Организация деятельности по реализации дифференцированного обучения на уроках в начальной школе
методическая разработка на тему
Статья о том, как развить познавательные и творческие способности учеников с различным уровнем подготовки
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическое объединение учителей начальных классов
МБОУ ООШ № 67
Доклад
на тему:
«Организация деятельности по
реализации дифференцированного
обучения на уроках в начальной школе»
2016 г.
ВВЕДЕНИЕ
Обучение, по выражению Ш.А. Амонашвили, должно быть «вариативным к индивидуальным особенностям школьников». Одним из средств реализации индивидуального подхода является дифференциация обучения. Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.
В современной образовательной практике используется следующая классификация видов дифференциации:
- Внешняя дифференциация, которая предлагает создание особых школ и классов.
- Внутренняя дифференциация, которая предлагает организацию работы внутри класса соответственно группам учащихся, отличающихся одними и теми же более или менее устойчивыми особенностями.
Большинство педагогов считают внутреннюю дифференциацию важнейшим средством реализации индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения.
Дифференцированным считается такой учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учет типичных индивидуальных различий учащихся.
Цель дифференцированной работы заключается в том, чтобы развить познавательные и творческие способности учеников с различным уровнем подготовки, достичь таких результатов владения языком, которые побудят их к самостоятельной исследовательской деятельности.
В нашей школе №110 реализация дифференцированного обучения является общешкольной темой, поэтому многие учителя работают именно по этой проблеме.
Таким образом, тема дифференцированного обучения на уроках в начальной школе в данное время очень актуальна, т.к. является требованием современного общества.
ГЛАВА 1. Организация деятельности по реализации дифференцированного обучения на уроках в начальной школе
Процесс организации учителем внутриклассной дифференциации включает несколько этапов.
- Проведение диагностики.
- Распределение по группам с учетом диагностики.
- Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий.
- Реализация дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах урока.
- Диагностический контроль за результатами.
Рассмотрим некоторые из них.
Выделение групп учащихся по уровню усвоения материала:
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа |
Ученики с очень низким уровнем усвоения знаний, умений: неправи-льно выполняют выбор действий в задачах; низкий уровень сформированности вычислительных навыков; не выделяют взаимосвязи между изученны- ми вопросами; низкий уровень выполнения мысл- ительных операций; дети с низким по- казателем памяти и отрицательным отношением к предмету; математические рассуждения выстраиваться не могут; математическая речь не развита. | Ученики с низким уровнем усвоения знаний, умений: затрудняются в правильном выбо-ре действия при решении задач; средний уровень сформированности вычислительных навыков; затрудняются в выделении взаимосвязи между изученны- ми вопросами; низкий уровень выполнения мысл-ительных операций; математические рассуждения выс-траивают лишь при постановке вопросов; математическая речь достаточно не развита; | Ученики со сред- нем уровнем усвоения знаний, умений: правильно выполняют выбор действий при решении задач в привычной форме, но затруд- няются в творчес- ких видах работы над задачей; вычислительные навыки сформи-рованы хорошо; средний уровень мыслительных операций; имеют хороший показатель памяти; развита тонкость наблюдений; математическая речь развита; выполнение обобщений только элемента-рных понятий. | Ученики с вы- соким уровнем усвоения знаний, умений: правильно выпол-няют выбор действий при решении задач; успешно выполняют виды творческой работы над задачей; высокий уровень сформированности вычислительных навыков; высокий уровень выполнения мыслительных операций; высокий показатель памяти высокий уровень развития матема-тической речи. |
Типы заданий | |||
Опосредующие учебную информацию | Направляющие работу ученика с учебным материалом | Требующие от учеников творческой деятельности | |
1.задание на узнавание математических объектов | 1.задание на описание математических объектов по плану | 1.задание на сравнение математических объектов | 1.задания на установление связей между объектами, признаками |
2.задания, требу-ющие анализа признаков понятий | 2.задания на дополнение не-законченных предложений с использованием слов для справок | 2.задания на составление подобных математических объектов | 2.задания на самостоятельный подбор примеров |
3.задания на классификацию объектов | 3.задания, включающие вопросы готовый ответ в учебнике отсутствует, требуют самосто-ятельных мысли-тельных операций | 3.задания творческого характера | |
Самостоятельная работа | |||
Воспроизведение по образцу | Реконструктивно-вариативная | Частично-поисковая | Частично-поисковая, творческая |
Такое деление на группы имеет свои плюсы и минусы.
Положительные аспекты данного разделения:
- Исключение неоправданных и нецелесообразных для общества «уравниловки» и «усреднения » детей;
- Появление у учителя возможности помогать слабому, уделять внимание сильному;
- Отсутствие у класса отстающих снимает необходимость снижения общего уровня преподавания;
- Повышение уровня Я- концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности;
- Повышение уровня мотивации учения в сильных группах;
- В группах, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться;
- Выступает как средство развития самостоятельности учащихся.
