Выступление на педсовете
учебно-методический материал (1 класс) на тему
Раскрывает смысл и значение, почему в 1 классе не ставятся отметки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezotmetochnoe_otsenivanie_v_1-h_klassah.doc | 124.5 КБ |
Предварительный просмотр:
БЕЗОТМЕТОЧНОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ УЧАЩИХСЯ
1-Х КЛАССОВ
Безотметочноее обучение - это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей“отметочной” системы оценивания
Первый класс – это большое событие в жизни ребенка, семьи. Оттого как ребенок войдет в школьную жизнь, пройдет адаптационный период зависит вся последующая его учеба, общение с одноклассниками, взаимопонимание с учителями. У учителей уже был накоплен определенный опыт в работе с первоклассниками.
Уже с первых уроков в 1 классе ребенок приучается оценивать свою работу. Словарный запас ученика невелик, поэтому учителя вводят для самооценки трехцветные фигурки, круги, линеечки со шкалами. Цветовой спектр выбирается разный. Например, «красный» – «Я доволен своей работой, всё знаю, умею»; «синий» - «Немного затруднялся в выполнении, сомневался, допускал ошибки, не совсем доволен работой»; « желтый» - «Работой не очень доволен, не все получалось, нужна помощь»
Используются в практике лесенки из 10 ступенек. Ученик поднимается на ту ступеньку, на которую считает нужным, зная, что 1 ступенька говорит о том, что «Я ничего не знаю», а последняя «Знаю все».
Ст. 15, п. 3 Закона РФ «Об образовании»
Модернизация содержания образования и организация учебного процесса в начальной школе предусматривает работу с детским интересом и направлена на создание таких условий обучения, которые не допускают появления у первоклассников отчуждения и негативного отношения к учебной жизни. Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует пятибальная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. Недопустимо использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и т. д.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Нельзя при неправильном ответе ученика говорить «не думал», «не старался», «неверно». Допускаются реплики: «ты так думаешь», «это твое мнение», «давай послушаем других» и т. д. Очень часто учителя используют в оценивании результатов разные графические изображения «звездочки», «слоники», родители не понимают их значение, как на них реагировать. Учителю начинают задавать вопросы с какой отметкой их сравнивать.
Целью введения безотметочного обучения в первом классе является поиск подхода к оцениванию, который позволит устранить негативные моменты в обучении, будет способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении.
Результаты обучения фиксируются в специально разработанных технологических картах (Лист достижений ученика / Карта успешности / Оценочный лист / Тетрадь мониторинга / Сборный портфель), составленных согласно программам по каждому предмету.
Никакому оцениванию не подлежат:
- темп работы ученика;
- личностные качества школьников;
- своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и т. д.).
Основные виды контроля:
- стартовый контроль,
- тематический контроль,
- итоговый контроль.
2. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ.
2.1. Основными показателями развития учащихся 1-х классов являются:
- учебно-познавательный интерес;
- самостоятельность суждений, критичность по отношению к своим и чужим действиям;
- основы самостоятельности;
- способность к преобразованию изученных способов действия в соответствии с новыми условиями задачи.
2.2. Содержательный контроль и оценка учащихся должны быть направлены на выявление индивидуальной динамики развития первоклассников (от начала учебного года к концу) с учетом личностных особенностей и индивидуальных успехов.
2.3. Динамика развития учащихся фиксируется учителем.
3. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.
3.1. Содержательный контроль и оценка знаний и умений первоклассников предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.
3.2. Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:
- стартовые и итоговые проверочные работы;
- тестовые диагностические работы;
- текущие проверочные работы;
- «портфель» ученика.
3.3. Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для обучения, а также «зону ближайшего развития предметных знаний», организовать коррекционную работу в «зоне актуальных знаний».
3.4. Тестовая диагностическая работа («на входе» и «выходе») включает в себя задания, направленные на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи.
3.5. Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме в ходе изучения следующей на этапе решения частных задач.
3.6. Итоговая проверочная работа (проводится в конце апреля) включает все основные темы учебного периода.
3.7. «Портфель» ученика представляет собой подборку личных работ ученика, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интересы, лучшие работы, отражающие прогресс ученика в какой-либо области, продукты учебно-познавательной деятельности ученика – самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения и пр.
- Динамика обученности учащихся фиксируется учителем.
4. ВЕДЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ.
4.1. Учитель:
4.1.1. По каждому предмету составляется календарно-тематическое планирование на год, которое является основой планирования педагогической деятельности учителя.
