« Формирование и развитие коммуникативных универсальных учебных действий»
методическая разработка (1 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
forum_2017popovavmobyachevo.docx | 899.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «средняя общеобразовательная школа» с.Объячево Прилузского района Республики Коми
28.10.2017
Мастер- класс
Тема: « Формирование и развитие коммуникативных универсальных учебных действий»
Подготовила:
учитель начальных классов МБОУ «СОШ» Попова В.М.
Цель мастер-класса: презентация и обсуждение приёмов работы в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе, способствующих формированию коммуникативных универсальных учебных действий.
Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию и развитию коммуникативных УУД на уроках в начальной школе
Задачи:
познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию коммуникативных УУД;
показать практическую значимость использования данных приёмов по формированию коммуникативных УУД, убедить педагогов в целесообразности их использования в практической деятельности в начальной школе.
Оборудование: компьютер, проектор, доска.
Продолжительность проведения: 20 минут
Целевая аудитория: учителя.
Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании коммуникативных УУД на уроках и внеклассной работе в начальной школе, обсудят возможности его применения в процессе обучения; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.
Ход мастер-класса.
I этап. Вступление в контакт.
II этап. Актуальность проблемы.
В современном обществе увеличился поток информации, а это значит, что ученику необходимо усвоить большой объём знаний, уметь самостоятельно их приобретать и выстраивать свои отношения с другими людьми, работать в группе и коллективе, быть гражданином и патриотом своей Родины, т. е. стать конкурентоспособным на рынке труда.
В реализации Федеральных государственных образовательных стандартов важное место занимает формирование универсальных учебных действий. Среди них особое приоритетное место отводится коммуникативным действиям- формированию коммуникативных УУД, которые обеспечивают сотрудничество - умение слушать и понимать друг друга, в совместной деятельности уметь договариваться, распределять роли, вести дискуссию, а также контролировать друг друга. Даже известный баснописец И.А. Крылов в своей басне «Лебедь, Щука и Рак» говорит о проблемах коммуникативного характера.
«Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука».
На примере героев литературных произведений дети получают представление об умении договариваться, вступая в ситуацию сотрудничества. Монологическая речь учителя заменяется деятельностным подходом получения знаний, учитель лишь сопровождает ученика в добывании знаний. Коммуникативная цель обучения становится одной из ведущих. Необходимость разговора о формировании коммуникативных УУД очевидна.
Так что же такое коммуникация? В современном толковом словаре С.И.Ожегова объясняется так: «общение, передача информации от человека к человеку- специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже при помощи др. знаковых систем)»
Я в своей работе систематически применяю коммуникативные формы работы с детьми. Сегодня я хочу поделиться с вами некоторыми методическими приёмами, которые я использую на своих уроках и внеклассной работе.
Формирование коммуникативных УУД проходит красной нитью через все этапы урока. I.Организационный момент.
Чтобы установить контакт и настрой на совместную работу, я использую методический приём «Ладошка удачи и успеха».
Соприкасаемся пальчиком с соседом по парте или в группе и говорим:
Желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными ),
большого (средними)
во всём (безымянными)
и везде (мизинцами);
Здравствуйте! или Удачи сегодня тебе! (пальцы рук переплетаются).
(-Распределитесь по парам и проведём разминку пальчиков ) .
II. Актуализация знаний. (фронтальная форма работы)
Тема урока, цель, задачи формулируют сами учащиеся, учитель лишь подводит их к этому.
У.-Посмотрите на доску и скажите, слова какой части речи здесь помещены?
Смекалка, терпение, эгоизм, аккуратность, трудолюбие, оптимизм, лень.
(Учащиеся рассуждают, доказывают, что это имена существительные)
III.1.Открытие новых знаний. Работа в группах (умение участвовать в коллективном решении проблем)
-Просклонять по падежам слова мама, метро и выделить окончания существительных; показать, как изменяются эти существительные в разных падежах.
И.п. мама метро
Р.п. мамы метро
Д.п. маме метро
В.п. маму метро
Т.п. мамой метро
П.п. о маме метро
-Какие ваши гипотезы?
III. 3. Решение следующей учебной проблемы. Род несклоняемых существительных. Работа в парах.
Цель: выяснить, как определяется род несклоняемых существительных.
-Нужно правильно составить словосочетания прилагательное + существительное. Ваши предположения?( гипотезы)
Пёстр(-ый,-ая,-ое) какаду
Ловк(-ий,-ая, -ое) шимпанзе
Розов(-ый,-ая,-ое) фламинго
Сер(-ый, -ая, -ое) кенгуру
-Ошибок можно избежать, если узнать, к какому роду относятся имена существительные.
-Чтобы правильно выполнить задание, вы должны изучить правило на стр. 29 учебника. Выбрать из правила ту часть, которая соответствует заданию.
-Прочитайте правило.
-Проверяем задание по слайду.
-Можем ли узнать у несклоняемых существительных род по окончаниям? (нет).
Вывод: Род несклоняемых существительных надо запомнить или сверяться по словарю, в интернете, в википедии.
