ОТЧЕТ. Тема самообразования: «Проектная деятельность, как средство повышения УУД в условиях внедрения ФГОС»
статья
Школа сегодня стремительно меняется, а перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий. Поэтому сегодня перед педагогом возникает проблема поиска инновационных методов и форм обучения, которые могут не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, сколько вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_doc1.docx | 25.52 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТЧЕТ.
Тема самообразования: «Проектная деятельность, как средство повышения УУД в условиях внедрения ФГОС»
Школа сегодня стремительно меняется, а перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий. Поэтому сегодня перед педагогом возникает проблема поиска инновационных методов и форм обучения, которые могут не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, сколько вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.
Поэтому для себя я выбрала тему по самообразования «Проектная деятельность, как средство повышения УУД в условиях внедрения ФГОС»
Актуальность рассмотрения данной темы связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике.
Цель работы:
В соответствии с поставленной целью определены
Задачи:
- рассмотреть особенности проектной деятельности младших школьников;
- исследовать влияние проектной деятельности на формирование познавательных универсальных учебных действий;
- выявить и обосновать педагогические условия наиболее эффективного использования проектной деятельности для формирования и развития универсальных учебных действий у младших школьников;
- выявить наиболее приемлемую форму введения метода учебных проектов в начальной школе.
В самом начале становления опыта возникли определенные трудности:
- в планировании изучаемого материала;
- подборе форм и методов обучения;
- в организации деятельностного обучения;
Чтобы устранить трудности в методике работы с учащимися по разным предметным областям, я изучала литературу по выбранной теме, участвовала в школьных методических объединениях, занималась самообразованием с использованием ресурсов сети Интернет, педагогической и методической литературы:
Подготовила доклады:
«Использование проектной деятельности как средства формирования познавательных универсальных учебных действий»,
«Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС» (из опыта работы),
«Проектная деятельность в начальной школе как средство повышения мотивации учебной деятельности».
На сайте ПроШколу.ру опубликовала следующий материал: «Проектная деятельность на уроках окружающего мира.
Проекты по ПДД, «Здравствуйте, цифры», «Золотое кольцо России», «Леса и животные Росссии, «, «На лугу пасутся?», «Птицы – наши друзья», «Азбука», «Моря, озера и реки России».
- Прошла курсовую переподготовку по программе:
«Проектирование рабочей предметной программы и формирование универсальных учебных действий (ФГОС)» 2014г
«Организация внеурочной деятельности в ходе реализации ФГОС НОО в т.ч. модуль «Методика преподавания курса «Шахматная азбука» в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС начального общего образования» 2016г
«Деятельность тьюторов в условиях модернизациитехнологий и содержания обучения в соответствии с федеральными образовательными государственными программами для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.»2016г
ДОТ «Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС. Инклюзия и интеграция.»2018г.
Сущность учебного проекта заключается в необходимости решения нескольких интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. В современной педагогике метод проектов используется как компонент системы образования. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения ставит задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью.
«Проект» в рамках образовательной деятельности есть особое результативное действие, совершаемое в специально организованных педагогом безопасных условиях, которые дают ребёнку возможность действовать самостоятельно и получать результат. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
При формировании познавательных УУД у младших школьников проектная деятельность даёт возмозможность: предполагать, какая информация нужна; отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
«Человек рожден для мысли и действия»,- говорили древние мудрецы. Поэтому я включаю школьников в проектную деятельность постепенно, начиная с первого класса, ведь даже первоклассник может осуществить самостоятельную проектную деятельность. Вначале – им доступны только творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть из области познавательных интересов ребёнка. Длительность выполнения проекта ограничиваю 1-2 неделями урочно-внеурочных занятий или 1-2 уроками. Главное, чтобы весь процесс был окрашен положительными эмоциями, поскольку любая проектная деятельность осуществляется исключительно на добровольной основе. Темы проектов, над которыми работают группы детей, должны быть выбраны точно в круге их интересов. Это и определяет успешность проекта. Особенно удачные проекты те, которые основаны на наблюдении младших школьников: наблюдение за жизнью домашних животных, за растениями, за делами человека. Проекты о домашних питомцах практически всегда получаются очень удачными, снабженными интересными рассказами, наблюдениями и замечательными фотографиями.
Один из них, это проект «Животноводство в нашем крое», «Птицы – наши друзья»
Прежде всего, начиная работу над проектом, я пробуждаю в учащихся интерес к теме проекта. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Это может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна младшим школьникам.
Если спросить меня: «Проекты в младших классах – это трудно?», я отвечу: «Да! Но всё-таки это возможно!» Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок уже рождается исследователем.
В процессе проектной работы ответственность возлагается на самого ученика. Роль учителя радикально меняется. Он постепенно превращается в коллегу, в старшего партнёра по исследованию и разработке проекта. Этот метод можно рассматривать как технологию сотрудничества. Его главный принцип – принцип деятельности – можно процитировать древней мудростью: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне – я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда».Самое важное то, что ребенок сам определяет тему проекта, его содержание, в какой форме и как пройдет его презентация. Для успешной работы на этапе презентации нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала.
В своей практике я также использую мини-проекты, которые занимают несколько минут урока на этапе закрепления или применения полученных знаний. Предлагаю фрагмент урока окружающего мира в 1 классе по теме «Осень в гости к нам пришла»
Задачей таких мини-проектов является: закрепить на практике умения, открытые на уроке; умение извлекать и перерабатывать информацию; договариваться о правилах поведения в группе и следовать им; развивать познавательную и творческую активность детей.
Я уверена, весьма важный вопрос – это оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, несомненно, нужно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. НО, не следует превращать презентацию проекта в соревнование с присуждением мест.
В заключение хочется отметить положительные элементы, которые присутствуют в проектном методе обучения. Этот метод четко ориентирован на реальный практический результат. Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес. Работа над проектом помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Надпредметный курс "Мир деятельности" как средство формирования УУД в условиях реализации ФГОС"(тема самообразования 2012-2016уч.год).
учителям начальных классов...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В МЛАДШИХ КЛАССАХ
Современное общество – это информационное общество, причем с каждым годом информации становится все больше и больше. Поэтому сейчас н...
Проектная деятельность обучающихся во внеурочное время в рамках внедрения ФГОС
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении и во внеурочной деятельности приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать н...
Выступление на педсовете "Проектная деятельность обучающихся во внеурочное время в рамках внедрения ФГОС НОО".
quot;Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он будет только подражать, копировать". Л.Н.Толстой ...
«Проектная деятельность как средство формирования УУД в условиях реализации ФГОС»
Подготовка к проектной деятельности младшего школьника может стать приоритетным направлением в деятельности каждого педагога....
"Проектная деятельность, как средство формирования УУД в условиях внедрения ФГОС НОО"
Статья на тему: "Проектная деятельность, как средство формирования УУД в условиях внедрения ФГОС НОО"...
Выступление на ГМО учителей начальных классов по теме: «Проектная деятельность как средство повышения учебной мотивации в начальной школе в рамках реализации ФГОС третьего поколения»
Выступление на ГМО учителей начальных классов по теме: «Проектная деятельность как средство повышения учебной мотивации в начальной школе в рамках реализации ФГОС третьего поколения»...