды

соблюдать ПТБ при обращении с электричеством и электроприборами

наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях; прослеживать по рисунку- схеме этапы жизни растений

ухаживать за домашними животными

различать зимующих птиц по рисункам и в природе

определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации

называть источники появления загрязнений в снеге

Где и когда?

рассказывать о случаях взаимопомощи в классе

отображать с помощью карточек последовательность дней недели в правильной последовательности

анализировать схему смены времен года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы, характеризовать природные явления в разные времена года

находить на глобусе  Северный Ледовитый океан и Антарктиду

находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их

объяснять причины отлета птиц в теплые края

отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов

различать типы одежды в зависимости от ее назначения, уметь подбирать одежду для разных случаев

Почему и зачем?

сравнивать старинные и современные велосипеды

по фотографиям в учебнике называть профессии людей, рассказывать о профессиях родителей и старших членов семьи

сопоставлять видимые и реальные размеры звезд

анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения ее поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны

рассказывать по рисунку учебника о видах дождя, отбирать из списка слов те, которые подходят для описания ветра; объяснять причины возникновения дождя и ветра

высказывать предположение о причине возникновения эха

перечислять последовательность цветов радуги; высказывать предположение о причинах возникновения радуги

оценивать свое поведение в лесу и поведение других людей

называть правила подготовки ко сну, оценивать правильность своей подготовки ко сну

обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук

знать правила безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге; рассказывать о правилах безопасности в автобусе, троллейбусе, трамвае

оценивать свои поступки по отношению к природе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические работы по окружающему миру

Примеры практических работ по окружающему миру помогут студентам и молодым учителям подготовиться к уроку...

Практическая работа по окружающему миру "Я изучаю свою родословную" и "Дорожите именем своим". Тайна наших имен. 3 класс.

Практические работы можно использовать на уроке окружающего мира в 3 классе. ОС "Школа 2100. Задания творческого характера, при выполнении заданий учащиеся могут пользоваться помощью родителей....

Методический материал для практических работ по окружающему миру

Для выполнения графических заданий на карте полушарий, а также отработки действий работы с компасом...

Практическая работа по окружающему миру "ОРиентирование на местности"

Шаблон для офрмления практической работы по окружающему миру "ОРиентирование на местности".3 класс, УМК  "Планета знаний"...

Проверочные и практические работы по окружающему миру по теме "Человек" 4 класс.

Составленные тесты  помогут быстро  и качественно проверить домашнее задание, узнать уровень усвоения учебного материала, провести практическую работу по теме "Человек"....

Практические работы по окружающему миру ( учебник А.А.Плешакова. Окружающий мир ч.2) 3 класс

Бланки для проведения практических работ в 3 классе. Разработаны для УМК "Школа России", к учебнику А.А.Плешакова "Окружающий мир, ч. 2". В разработке представлены бланки для ...