4.1.2. Классный журнал является главным документом учителя и заполняется соответственно программе. Отметки не выставляются.
4.1.3. Результаты обучения фиксируются в специально разработанных технологических картах (Лист достижений ученика / Карта успешности / Оценочный лист / Тетрадь мониторинга / Сборный портфель), составленных согласно программам по каждому предмету (См. Приложение).
4.1.4.Качество усвоения знаний и умений оценивается следующими видами оценочных суждений:
«+» - понимает, применяет (сформированы умения и навыки);
«/» - различает, запоминает, не всегда воспроизводит;
«-» - не различает, не запоминает, не воспроизводит.
4.1.5. Для коррекции своей работы учитель 1 раз в четверть проводит анализ своей педагогической деятельности на основе анализа учебной деятельности учащихся.
4.2. Администрация школы:
4.2.1. В своей деятельности школы используют по необходимости все материалы учителей и учащихся для создания целостной картины реализации и обучения в школе.
4.2.2. По итогам года на основе полученных материалов от учителей заместитель директора школы проводит педагогический анализ работы педагогического коллектива, определяя «проблемные» места, достижения и трудности как учащихся, так и учителей, на основе которых определяет стратегические задачи на следующий год обучения.
5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУБЪЕКТОВ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
5.1. Между учителем, учащимися, родителями учащихся и администрацией школы в рамках безотметочного обучения необходимо строить равноправное сотрудничество.
5.2. Учащийся имеет право на ошибку и время на ее ликвидацию.
5.3. Учитель имеет право:
- определять содержание оценочной деятельности в соответствии с тематическим планированием;
- оценивать учащихся только относительно их собственных возможностей и достижений.
5.4. Учитель обязан:
- соблюдать правила оценочной безопасности;
- вести учет продвижения учащихся;
- доводить до сведения родителей достижения и успехи учащихся.
5.5. Родитель имеет право:
- знать о принципах и способах оценивания первоклассников в данной школе;
- на получение достоверной информации об успехах и достижениях своего ребенка;
- на индивидуальные консультации с учителем по поводу проблем, трудностей и путей преодоления их у своего ребенка.
5.6. Родитель обязан:
- соблюдать правила оценочной безопасности и Положения безотметочного обучения;
- информировать учителя о возможных трудностях и проблемах ребенка, с которыми родитель сталкивается в домашних условиях;
- посещать родительские собрания (рефлексии), на которых идет просветительская работа по оказанию помощи в образовании детей.
6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН.
6.1. При нарушении основных принципов безотметочного обучения одной из сторон учебно-воспитательного процесса другая сторона имеет право обратиться к администрации школы с целью защиты своих прав в установленном Уставом школы порядке.
6.2. Нарушение правил оценочной безопасности является предметом административного разбирательства и общественного порицания.
- В случаях, когда родителей не устраивают отдельные положения данного документа, они имеют право перевести ребенка в другую школу.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ЛИСТОК ДОСТИЖЕНИЙ
ученика (цы)__________ класса МБОУ сош № 2
_____________________________________ на _______________ учебный год
(фио)
Учебные предметы | Период обучения | ||
Начало учебного года | 1 полугодие | 2 полугодие | |
Чтение: осознанность правильность выразительность темп чтения | |||
Русский язык: каллиграфия орфография развитие устной речи | |||
Математика: устный счет письменные вычислительные навыки решение задач логические задачи геометрический материал | |||
Окружающий мир: умение наблюдать умение устанавливать причинно-следственные связи умение применять полученные знания на практике | |||
Учебно-организационные умения: умение определять цель деятельности умение планировать предстоящую деятельность умение осуществлять запланированные действия умение контролировать ход и результаты деятельности умение оценивать ход и результаты деятельности | |||
Сформированность познавательной активности и ценностных отношений: активность познания отношение к учению отношение к труду отношение к людям | |||
Уровни: высокий – красный цвет; средний – зеленый цвет; низкий – синий цвет.
