Современные формы организации внеурочной деятельности
методическая разработка на тему

Чиркова Галина Григорьевна

С введением новых образовательных стандартов в сетке часов  учебного плана появляется внеурочная деятельность. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план, но и новым взглядом на образовательные результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_formy_organizatsii_vneurochnoy_deyatelnosti.docx41.81 КБ

Предварительный просмотр:

Современные  формы организации внеурочной деятельности

    Проблема использования свободного времени школьников всегда была насущными  для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществляется воспитание в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность школьников должна быть направлена на их культурно-творческую, оздоровительную деятельность, высокий уровень самосознания, способность сделать правильный нравственный выбор.

С введением новых образовательных стандартов в сетке часов  учебного плана появляется внеурочная деятельность. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план, но и новым взглядом на образовательные результаты.

Рассмотрим, что такое  внеурочная деятельность.

         Внеурочная деятельность-это организация педагогом различных видов деятельности учащихся во внеучебное время, обеспечивающее необходимые условия для социализации личности ребёнка.

Но я считаю, что в рамках реализации ФГОС внеурочную деятельность следует понимать, как образовательную деятельность, осуществляющую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Школа и учреждения дополнительного образования обеспечивают подлинную вариативность образования, возможность выбора. Материалы стандарта подводят к выводу:

  • внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности- умение формировать учебную мотивацию;
  • внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся;
  • происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.

А это уже выход на заданный образовательный результат - способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных. В общем, это и ситуации успеха для разных детей, и обеспечение социализации.

Цель и принципы внеурочной деятельности

         Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Принципы организации внеурочной деятельности

соответствие возрастным особенностям обучающихся;

  • преемственность с технологиями учебной деятельности;
  • опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
  • опора на ценности воспитательной системы школы;
  • свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Ориентиры в организации внеурочной деятельности:

  • запросы родителей, законных представителей
  • приоритетные направления деятельности школы;
  • интересы и склонности педагогов;
  • возможности образовательных учреждений дополнительного образования;

Для реализации этих направлений в школе доступны  следующие виды внеурочной деятельности:

  • Игровая деятельность
  • Познавательная деятельность
  • Проблемно-ценностное общение
  • Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)
  • Художественное творчество
  • Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность)
  • Трудовая (производственная) деятельность
  • Спортивно-оздоровительная деятельность
  • Туристско-краеведческая деятельность
  • Проектно- исследовательская деятельность

Направления внеурочной деятельности

Согласно ФГОС в нашей школе внеурочная деятельность состоит из следующих направлений:

  • Внеурочная деятельность по ФГОС МОУ «ТРГ»

1-4кл: предметы дополнительного образования

  • Шахматы
  • Развивающий час
  • Логика
  • Риторика
  • Информатика
  • Хочу всё знать

  • Деятельность по апробации, внедрению и развитию
     инновационной программы внеурочной деятельности «Кадетский класс»: хор, танцы, гитара ,основы воен. дела; история кадетских корпусов, спортчас

  • оптимизационная        модель  внеурочной деятельности 5-8 кл     (на   основе     оптимизации    внутренних      ресурсов  МОУ «Турунтаевская районная гимназия»: турклуб, ИЗО студия; спортивные игры;

школа полного дня  1-е классы ( ГПД ) деятельность воспитателей ГПД в рамках школы полного дня; летний пришкольный лагерь, палаточный лагерь «Сталкер»

  • Внеурочная деятельность (на основе институциональной и (или) муниципальной  системы дополнительного образования детей:  сетевое сотрудничество с ДЮСШ,ДДТ,ДШИ, МКДЦ, районной  библиотекой (педагоги ДОУ ) –дзюдо, л\а, футбол; хореография, квиллинг ,моделирование, вокал, эрудит

  • Классная рефлексия:Деятельность классных руководителей по ВР:

Диспуты, поездки, экскурсии, походы,образовательные события; эколого-биол. проект ст. классов  «Чистый путь к Байкалу»

??????

  Следует рассматривать направления внеурочной  деятельности как содержательный ориентир, как более широкое понятие, внутри которого могут быть использованы различные виды деятельности.

Например, социальное направление может быть реализовано через такие виды  внеурочной деятельности, как  социально- значимая волонтёрская деятельность и трудовая деятельность.

Спортивно-оздоровительное направление не только через спортивную, но и через туристско-краеведческую деятельность.

