Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС
статья на тему

Гантанова Наталья Яковлевна

Коллегам в помощь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx35.84 КБ

Предварительный просмотр:

Рефлексия как этап современного урока  в условиях ФГОС

Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Задачи: познакомить коллег с понятием рефлексия

Дать представление о классификации рефлексии

Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках

Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класс и участников мастер-класса.

ХОД МАСТЕР-КЛАССА

- Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть  вас в этой аудитории, и очень  надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор.

- Поговорим?

- О чём?

- О разном и о прочем.

- О том, что хорошо.

- И хорошо не очень.

- Чего-то знаешь ты.

- А что-то мне известно.

- Поговорим?

- Поговорим. Вдруг будет интересно…

            АКТУАЛИЗАЦИЯ  МАСТЕР – КЛАССА

Я  вам  расскажу одну легенду:

 Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик  захотел доказать обратное. Что он сделал? Берем (обращаюсь к участникам мастер класса). Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”

А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мёртвая – выпущу”.

Мудрец, подумав, ответил:

              - Как вы  считаете, что ответил мудрец?

 “Всё в твоих руках”.

Важно, чтобы в  наших руках ребенок чувствовал себя:

     Любимым,

                         нужным,

                                       а главное – успешным

Действительно, все в наших руках.

   

Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.   

    А теперь перед началом нашей работы  нам бы хотелось узнать ваше  эмоциональное состояние, а поможет нам в этом  Цветик –Многоцветик.   Посмотрите на него. Выберите тот лепесток , цвет которого Вам наиболее импонирует. А теперь оцените своё состояние.

Какой цвет преобладает? И попробуем оценить состояние всей аудитории.

Раскрытие темы мастер класса

Тема нашего мастер-класса «Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС.»

ФГОС  нам всем  известно. Этапы современного урока нам знакомы. А вот что такое Рефлексия?  Что вы знаете  о  рефлексии?

Цель мастер класса:

-повысить мотивацию к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Один из принципов современного образовательного процесса – принцип активности, творчества и сознательности. Ребёнок может быть активен, если каждое его действие является осознанным и понятным. 

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. При этом очень важно помнить о том, что организация рефлексивной деятельности на уроке – не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, к  развитию необходимых современной личности качеств: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. 

  • Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой  собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
  • Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
  • Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

Рефлексивная деятельность на уроке не только создаёт условия для осознания пройденного пути,  но и способствует формированию и развитию универсальных  учебных  навыков, а также достижению  метапредметных результатов обучения.

Работа в группе.  Рефлексия содержания мастер класса

Перед вами лежит таблица-фиксация знаний, заполните, пожалуйста,  графу «Знаю»,  и  « Хочу  узнать»  по данной теме .

Понятие

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Рефлексия



Выступление групп.(  таблица).

      А что же такое рефлексия?  

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.

        Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.

         Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.  В словаре Ожегова указано, что ударение в слове Рефлексия ставят на слог ЛЕ.

         В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.

         

Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.

         Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления,  осознанного  отношения  к своей  деятельности.

Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.

        Но без помощи учителя ребёнок не научится управлять собой. Именно единство целей учителя и ученика ведёт в конечном итоге к определённым результатам, когда каждый ученик может дать оценку своей деятельности на уроке.

        Это вызывает у учеников чувство радости и своей значимости.

         

Рефлексию, связанную с исследованием субъектом самого себя, результатом которой является переосмысление себя и своих отношений, называют личностной.

       Такая рефлексия отражает человеческую сущность:

физическую (успел – не успел, легко – тяжело),

сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно, интересно – скучно),

интеллектуальную (что понял, что осознал –что не понял, какие затруднения испытывал),

 духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

     

Следует учитывать, что духовная рефлексия допускает, лишь письменную, индивидуальную форму проверки без огласки результатов.

 

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

1.Рефлексия настроения и эмоционального состояния.  

Целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта c классом или в конце деятельности  

Что можно применять?

---Учащимся предлагается две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

---Карточки с изображением лица (грустного, веселого); показ большого пальца вверх или вниз.

 ---«Солнышко» – мне всё удалось,

 «солнышко и тучка» – мне не всё удалось,

 «тучка» – у меня ничего не получилось.

---Стихи для эмоционального настроя . 

Солнце на небе проснулось.
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучик солнышка возьмем
И к сердечку поднесем.

- Вы чувствуете солнечное тепло?

