Доклад Развитие творческих способностей
материал на тему

Вольтмарова Наталья Александровна

выступление на МО

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей.

Развитие творческих способностей учащихся – одно из требований, предъявляемых к организации учебного процесса в школе. Пробудить заложенное в каждом ребёнке созидательное начало, помочь сделать первые шаги в творчестве – задача не из лёгких. Развивать творческие способности? Что это значит?              

- Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.

- Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.

- В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.

 Находясь в постоянном поиске, стараясь подходить творчески каждый педагог хочет видеть в каждом своем ученике будущего певца, художника, писателя, артиста или просто доброго, любящего человека. Я пытаюсь с самых первых дней обучения создать в детском коллективе атмосферу созидания и творчества, помогаю раскрыться способностям каждого моего ученика. Для этого буквально с первых дней приучаю своих учеников при единой для всех теме выполнять задания в своем неповторимом варианте, развивая тем самым самостоятельность, активность, инициативу, т.е. качества, сопутствующие творчеству и обусловливающие развитие творческих способностей. Нельзя сказать, что этот процесс протекает гладко. На первых порах возникают проблемы и трудности, обусловленные тем, что не каждый ребенок открыт к творчеству, например, из-за недоразвития внимания и воображения. Чтобы скорректировать эти недостатки и активизировать работу всех детей (даже самых слабых), стараюсь вводить в урок такие формы работы, которые бы не только развивали, подвигали к творчеству, но были бы доступны и интересны каждому. В начальных классах современной школы одним из эффективных приемов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, является творческая игра. Она способствует созданию у школьников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки, добиться прочного его усвоения. Использование творческой игры помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к предметам. Немаловажно также и то, что творческая игра способствует обогащению словарного запаса учащихся, расширяет их кругозор. Она несет в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только обще-учебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации. Научить ребенка думать самостоятельно, отстаивать свою точку зрения — главная задача творческой игры. Любую творческую игру можно использовать неоднократно. Для того чтобы интерес к ней не снизился, ее можно модифицировать за счет замены оборудования (вводятся новые предметы, картинки, условные обозначения) или введение новых правил.

Начинать работу по развитию детей нужно с самого первого класса, с самого простого – со способности понимать задание, с умения внимательно слушать вопросы и чётко на них отвечать, постепенно усложняя.

 В своей работе я использую следующую классификацию упражнений:

Упражнения для разминки.

Например: «Ответьте как можно быстрее на следующие вопросы:

Сколько дней в неделе? Каким в ней по счёту является воскресенье? В названии, какого дня есть удвоенная буква б?

Упражнения на развитие быстроты реакции и внимания.

«Умеете ли вы делить на слоги? Давайте потренируемся.

Определите: сколько слогов в следующих словах: мак, пират, родина, стол, весна, зима, папа

Расставьте числа каждого ряда в порядке возрастания.
Упражнения на развитие слуховой памяти.

«Это задание рассчитано на работу в паре. Вам медленно и лишь один раз читают ряды слов. Ваша задача – запомнить их в каждом ряду в том же порядке, а затем произнести вместе лишь первые буквы из ряда слов. Например, сын, облако, кошка – получается закодированное слово сок.

Развитие слуховой и зрительной памяти способствует лучшему усвоению учащимися нового материала.

Нестандартные задачи, способствуют формированию положительного отношения к заданиям проблемно - поискового характера, критичности мышления и умению проводить мини-исследования; содействуют проявлению более высокой степени самостоятельности в постановке вопросов и поиска решений.

- задачи с несформулированным вопросом:

в этих задачах не формулируется вопрос, но этот вопрос логически вытекает из данных в задаче математических отношений. Обучающиеся упражняются в осмысливании логики данных в задаче отношений и зависимостей. Задача решается после того, как ученик сформулирует вопрос (иногда к задаче можно поставить несколько вопросов);

 - задачи на сообразительность:

На задачах этой серии тренируется способность логически рассуждать, смекалка и сообразительность. Не все эти задачи являются математическими в узком смысле слова, некоторые из них являются логическими задачами. Задания на развитие логики очень привлекают детей. А процесс решения, поиска правильного ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. В ходе таких упражнений учащиеся постепенно овладевают умением самостоятельно вести поиск решения. Такие задачи развивают умственную активность, инициативу, творческое отношение к учебной задаче, помогают сохранить искру живого интереса к учёбе, к математике.

Упражнения на развитие интеллектуальных способностей.

Какие вы знаете цвета, похожие на названия ягод, фруктов или овощей? Например: лимонный, свекольный.

