« Формирование и развитие коммуникативных универсальных учебных действий»
методическая разработка (1 класс) на тему

Попова Валентина Михайловна
В современном обществе увеличился поток информации, а это значит, что ученику необходимо усвоить большой объём знаний, уметь самостоятельно их приобретать и выстраивать свои отношения с другими людьми, работать в группе и коллективе, быть гражданином и патриотом своей Родины, т. е. стать конкурентоспособным на рынке труда. В реализации Федеральных государственных образовательных стандартов важное место занимает формирование универсальных учебных действий. Среди них особое приоритетное место отводится коммуникативным действиям- формированию коммуникативных УУД/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл forum_2017popovavmobyachevo.docx899.54 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «средняя общеобразовательная школа» с.Объячево Прилузского района Республики Коми

28.10.2017


 Мастер- класс

   Тема: « Формирование и развитие коммуникативных универсальных учебных действий»

Подготовила:

 учитель начальных классов МБОУ «СОШ» Попова В.М.

Цель мастер-класса: презентация и обсуждение  приёмов работы  в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе, способствующих формированию коммуникативных  универсальных учебных действий.

Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию и развитию коммуникативных УУД на уроках в начальной школе

Задачи:

познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;

раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию коммуникативных УУД;

показать практическую значимость использования данных приёмов  по формированию коммуникативных УУД, убедить педагогов в целесообразности их использования в практической деятельности в начальной школе.

Оборудование: компьютер, проектор, доска.

Продолжительность проведения: 20 минут

Целевая аудитория: учителя.

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании коммуникативных УУД на уроках и внеклассной работе в начальной школе, обсудят возможности его применения в процессе обучения; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

Ход мастер-класса.

I этап. Вступление в контакт.

II этап. Актуальность проблемы.

      В современном обществе  увеличился поток информации, а это значит, что ученику необходимо усвоить большой объём знаний, уметь самостоятельно их приобретать  и выстраивать свои отношения с другими людьми, работать в группе и коллективе, быть гражданином и патриотом своей Родины, т. е. стать конкурентоспособным на рынке труда.

   В реализации Федеральных государственных образовательных стандартов важное место занимает формирование универсальных учебных действий. Среди них особое приоритетное  место отводится коммуникативным действиям- формированию коммуникативных УУД, которые обеспечивают сотрудничество - умение слушать и понимать друг друга, в совместной деятельности уметь договариваться, распределять роли, вести дискуссию, а также контролировать друг друга. Даже известный баснописец И.А. Крылов  в своей басне «Лебедь, Щука и Рак» говорит о проблемах коммуникативного характера.

«Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

 И выйдет из него не дело, только мука».

 На примере героев литературных произведений дети получают представление об умении договариваться, вступая в ситуацию сотрудничества.     Монологическая речь учителя заменяется деятельностным подходом получения знаний, учитель лишь сопровождает ученика в добывании знаний. Коммуникативная цель обучения становится одной из ведущих. Необходимость разговора о формировании коммуникативных УУД очевидна.

   Так что же такое коммуникация? В современном толковом словаре С.И.Ожегова объясняется так: «общение, передача информации от человека к человеку- специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже при помощи др. знаковых систем)»

   Я в своей работе систематически применяю коммуникативные формы работы с детьми. Сегодня  я хочу поделиться с вами некоторыми методическими приёмами, которые я использую на своих уроках  и внеклассной работе.

Формирование коммуникативных УУД проходит красной нитью через все этапы урока. I.Организационный момент.

Чтобы установить контакт и настрой на совместную работу, я использую методический приём «Ладошка удачи и успеха». 

Соприкасаемся пальчиком с соседом по парте или в группе и говорим:

Желаю (соприкасаются большими пальцами);

успеха (указательными ),

 большого (средними)

во всём (безымянными)

и везде (мизинцами);

Здравствуйте! или Удачи сегодня тебе! (пальцы рук переплетаются).

 (-Распределитесь по парам и проведём разминку пальчиков ) .

II. Актуализация знаний. (фронтальная форма работы)

Тема урока, цель, задачи формулируют сами учащиеся, учитель лишь подводит их к этому.

