Выступление на педсовете
учебно-методический материал (1 класс) на тему

Раскрывает смысл и значение, почему в 1 классе не ставятся отметки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bezotmetochnoe_otsenivanie_v_1-h_klassah.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:


БЕЗОТМЕТОЧНОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ УЧАЩИХСЯ

 1-Х КЛАССОВ

Безотметочноее обучение - это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей“отметочной” системы оценивания

Первый класс – это большое событие в жизни ребенка, семьи. Оттого как ребенок войдет в школьную жизнь, пройдет адаптационный период зависит вся последующая его учеба, общение с одноклассниками, взаимопонимание с учителями. У учителей уже был накоплен определенный опыт в работе с первоклассниками.

Уже с первых уроков в 1 классе ребенок приучается оценивать свою работу. Словарный запас ученика невелик, поэтому учителя вводят для самооценки трехцветные фигурки, круги, линеечки со шкалами. Цветовой спектр выбирается разный. Например, «красный» – «Я доволен своей работой, всё знаю, умею»; «синий» - «Немного затруднялся в выполнении, сомневался, допускал ошибки, не совсем доволен работой»; « желтый» - «Работой не очень доволен, не все получалось, нужна помощь»
Используются в практике лесенки из 10 ступенек. Ученик поднимается на ту ступеньку, на которую считает нужным, зная, что 1 ступенька говорит о том, что «Я ничего не знаю», а последняя «Знаю все».

Обязательным условием этой деятельности было установление новых взаимоотношений между ребёнком и учителем, одноклассниками,родителями, а также формирование самооценки учащихся и деятельности учителя. Безотметочное обучение усложняет работу учителя, но оно более гуманно и результативно.

Ст. 15, п. 3 Закона РФ «Об образовании»

Модернизация содержания образования и организация учебного процесса в начальной школе предусматривает работу с детским интересом и направлена на создание таких условий обучения, которые не допускают появления у первоклассников отчуждения и негативного отношения к учебной жизни. Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует пятибальная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. Недопустимо использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и т. д.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Нельзя при неправильном ответе ученика говорить «не думал», «не старался», «неверно». Допускаются реплики: «ты так думаешь», «это твое мнение», «давай послушаем других» и т. д. Очень часто учителя используют в оценивании результатов разные графические изображения «звездочки», «слоники», родители не понимают их значение, как на них реагировать. Учителю начинают задавать вопросы с какой отметкой их сравнивать.

Целью введения безотметочного обучения в первом классе является поиск подхода к оцениванию, который позволит устранить негативные моменты в обучении, будет способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении.

Результаты обучения фиксируются в специально разработанных технологических картах (Лист достижений ученика / Карта успешности / Оценочный лист / Тетрадь мониторинга / Сборный портфель), составленных согласно программам по каждому предмету.

Никакому оцениванию не подлежат:

  • темп работы ученика;
  • личностные качества школьников;
  • своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и т. д.).

Основные виды контроля:

  • стартовый контроль,
  • тематический контроль,
  • итоговый контроль.

2. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ.

2.1. Основными показателями развития учащихся 1-х классов являются:

  • учебно-познавательный интерес;
  • самостоятельность суждений, критичность по отношению к своим и чужим действиям;
  • основы самостоятельности;
  • способность к преобразованию изученных способов действия в соответствии с новыми условиями задачи.

2.2. Содержательный контроль и оценка учащихся должны быть направлены на выявление индивидуальной динамики развития первоклассников (от начала учебного года к концу) с учетом личностных особенностей и индивидуальных успехов.

2.3. Динамика развития учащихся фиксируется учителем.

3. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.

3.1. Содержательный контроль и оценка знаний и умений первоклассников предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.

3.2.  Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:

  • стартовые и итоговые проверочные работы;
  • тестовые диагностические работы;
  • текущие проверочные работы;
  • «портфель» ученика.

3.3. Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для обучения, а также «зону ближайшего развития предметных знаний», организовать коррекционную работу в «зоне актуальных знаний».

3.4.  Тестовая диагностическая работа («на входе» и «выходе») включает в себя задания, направленные на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи.

3.5. Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме в ходе изучения следующей на этапе решения частных задач.

3.6. Итоговая проверочная работа (проводится в конце апреля) включает все основные темы учебного периода.

