«Роль родителей в нравственном воспитании дошкольников»
методическая разработка по теме

Беляева Наталья Георгиевна

Родительское собрание (подг.гр.)

«Роль родителей в нравственном воспитании своих детей»

Форма проведения:

- деловая игра

 

Задачи:

  • Сплотить с помощью игры родительский коллектив, чтобы каждый мог почувствовать радость общения;
  • Призвать к самостоятельному педагогическому творчеству;
  • Помочь родителям найти ключ к решению многих сложных вопросов воспитания детей.

Оборудование:

  • Включить тихую мелодию;
  • Таблички с обозначением групп;
  • Варианты ситуаций;
  • Карточки с вопросами;
  • Презентация.

Воспитатель.

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня вы станете участниками деловой игры. Мы бы хотели, чтобы все были активны, инициативны, придерживались следующих правил игры:

1. Время свято – говори ясно и сжато.

2. Закон один: все слушают, когда говорит один.

3. Не согласен – возражай, возражаешь – предлагай, предлагаешь – действуй.

- Итак, мы начинаем. Чтобы было ясно, какая сегодня тема нашего круглого стола, надо собрать из фрагментов пословицы. (На трех столах разложены фрагменты пословиц. Родители делятся на группы и собирают пословицы. Звучит тихо в грамзаписи музыка «Родительский дом»)

Зачитываются родителями пословицы:

Родительское слово мимо не молвится (семейное воспитание).

Добрый человек добру и учит (нравственное воспитание).

Родной край – сердцу рай (патриотическое воспитание).

Итог разминки. Уважаемые родители. Теперь можно сделать вывод, о чем мы сегодня будем с вами говорить. Тема нашего круглого стола « Роль родителей в нравственном воспитании своих детей (воспитание нравственно – патриотических качеств).

 

Условия игры:

Все участники должны быть доброжелательными и доверительными друг к другу

Психологическая разминка «УЛЫБКА»

Воспитатель.

У вас хорошее настроение. Как без слов подарить его другим людям, передать тепло своей души. Как без слов сообщить о своем прекрасном настроении. Конечно же, улыбкой! Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение. Это же главное оружие наших детей - улыбка - подаренная вам, которая делает счастливыми и всепрощающими за их шалости.

«Наши дети - это наша старость, плохое воспитание –это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, страной», - писал А.С. Макаренко.

Детский сад играет ведущую роль в воспитании подрастающего поколения.

Однако семья дает ребенку первый жизненный опыт, именно в семье закладываются основы характера и морального облика, именно от семьи во многом зависит направление интересов и склонностей подрастающего поколения.

Поэтому сегодня поговорим о роли родителей в нравственном воспитании детей в семье.

Что же представляет собой нравственные ценности?

Вопросы для взрослых и детей:

В1. Качества, необходимые вашему ребенку как человеку (честность, способность любить и сопереживать, порядочность, доброта)

Д1. Каким ты хочешь быть человеком? (Дети ответили: главным, большим, хорошим, сильным, честным, красивым)

В2. В хорошей семье всегда (лад, мир, любовь, нет лжи)

Д2. Что нужно, чтобы дома было всем хорошо? (чтоб все любили друг друга, покупать игрушки и всякие вкусности, всех целовать, говорить спасибо)

В3. Нельзя прожить без (семьи, любви)

Д3. Без чего нельзя прожить человеку? (без мамы и папы, без воды и еды)

В4. Если бы я нашел клад, то (потратил на улучшение жилищных условий, образование детей, поделился с родственниками, оснастил материальную базу ДОУ)

Д4. Если бы ты нашел клад, то чтобы ты сделал? (купил игрушки и компьютер, отдал маме или воспитателю, не знаю)

В5. Если бы я все мог, то (продлил жизнь своих родителей, сделал всех людей на земле счастливыми, сделал так, чтоб все дети из детских домов нашли свои семьи)

Д5. Если бы у тебя была волшебная палочка, то что бы ты сделал? (попросил бы подарки для себя, для брата или сестры, принес бы ее в детский сад)

 

Важна структура семьи. Лучше, если в семье не один ребенок. Даже если он не один, не надо делать его центром, вокруг которого вращаются все остальные члены семьи.