У.-Посмотрите на доску и скажите, слова какой части речи здесь помещены?  

Смекалка, терпение, эгоизм, аккуратность, трудолюбие, оптимизм, лень.        

 (Учащиеся рассуждают, доказывают, что это имена существительные)  

III.1.Открытие новых знаний. Работа в группах (умение участвовать в коллективном решении проблем)

 -Просклонять по падежам  слова мама, метро и выделить окончания существительных; показать, как изменяются эти существительные в разных падежах.

 И.п. мама метро

 Р.п. мамы метро

 Д.п. маме метро

 В.п. маму метро

Т.п. мамой метро

П.п. о маме метро

 -Какие ваши гипотезы?

III. 3. Решение следующей учебной проблемы. Род несклоняемых существительных. Работа в парах.

Цель: выяснить, как определяется род несклоняемых существительных.

-Нужно правильно составить словосочетания прилагательное + существительное. Ваши предположения?( гипотезы)

Пёстр(-ый,-ая,-ое) какаду

Ловк(-ий,-ая, -ое) шимпанзе

Розов(-ый,-ая,-ое) фламинго

Сер(-ый, -ая, -ое) кенгуру

-Ошибок можно избежать, если узнать, к какому роду относятся имена существительные.

-Чтобы правильно выполнить задание, вы должны изучить правило на стр. 29 учебника. Выбрать из правила ту часть, которая соответствует заданию.

-Прочитайте правило.

-Проверяем задание по слайду.

-Можем ли узнать у несклоняемых существительных род по окончаниям? (нет).

Вывод: Род несклоняемых существительных надо запомнить или сверяться по словарю, в интернете, в википедии.

 Работа в паре имеет большое значение для формирования коммуникативных УУД.    Я в своей деятельности активно применяю и работу в парах,  работу в малых группах.

 Это повседневная  организация взаимной проверки заданий (таблицы умножения; правил, рассказать друг другу наизусть стихотворение;) чтение поочерёдно литературных произведений; обсуждение проблемных ситуаций; постановка друг другу вопросов по тексту,…В учебниках предусмотрены разнообразные задания для  выполнения в парах.  

Работа в группах.

Для развития коммуникативных учебных действий как нельзя лучше подходят проектные работы. Детям нравится работать совместно в группах. Творческая работа их увлекает. Темы для проектной работы могут быть самыми разнообразными  по разным учебным предметам и во внеклассной деятельности.

 Каждый из разработанных проектов имеет свои цели и задачи, содержание и результат. Но можно определить общее для всех.

Цель: формирование ключевых компетенций учащихся.

Задачи:

•        формировать навыки исследовательской деятельности

•        развивать творческие способности учеников, познавательную активность

•        учить умению анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности

•        воспитывать интерес к творческому взаимодействию при совместной работе

 Русский язык 3 класс Тема: «Постоянные и непостоянные морфологические  признаки имени  существительного»

V. Закрепление изученного материала. Проектная деятельность.

У. -   Для закрепления темы нашего урока   я предлагаю выполнить   проектные задачи.

Правила работы в группе висят в классе.

(Дети получают задания,   распределяют между собой обязанности.)

Задания:1 группа  выписывает из географического атласа названия городов Республики Коми; определяет  морфологические признаки имен существительных.

                2 группа  выписывает  названия рек  Республики Коми; определяет  морфологические признаки имен существительных.

               3 группа  выписывает названия сёл  Республики Коми; определяет  морфологические признаки имен существительных.

              4 группа собирает Блок схему «Имя существительное» .

 Выбирает и приклеивает нужные вырезки. Замечают, что остаются пустые места. Выясняя с учителем, делают вывод, что не всё о существительном изучено. Это перспектива на будущее.

    Докладчики читают сообщения. Оценивают эксперты (заранее подготовленные обучающиеся).

Русский язык 3 класс. Несклоняемые имена существительные.

V. Первичное применение знаний.

У.- Поучимся применять новые знания при выполнении упражнений.