Подчеркните слова, которые обозначают то, что может быть полосатым: клей, пешеходный переход, вишня, арбуз, чай, зебра, яд, тельняшка, сын, тигр, корова, кошка.

Упражнения на развитие логического мышления и интеллектуальных способностей используются для формирования умения подходить к решению заданий нестандартно, творчески.

Упражнения на развитие речи.

Впишите пропущенные слова в следующие устойчивые сочетания;

Выпишите слово слева с подходящим ему определением справа.

Параллельно таким заданиям на протяжении четырёх лет обучения, обязательно использую упражнения для улучшения мозговой деятельности. Это такой вид деятельности, как «Мозговая гимнастика», которая помогает детям подготовиться к работе, настроиться на серьёзный и плодотворный труд. Очень популярен в среде обучающихся и такой вид творческой игры, как подборка пропущенных рифм во фрагменте стихотворения из предложенных слов или без них. Творческие способности личности могут осуществляться в творческой деятельности и при выполнении домашних заданий.  

Рисование помогает раскрыть художественные способности, занятия музыкой и пением дают возможность проявить себя музыкально одаренным детям.

Дополнительный толчок к развитию творческих способностей младших школьников дает посещение ими различных кружков и секций.  Младшие школьники с удовольствием участвуют в различных видах интеллектуальной и творческой деятельности. Сейчас предлагается ученикам разнообразие конкурсов, игр, где они могут раскрыть свои способности. Это и предметные олимпиады разного уровня: всероссийские «Кенгуру», «Русский медвежонок», интеллектуальные марафоны, различные творческие конкурсы, игры, классные часы и праздники различной направленности, которые позволяют ребятам не только многое узнать, но и сформировать потребность к интеллектуальной деятельности, любознательность, интерес к тому, что происходит вокруг.

Для развития творческих способностей обучающихся могут быть использованы различные формы внеурочной работы – это интеллектуальные соревнования, олимпиады, спецкурсы, факультативы, турниры. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Внеклассную работу в классе я веду с учетом возраста детей, их психологических и индивидуальных особенностей. Система воспитательной работы в классе строится на основе единства учебно-воспитательного процесса.

1 класс - развитие коммуникативных навыков,

2-4 классы - вовлечение каждого ученика в творческую активную деятельность.

Формы проведения внеклассных мероприятий:

-творческие игры, праздники, конкурсы, концерты

-субботники, организация дежурств по классу

-  классные часы, беседы, викторины

 Проблема развития творческих способностей многоаспектная и непростая. Под творческими способностями понимают то, что не сводится к знаниям, умениям, навыкам, но объясняет их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике. У каждого ребёнка есть разного рода дарования. Разумеется, далеко не у всех детей, есть умение сочинять, воображать, придумывать. И, тем не менее, таланты каждого человека можно развивать. Для их развития необходимы стимулы.

Способы стимулирования творческих способностей.

-обеспечение благоприятной атмосферы;

-доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребёнка;

-обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;

-поощрение высказывания оригинальных идей;

-предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Игра «Всезнайка»

В качестве материала к игре можно использовать любой сюжетный рисунок, который имеет проблемное содержание. Младшим школьникам предлагается задавать учителю вопросы обо всем, что ученик хочет узнать. Если учитель не может ответить, то выигрывает ученик. После этого полезно предложить ему составить небольшой рассказ по этим рисункам. При этом следует обратить внимание, на какие вопросы ребенок дал ответ сам, а на какие нет. Определяется также характер вопросов, их четкость, осмысленность.

Игра «Поиск противоположных предметов»

Следует ориентироваться на различные признаки предметов и систематизировать противоположные предметы по группам. Задание направлено на сравнение предметов, поиск новых свойств предмета.

Игра «Выводы»

Надо решить задачу, сделать сравнительный анализ. Например. Сергей старше Лены, а Лена старше Николая. Кто старше, кто младше из детей?

Игра «Хорошо - плохо»

Каждое явление можно оценить с двух сторон: как хорошее и как плохое. Например - «драка»: мальчик сумел постоять за себя - это хорошо, разорвал одежду - это плохо, сумел защитить слабого - это хорошо, будут ругать родители - это плохо, показал кто главный - это хорошо, подрался с другом - это плохо.

Найди что-то хорошее в таких, на первый взгляд, неприятных явлениях:

- вылет самолета задерживается на 2 часа;

- учитель поставил ученику двойку;

- дома случайно выбросили твою игрушку;

- поездка в цирк откладывается.

Игра «Конструирование по образцу»

Направлена на выявление у детей уровня развития пространственного мышления, что лежит в основе формирования интеллектуальных способностей и анализа взаимного расположения объектов в пространстве.