Отрицательные аспекты данного разделения:
1)деление детей по уровню развития не гуманно;
2)высвечивание социально- экономического неравенства;
3)лишение слабых возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними;
4)перевод в «слабые» группы воспринимается детьми как снижение их достоинства;
5)несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд «слабых» переводятся «неординарные дети».
Зная, что все люди делятся на 3 группы: визуалы, аудиалы и кинестетики, можно давать задания детям, учитывая особенности каждой группы.
группы | особенности группы | задания |
Визуал | Тихий, послушный, успешно учится, любит конструктор, компьютер; равнодушен к животным; зрелиша производят сильные впечатления,но рассказывает о них мало; при переживании стресса замыкает- ся в себе. | -задания предлагать в виде записей -писать карточки ярко, красиво -давать задания: найти что-то в учебнике самостоятельно, рассмотреть, сделать вывод |
Аудиал | Много говорит; легко вступает в контакты; любит слушать, когда читают или рассказывают; с трудом запоминает написание букв; не любит красочных зрелищ; при переживании стресса срывается на крик; не способен сосредоточиться; склонен к угадываниям. | -вызвать к доске во время математического диктанта -прочитывать задание вслух учителю или родителям -давать задание сочинить что-либо, рассказать классу, объяснить что-либо другу |
Кинестетик | Очень подвижен; очень самостоятелен и талантлив; все надо потрогать, очень любит животных, отлично развит вкус. | Давать задания, направлен- ные на перекладывание фишек, на рисование, модели- рование, пересчет предметов |
ГЛАВА 2. Дифференцированная работа на уроках математики
2.1. Работа на этапе ознакомления с решением новых задач.
При организации работы учащихся по поиску решения задач я использую такие методические приемы, как:
- прием постановки системы вопросов, который предполагает последовательность взаимосвязанных вопросов, способствующих включению учащихся в активную познавательную деятельность. Начинаю анализ текста с общих вопросов.
- прием моделирования базируется на умении строить различные модели краткой записи текста задачи. Удачно выбранный способ краткой записи содержит все данные задачи и наглядно отражает связи между ними. Наиболее эффективно содействует применение графических видов модели: схем, чертежей, таблиц.
- прием группировки данных задачи, основанный на анализе данных задачи. Он позволяет выявить возможные связи между данными, а затем выбрать те из них, что нужны для решения. Суть приема – в умении составить выражение из чисел, данных в условии задачи и разъяснить их смысл.
- прием введения дополнительных соглашений. Суть данного приема состоит во введении в условие задачи дополнительных отношений между данными, которые не влияют на результат решения, но подсказывают новые ходы мысли решающих.
- прием продолжения начатого решения. Детям, после ознакомления с задачей, я даю запись начатого решения этой задачи и предлагаю выяснить, что находится первым действием, вторым и т.д., и какие отношения, взаимосвязи между данными задачи легли в основу данных арифметических действий.
Систематическое включение учащихся в решение задач путем использования отмеченных мною приемов, упражнений является эффективным средством повышения их познавательной активности и осуществления творческой деятельности.
2.2. Способы дифференциации на этапе закрепления изученного материала.
Дифференциация возможна на различных этапах урока, но чаще всего используется на этапе закрепления. Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться ученикам на выбор.
1. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества (репродуктивная и продуктивная деятельность).
Использую различные виды продуктивных заданий:
- поиск закономерностей;
-классификация математических объектов;
- преобразование математического объекта в новый (преобразование простой арифметической задачи в составную) ;
- задания с недостающими или лишними данными;
- выполнение заданий разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;
- самостоятельное составление задач.
Дифференцированную работу организую различным способом. Чаще всего учащимся с низким уровнем обучаемости (2 группа) предлагаю репродуктивные задания (например, решение арифметической задачи по образцу), а ученикам со средним и высоким уровнем обучаемости (3 и 4 группы) – творческие задания (например, сравнить решение двух задач и найти, что общего в их решении; решить задачу и составить алгоритм решения этой задачи и др.).
2. Дифференциация учебных заданий по уровню трудности.
Этот способ предполагает следующие виды усложнения задания для наиболее подготовленных учащихся:
- усложнение математического материала (например, в задании для 2 и 3 групп использую однозначные числа, а для 3 - двузначные);
- увеличение количества действий в решении задач;
- использования обратного задания вместо прямого.
3. Дифференциация заданий по объему учебного материала.
Такой способ предполагает, что учащиеся со средним (3 группа) и высоким уровнем (4 группа) обучаемости выполняют кроме основного еще и дополнительное задание, аналогичное основному.
4. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.
