Доклад "Развитие творческих способностей обучающихся"
статья

Купрякова  Любовь Александровна

Для развития творческих способностей учащихся важен интерес к изучаемому, поэтому повысить   интерес  к самостоятельному «творчеству»  позволяют мне нетрадиционные (нестандартные) уроки: урок-сказка, урок- КВН, урок-путешествие, урок-экскурсия, уроки-проекты и  интегрированные уроки. На таких уроках воплощается творчество учащихся, что  дает мне возможность развивать тягу к знаниям. Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается, либо обобщается на уроках нестандартных. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад "Развитие творческих способностей обучающихся".

 «Мои ученики будут узнавать новое не

от меня. Они будут открывать это новое

 сами. Моя задача- помочь им раскрыться

 и развить собственные идеи»

И.Г.Песталоцци

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, учитывая основные направления модернизации образования, предполагает формирование ключевых компетенций. В структуре ключевых компетенций должна быть представлена и готовность к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности.

В настоящее время возрастает потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нестандартно и качественно решать возникающие проблемы. Cовременному человеку все чаще приходится проявлять творческие способности, поскольку творчество - это единственный вид деятельности, который соответствует природе человека, новому уровню развития науки, культуры и производства.

Главная цель обучения в школе – развитие индивидуальных познавательных и творческих способностей каждого ребёнка. 

Для решения этой цели я определила следующие задачи:

-формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания;

-развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;

-находить нестандартные решения любых возникающих проблем;

-воспитывать интерес к участию в творческой деятельности

Для развития творческих способностей учащихся важен интерес к изучаемому, поэтому повысить   интерес  к самостоятельному «творчеству»  позволяют мне нетрадиционные (нестандартные) уроки: урок-сказка, урок- КВН, урок-путешествие, урок-экскурсия, уроки-проекты и  интегрированные уроки. На таких уроках воплощается творчество учащихся, что  дает мне возможность развивать тягу к знаниям. Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается, либо обобщается на уроках нестандартных. 

 Развитие творческих способностей учит ребенка не просто  смотреть, а видеть. Для развития творческих способностей учащихся на уроках   можно  использовать следующие методы обучения:   метод открытий (порождает новую идею открытие);  метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности;  метод свободы в системе ограничений;  метод диалогичности (учитель и ученик как собеседники); метод сравнений (путь активизации творческого мышления);  творческие мастерские;

Уровень развития творческих способностей зависит от содержания и методов обучения в школе. Используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, учит их рассуждать, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые оригинальные подходы, доказательства 

Существуют нестандартные решения  проведения уроков: урокипознания; урокиконкурсы, урокитесты,  уроки путешествия, урокпанорама, урокрепортаж с выставки, урок – викторина,  урок – игра.  Развитие  творческих способностей является важнейшей задачей   образования. Ведь этот процесс пробуждает инициативность,  самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному  самовыражению, уверенность в себе, потому что истинная цель обучения – это не только овладение определёнными знаниями, умениями и навыками, но и  развитие, воспитание творческого человека. Творчество  высшая форма активности, самостоятельности, способность  создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере  человеческой деятельности: научной, художественной, производственно технической, хозяйственной и т.д. А значит, она применима и в современной  школе, для школьников,  переходящих на современные стандарты обучения. На сегодняшний день актуальна проблема организации занятости детей в системе дополнительного образования, поиска средств развития для их мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью, как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения. Поэтому делается акцент на развитие творческих способностей обучающихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности путём привлечения их к занятиям в системе дополнительного образования.

Обучающиеся нашего центра под руководством педагогов принимали активное участие в районных, областных, всероссийских и международных конкурс для развития творческого мышления школьников я применяю такие виды работ :начать можно с малого- игра «Третий лишний», « Эссе»

Благоприятным средством развития экологической культуры у обучающихся стало участие в экологических акциях: «Покормите птиц» (изготовление кормушек), «Чистый парк!» (выпуск компьютерных листовок). Любовь к родной природе к детям прививалось и через участие в акциях «Зелёная планета», «Экологический субботник», «Мусорная утилизация», «Сохраним леса от пожаров»

Для взаимодействия преподавателя и учащегося при развитии творческих способностей в современных системах образования широко используются информационные и коммуникационные технологии

Развитие творческого мышления и творческого воображения учащихся предполагает развитие следующих умений:

классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;

устанавливать причинно-следственные связи;

видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;

рассматривать систему в развитии;

делать предположения прогнозного характера;

выделять противоположные признаки объекта;

выявлять и формулировать противоречия;

разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;

представлять пространственные объекты;

использовать разные системы ориентации в воображаемом пространстве.

Опыт творческой деятельности на уроках русского языка предполагает:

перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, самостоятельное видение проблемы, альтернативы ее решения,

комбинирование ранее усвоенных способов в новые.

 в своей работе по развитию креативного, творческого мышления опираются на то, чтобы развивать в детях:

1. Любознательность (активный интерес к заданию):

- интерес к окружающему миру и желание узнать о нем больше;

- самостоятельный поиск ответов на собственные вопросы. Активный поиск новой информации (в том числе в неожиданных источниках).

2. Потребность продуцировать собственные идеи:

- оригинальность предложенных идей;

- гибкость или подвижность;

- способность генерировать большое количество идей.

3. Развить предложенные идеи:

- рассматривать идеи с разных позиций и искать их сильные и слабые стороны с целью улучшения идеи или отказа от нее;

- быстро перестраивать свою деятельность в изменившихся условиях и с появлением новой информации.

