Рекомендации к проведению занятий по развитию речи
презентация к уроку на тему

Русских Анастасия Александровна

Рекомендации к проведению занятий по развитию речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Рекомендации к проведению занятий по развитию речи»

Формирование правильного произношения – сложный процесс. Ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за своей речью.

Артикуляционная гимнастика. ( для преодоления речевых дефектов)

  • Следует заниматься ежедневно 7 – 10 минут
  • Сначала упражнения выполняют медленно перед зеркалом, так как  ребенку необходим зрительный контроль. Постепенно темп упражнений увеличивается.
  • Периодически ребенку задают наводящие вопросы, например, «Где находится язычок?»
  • Если во время занятий язык ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону, не может удержаться в нужном положении даже в течение короткого времени, необходимо обратиться к логопеду.

Пальчиковая гимнастика. ( для развития мелкой моторики рук)

  • Следует заниматься ежедневно 5 – 10 минут
  • Сначала все упражнения выполняются медленно
  • Упражнения отрабатываются вначале одной рукой, затем – другой и наконец двумя руками одновременно.

Скороговорки ( для развития речевого слуха)

  • Ребенку читают скороговорку и показывают иллюстрацию к ней
  • Объясняют значение сложных слов
  • Предлагают проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладонями
  • Предлагают проговорить скороговорку три раза подряд в быстром темпе.
  • Предлагают взять в руки мяч и , ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорить скороговорку.

             При решении многих задач звуковой культуры речи ведущими являются фронтальные формы работы. В первую очередь это занятия. Это еженедельная 1 – 2 раза в неделю работа на речевых занятиях занимающая от 2 до 10 минут.

Усвоение грамматического строя речи идет одновременно с обогащением словаря и практическим освоением предложения как единицы речи. Метод: упражнения и дидактические игры с наглядным материалом. Заниматься грамматикой следует непродолжительно, т.к материал сложен. Играм и упражнениям отводится 5 – 10 мин.

Младшие группы: обязательно вводится игровой персонаж (Петрушка, Буратино), особенно при повторении материала. (можно  давать задания, придумать предложения о самих себе) На занятии выбирается только одна задача.

Активные приемы обучения:

1. Образец речи воспитателя;

2. Указания;

3. Обоснование учебного задания;

4. Сравнение;

5. Сопряженная речь (одновременное произношение), отраженная речь (повторное произношение);

6. Исправление, подсказка.

МЛАДШИЕ  ГРУППЫ

Метод имитации или отраженной речи – ведущий (т.к ярко выражена способность к подражанию).

Метод разговора – беседы.  

Прием:  опора на натуральные объекты, и их модели (игрушки), картинки.

Метод пересказа, Метод рассказывания – сочинения используются в качестве сопутствующих.

СТАРШИЕ ГРУППЫ

Метод имитации (на первоначальном этапе)

Придумывание рассказов. Воспитатель демонстрирует свой рассказ – образец. («Где это было?», Когда?», «С чего все началось?», «Что было потом?», «Чем закончился рассказ?»)

Метод разговора - беседы целесообразен при активизации речевого запаса детей, побуждает их уместно пользоваться словами, разными конструкциями предложений.

Прием:  словесные дидактические игры.

Метод пересказа. Обогащаются все компоненты языка (лексика, грамматика, интонация), осваивается  связная речь.

Структура занятия по пересказу:

1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи.

2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие

3. Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.

4. Подготовительная беседа ( разбор произведения)

5. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора.

6. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста.

7. Пересказ ( 3 – 7 человек)

Метод сочинения.

Приемы: творческое рассказывание по восприятию (наблюдению). По памяти, по воображению

При планировании каждого занятия  определяются приемы работы с детьми.

 – восприятие и описание натуральных объектов и их моделей (игрушки)

- использование наглядных пособий, воспринимаемых зрительно (картины, иллюстрации, диафильмы, кинофильмы)

 -словесные приемы (образцы речи воспитателя) -  художественные тексты, вопросы – задания, указания, пояснения, словесные дидактические, игры – драматизации.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Рекомендации к проведению занятий по развитию речи»

Слайд 2

Артикуляционная гимнастика (для преодоления речевых дефектов)

Слайд 3

Пальчиковая гимнастика (для развития мелкой моторики рук) Следует заниматься ежедневно 5 – 10 минут; Сначала все упражнения выполняются медленно; Упражнения отрабатываются вначале одной рукой, затем – другой и наконец двумя руками одновременно.

Слайд 4

Скороговорки (для развития речевого слуха) Ребенку читают скороговорку и показывают иллюстрацию к ней; Объясняют значение сложных слов; Предлагают проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладонями; Предлагают проговорить скороговорку три раза подряд в быстром темпе; Предлагают взять в руки мяч и , ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорить скороговорку.

Слайд 5

Активные приемы обучения: 1. Образец речи воспитателя; 2. Указания; 3. Обоснование учебного задания; 4. Сравнение; 5. Сопряженная речь, отраженная речь; 6. Исправление, подсказка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая рекомендация для проведения занятий аппликацией

Материал подготовлен для занятия в кружке аппликация. Расчитан на 2 урока.На первом уроке знакомимся с новой техникой. Готовим шаблоны для работы. Рисуем эскиз работы.На втором занятии начинае воплоща...

Методические рекомендации к проведению фонетической зарядки, развитию слухового восприятия и коррекции произносительных навыков на общеобразовательных уроках и самоподготовке.

Фонетическая зарядка является обязательной формой работы над произносительной стороной речи неслышащих учащихся в коррекционном образовательном учреждении 1 вида. В ходе общеобразовательных уроко...

Методические рекомендации по проведению занятия с учащимися 1-го года обучения (7-8 лет) в кружке «Мир бисера» «Новогодние снежинки»

Тема занятия: изготовление новогодних снежинок.Раздел образовательной программы: «Сувениры».Форма занятия: рассказ, демонстрация иллюстраций, самостоятельная работа под руководством педагога.Форма орг...

Консультация для педагогов: "Методические рекомендации к проведению занятий с неговорящими детьми"

Консультация для педагогов:  "Методические рекомендации к проведению занятий с неговорящими детьми"...

Музыкальные инструменты на Руси Методические рекомендации по проведению занятия.

Методические рекомендации по проведению занятия с детьми с ОВЗ по слуху...

Конспект открытого занятия по развитию речи «Путешествие в страну Красивой речи» план конспект по развитию речи

Конспект открытого занятия по развитию речи «Путешествие в страну Красивой речи»...