Игровая, познавательная деятельность и проблемно-ценностное общение реализуются во всех направлениях.

Проблемно-ценностное общение – это этические беседы, тематические диспуты, дискуссии.        

Поговорим о формах  внеурочной  деятельности.

Одним из  ориентиров внеурочной деятельности мы называем «запросы родителей или законных представителей»

Даже  в селе, тем более в городе, есть конкурс между образовательными учреждениями.

Почему родители для своих детей выбрали именно вашу школу?

- микрорайон

-удовлетворенность родителей образовательным процессом

-

-

Вспомните, раньше участие родителей заключалось в том, что посещали родительские собрания, приходили на внеклассные мероприятия, т.е. школа была, как бы закрыта для родителей, они еще не готовы участвовать в образовательном процессе.

Поэтому, наша задача помочь родителям увидеть, как проходит  образовательный процесс в школе через  внеурочную  деятельность, через  разные  формы внеурочной деятельности.

 

Внеурочная деятельность организуется  через следующие формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и др.

И воспитательный и образовательный процесс закладывается в начальной школе. Поэтому, мое присутствие здесь не случайно.

Рассмотрим такую форму работы, как

1. «Партнерство семьи и школы.»

Воспитание личности через  «ситуацию успеха»

Что это такое?

Успех закрепляется через:

  • Благодарность в дневнике;
  • Благодарность на особом бланке гимназии; в Уголке Переписки;
  • Через « Галерею лучших» в классе;
  • Через школьный стенд « Самый, самый»;
  • Через школьную газету « ГимнИнфо», районную газету « Прибайкалец»;

2.Через уроки семейной любви

3.Через  поисковую исследовательскую деятельность

4.Совместную  организацию внеклассных мероприятий

5. День открытых дверей

6.Общественная экспертиза через образовательное   событие.

А затем, из начального партнерства семьи и школы вытекает социальное  партнерство, когда работая сначала внутри класса, родители выходят за пределы класса, выступая в роли социального партнера.

Актуальна социальная практика – ряд занятий  проходят на базе предприятий.

- урок химии – в лаборатории СЭС

- час суда (ролевые игры)

- Создание проекта «Дети и дорога»

(принимают участие инспектора ГИБДД)

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

 Воспитательные результаты внеурочной деятельности

Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).

Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

То есть развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания (семья, друзья, ближайшее окружение) в том числе, сам ребенок достигли своих результатов.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников могут быть трех уровней.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

1-й уровень – школьник  знает и понимает общественную жизнь.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и  позитивного отношения к базовым   ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде.

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами  за пределами школы, в открытой общественной среде.

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Исходя из задач, форм и содержания внеурочная деятельность может осуществляться через:

- учебный план образовательного учреждения,

-дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного    учреждения

- образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;

- классное руководство

- деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога)

Вывод:

В процессе внеурочной деятельности для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности. Организация внеурочной деятельности обучающихся является одним из важнейших механизмов повышения качества образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические возможности клуба интеллектуального развития как формы организации внеурочной деятельности в школе для становления личностных компетентностей у младших школьников

Педагогическое сопровождение и поддержка развития способных и одаренных детей актуальная проблема современной практики. Способом решения данной проблемы может стать организация на базе школы клуба инт...

Формы организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС

Реализация внеурочной деятельности через такие формы работы, как экскурсия, выставка, работа с социумом и т.д....

Проектная деятельность как форма организации внеурочной деятельности учащихся

Рассказывается как организовать  проектную деятельность учащихся...

Эссе на тему: Современные формы организации совместной деятельности младших школьников на уроке

Эссе на тему: Современные формы организации совместной деятельности младших школьников на уроке ...

Проектная деятельность как форма организации внеурочной деятельности

Демократические преобразования в обществе, динамизм окружающей действительности, конкурентоспособность и другие явления рыночной экономики на первое место ставят индивидуальность и неординарность личн...

«Современные формы организации досуговой деятельности младших школьников с умственной отсталостью»

В данной статье рассматриваются проблемы организации досуговой деятельности младших школьников с нарушением интеллекта, особенности организации, формы и методы реализации досуга для детей начальной шк...

Статья. Современные формы организации внеурочной деятельности с младшими школьниками по изобразительному искусству.

В статье представлена характеристика различных инновационных форм организации внеурочной деятельности по изобразительному искусству с младшими школьниками: занятия-экскурсии, творческие мастерские, ур...