Статья "Дистанционное обучение в начальной школе"
статья на тему

Иванова Елена Михайловна

Технологии дистанционного обучения позволяют решать ряд существенных педагогических задач:  создание образовательного пространства, формирование у учащихся познавательной самостоятельности и активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл distantsionnoe_obuchenie_1.docx17.41 КБ

Предварительный просмотр:

Дистанционное обучение в начальной школе.  

Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся.

Цели  дистанционного обучения:  

•  подготовка школьников по отдельным учебным предметам

•  углубленное изучение темы, раздела из школьной программы или вне школьного курса; •  ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках школьников по определенным предметам школьного цикла;

•  базовый курс школьной программы для учащихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу вообще или в течение какого-то отрезка времени;

•  дополнительное образование по интересам.  

Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line.

Технологии дистанционного обучения позволяют решать ряд существенных педагогических задач:

  создания образовательного пространства;

  формирования у учащихся познавательной самостоятельности и активности;

  развития критического мышления, толерантности, готовности конструктивно обсуждать

различные точки зрения.

Категории детей , нуждающихся в образовании по системе ДО:

•  дети – инвалиды;

•   дети, обучающиеся по системе Экстерната;

•   часто болеющие дети (карантин);  

•   одаренные дети;

•  дети, выезжающие вместе с родителями в другие города или за границу на отдых;

•  дети, выезжающие на спортивные тренировочные сборы и соревнования в другие города.  

Дистанционное обучение набирает популярность с каждым днѐм, однако хорошо это и плохо? Рассмотрим основные плюсы и минусы данного вида обучения. К плюсам дистанционного образования можно отнести:

  Обучение в индивидуальном темпе - скорость изучения устанавливается самим учащимся в

зависимости от его личных обстоятельств и потребностей.  

  Свобода и гибкость - учащийся может самостоятельно планировать время, место и

продолжительность занятий.  

  Доступность - независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях.  

  Мобильность - эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения.  

  Технологичность - использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.  

  Социальное равноправие - равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.  

  Творчество - комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.
Но существуют и очевидные минусы:

  Отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем. То есть все моменты, связанные  с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус.  

  Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.  

  Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая

оснащенность: компьютер и выход в Интернет.  

  Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий.  

  Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который является мощным

побудительным стимулом.  

  В дистанционном образовании основа обучения только письменная. Для некоторых отсутствие

возможности изложить свои знания также и в словесной форме может превратиться в камень

преткновения.

Подводя итог всему сказанному, дистанционное образование - вещь очень удобная и полезная. Но основное образование таким способом целесообразнее получать только в том случае, если по каким-то причинам обучающимся недоступен традиционный вариант обучения. Использование  сетевых  дистанционных  образовательных  технологий  (ДОТ)  в  учебном  процессе начальной школы позволяет сделать процесс обучения более продуктивным. Во время урока учителю затруднительно полностью изложить материал по теме, главная причина – нехватка времени. Но благодаря применению ДОТ, младшие школьники могут дополнить и проверить свои знания по теме предмета: отправить выполненные домашние задания на проверку, получить дополнительную оценку пройти обучающее тестирование, обсудить на форуме интересующие  темы, принять участие в различных сетевых инициативах (проекты, конкурсы, игры,…). Таким образом,  младшие школьники всегда включены в образовательный процесс, даже если пропустили урок. Сетевая поддержка выполнения домашних заданий является эффективной формой работы с целью ликвидации пробелов  в навыках и умениях младших школьников или углублении их знаний по изучаемым учебным  темам.  Поддержка  домашней  работы,  построенная  на  использовании  ДОТ, позволяет  решить  проблемы  обеспечения  качественного  образования  в  случаях  недоступности  или ограниченной  доступности  очного  обучения  (болезни  ребенка,  удаленности от учреждений образования), желании ученика повторно разобрать пройденный на уроке материал в домашних условиях, выполнить самоконтроль знаний, расширить свой кругозор по интересующей теме. Дистанционное образование – форма работы очень удобная и полезная.