«Вот у вас есть одно яблоко, только одно, и вы отлично знаете, что растущему детскому организму оно нужнее, чем вам и все же, не отдавайте ребенку единственное яблоко целиком, не создавайте ему привилегий, помните, что у вашего ребенка кроме тела, есть еще и психика, есть формирующийся характер, в подобном случае вы вместе с витаминами для здоровья ребенка внесете в его душу страшный вирус, вирус безнравственности»

Вывод на слайде

Нравственные потребности начинаются с: (сначала родители высказываются, глядя на фото и  затем вывод на слайде)

1. отзывчивости, которую мы понимаем, как способность понять затруднительное положение или состояние другого человека.

Отзывчивого человека обычно называют сердечным, чутким. Отзывчивость - это целый спектр чувств - сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость нужно в ребёнке ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.

2. Другой важнейший элемент нравственных потребностей - установка

нравственная, которую можно сформулировать так: «Никому не вредить, а

приносить максимум пользы». Её нужно формировать в сознании ребёнка с

того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок

будет всегда стремиться к добру.

3. Еще одним структурным важным элементом нравственных потребностей

является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла. Таковы элементы нравственных потребностей. Знание их поможет родителям воспитать детей добрыми счастливыми людьми, приносящими благо обществу.

Вашему вниманию предлагаются ситуации, в которых мы, как родители, могли бы оказаться. Как поступить достойно?

Рассмотрим некоторые законы семейной жизни: (у родителей на бумаге ситуации)

СИТУАЦИЯ№1:

Мальчик был наказан. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт.

Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?

ЗАКОН: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.

СИТУАЦИЯ №2:

Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация?

ЗАКОН: Основы трудолюбия должны закладываться с детства.

СИТУАЦИЯ№3:

Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она помыла посуду. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать. После ужина мама сказала спасибо и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на ее месте?

ЗАКОН: Ребёнок нуждается в ласке, похвале.

Дом для ребёнка – школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам семьи. Воспитание чувств ребёнка включает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого требует поддержки со стороны родителей – и не только словом, но и примером. Ребёнок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему.

СИТУАЦИЯ№4:

Мама пришла с работы, сын встретил. Дома предлагает ей тапочки и накрывает на стол. После ужина мальчик сел вместе с мамой выполнять задание , так как не мог справиться сам. Мама объяснила ему задание, похвалила за аккуратную работу и нежно обняла его. Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между членами этой семьи?

ЗАКОН: Уважительного отношения членов семьи друг к другу.

Противоположенным примером этому может служить хорошая и поучительная сказка, в которой рассказывается о том, что молодые родители, имея старенького отца, не разрешали ему кушать за общим столом. А чтобы он, не дай бог, не разбил тарелки из фарфора, купили ему деревянную тарелку и ложку, из которой он практически не мог есть. Через некоторое время они застали своего четырёхлетнего сына за тем, что он пытался что-то мастерить из деревянной чурки. На вопрос родителей о том. Что ребёнок мастерит, малыш ответил, что он делает посуду для своих родителей, чтобы они могли из неё кушать, когда состарятся. Это ли не иллюстрация переживаемых ребёнком эмоций и чувств в собственном доме?

СИТУАЦИЯ №5:

В семье двое детей: брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра — в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это. О чем мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста?

ЗАКОН: В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.

ВЫВОД: Если эти законы в семье выполняются, значит, ребёнок состоится как личность.

Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации, как нужно вести себя, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Может быть, наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети—свидетели, они учатся жить у жизни.

Если:

1.  Ребенка постоянно критикуют, он учится ... (ненавидеть).

2.  Ребенок живет во вражде, он учится... (быть агрессивным).

3.  Ребенок живет в упреках, он учится... (жить с чувством вины).