Работа в паре имеет большое значение для формирования коммуникативных УУД. Я в своей деятельности активно применяю и работу в парах, работу в малых группах.
Это повседневная организация взаимной проверки заданий (таблицы умножения; правил, рассказать друг другу наизусть стихотворение;) чтение поочерёдно литературных произведений; обсуждение проблемных ситуаций; постановка друг другу вопросов по тексту,…В учебниках предусмотрены разнообразные задания для выполнения в парах.
Работа в группах.
Для развития коммуникативных учебных действий как нельзя лучше подходят проектные работы. Детям нравится работать совместно в группах. Творческая работа их увлекает. Темы для проектной работы могут быть самыми разнообразными по разным учебным предметам и во внеклассной деятельности.
Каждый из разработанных проектов имеет свои цели и задачи, содержание и результат. Но можно определить общее для всех.
Цель: формирование ключевых компетенций учащихся.
Задачи:
• формировать навыки исследовательской деятельности
• развивать творческие способности учеников, познавательную активность
• учить умению анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности
• воспитывать интерес к творческому взаимодействию при совместной работе
Русский язык 3 класс Тема: «Постоянные и непостоянные морфологические признаки имени существительного»
V. Закрепление изученного материала. Проектная деятельность.
У. - Для закрепления темы нашего урока я предлагаю выполнить проектные задачи.
Правила работы в группе висят в классе.
(Дети получают задания, распределяют между собой обязанности.)
Задания:1 группа выписывает из географического атласа названия городов Республики Коми; определяет морфологические признаки имен существительных.
2 группа выписывает названия рек Республики Коми; определяет морфологические признаки имен существительных.
3 группа выписывает названия сёл Республики Коми; определяет морфологические признаки имен существительных.
4 группа собирает Блок схему «Имя существительное» .
Выбирает и приклеивает нужные вырезки. Замечают, что остаются пустые места. Выясняя с учителем, делают вывод, что не всё о существительном изучено. Это перспектива на будущее.
Докладчики читают сообщения. Оценивают эксперты (заранее подготовленные обучающиеся).
Русский язык 3 класс. Несклоняемые имена существительные.
V. Первичное применение знаний.
У.- Поучимся применять новые знания при выполнении упражнений.
-Послушайте забавное стихотворение Аркадия Хайта о неправильном употреблении несклоняемых слов.
- Задача для групповой работы: внимательно послушать, исправить ошибки в употреблении несклоняемых существительных. (Включаю мультфильм)
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальты и без кашне,
А вернее, я и ты
Без кашны и без пальты
Кенгуру в кафу зашёл,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
Интересное кино.
Жаль, что кончилось оно.
В гардероб пора бежать –
Будут польта выдавать.
- Словарная работа (Выясняем значения несклоняемых слов.
-Все ли слова вам понятны? (Дети-консультанты приходят на помощь. Они заранее нашли лексические значения слов в словарях.)
Кашпо – декоративная ваза для цветочного горшка
какаду – птица отряда попугаев с хохолком на голове
кашне – шейный шарф
пенсне – род очков, держащихся при помощи пружинки, за переносицу,
фортепиано- струнный ударно-клавишный музыкальный инструмент
кино - фильм
шимпанзе-обезьяна
пальто-верхняя одежда
Работают в группах. Обсуждают, исправляют.
Проверка. По одному человеку выходят к доске, объясняют выполнение задания.
Исследовательская деятельность учащихся, как средство
развития универсальных учебных действий учащихся начальной школы.
Умение сотрудничать наиболее полно проявляется и успешно развивается в деятельности, причём деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта.
Пример использования исследовательской деятельности
учащихся на уроке русского языка в начальной школе.
3 класс. Русский язык. Тема: Постоянные и непостоянные морфологические признаки имени существительного.
Исследование основано на научном методе деятельности.
Проблема. На доске две таблички, ниже морфологические признаки имени существительного.
ПОСТОЯННЫЕ НЕПОСТОЯННЫЕ (морфологические признаки)
Одушевлённое- неодушевлённое, нарицательное-собственное, род, число, падеж.
У.- Разделите на две группы по морфологическим признакам.
Дети выдвигают свои гипотезы
У. –Чтобы точно назвать, надо провести исследование
Физминутка.
- Какое отношение имеет физминутка к коммуникативному ууд?
Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Продуманный отдых в 2-3 минутки способствует развитию общей моторики и речи детей, может плавно подвести их к следующему элементу или этапу занятия. В моей методической копилке много разнообразных физминуток: песни, стихи, элементы ритмики, музыка,скороговорки, логопедические разминки,…
Ехал Грека через реку.
Ехал Грека через реку.
(Имитируют движения гребца.)
Видит Грека - в речке рак.
(Делают наклоны влево, вперед, вправо.)
Сунул Грека руку в реку.
(Делают наклоны вниз с поочередным опусканием рук.)
Рак за руку Греку – цап!
(Прыжки вверх, руками делают хватательные движения.)
Для формирования и развития коммуникативных универсальных учебных действий часто применяю игровую форму деятельности.
« Снежный ком».