К плюсам дистанционного образования можно отнести:

  Обучение  в  индивидуальном  темпе  —  скорость  изучения  устанавливается  самим  учащимся  в

зависимости от его личных обстоятельств и потребностей.

  Свобода и гибкость — учащийся может выбрать любой из многочисленных методов обучения, а

также самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий.

  Доступность —  независимость от  географического  и  временного положения обучающегося и

образовательного учреждения позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях.

  Мобильность — эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым

является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения.

  Технологичность  —  использование  в  образовательном  процессе  новейших  достижений

информационных и телекоммуникационных технологий.

  Социальное равноправие  — равные возможности получения образования независимо от места

проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.

  Творчество — комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.

   При разработке дидактических печатных материалов для дистанционного образования необходимо,

как показывает опыт, руководствоваться следующим:
  учебные пособия по полноте содержания должны быть составлены таким образом, чтобы

минимизировать обращение обучающегося к дополнительной учебной информации;

   должны быть приведены подробные инструкции по изучению материала и организации

самостоятельной работы;

  обязательными элементами должны быть задания, толковые словари, вопросы для самопроверки

с ответами, тренировочные задания.

Чему же учителя начальной школы должны обучать своих учеников? Главное не само знание, а познание,  поэтому  детей  надо  учить  самостоятельному  поиску  информации,  а  также  ее  обработке  с использованием новейших технологий, рациональному использованию своего времени, эффективному сотрудничеству  с  одноклассниками,  учителями,  родителями  и  ещѐ  очень-очень  многому.  В  связи  с такими  задачами  возникает  вопрос:  как  построить  образовательный  процесс,  чтобы  добиться поставленных  целей,  эффективно  используя  учебное  время  и  современные  информационные технологии? Ведь рамки обычного урока небезграничны.

Основные направления информатизации дистанционного обучения:

1. Использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения: -  создание  дидактических  пособий  и  подготовка  дидактических  материалов  (варианты  заданий, таблицы, памятки, схемы и т.д.); -разработка  и  применение  готовых  компьютерных  заданий  и  презентаций  по  различным  предметам, использование в своей работе Интернет-ресурсов.

2. Проведение урока с использованием ИКТ:

-применение ИКТ на отдельных этапах урока:

  подготовка учащихся к усвоению новых знаний;

  усвоение новых знаний;

    закрепление новых знаний;

  подведение итогов урока;

   домашнее задание.

-использование ИКТ для закрепления и контроля знаний,

-организация групповой и индивидуальной работы;

-организация совместных уроков;

 Опыт работы с учащимися в рамках дистанционного обучения убедительно доказывает, что это уникальная форма педагогического взаимодействия, обладающая большим потенциалом для личностного развития всех участников образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 На базе школы создана инновационная региональная площадка  по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...

"Программа раннего развивающего обучения "Малышок"" (Занятия по адаптации детей 5-6 лет к обучению в начальной школе)

Комплексная программа раннего развития ориентирована на подготовку детей к новой социальной роли ученика с набором таких качеств, как умение слушать и слышать, желание и привычку думать, стремление уз...

Статья на тему: "Мониторинг обученности учащихся начальной школы при безотметочной системе обучения"

В статье я делюсь опытом отслеживания успеваемости обучающихся начальной школы при безотметочной системе обучения....

«Программа раннего развивающего обучения «Малышок» (занятия по адаптации детей 5-6 лет к обучению в начальной школе)

Проблема готовности ребенка к школе понимается как создание благоприятных условий для того, чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное обучение и воспитание в школе. Эт...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Школа существует для детей. А так ли это? И да, и нет. Если ребенка рассматривать как объект обучения, то нет. А если ученик - творец, т.е. субъект, в процессе обучения активен, то тогда - да! И я при...

Организация процесса обучения в начальной школе по программе «Перспективная начальная школа» в условиях реализации ФГОС.

В данной статьераскрываются особенности построения учебного материала по программе "Перспективная начальная школа"...