Использование игровых технологий на уроках в начальной школе.
проект на тему

Маргулис Инна Иосифовна

Выступление на РМО на тему "Использование игровых технологий на уроках в начальной школе."

Презентация выступления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект выступления25.31 КБ

Предварительный просмотр:

Задача, конечно, не слишком простая:
Играя учить и учиться играя.
Но если с учебой сложить развлеченье,
То праздником станет любое ученье!

              В связи с модернизацией образования , с запросами общества 21 века перед собой я ставлю серьезные требования. Мой современный выпускник начальной школы должен ясно выражать  свои мысли, действовать обдуманно, стремиться к знаниям. И сегодня на нашем методическом объединении мне бы хотелось рассказать как достичь этих целей мне помогают игровые образовательные технологии, поделиться опытом работы.

(СЛАЙД)

       Когда маленький человечек лет 6-7 приходит в школу, то начинается его целенаправленное обучение, учёба становится для него ведущей деятельностью. И уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного развития ребёнка.

Переходной формой от игры к учёбе является дидактическая игра, органично соединяющая обучение с игровой формой его организации. Использование игры в учебном процессе помогает более быстрому и безболезненному преодолению психического барьера, возникающего при поступлении ребёнка в школу.

А.Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к "рубежным играм", представляя собой переходную к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. 

(СЛАЙД)

   Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. (ЩЕЛК, щелк, щелк).Актуальной задачей школы становится творческого потенциала обучающегося. Его познавательного интереса и самостоятельности.

(СЛАЙД)

 А.С.Макаренко считал, что «… ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра».

Цель игры - побудить интерес к познанию, науке, книге, учению.

И если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики — проблему мотивации учебной деятельности.

«Учиться надо весело, учиться надо весело, учиться надо весело, чтоб хорошо учиться…» это строчки из известной детской пени очень часто мы повторяем на уроках. Ведь что может быть интересней для ребёнка, чем игра?! Я использую самые различные игровые технологии, которые превращают мои уроки в незабываемое действие, сказку.

Есть старинная поговорка "Кашу маслом не испортишь". На мой взгляд, это как раз про игровые технологии и именно в начальных классах. По мнению психологов, в детстве должно быть много - много хорошего, увлекательного и доброго, даже если ребенок понимает, что реальность не такая замечательная, тогда во взрослой жизни так или иначе все это хорошее обязательно найдет "выход", чтобы человек был более счастливым, способным к созиданию, состраданию, жил полноценной жизнью, и нам учителям важно об этом помнить, мы ведь" наполняя голову ребенка знаниями", воспитываем, развиваем Человека, Личность.

Таким образом, можно говорить о том, что игровые технологии (представляют собой ступени от игры-забавы к игре-увлечению познанием. И высшей ступенью является – от игры к творчеству, к научной логике, к опережению школьных программ.

Игру и игровой момент можно использовать на различных уроках. Это может быть урок объяснения нового, урок закрепления пройденного, комбинированный урок, интегрированный урок и т.д.

    Так как тема «Дидактической игры, игровых технологий» интересует меня давно, то мной были изучены разные источники по данной теме. Это и печатные издания ,и интернет ресурсы.  И мной создана компилятивная подборка дидактических  игр по учебным предметам, которые я использую в своей работе. С некоторыми из них  я сегодня и хотела бы  Вас познакомить.

           В свое практике очень часто вместо обычного вступления предлагаю, иное начало урока – например: определить тему урока, посредством решения загадки, ребуса, рисунки, карточки с заданием. (СЛАЙД)

На уроках русского языка. УМК Школа России, я использую следующие игры. (СЛАЙД)

 При изучении темы Правописание безударных гласных в корне слова я использовала такие игры как «Вставьте пропущенные буквы», «Самый внимательны»(найди и справь ошибку), это способствовало формированию навыка правописания безударных гласных в корне слова, развитию орфографической зоркости, памяти и мышления.

(СЛАЙД)

А вот игра «Выбери три слова» использую ее при повторении изученных тем. Такие игры мне помогают проследить за формированием орфографического навыка правописания слов с изученными орфограммами.

(СЛАЙД)

Для развития навыка правописания слов с непроверяемыми гласными, умение выделять в словах общий признак, внимание я использую игру «Лишнее слово».

(СЛАЙД)

При изучении темы Правописание слов с сочетаниями жи-ши,ча-ща,чу-щу, я использовала такие игры как «Собери слово», игру «Поезд», что способствовало формированию навыка правописания слов с этими сочетаниями, вниманию, орфографической зоркости, моторики (при раскрашивании).

(СЛАЙД)

В первом классе мои дети познакомились с предложением, научились его составлять. А уже во втором классе используя это умение и навык составления приложений, мы учимся составлять текст, писать сочинения. Но, конечно, такие уроки не проходят без игр. Они помогают мне совершенствовать навык составления предложений, умений и творческих способностей, а так же формированию индивидуальных способностей.

Использование игр на уроках математики.

Если спросить у детей, любят ли они сказки, они ответят «да». Сказка вызывает у детей радость, внимание, интерес. На таких уроках царит хорошее настроение, а это залог хорошей работы. (СЛАЙД)

Сказки при изучении математики можно использую так: герои испытывают трудности, а мои дети им помогают. Они отправляются в путь, преодолевая самые неожиданные препятствия. Выполняют математические задания, отгадывают загадки, ребусы и т.д. Преодоление препятствий вместе со сказочными героями придает обучению яркую эмоциональную окраску, что способствует повышению усвоения материала. Математика - один из наиболее трудных предметов. Включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на уроке, что создает условия для эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность. Интересным игровым упражнением для ребят на моих уроках являются: (СЛАЙД)

Математическая эстафета. Использую ее как при устном счете, так и при закреплении изученной темы.