Главная цель этой игры — развивать общительность, тренировать память и внимательность, создать веселую и непринужденную обстановку, добрую дружескую и одновременно рабочую атмосферу. Игра может проводиться на разных этапах урока.
Русский язык. Имя прилагательное. Применение изученных знаний.
Ход упражнения: Участники по очереди называют свое имя вместе с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Следующий по кругу должен назвать предыдущих участников, а затем себя. Таким образом, чем дальше по кругу, тем больше придется называть имен с прилагательными.
Пример:
Сергей строгий.
Сергей строгий, Петр прилежный.
Сергей строгий, Петр прилежный, Наташа независимая и т.д.
Окружающий мир. «Что возьмём в поход?»
Вера ведро.
Вера ведро. Миша мяч.
Вера ведро. Миша мяч, Саша скакалку.
Вера ведро, Миша мяч, Саша скакалку, Коля картошку.
«Мозговой штурм» - вариант организации работы на уроке. Класс разделяется на 2 группы, используется для генерации идей, каждый участник высказывает как можно больше идей о том, как решить задачу, а затем они обсуждают пригодность этих способов действия и готовят ответ от «группы». Дети учатся не только высказывать свои мысли, формулируя их четко и ясно, но и слушать своих одноклассников, не перебивая их и стараясь максимально вникнуть в смысл их идеи.
Методика « вопрос- ответ» - это разновидность простого собеседования, отличие состоит в том ,что применяется определённая форма постановки вопросов с участниками дискуссии – диалога.
Методика «обсуждение вполголоса». Данная методика предполагает проведение закрытой дискуссии в микрогруппах, после чего проводится общая дискуссия, в ходе которой мнение своей микрогруппы докладывает её лидер и это мнение обсуждается всеми участниками.
Методика «Эстафета»- каждый заканчивающий выступление участник может передать слово тому, кому считает нужным. Например, « Я знаю, что имя существительное – это часть речи; Миша продолжай!
На основе последней методики построена игра « Продолжи», в которой ученики выполняют задания разного рода группой по цепочке.
Игровые формы работы я использую на разных этапах урока и во внеурочной деятельности.
Главными показателями развития коммуникативного компонента универсальных учебных действий в начальной школе можно считать умение договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах (конфликт интересов); умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение, умение и убеждать, и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Ребятам нравится приемы «Синквейн».
Пустыня.
Знойная, песчаная.
Укрывается, изнывает, печет
В пустыне мало воды.
Жара
«Телеграмма» Этот прием очень простой, но эффективный на этапе рефлексии содержания учебного материала или рефлексии деятельности. Он может быть использован на любом этапе урока: кратко написать самое важное, что уяснил с урока, написать пожелания соседу по парте и отправить ему, т.е. обменяться телеграммами. Можно попросить написать о том, что вызвало затруднение, попросить соседа помочь в решении этого вопроса.
-Я попрошу сегодня вас отправить мне телеграммы с форума.
Вывод: Можно много говорить о технологиях обучения. Каждая хороша по-своему. Но я считаю, что любая педагогическая технология должна быть переосмыслена учителем и окрашена творческим, эмоциональным отношением к своему делу и искренней любовью к детям.
Те приемы, которые использую на уроках, вызывают большой интерес у учеников, не занимают много времени на уроке и позволяют объективно оценить, провести рефлексию и формировать предметные умения.
Думаю, что вам знакомы многие приемы.
Таким образом, решение вопроса о формировании коммуникативных компетенций у учащихся должно носить комплексный характер. В результате формирования коммуникативных ууд не только возрастает глубина изучаемого материала, растет познавательная и творческая самостоятельность учащихся, но и формируются необходимые для плодотворного сотрудничества коммуникативные качества:
- возрастает сплоченность класса,
- меняется характер взаимоотношений между детьми,
- дети согласовывают свои действия,
-учатся делать выводы по предметному содержанию,
- формируется монологическая и диалогическая речь;
- возрастает навык бесконфликтного взаимодействия;
- развивается умение начать и поддержать дискуссию.
Список литературы и использованных интернет ресурсов
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://standart edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959
- Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя /Под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
- Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.) М.: Просвещение, 2010
- Михеева Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС начального общего образования: (Статья) // Науч. - практ. жур. «Академический вестник» / Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. – 2011. – Вып. 1(3). – С. 46-54.
- Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? - Рига: Эксперимент, 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОТА В ГРУППАХ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
...
Формирование познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 1 класса.
Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование навыков учебной деятельности...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Программа формирования и мониторинг развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников» .
Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. (Национальная образовательная инициат...
Формирование личностных и коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством творческих заданий на уроках чтения
Краткое описание педагогического опыта...
Представление педагогического опыта « Формирование и развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников»
В современном обществе происходят перемены, увеличился поток информации, а это значит, что ученику необходимо усвоить большой объём знаний, уметь самостоятельно усваивать знания и выстраивать свои отн...
Представление педагогического опыта по методической теме « Формирование и развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников»
В статье предоставлен обобщенный опыт работы по методической теме "Формирование и развитие универсальных учебных действий у младших школьников"...