При таком способе все дети выполняют одинаковые упражнения. Но одни это делают под моим руководством, а другие – самостоятельно.
5. Дифференциация работы по характеру помощи учащимся.
Учащимся 4 группы предлагается выполнить задание самостоятельно, а учащимся 2 и 3 групп оказывается помощь различного уровня.
6. Дифференциация работы по уровню учебных действий.
Детям с низким уровнем предлагаю решить задачу с опорой на индивидуальный счетный материал, а учащимся со средним уровнем – решение задачи с помощью схематического рисунка. 4 группа решает задачу без наглядной опоры, в уме.
Современные программы и учебники по математике для начальных классов построены так, что они содержат в себе и продуктивную, и репродуктивную часть, поэтому имеется возможность использования дифференциации по уровню творчества.
2.3. Результативность.
Для диагностирования усвоения детьми навыков решения текстовых задач мною использованы письменные работы , состоящие из простых и сложных задач.
Используя в своей работе дифференцированный подход на уроках математики при решении простых и составных задач, были получены такие результаты.
Виды задач | класс | 1 полугодие | 2 полугодие |
простые | 2 класс | 18 (78%) | 20 (87%) |
3 класс | 23 (100%) | 23 (100%) | |
составные | 2 класс | 16 (70%) | 19 (83%) |
3 класс | 20 (87%) | 21 (91%) |
По таблице видно, что на конец 2 класса самостоятельно с решением простых задач справились 20 учащихся и 3 ученика нуждались в дополнительной помощи учителя. С составными задачами справились 19 человек, а в дополнительном разъяснении и помощи в выборе действия нуждались 4 учащихся.
На конец 3 класса с простыми задачами справляются все ученики, а с решением составных задач не справились только 2 учащихся.
Все это говорит о том, что дифференцированный подход на уроках математики очень продуктивен и результативен.
В классе низкий уровень школьной тревожности. На сегодняшний день в классе 60% (14учащихся) учатся на «4» и «5». Неуспевающих нет.
Перспективность
Работая над данной темой, я убедилась в том, что дифференцированный подход помогает создать благоприятную обстановку для детей с разными уровнями обучаемости, т.к. осуществляется индивидуальный подход к обучению каждого ребенка, а так же создает условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться.
Перспективу в своей работе я вижу в том, чтобы улучшить результаты успеваемости у учащихся, имеющих оценку «3». В данной работе большее внимание уделено урокам математики. Именно на этом предмете, на мой взгляд, удобнее всего реализовать дифференцированный подход. На других учебных предметах я так же использую различные типы и способы дифференциации учебных заданий, но намного реже, чем на уроках математики. Поэтому, считаю своей задачей продолжить дифференцированную работу в системе на всех предметных уроках, на факультативе по информатике, а так же и во внеурочной деятельности творческих исследовательских заданий. Т.к. некоторые дети уже принимали участие в сетевом познавательно-творческом проекте"Кругосветное морское путешествие", то возможно, что следующая работа будет – исследовательский проект или эксперимент.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Белошистая А.В. Вопросы обучения решению задач.// Начальная школа.2010,№3.
- Деменева Н.Н. Дифференцированная работа на уроках математики в начальной школе.// Начальная школа.2009,№2.
- Демидова Т.Е. Обучение решению некоторых видов составных задач.// Начальная школа.2007,№4.
- Конева Л.С. Технология разноуровнего обучения учащихся основной школы. Аркор, 2009.
- Некрасова О.А. Прием поиска логических основ условий текстовых математических задач в составе творческой деятельности учащихся.// Начальная школа.2012,№7.
- Фонин Д.С., Целищева. Моделирование, как важное средство обучения решению задач. // Начальная школа.2005,№3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация деятельности по реализации дифференцированного обучения на уроках в начальной школе
защита данной темы на городском конкурсе профессионального мастерства учителей начальных классов...
Обобщение опыта по теме: «Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе»
Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способн...
Использование активных методов обучения на уроках в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО
Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения. Перед учителем поставлены новые...
Технология ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ на уроках в начальной школе.
Начальная школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей, она должна и непременно обязана гарантировать высокий уровень образования. Наша школа обучает детей с разным у...
Технология дифференцированного обучения на уроках в начальной школе.
Доклад:Технология дифференцированного обучения на уроках в начальной школе...
Дифференцированное обучение на уроках в начальной школе в условиях ФГОС НОО
Организация дифференцированного обучения на уроках в начальной школе. Цель: обеспечить усвоение материала всеми учащимися в зоне их ближайшего развития....
Доклад. «Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся разных уровней обучения на уроках в начальной школе».
Учебный процесс в школе организуется как коллективная деятельность, но организация учебного процесса, как коллективной деятельности не исключает, а предполагает осуществление индивидуального подхода в...