ОТЧЕТ. Тема самообразования: «Проектная деятельность, как средство повышения УУД в условиях внедрения ФГОС»
статья

Громова Наталья Васильевна

Школа сегодня стремительно меняется, а перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий. Поэтому сегодня перед педагогом возникает проблема поиска инновационных методов и форм обучения, которые могут не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, сколько вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_doc1.docx25.52 КБ

Предварительный просмотр:

                              ОТЧЕТ.

Тема самообразования: «Проектная деятельность, как средство повышения УУД в условиях внедрения ФГОС»

             Школа сегодня стремительно меняется, а перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий. Поэтому сегодня перед педагогом возникает проблема поиска инновационных методов и форм обучения, которые могут не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, сколько вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.

              Поэтому для себя я выбрала тему по самообразования «Проектная деятельность, как средство повышения УУД в условиях внедрения ФГОС»

            Актуальность рассмотрения данной темы связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике.

Цель работы:  

В соответствии с поставленной целью определены 

Задачи

  • рассмотреть особенности проектной деятельности младших школьников;
  • исследовать влияние проектной деятельности на формирование познавательных универсальных учебных действий;
  • выявить и обосновать педагогические условия наиболее эффективного использования проектной деятельности для формирования и развития универсальных учебных действий у младших школьников;
  • выявить наиболее приемлемую форму введения метода учебных проектов в начальной школе.

В самом начале становления опыта возникли определенные трудности:

- в планировании изучаемого материала;

- подборе форм и методов обучения;

- в организации деятельностного обучения;

Чтобы устранить трудности в методике работы с учащимися по разным предметным областям, я изучала литературу по выбранной теме, участвовала в школьных методических объединениях, занималась самообразованием с использованием ресурсов сети Интернет, педагогической и методической литературы:

Подготовила доклады: 

«Использование проектной деятельности как средства формирования познавательных универсальных учебных действий»,

«Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС» (из опыта работы),

«Проектная деятельность в начальной школе как средство повышения мотивации учебной деятельности».

На сайте ПроШколу.ру опубликовала следующий материал: «Проектная деятельность на уроках окружающего мира.

Проекты по ПДД, «Здравствуйте, цифры», «Золотое кольцо России», «Леса и животные Росссии, «, «На лугу пасутся?», «Птицы – наши друзья», «Азбука», «Моря, озера и реки России».

  1. Прошла курсовую переподготовку по программе: 

«Проектирование рабочей предметной программы и формирование универсальных учебных действий (ФГОС)» 2014г

«Организация внеурочной деятельности в ходе реализации ФГОС НОО в т.ч. модуль «Методика преподавания курса «Шахматная азбука» в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС начального общего образования» 2016г

«Деятельность тьюторов в условиях модернизациитехнологий и содержания обучения в соответствии с федеральными образовательными государственными программами для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.»2016г

ДОТ «Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС. Инклюзия и интеграция.»2018г.

        Сущность учебного проекта заключается в необходимости решения нескольких интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. В современной педагогике метод проектов используется как компонент системы образования. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения ставит задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью.

                       «Проект» в рамках образовательной деятельности есть особое результативное действие, совершаемое в специально организованных педагогом безопасных условиях, которые дают ребёнку возможность действовать самостоятельно и получать результат. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

              При формировании познавательных УУД у младших школьников проектная деятельность даёт возмозможность: предполагать, какая информация нужна; отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

        «Человек рожден для мысли и действия»,- говорили древние мудрецы.  Поэтому я включаю школьников в проектную деятельность постепенно, начиная с первого класса, ведь даже первоклассник может осуществить самостоятельную проектную деятельность. Вначале – им доступны только творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть из области познавательных интересов ребёнка. Длительность выполнения проекта ограничиваю 1-2 неделями урочно-внеурочных занятий или 1-2 уроками. Главное, чтобы весь процесс был окрашен положительными эмоциями, поскольку любая проектная деятельность осуществляется исключительно на добровольной основе. Темы проектов, над которыми работают группы детей, должны быть выбраны точно в круге их интересов. Это и определяет успешность проекта. Особенно удачные проекты те, которые основаны на наблюдении младших школьников: наблюдение за жизнью домашних животных, за растениями, за делами человека. Проекты о домашних питомцах практически всегда получаются очень удачными, снабженными интересными рассказами, наблюдениями и замечательными фотографиями.

        Один из них, это проект «Животноводство в нашем крое», «Птицы – наши друзья»

        Прежде всего, начиная работу над проектом, я пробуждаю в учащихся интерес к теме проекта. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Это может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна младшим школьникам.

         Если спросить меня: «Проекты в младших классах – это трудно?», я отвечу: «Да! Но всё-таки это возможно!» Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок уже рождается исследователем.

          В процессе проектной работы ответственность возлагается на самого ученика. Роль учителя радикально меняется. Он постепенно превращается в коллегу, в старшего партнёра по исследованию и разработке проекта. Этот метод можно рассматривать как технологию сотрудничества. Его главный принцип – принцип деятельности – можно процитировать древней мудростью: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне – я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда».Самое важное то, что ребенок сам определяет тему проекта, его содержание, в какой форме и как пройдет его презентация. Для успешной работы на этапе презентации нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала.

               В своей практике я также использую мини-проекты, которые занимают несколько минут урока на этапе закрепления или применения полученных знаний. Предлагаю фрагмент урока окружающего мира в 1 классе по теме «Осень в гости к нам пришла»

        Задачей таких мини-проектов является: закрепить на практике умения, открытые на уроке; умение извлекать и перерабатывать информацию; договариваться о правилах поведения в группе и следовать им; развивать познавательную и творческую активность детей.

           Я уверена, весьма важный вопрос – это оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, несомненно, нужно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. НО, не следует превращать презентацию проекта в соревнование с присуждением мест.

        В заключение хочется отметить положительные элементы, которые присутствуют в проектном методе обучения. Этот метод четко ориентирован на реальный практический результат. Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес. Работа над проектом помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В МЛАДШИХ КЛАССАХ

Современное общество – это информационное общество, причем с каждым годом информации становится все больше и больше. Поэтому сейчас н...

Проектная деятельность обучающихся во внеурочное время в рамках внедрения ФГОС

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении и во внеурочной деятельности приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать н...

Выступление на педсовете "Проектная деятельность обучающихся во внеурочное время в рамках внедрения ФГОС НОО".

quot;Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он будет только подражать, копировать".  Л.Н.Толстой                  ...

«Проектная деятельность как средство формирования УУД в условиях реализации ФГОС»

Подготовка к проектной деятельности младшего школьника  может стать приоритетным направлением в деятельности каждого педагога....

"Проектная деятельность, как средство формирования УУД в условиях внедрения ФГОС НОО"

Статья на тему: "Проектная деятельность, как средство формирования УУД в условиях внедрения ФГОС НОО"...

Выступление на ГМО учителей начальных классов по теме: «Проектная деятельность как средство повышения учебной мотивации в начальной школе в рамках реализации ФГОС третьего поколения»

Выступление на ГМО учителей начальных классов по теме: «Проектная деятельность как средство повышения учебной мотивации в начальной школе в рамках реализации ФГОС третьего поколения»...