Подпись учителя _________________ /_______________/
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ученика (цы) _________ класса МБОУ сош № 2
______________________________на учебный год _
(фио)
№ | КРИТЕРИИ | 1 – й класс | 2 –й класс | 3 – й класс | 4 – й класс | |
полуго- дие | конец года | |||||
1 | Отношение к учебе в целом: положительное | |||||
безразличное | ||||||
негативное | ||||||
2 | Участие в работе класса на уроках: постоянное | |||||
инициативное | ||||||
регулярное | ||||||
частое | ||||||
редкое | ||||||
3 | Уровень познавательного интереса: интерес проявляется часто | |||||
редко | ||||||
почти никогда | ||||||
4 | Ответственность и самостоятельность в учебной деятельности: всегда самостоятелен | |||||
нуждается в помощи и сопровождении | ||||||
самостоятельность проявляется редко | ||||||
уклоняется от ответственности | ||||||
5 | Внимание: отличное | |||||
среднее | ||||||
легко отвлекается | ||||||
6 | Память: отличная | |||||
средняя | ||||||
долговременная | ||||||
кратковременная | ||||||
7 | Глубина усвоения материала: воспроизводит с элементами собственного творчества | |||||
воспроизводит знания полностью | ||||||
воспроизводит знания неполностью | ||||||
8 | Организация учебной деятельности: готов к уроку самостоятельно | |||||
готов к уроку с напоминанием | ||||||
не готов к уроку | ||||||
9 | Оформление работ: по всем требованиям | |||||
частично нарушены требования | ||||||
без выполнения требований | ||||||
красиво | ||||||
аккуратно | ||||||
грязно | ||||||
10 | Темп работы: опережает темп работы класса с высоким качеством работы | |||||
опережает темп работы класса с недостаточным качеством работы | ||||||
соответствует темпу урока | ||||||
отстает от темпа урока | ||||||
11 | Понимание смысла учебной деятельности: сам формулирует цель учебной работы | |||||
формулирует цель с помощью учителя | ||||||
не умеет формулировать цель учебной работы | ||||||
12 | Умение организовывать и контролировать свою работу на уроке: всегда | |||||
иногда | ||||||
никогда | ||||||
13 | Взаимоотношения и взаимодействие с товарищами: положительное | |||||
безразличное | ||||||
негативное | ||||||
14 | Соблюдение норм и правил поведения учащихся: отличное | |||||
хорошее | ||||||
удовлетворительное | ||||||
плохое | ||||||
15 | Учебные навыки освоены: отлично | |||||
хорошо | ||||||
удовлетворительно | ||||||
плохо | ||||||
Подпись педагога |
Формула «опять ты НЕ…» - верный способ выращивания неудачника. Учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки. До тех пор, пока не будут внесены изменения в нормативно-правовую базу системы оценки качества образования, так называемый «госстандарт» образования, будет тормозиться решение одной из основных задач начальной школы - формирование основ умения учиться. Особой является проблема подготовки всего педагогического коллектива к переходу на новую философию оценки. Для этого необходимы определенные условия. Приступить к решению задачи о развитии конкретной самооценки учащихся и учителя можно только в такой школе, где существуют отношения доверия взаимопонимания между всеми субъектами образовательного процесса (ученик, учитель, администрация, родители). В одиночку за реформирование системы оценивания лучше не браться. Задача построения технологии безотметочного обучения по силам только коллективу всей школы, включая и основную, и старшую. Начиная работу по этой проблеме в 1 классе, необходимо иметь пер-спективу движения в этом направлении на последующих этапах образования. Поворот к безотметочному обучению возможен только там, где учителя уже чувствуют (пусть пока интуитивно) внутреннюю потребность отказа от отметок и готовы искать другие способы организации оценивания учащихся, постепенно передовая контрольно-оценочный инструмент из своих рук в руки учащихся. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
выступление на педсовете "Традиционное и развивающее обучение в начальной школе"
Размышления на тему развивающего обучения в начальной школе. Плюсы и минусы....
Выступление на педсовете
В выступлении говорится о совершенствовании физической культуры младших школьников...
Выступление на педсовете школы по теме "Работа с одаренными детьми"
В этом выступлении говорится о видах одаренности детей и формах проявления ее у учащихся 3 класса МБОУ "Красноануйская ООШ" села Солонешного Солонешенского района Алтайского края, о необходимост...
Как помочь ребенку хорошо учиться . Выступление на педсовете.
Выступление на педсовете в МБОУ СОШ№27...
выступление на педсовете
Выступление на педсовете по теме "Критерии успешности учителя"...
Выступление на педсовете "Урок в свете ФГОС"
Презентация и видеофрагмент из урока развития речи. 3 класс....
Выступление на педсовете "Чередование творческих поручений"
Влияние игры-соревнования «Чередование творческих поручений» на межличностные отношения в коллективе; формирование ответственности и самосознания у младших школьников»....