Моим ребятам нравятся когда не только сказочные герои приходят к ним на урок, но и люди различных профессий, необычные предметы, такие как машины, чайные чашки, которые приносят им информацию из истории этого предмета, различные задачи и примеры, а потом обучающиеся

обыгрывают задачи, которые сами составляют с этим предметом. Использование игр игровых ситуаций на уроках математики в моем классе помогает решить проблемы усвоения материала, развивать интерес к предмету, т.к. он один их сложных предметов в школе, сформировать навыки решения задач, от простых до сложных, вычислительные навыки.

(СЛАЙД)

На уроках литературного чтения в своем классе я практикую следующие игры:

-Игры - рифмовки, использую как при речевой разминке, так и при обобщении знаний о прочитанном произведении ,особенно если это веселые рассказы или стихи.

Моим детям очень нравятся викторины, так как они позволяют ребёнку ощутить дух соревнования.

- викторина по басням И. А. Крылова, проведённая как игра брейн-ринг;

- викторина по сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»;

-«Игра Что? Где? Когда?» при проверке домашнего задания; вопросы составляются по алгоритму
    (слайд 16)  Иногда я предлагаю на уроке поработать «Шифровщиками», чтобы узнать кто к нам пришел на урок, принес задания, или наоборот нужно этому герою помочь.

     А чтобы заинтересовать своих детей темой «Устное народное творчество», которую мы недавно прошли, мы с ребятами отправлялись в виртуальное путешествие в загадочную страну, имя которой Фольклор, затем путешествовали по стране сказок. На этих уроках ребятам особенно понравились игры с пословицами.

               Чтобы проверить знания учащихся по прочитанному произведению, я использую тесты, причём не обычные, а интерактивные.

    А после прочтения стихотворений про осень  предлагала обучающимся создать «живую картину» используя игру «Художник», «Фантазеры».

     Таким образом, использование игровых технологий на уроках литературного чтения в начальных классах способствуют созданию на уроке неформальной обстановки, которая позволяет ученику раскрыть свой потенциал, проявить себя в каком-то новом качестве, реализовать навыки, полученные в период обучения. Эти технологии делают урок литературного чтения интересным, разнообразным, содержательным. Важно при этом помнить, что игра на уроке – это не забава, а труд, сложный, но интересный.    


Я представила лишь малую долю игровых упражнений. Естественно, характер игры и игровые ситуации определяются темой, возрастными особенностями участников, их интересами. В активной природе младшего школьника игра, расширяя интерес и знания становится понятной ребенку в том случае, если усвоение их происходит активно.

(СЛАЙД)

Подводя итог выше изложенному можно отметить «за» использование игровых технологий:

- игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;

- несет здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;

- идет передача опыта старших поколений младшим;

- способствует использованию знаний в новой ситуации;

- является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни;

- способствует объединению коллектива и формированию ответственности.

«Минусы» при использовании игровых технологий следующие:

- сложность в организации и проблемы с дисциплиной;

- подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение;

- увлекаясь игровой оболочкой можно потерять образовательное содержание;

- невозможность использовать на любом материале;

- сложность в оценки учащихся.

Я считаю, что одним из условий, при котором игровые технологии  эффективны, является желание детей играть.  Готовясь к выступлению, я провела в своём классе анкетирование, с целью  выявления отношения их к игре в учебной деятельности.

(слайд 18)Анкета

– Нравится ли тебе играть на уроке?

– На каких уроках тебе хотелось бы играть?

–(слайд 19) Как ты любишь больше играть один или с друзьями?

– Хочешь ли ты всегда побеждать в игре?

Анализ анкет показал:

(СЛАЙД)

– Игры на уроках нравятся всем учащимся без исключения.

– Большинство учащихся хотели бы играть на каждом уроке, но если только эта  игра им интересна.

(СЛАЙД)

– Более предпочтительна для детей групповая форма игр.

– Большинство учащихся хотят в игре побеждать.

Детство — время игры, и если блокировать игровые способности ребёнка, не давая ему наиграться, то на следующих этапах развития он будет доигрывать недоигранное, вместо того, чтобы идти вперёд. Интересное дело, интересный  урок  способны  захватить  ребенка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Поэтому мои ребята, на вопрос нравится ли им когда есть игры на уроках, отвечали (ЩЕЛК) увлекательно, разнообразно, интересно, познавательно, весело и необычно.

К.Д.Ушинский говорил: «Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что отчасти есть его собственное создание… в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».

Игра учит. Следовательно, это средство обучения. 

(СЛАЙД)

    Свое выступление хочется закончить словами Конфуция «Учитель и ученики растут вместе». Так пусть игровые технологии позволяют расти как ученикам, так и учителю. Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование игровой технологии на уроках в начальной школе.

Материал содержит описание игровой технологии и технологическую карту урока обучения грамоте....

Особенности использования игровых технологий на уроках в начальной школе.

. Для реализации активного участия в уроке каждого ученика, применяю в своей практике технологию игровых форм обучения. В игровой технологии дидактическая цель ставится перед учащимися в форме и...

Использование игровой технологии на уроках в начальной школе

Многие отечественные психологи отмечают влияние игры на умственное развитие ребнка....

Обобщение педагогического опыта по теме «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников»

Обобщение педагогического опыта по теме «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников»...

Использование игровых технологий на уроках в начальной школе

Использование игровых технологий на уроках в начальной школе...

Доклад " Использование игровых технологий на уроках в начальной школе"

Ребёнок любит играть! Поэтому интерес к обучению у младшего школьника приходит через игру. Как сказал В.А.Сухомлинский  «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребён...

Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников

Использование игровых форм организации учебной деятельности способствует повышению познавательной активности обучающихся, формированию интереса к знаниям, развитию учебной мотивации и инициативы, стре...