-Послушайте забавное стихотворение Аркадия Хайта о неправильном употреблении несклоняемых слов.

- Задача для групповой работы: внимательно послушать, исправить ошибки в употреблении несклоняемых существительных. (Включаю мультфильм)

        Как-то рано поутру

        С другом сели мы в метру

        И поехали в метре

        Фильм смотреть о кенгуре

       Вот сидим мы с ним в кине

       Без пальты и без кашне,

       А вернее, я и ты

       Без кашны и без пальты

       Кенгуру в кафу зашёл,

       Занял там свободный стол

       И сидит за доминой

       С шимпанзой и какадой.

       Интересное кино.

       Жаль, что кончилось оно.

       В гардероб пора бежать –

       Будут польта выдавать.

- Словарная работа (Выясняем значения несклоняемых слов.

 -Все ли слова вам понятны? (Дети-консультанты приходят на помощь. Они заранее нашли лексические значения слов в словарях.)

Кашпо – декоративная ваза для цветочного горшка

какаду – птица отряда попугаев с хохолком на голове

кашне – шейный шарф

пенсне – род очков, держащихся при помощи пружинки, за переносицу,

фортепиано- струнный ударно-клавишный музыкальный инструмент

 кино - фильм

шимпанзе-обезьяна

пальто-верхняя одежда

Работают в группах. Обсуждают, исправляют.

Проверка. По одному человеку выходят к доске, объясняют выполнение задания.

Исследовательская деятельность учащихся, как средство

развития универсальных учебных действий учащихся начальной школы.

Умение сотрудничать наиболее полно проявляется и успешно развивается в деятельности, причём деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта.

Пример использования исследовательской деятельности

учащихся на уроке русского языка в начальной школе.

3 класс. Русский язык. Тема: Постоянные и непостоянные морфологические признаки имени существительного.

Исследование основано на  научном методе деятельности.

 Проблема. На доске  две таблички, ниже  морфологические признаки имени                              существительного.

ПОСТОЯННЫЕ                     НЕПОСТОЯННЫЕ         (морфологические признаки)

Одушевлённое- неодушевлённое, нарицательное-собственное,                           род, число, падеж.

У.- Разделите на две группы по морфологическим признакам.

Дети выдвигают свои гипотезы

У. –Чтобы точно назвать, надо провести исследование

 Физминутка.

- Какое отношение имеет физминутка к коммуникативному ууд?

Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Продуманный отдых в 2-3 минутки способствует развитию общей моторики и речи детей, может плавно подвести их к следующему элементу или этапу занятия. В моей методической копилке  много разнообразных  физминуток:  песни, стихи, элементы ритмики, музыка,скороговорки, логопедические разминки,…

Ехал Грека через реку.

Ехал Грека через реку.

(Имитируют движения гребца.)

Видит Грека - в речке рак.

(Делают наклоны влево, вперед, вправо.)

Сунул Грека руку в реку.

(Делают наклоны вниз с поочередным опусканием рук.)

Рак за руку Греку – цап!

(Прыжки вверх, руками делают хватательные движения.)

    Для формирования и развития коммуникативных универсальных учебных действий часто применяю игровую форму деятельности. 

   « Снежный ком».

Главная цель этой игры — развивать общительность, тренировать память и внимательность,  создать веселую и непринужденную обстановку, добрую дружескую и одновременно  рабочую атмосферу. Игра может проводиться на разных этапах урока.

Русский язык. Имя прилагательное. Применение изученных знаний.

Ход упражнения: Участники по очереди называют свое имя вместе с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Следующий по кругу должен назвать предыдущих участников, а затем себя. Таким образом, чем дальше по кругу, тем больше придется называть имен с прилагательными.  

Пример:

Сергей строгий.

Сергей строгий, Петр прилежный.

Сергей строгий, Петр прилежный, Наташа независимая и т.д.

Окружающий мир. «Что возьмём в поход?»

 Вера ведро.

Вера ведро. Миша мяч.

Вера ведро. Миша мяч, Саша скакалку.

Вера ведро, Миша мяч, Саша скакалку, Коля картошку.