Средствами формирования креативного мышления в наших объединениях являются:

- технология проблемного обучения в объединениях по живописи, вокалу, хореографии, в том числе;

- технологии развития критического мышления и такие приемы, как «Зигзаг», «Взаимоопрос», «Синквейн», «Озвучивание мыслей», «Пересказ», «Корзина идей», «Верные и неверные утверждения», «Лови ошибку», «Кластер» и т.д. на разных стадиях занятия;

- использование приёмов инсценирования и устного словесного рисования;

- решение нестандартных задач, составление графиков, таблиц, диаграмм, схем и т.д.

Любое задание можно предложить, как младшим школьникам, так и старшеклассникам.

Главное условие успеха – задания должны пронизывать занятие независимо от поставленных целей, задач и темы. Продолжительность 5-10 мин., главное систематичность, сложное оборудование или подготовка не требуются.

Например, упражнение «Запиши как можно больше слов таким образом, чтобы следующее слово начиналось с последней буквы предыдущего». Старшеклассники могут выполнять его в рамках своего направления, например, робототехника.

Креативными дети становятся благодаря креативным педагогам.

Все наши педагоги работают по программам, прошедшим сертификацию в соответствии с требованиями ПФДО, учитывают психологические особенности возраста детей.

Нам важно чтобы программы оставалась привлекательными, прослеживалась взаимосвязь познавательной деятельности с различными формами подачи материала, чтобы таким образом сделать процесс обучения как можно более творческим. Пленэры, занятия-путешествия, виртуальные экскурсии делают процесс обучения еще более ярким и эмоциональным.

В заключении, хочется сказать, что современные дети требуют, в хорошем смысле, современных технологий, актуальных тем, их привлекает визуальная составляющая - и это здорово. Это нельзя не учитывать. И наша задача научить их быть яркими и творческими и с уверенностью смотреть в будущее.

Благодарю за внимание.

Приложение

Игры для развития креативности мышления

Цель игр:  развитие беглости мышления через название большего количества новых идей возникающих в единицу времени.

«Закончи слово»

Дидактическая задача: пополнять, обогащать словарный запас детей.

Ход игры: Учитель начинает слово, произнося первый слог, а ребенок — заканчивать его. «Отгадай, что я хочу сказать

Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, предложите ему придумывать (отгадывать) не одно слово, а столько, сколько он сможет. Например, по-лет, по-кой, по-лотенце и т. д.

«Живые картинки». Один ученик читает произведение, а другие мимикой лица, жестами, пантомимой реагируют на услышанное. Или предлагается детям прочитать конкретный текст голосом героя-сладкоежки, ворчуна, по-медвежьи и т.д.

 «Кто правильно? Кто больше?»

На доске слово «сова».

Вызываю 4 учащихся, им предлагаю задание: составить задание с одной из указанных букв. Каждый из вызванных учеников записывает слово под правой буквой столбиком. Остальные дети самостоятельно выполняют это задание в своих тетрадях для печатания. Через определённое время, проверяю выполнение задания и называю победителей среди тех, кто писал у доски, и среди учащихся, писавших самостоятельно.

Эта игра помогает не только определить, кто из детей затрудняется в составлении слов, но и выявить причину затруднения.

Игра в равной степени способствует как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности. Творческая атмосфера, свобода

К организации игр для детей предъявляю определённые требования:

Игра должна приносить радость ребенку

Игра должна быть доступной, цель игры достижимой, а оформление – красочным, разнообразным.

3. Обязательный элемент каждой игры – её эмоциональность. Игра должна вызвать удовольствие, весёлое настроение, удовлетворение от удачного ответа.

4. В играх обязателен момент соревнования между командами или отдельными участниками игры. Это всегда приводит к усилению самоконтроля учащихся, чёткому соблюдению установленных правил и, главное, к развитию творческих способностей учащихся.

Дидактические игры конструируются по-разному. В некоторых есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило, а в других только отдельные элементы: действие или правило, или то и другое.

Поэтому по структуре дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Социальное партнёрство с родителями, как условие развития творческих способностей обучающихся"

Данный материал направлен на работу с родителями, где отражаются этапы работы с родителями, которые позволяют влиять на качество знаний обучающихся, на изменение отношений между детьми и родителями, т...

"Социальное партнёрство с родителями, как условие развития творческих способностей обучающихся"

Данный материал направлен на работу с родителями, где отражаются этапы работы с родителями, которые позволяют влиять на качество знаний обучающихся, на изменение отношений между детьми и родителями, т...

Педагогический проект «Развитие творческих способностей  обучающихся посредством  использования  новых  информационных технологий»

p { margin-bottom: 0.21cm; }strong { font-weight: bold; } Объектом проекта является  процесс обучения и развития творческих способностей,  обучающихся на занятиях по информатике .Предме...

Развитие творческих способностей обучающихся в ГПД

Презентация для учителей и воспитателей ГПД...

Проектная деятельность - способ активизировать творческие способности обучающихся начальных классов

В статье показана роль проектно-исследовательской работы с обучающимися начальных классов....

Выступление на семинаре, проводимом в рамках взаимодействия с Нижневартовской школой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1 «Развитие творческих способностей обучающихся с ОВЗ посредством внеурочной деятельности»

Выступление на семинаре, проводимом в рамках взаимодействия с Нижневартовской школой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1 «Развитие творческих способностей обучающихся ...