3.7.  «Портфель» ученика представляет собой подборку личных работ ученика, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интересы, лучшие работы, отражающие прогресс ученика в какой-либо области, продукты учебно-познавательной деятельности ученика – самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения и пр.

  1. Динамика обученности учащихся фиксируется учителем.

4. ВЕДЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ.

4.1. Учитель:

4.1.1. По каждому предмету составляется календарно-тематическое планирование на год, которое является основой планирования педагогической деятельности учителя.

4.1.2. Классный журнал является главным документом учителя и заполняется соответственно программе. Отметки не выставляются.

4.1.3. Результаты обучения фиксируются в специально разработанных технологических картах (Лист достижений ученика / Карта успешности / Оценочный лист / Тетрадь мониторинга / Сборный портфель), составленных согласно программам по каждому предмету (См. Приложение).

4.1.4.Качество усвоения знаний и умений оценивается следующими видами оценочных суждений:

         «+» - понимает, применяет (сформированы умения и навыки);

         «/» - различает, запоминает, не всегда воспроизводит;

         «-» - не различает, не запоминает, не воспроизводит.

4.1.5. Для коррекции своей работы учитель 1 раз в четверть проводит анализ своей педагогической деятельности на основе анализа учебной деятельности учащихся.

4.2. Администрация школы:

4.2.1. В своей деятельности школы используют по необходимости все материалы учителей и учащихся для создания целостной картины реализации и обучения в школе.

4.2.2. По итогам года на основе полученных материалов от учителей заместитель директора школы проводит педагогический анализ работы педагогического коллектива, определяя «проблемные» места, достижения и трудности как учащихся, так и учителей, на основе которых определяет стратегические задачи на следующий год обучения.

5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУБЪЕКТОВ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

5.1. Между учителем, учащимися, родителями учащихся и администрацией школы в рамках безотметочного обучения необходимо строить равноправное сотрудничество.

5.2.   Учащийся имеет право на ошибку и время на ее ликвидацию.

5.3. Учитель имеет право:

  • определять содержание оценочной деятельности в соответствии с тематическим планированием;
  • оценивать учащихся только относительно их собственных возможностей и достижений.

5.4. Учитель обязан:

  • соблюдать правила оценочной безопасности;
  • вести учет продвижения учащихся;
  • доводить до сведения родителей достижения и успехи учащихся.

5.5. Родитель имеет право:

  • знать о принципах и способах оценивания первоклассников в данной школе;
  • на получение достоверной информации об успехах и достижениях своего ребенка;
  • на индивидуальные консультации с учителем по поводу проблем, трудностей и путей преодоления их у своего ребенка.

5.6. Родитель обязан:

  • соблюдать правила оценочной безопасности и Положения безотметочного обучения;
  • информировать учителя о возможных трудностях и проблемах ребенка, с которыми родитель сталкивается в домашних условиях;
  • посещать родительские собрания (рефлексии), на которых идет просветительская работа по оказанию помощи в образовании детей.

6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН.

6.1. При нарушении основных принципов безотметочного обучения одной из сторон учебно-воспитательного процесса другая сторона имеет право обратиться к администрации школы с целью защиты своих прав в установленном Уставом школы порядке.

6.2. Нарушение правил оценочной безопасности является предметом административного разбирательства и общественного порицания.

  1. В случаях, когда родителей не устраивают отдельные положения данного документа, они имеют право перевести ребенка в другую школу.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ЛИСТОК ДОСТИЖЕНИЙ

ученика (цы)__________ класса    МБОУ сош № 2

 _____________________________________ на _______________ учебный год

(фио)

Учебные предметы

Период обучения

Начало учебного года

1 полугодие

2 полугодие

Чтение:                                    

                                               осознанность

правильность

выразительность

темп чтения

Русский язык:                            

                                               каллиграфия

орфография

развитие устной речи

Математика:                            

                                                     устный счет

письменные вычислительные навыки

решение задач

логические задачи

геометрический материал

Окружающий мир:

умение наблюдать

умение устанавливать причинно-следственные связи

умение применять полученные знания на практике

Учебно-организационные умения:

умение определять цель деятельности

умение планировать предстоящую деятельность

умение осуществлять запланированные действия

умение контролировать ход и результаты деятельности

умение оценивать ход и результаты деятельности

Сформированность познавательной активности и ценностных отношений:

активность познания

отношение к учению

отношение к труду

отношение к людям

Уровни:    высокий – красный цвет;  средний – зеленый цвет;   низкий – синий цвет.