«Мозговой штурм» - вариант организации работы на уроке. Класс разделяется на 2 группы, используется для генерации идей, каждый участник высказывает как можно больше идей о том, как решить задачу, а затем они обсуждают пригодность этих способов действия и готовят ответ от «группы». Дети учатся не только высказывать свои мысли, формулируя их четко и ясно, но и слушать своих одноклассников, не перебивая их и стараясь максимально вникнуть в смысл их идеи.

Методика « вопрос- ответ» - это разновидность простого собеседования,  отличие состоит в том ,что применяется определённая форма постановки вопросов с участниками дискуссии – диалога.

Методика «обсуждение вполголоса». Данная методика предполагает проведение закрытой дискуссии в микрогруппах, после чего проводится общая дискуссия, в ходе которой мнение своей микрогруппы докладывает её лидер и это мнение обсуждается всеми участниками.

Методика «Эстафета»- каждый заканчивающий выступление участник может передать слово тому, кому считает нужным. Например, « Я знаю, что имя существительное – это часть речи; Миша продолжай!

На основе последней методики построена игра « Продолжи», в которой ученики выполняют задания разного рода группой по цепочке.

  Игровые формы работы я использую на разных этапах урока и во внеурочной деятельности.

  Главными показателями  развития коммуникативного компонента универсальных учебных действий в начальной школе можно считать умение договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах (конфликт интересов); умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение, умение и убеждать, и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.   

  Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Ребятам нравится приемы «Синквейн».

 Пустыня.

Знойная, песчаная.

Укрывается, изнывает, печет

В пустыне мало воды.

Жара
«Телеграмма» Этот прием очень простой, но эффективный на этапе рефлексии содержания учебного материала или рефлексии деятельности. Он может быть использован на любом этапе урока: кратко написать самое важное, что уяснил с урока, написать пожелания соседу по парте и отправить ему, т.е. обменяться телеграммами. Можно попросить написать о том, что вызвало затруднение, попросить соседа помочь в решении этого вопроса. 

-Я попрошу сегодня вас отправить мне телеграммы с форума.

Вывод:     Можно много говорить о технологиях обучения. Каждая хороша по-своему. Но я считаю, что любая педагогическая технология должна быть переосмыслена учителем и окрашена творческим, эмоциональным отношением к своему делу и искренней любовью к детям.

    Те приемы, которые использую на уроках, вызывают большой интерес у учеников, не занимают много времени на уроке и позволяют объективно оценить, провести рефлексию и формировать предметные умения.

 Думаю, что вам знакомы многие приемы.  

Таким образом, решение вопроса о формировании коммуникативных компетенций у учащихся должно носить комплексный характер. В результате  формирования коммуникативных ууд не только возрастает глубина изучаемого материала, растет познавательная и творческая самостоятельность учащихся, но и формируются необходимые для плодотворного сотрудничества коммуникативные качества:

- возрастает сплоченность класса,

- меняется характер взаимоотношений между детьми,

- дети согласовывают свои действия,

-учатся делать выводы по предметному содержанию,

- формируется монологическая и диалогическая речь;

- возрастает навык бесконфликтного взаимодействия;

- развивается умение начать и поддержать дискуссию.

Список литературы и использованных интернет ресурсов

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://standart edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959
  • Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя /Под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  • Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.) М.: Просвещение, 2010
  • Михеева Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС начального общего образования: (Статья) // Науч. - практ. жур. «Академический вестник» / Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. – 2011. – Вып. 1(3). – С. 46-54.
  • Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? - Рига: Эксперимент, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 1 класса.

Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование навыков учебной деятельности...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Программа формирования и мониторинг развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников» .

Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. (Национальная образовательная инициат...

Представление педагогического опыта « Формирование и развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников»

В современном обществе происходят перемены, увеличился поток информации, а это значит, что ученику необходимо усвоить большой объём знаний, уметь самостоятельно усваивать знания и выстраивать свои отн...

Представление педагогического опыта по методической теме « Формирование и развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников»

В статье предоставлен обобщенный опыт работы по методической теме "Формирование и развитие универсальных учебных действий у младших школьников"...