Загадки.

1. Одна нога и шапка, а головы нет. Что это такое? (Гриб).

2. Один льет, второй пьет, третий подрастает. (Дождь, земля, растения).

3. У кого одна нога, да и та без ботинка? (Гриб).

4. На одной ноге стоит, в воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад, ищет в реке лягушат.

На носу повисла капля. Узнаете? Кто это? ... (Цапля)

5. В хлеву - два ряда барашков, и все беленькие. (Зубы).

6. На ночь два окошка сами закрываются, а с восходом солнца сами открываются. (Глаза).

7. Есть у каждого человека два красивых озера, а между ними есть гора. Ты назови их, детвора. (Глаза).

8. Между двух светил, посередине - один. (Нос).

9. Этот конь не ест овса. Вместо ног - два колеса. Верхом сядь и кати на нем, только лучше за рулем. (Велосипед).

10. У него два колеса и седло на раме, две педали есть внизу, крутят их ногами. (Велосипед).

11. Две полоски на снегу оставляю на бегу. Я лечу от них стрелой, а они опять за мной. (Лыжи).

12. Двое смотрят, двое слушают, а один говорит. (Глаза, уши, язык).

13. Вот гора, а у горы две глубокие норы. В этих норах воздуха бродит, то заходит, то выходит. (Нос).

14. Четыре братца под одной крышей стоят. (Стол).

15. Хоть у нас 4 ножки, мы не мыши и не кошки. Хоть имеем мы все спинки, мы не овцы и не свинки. Мы не кони, хоть на нас вы садились сотни раз. (Стулья).

16. Четыре грязных копытца залезли прямо в корытце. (Поросенок).

17. Кто за год четыре раза переодевается? (Земля).

18. Сто иголок несет, а шить не умеет. (Ежик).

19. Пять братьев рядом живут, у каждого свое имя (Пальцы).

20. У двух матерей по пять сыновей, одно имя у них. (Пальцы).

21. Пять хижин, а вход один? Что это? (Перчатка).

22. Если на голову встанет, ровно на три больше станет. (Цифра шесть).

23. Черный, а не ворона. Рогатый, а не бык. Шесть ног без копыт. (Жук).

24. Во дворе переполох, с неба сыплется горох. Съела 6 горошин Нина, у нее теперь ангина. (Град).

25. Шесть ног без копыт, ходит, а не стучит, летает, а не птица, может вверх ногами сидеть. (Муха).

26. Живут они не за стеной, день и ночь они со мной: их целый десяток - верных ребяток! (Пальцы).

27. На десять верст - разноцветный мост. Жаль только, что по нему шагать некому. (Радуга).

28. На странице в букваре 33 богатыря. Мудрецов - богатырей знает каждый грамотей. (Буквы).

29. Сидит баба во сто шуб одета. Кто ее раздевает, тот слезы проливает. (Лук).

30. Один пастух 1000 овец пасет. (Месяц и звезды).

Чтобы игровая деятельность была эффективной и давала желаемые последствия, обязательно следует управлять ею, соблюдая следующие требования:

1. Проводить игру только тогда, когда каждый ученик обеспечен необходимым дидактическим материалом, четко осознал цель и последовательность действий.

2. Результат игры должен быть понятным каждому ребенку, непременно оцениваться, а ход ее контролироваться учителем.

3. Недопустимо унижать достоинство ребенка, когда она обнаруживает неумение (обидные сравнения, насмешки и т.п.).

4. Четко объяснять содержание игры, ее правила, избегая многословия.

5. Если игра сложная, нужно проводить ее поэтапно, чтобы учащиеся поняли и усвоили сначала отдельные действия, а поэтому игру в целом и различные ее варианты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Развитие творческих способностей учащихся"

Виды работы по развитию творческих способностей учащихся....

Доклад "Развитие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС"

Доклад раскрывает вопрос развития творческих способностей обучающихся во внеурочное деятельности в условиях реализации ФГОС...

доклад "Развитие творческих способностей у обучающихся начальных классов коррекционной школы на уроках чтения"

С первого класса я начала вовлекать учеников своего класса в творческую деятельность. В зависимости от склонностей и задатков каждый ребенок проявляет себя по-разному: один -в качестве актера, другой ...

Доклад Развитие творческих способностей у детей с задержкой психического развития в младшем школьном возрасте.

Способность к творчеству, развитие воображения является специфической особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее....

Доклад "Развитие творческих способностей обучающихся"

Для развития творческих способностей учащихся важен интерес к изучаемому, поэтому повысить   интерес  к самостоятельному «творчеству»  позволяют мне нетрадиционные (нестанда...