Доклад "Развитие творческих способностей обучающихся"
статья
Для развития творческих способностей учащихся важен интерес к изучаемому, поэтому повысить интерес к самостоятельному «творчеству» позволяют мне нетрадиционные (нестандартные) уроки: урок-сказка, урок- КВН, урок-путешествие, урок-экскурсия, уроки-проекты и интегрированные уроки. На таких уроках воплощается творчество учащихся, что дает мне возможность развивать тягу к знаниям. Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается, либо обобщается на уроках нестандартных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 22.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад "Развитие творческих способностей обучающихся".
«Мои ученики будут узнавать новое не
от меня. Они будут открывать это новое
сами. Моя задача- помочь им раскрыться
и развить собственные идеи»
И.Г.Песталоцци
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, учитывая основные направления модернизации образования, предполагает формирование ключевых компетенций. В структуре ключевых компетенций должна быть представлена и готовность к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности.
В настоящее время возрастает потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нестандартно и качественно решать возникающие проблемы. Cовременному человеку все чаще приходится проявлять творческие способности, поскольку творчество - это единственный вид деятельности, который соответствует природе человека, новому уровню развития науки, культуры и производства.
Главная цель обучения в школе – развитие индивидуальных познавательных и творческих способностей каждого ребёнка.
Для решения этой цели я определила следующие задачи:
-формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания;
-развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;
-находить нестандартные решения любых возникающих проблем;
-воспитывать интерес к участию в творческой деятельности
Для развития творческих способностей учащихся важен интерес к изучаемому, поэтому повысить интерес к самостоятельному «творчеству» позволяют мне нетрадиционные (нестандартные) уроки: урок-сказка, урок- КВН, урок-путешествие, урок-экскурсия, уроки-проекты и интегрированные уроки. На таких уроках воплощается творчество учащихся, что дает мне возможность развивать тягу к знаниям. Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается, либо обобщается на уроках нестандартных.
Развитие творческих способностей учит ребенка не просто смотреть, а видеть. Для развития творческих способностей учащихся на уроках можно использовать следующие методы обучения: метод открытий (порождает новую идею открытие); метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности; метод свободы в системе ограничений; метод диалогичности (учитель и ученик как собеседники); метод сравнений (путь активизации творческого мышления); творческие мастерские;
Уровень развития творческих способностей зависит от содержания и методов обучения в школе. Используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, учит их рассуждать, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые оригинальные подходы, доказательства
Существуют нестандартные решения проведения уроков: урокипознания; урокиконкурсы, урокитесты, уроки путешествия, урокпанорама, урокрепортаж с выставки, урок – викторина, урок – игра. Развитие творческих способностей является важнейшей задачей образования. Ведь этот процесс пробуждает инициативность, самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, потому что истинная цель обучения – это не только овладение определёнными знаниями, умениями и навыками, но и развитие, воспитание творческого человека. Творчество высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, производственно технической, хозяйственной и т.д. А значит, она применима и в современной школе, для школьников, переходящих на современные стандарты обучения. На сегодняшний день актуальна проблема организации занятости детей в системе дополнительного образования, поиска средств развития для их мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью, как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения. Поэтому делается акцент на развитие творческих способностей обучающихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности путём привлечения их к занятиям в системе дополнительного образования.
Обучающиеся нашего центра под руководством педагогов принимали активное участие в районных, областных, всероссийских и международных конкурс для развития творческого мышления школьников я применяю такие виды работ :начать можно с малого- игра «Третий лишний», « Эссе»
Благоприятным средством развития экологической культуры у обучающихся стало участие в экологических акциях: «Покормите птиц» (изготовление кормушек), «Чистый парк!» (выпуск компьютерных листовок). Любовь к родной природе к детям прививалось и через участие в акциях «Зелёная планета», «Экологический субботник», «Мусорная утилизация», «Сохраним леса от пожаров»
Для взаимодействия преподавателя и учащегося при развитии творческих способностей в современных системах образования широко используются информационные и коммуникационные технологии
Развитие творческого мышления и творческого воображения учащихся предполагает развитие следующих умений:
классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;
устанавливать причинно-следственные связи;
видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;
рассматривать систему в развитии;
делать предположения прогнозного характера;
выделять противоположные признаки объекта;
выявлять и формулировать противоречия;
разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;
представлять пространственные объекты;
использовать разные системы ориентации в воображаемом пространстве.
Опыт творческой деятельности на уроках русского языка предполагает:
перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, самостоятельное видение проблемы, альтернативы ее решения,
комбинирование ранее усвоенных способов в новые.
в своей работе по развитию креативного, творческого мышления опираются на то, чтобы развивать в детях:
1. Любознательность (активный интерес к заданию):
- интерес к окружающему миру и желание узнать о нем больше;
- самостоятельный поиск ответов на собственные вопросы. Активный поиск новой информации (в том числе в неожиданных источниках).
2. Потребность продуцировать собственные идеи:
- оригинальность предложенных идей;
- гибкость или подвижность;
- способность генерировать большое количество идей.
3. Развить предложенные идеи:
- рассматривать идеи с разных позиций и искать их сильные и слабые стороны с целью улучшения идеи или отказа от нее;
- быстро перестраивать свою деятельность в изменившихся условиях и с появлением новой информации.