Подарим свои улыбки друг другу.

  -Цветик  Многоцветик :

--Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера. :

Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение, красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия; синий – грустное настроение, пассивность, усталость; зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность); жёлтый – приятное, спокойное настроение; фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию; серый – замкнутость, огорчение; чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;
коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.
---.
«Мои ожидания»: 

- Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу.

Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся, а насколько - посмотрим в конце урока (получить новые знания, справиться со всеми заданиями, помочь своему товарищу и т.д.)

2.Рефлексия содержания учебного материала

используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы

 «Плюс-минус-интересно». (авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления)

Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

-Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия). 

Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку.  В России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.

  • первая строка – название темы (одно существительное);
  • вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
  • третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
  • четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
  • последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.

 

---Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии.

Понятие

Знал

Хочу узнать

Узнал



В начале занятия в первую графу учащиеся записывают то, что знают на сегодня по данной теме, затем во вторую - формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ, в конце урока в третьей графе делают вывод и записывают то, что узнали.

3. Рефлексия  деятельности

Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.

Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.

Вот некоторые приёмы, используемые в практике для реализации данного вида рефлексии.

 «Лесенка успеха» –

  • нижняя ступенька – у меня ничего не получилось;  
  • средняя ступенькау меня были проблемы;
  •  верхняя ступенькамне всё удалось.

 «Дерево успеха» –

  1. зелёный лист – нет ошибок,
  2. жёлтый лист – 1 ошибка,
  3. красный лист – 2-3 ошибки.

«Поезд» На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным.

Солнышко» 
На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и зелёного  цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации;  зелёные  цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

рефлексивный   экран:

1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я выполнял задания…
5. я понял, что…
6. теперь я могу…
7. я почувствовал, что…
8. я приобрел…
9. я научился…
10. у меня получилось …
11. я смог…

Творческая работа в группах

«Мудрые совы»:  предлагается самостоятельно поработать над содержанием текста. Читая, учащиеся делают пометки:

« + » - знаю « - » - не знаю
« ! »- узнал новое « ? » - удивило.

После работы с текстом задаются  вопросы:
- Выберите ту информацию, которая вам знакома.
- А какая информация ранее была неизвестна?
- Есть ли в тексте сведения, факты, которые оказались для вас   неожиданными?
- У кого возник вопрос? Кто из одноклассников может его объяснить?
- Что бы вы еще хотели узнать?

   А теперь давайте заполним  графы таблицы .

 (  в  группах).

Итог мастер класса.

Творческая работа в группах. 

Подводя итог работы мастер-класса, предлагаю Вам «синквейн»

 к слову  «Рефлексия».

      При внешней простоте формы синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.

Участники мастер-класса предлагают собственные синквейны. Зачитывание.

    Процесс рефлексии должен быть  многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Не зря мы сказали- « все в наших руках».

. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не  только ученика, но и учителя.

РЕФЛЕКСИЯ  МАСТЕР – КЛАССА.

У вас две  полоски: зелёная и жёлтая. Если вам понравился  мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе – возьмите полоску желтого цвета.  Ну а если это всё вас совсем не тронуло – покажите зеленую полоску.  Прикрепить на доску. Получилось солнце.  (лучи солнца).

. Оказывается -мы можем многое!!! Все в наших руках!!!

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но  от учителя зависит,

Какими дети быть должны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕФЛЕКСИЯ КАК ЭТАП СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Урок - главная составная часть учебного процесса. Качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической нап...

Целеполагание и рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС

Разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения  государственных стандартов....

Рефлексия как этап современного урока по ФГОС (презентация)

Школьный урок – это часть жизни ребенка и, в то же время, это урок жизни для него. Это сама жизнь, полная проблем и радости открытий. Школьный урок – это место проживания счастья жизни ребенком. Он уч...

Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС.

Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся. Задачи: познакомить коллег с понятием рефлексияДать представление о классификации рефлексииПоказать конкретные вар...

Мотивация и рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС

Данный материал посвящен оценочной деятельности учащихся и представлен в виде «Копилки» приемов мотивации и рефлексии на разных этапах урока. Надеюсь, что представленный материал повысит мотивацию кол...

Целеполагание и рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС

Приступая к поиску оптимального варианта планирования системы уроков по теме или отдельного урока, учитель в первую очередь продумывает цель обучения.Презентация помогает расскрыть тему выступле...