Подпись учителя _________________ /_______________/

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ученика (цы) _________ класса МБОУ сош № 2

 ______________________________на                             учебный год            _  

(фио)

КРИТЕРИИ

1 – й класс

2 –й класс

3 – й класс

4 – й класс

полуго-

дие

конец года

1

Отношение к учебе в целом:

положительное

безразличное

негативное

2

Участие в работе класса на уроках:

постоянное

инициативное

регулярное

частое

редкое

3

Уровень познавательного интереса:

интерес проявляется часто

редко

почти никогда

4

Ответственность и самостоятельность в учебной деятельности:

всегда самостоятелен

нуждается в помощи и сопровождении

самостоятельность проявляется редко

уклоняется от ответственности

5

Внимание:

отличное

среднее

легко отвлекается

6

Память:

отличная

средняя

долговременная

кратковременная

7

Глубина усвоения материала:

воспроизводит с элементами собственного творчества

воспроизводит знания полностью

воспроизводит знания неполностью

8

Организация учебной деятельности:

готов к уроку самостоятельно

готов к уроку с напоминанием

не готов к уроку

9

Оформление работ:

по всем требованиям

частично нарушены требования

без выполнения требований

красиво

аккуратно

грязно

10

Темп работы:

опережает темп работы класса с высоким качеством работы

опережает темп работы класса с недостаточным качеством работы

соответствует темпу урока

отстает от темпа урока

11

Понимание смысла учебной деятельности:

сам формулирует цель учебной работы

формулирует цель с помощью учителя

не умеет формулировать цель учебной работы

12

Умение организовывать и контролировать свою работу на уроке:

всегда

иногда

никогда

13

Взаимоотношения и взаимодействие с товарищами:

положительное

безразличное

негативное

14

Соблюдение норм и правил поведения учащихся:

отличное

хорошее

удовлетворительное

плохое

15

Учебные навыки освоены:

отлично

хорошо

удовлетворительно

плохо

Подпись педагога

Формула «опять ты НЕ…» - верный способ выращивания неудачника.

 Учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки.

До тех пор, пока не будут внесены изменения в нормативно-правовую базу системы оценки качества образования, так называемый «госстандарт» образования, будет тормозиться решение одной из основных задач начальной школы - формирование основ умения учиться.

Особой является проблема подготовки всего педагогического коллектива к переходу на новую философию оценки.

Для этого необходимы определенные условия.

Приступить к решению задачи о развитии конкретной самооценки учащихся и учителя можно только в такой школе, где существуют отношения доверия взаимопонимания между всеми субъектами образовательного процесса (ученик, учитель, администрация, родители).

В одиночку за реформирование системы оценивания лучше не браться. Задача построения технологии безотметочного обучения по силам только коллективу всей школы, включая и основную, и старшую. Начиная работу по этой проблеме в 1 классе, необходимо иметь пер-спективу движения в этом направлении на последующих этапах образования.

Поворот к безотметочному обучению возможен только там, где учителя уже чувствуют (пусть пока интуитивно) внутреннюю потребность отказа от отметок и готовы искать другие способы организации оценивания учащихся, постепенно передовая контрольно-оценочный инструмент из своих рук в руки учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на педсовете "Традиционное и развивающее обучение в начальной школе"

Размышления на тему развивающего обучения в начальной школе. Плюсы и минусы....

Выступление на педсовете

В выступлении говорится о совершенствовании физической культуры младших школьников...

Выступление на педсовете школы по теме "Работа с одаренными детьми"

В этом выступлении говорится о видах одаренности детей и формах проявления  ее у учащихся 3 класса МБОУ "Красноануйская ООШ" села Солонешного Солонешенского района Алтайского края, о необходимост...

выступление на педсовете

Выступление на педсовете по теме "Критерии успешности учителя"...

Выступление на педсовете "Урок в свете ФГОС"

Презентация и видеофрагмент из урока развития речи. 3 класс....

Выступление на педсовете "Чередование творческих поручений"

Влияние игры-соревнования «Чередование творческих поручений» на межличностные отношения в коллективе; формирование ответственности и самосознания у младших школьников»....