Средствами формирования креативного мышления в наших объединениях являются:
- технология проблемного обучения в объединениях по живописи, вокалу, хореографии, в том числе;
- технологии развития критического мышления и такие приемы, как «Зигзаг», «Взаимоопрос», «Синквейн», «Озвучивание мыслей», «Пересказ», «Корзина идей», «Верные и неверные утверждения», «Лови ошибку», «Кластер» и т.д. на разных стадиях занятия;
- использование приёмов инсценирования и устного словесного рисования;
- решение нестандартных задач, составление графиков, таблиц, диаграмм, схем и т.д.
Любое задание можно предложить, как младшим школьникам, так и старшеклассникам.
Главное условие успеха – задания должны пронизывать занятие независимо от поставленных целей, задач и темы. Продолжительность 5-10 мин., главное систематичность, сложное оборудование или подготовка не требуются.
Например, упражнение «Запиши как можно больше слов таким образом, чтобы следующее слово начиналось с последней буквы предыдущего». Старшеклассники могут выполнять его в рамках своего направления, например, робототехника.
Креативными дети становятся благодаря креативным педагогам.
Все наши педагоги работают по программам, прошедшим сертификацию в соответствии с требованиями ПФДО, учитывают психологические особенности возраста детей.
Нам важно чтобы программы оставалась привлекательными, прослеживалась взаимосвязь познавательной деятельности с различными формами подачи материала, чтобы таким образом сделать процесс обучения как можно более творческим. Пленэры, занятия-путешествия, виртуальные экскурсии делают процесс обучения еще более ярким и эмоциональным.
В заключении, хочется сказать, что современные дети требуют, в хорошем смысле, современных технологий, актуальных тем, их привлекает визуальная составляющая - и это здорово. Это нельзя не учитывать. И наша задача научить их быть яркими и творческими и с уверенностью смотреть в будущее.
Благодарю за внимание.
Приложение
Игры для развития креативности мышления
Цель игр: развитие беглости мышления через название большего количества новых идей возникающих в единицу времени.
«Закончи слово»
Дидактическая задача: пополнять, обогащать словарный запас детей.
Ход игры: Учитель начинает слово, произнося первый слог, а ребенок — заканчивать его. «Отгадай, что я хочу сказать
Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, предложите ему придумывать (отгадывать) не одно слово, а столько, сколько он сможет. Например, по-лет, по-кой, по-лотенце и т. д.
«Живые картинки». Один ученик читает произведение, а другие мимикой лица, жестами, пантомимой реагируют на услышанное. Или предлагается детям прочитать конкретный текст голосом героя-сладкоежки, ворчуна, по-медвежьи и т.д.
«Кто правильно? Кто больше?»
На доске слово «сова».
Вызываю 4 учащихся, им предлагаю задание: составить задание с одной из указанных букв. Каждый из вызванных учеников записывает слово под правой буквой столбиком. Остальные дети самостоятельно выполняют это задание в своих тетрадях для печатания. Через определённое время, проверяю выполнение задания и называю победителей среди тех, кто писал у доски, и среди учащихся, писавших самостоятельно.
Эта игра помогает не только определить, кто из детей затрудняется в составлении слов, но и выявить причину затруднения.
Игра в равной степени способствует как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности. Творческая атмосфера, свобода
К организации игр для детей предъявляю определённые требования:
Игра должна приносить радость ребенку
Игра должна быть доступной, цель игры достижимой, а оформление – красочным, разнообразным.
3. Обязательный элемент каждой игры – её эмоциональность. Игра должна вызвать удовольствие, весёлое настроение, удовлетворение от удачного ответа.
4. В играх обязателен момент соревнования между командами или отдельными участниками игры. Это всегда приводит к усилению самоконтроля учащихся, чёткому соблюдению установленных правил и, главное, к развитию творческих способностей учащихся.
Дидактические игры конструируются по-разному. В некоторых есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило, а в других только отдельные элементы: действие или правило, или то и другое.
Поэтому по структуре дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Социальное партнёрство с родителями, как условие развития творческих способностей обучающихся"
Данный материал направлен на работу с родителями, где отражаются этапы работы с родителями, которые позволяют влиять на качество знаний обучающихся, на изменение отношений между детьми и родителями, т...
"Социальное партнёрство с родителями, как условие развития творческих способностей обучающихся"
Данный материал направлен на работу с родителями, где отражаются этапы работы с родителями, которые позволяют влиять на качество знаний обучающихся, на изменение отношений между детьми и родителями, т...
Учебный проект как средство развития творческих способностей обучающихся
Что такое проект...
Педагогический проект «Развитие творческих способностей обучающихся посредством использования новых информационных технологий»
p { margin-bottom: 0.21cm; }strong { font-weight: bold; } Объектом проекта является процесс обучения и развития творческих способностей, обучающихся на занятиях по информатике .Предме...
Развитие творческих способностей обучающихся в ГПД
Презентация для учителей и воспитателей ГПД...
Проектная деятельность - способ активизировать творческие способности обучающихся начальных классов
В статье показана роль проектно-исследовательской работы с обучающимися начальных классов....
Выступление на семинаре, проводимом в рамках взаимодействия с Нижневартовской школой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1 «Развитие творческих способностей обучающихся с ОВЗ посредством внеурочной деятельности»
Выступление на семинаре, проводимом в рамках взаимодействия с Нижневартовской школой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1 «Развитие творческих способностей обучающихся ...