4.  Ребенок растет в терпимости, он учится... (понимать других).

5.  Ребенка хвалят, он учится ... (быть благородным).

6.  Ребенок растет в честности, он учится ... (быть  справедливым).

7.  Ребенок растет в безопасности, он учится ... (верить в людей).

8.  Ребенка поддерживают, он учится ... (ценить себя).

9.  Ребенка высмеивают, он учится ... (быть замкнутым).

10. Живет в понимании и дружбе, он учится ... (находить любовь в мире).

Вывод: таким образом, мы с вами должны объединять усилия именно в воспитании доброго, убеж­денного, честного человека. И пусть в этой жизни у ребят всегда будет рядом до­брый и надежный друг, родитель, наставник, именно от вас зависит, каким вырастет, ваш ребенок. Детский сад — что-то скорректирует, но мы лепим из того, что уже замешано.

Практическое задание родителям

«Загибаем лист»:

Взять листик бумаги. Когда-нибудь вы ругали своих детей злобно, не выдержанно. При каждом сгибе листка вспомнить негативное, сказанное в адрес ребенка.

А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили детям.

Вывод: Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.

Работа в микрогруппах.

Активные родители:

"Лукошко сказок"

В сказках можно увидеть мудрости воспитания. Какие? (иллюстрации из сказок для обсуждения родителями на слайде)

Высказывания родителей……

 

 

Для воспитателей:

(Вспомним русскую народную сказку: «Очень показательна сказка «Репка», которая символизирует крепкую связь разных поколений. Сама репка – это то огромное количество важных знаний, которое накоплено в течение многих лет разными представителями одного большого семейства. Основной смысл этой сказки – преемственность поколений, предложение жить полной дружной семьей, потому что одному человеку ну никак не осилить весь огромный родовой опыт.

Сказка «Колобок» – о трудном ребенке. Иван-царевич символически являет собой мужское начало и мужские ценности, в нем заключена сила защитника своей родной земли, чести и совести. Елена Прекрасная, Василиса Премудрая и другие образы – символы женского начала, это непременные символы мудрости, любви, Родины.)

Добрые родители:

"В лучах родительского солнца" (ватман, карандаши, фломастеры)

В центре солнца вы, а теперь на лучиках вашего солнца напишите по очереди, чем вы согреваете своего ребёнка, как солнце согревает землю.

Благодарим всех за работу! (И в заключении небольшое четверостишие)

Хотите ли вы, не хотите ли,

Но дело, товарищи, в том,

Что, прежде всего мы – родители,

А все остальное – потом!

     Удачи вам, дорогие родители!

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл saytttt.docx665.48 КБ

Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание – практикум Тема: «Роль родителей в нравственном воспитании детей»

Цель:    1. Убедить родителей, что нравственность – это залог успешного существования человека в обществе2. Содействовать укреплению взаимопонимания между взрослыми и детьми посредством...

Сценарий родительского собрания на тему:"Роль родителей в нравственном воспитании своих детей"

Сценарий родительского собрания на тему:"Роль родителей в нравственном воспитании своих детей"...

Тема родительского собрания в 3 классе «Роль родителей в нравственном воспитании детей, учащихся младших классов».

Оформление: плакат с пословицами: «Что у родителей скачет с языка, то у ребенка скачет на языке», «Родительское слово на ветер не молвится», на доске высказывание В.А. Сухомлин...

Родительское собрание на тему: « Роль родителей в нравственном воспитании своих детей»

Родительское собрание на тему:« Роль родителей в нравственном  воспитании своих детей»Цель: показать важность и необходимость роли родителей в нравственном  воспитании своих дете...

Сценарий родительского собрания на тему: «Роль родителей в нравственном воспитании детей»

Повестка дня: 1. Инструктаж по технике безопасности на весенних каникулах. 2.Выступление классного руководителя на тему «Роль родителей в нравственном воспитании детей». Проведение теста – «Где сид...

«Роль родителей в нравственном воспитании своих детей»

laquo;Роль родителей в нравственном воспитании своих детей»...