Методическая разработка по теме:"Словарная работа"
методическая разработка (3 класс) на тему
Методическая разработка по теме:"Словарная работа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_tema_slovarnaya_rabota.docx | 340.28 КБ |
Предварительный просмотр:
- Реализация методической темы.
Учитель в процессе обучения и воспитания – ключевая фигура. Уровень его профессионализма в значительной мере зависит от самообразования. Поэтому в работе руководствуюсь высказыванием Ж. Жубера « Обучать - значит вдвойне учиться».
В своей деятельности стараюсь искать новые методы и подходы в обучении детей. Учитываю особенности каждого ребёнка и постоянно ищу пути для комфортного обучения детей. Я стараюсь создать условия для самоутверждения моих учеников, обеспечить благоприятный нравственно-психологический климат в классе, оказываю помощь в поисках и обретении ценностей и смысла жизни.
В этом учебном году я работала с 3 классом. Мною была выбрана методическая тема «Словарная работа на уроках русского языка и литературного чтения». Простое заучивание не дает положительных результатов, не помогает ребенку стать более грамотным. Отсюда встает вопрос, как пробудить интерес ученика к слову, как создать условия для прочного запоминания непроверяемой буквы, как развить ряд важнейших, интеллектуальных качеств ребенка. Этим объясняется актуальность выбранной мной темы.
Слово является основной единицей языка. Выступая изолированно, оно выполняет, прежде всего, номинативную функцию – называет конкретные предметы, действия, признаки, чувства человека, общественные явления и отвлечённые понятия. Организуясь грамматически в предложениях, слово оказывается тем строительным материалом, с помощью которого речь приобретает возможность выполнять коммуникативную функцию.
Л.С. Выгодский определял слово как единицу не только речи, но и мышления. Обосновывая данный тезис, он ссылается на то, что значение слова есть обобщение, понятие. В свою очередь обобщение не что иное, как акт мысли. Таким образом, в слове представлено единство мышления и речи.
В словарной работе главное внимание уделяется смысловой, семантической стороне слова. Работа над словарными словами с детьми с ЗПР оказывает подлинно развивающее обучение. Она направлена не только на количественное обогащение словаря, но и на углубление понимания смысла слов, помогает тому, что дети начинают овладевать способами выражения в слове необходимого содержания и умения применять усвоенные слова в связном высказывании. Говоря о связности высказывания, следует подчеркнуть, что его формирование предполагает усвоение ребёнком различных типов связи (между словами, предложениями, между частями высказывания), обучение построению разнообразных синтаксических конструкций. Словарная работа проводится с первого дня обучения в школе. Систематическое накопление словарного запаса, выработка у детей умений и навыков правильно произносить и писать новые слова, а также использовать их в устной и письменной речи – вот что составляет содержание словарной работы.
Дети с ЗПР допускают как специфические ошибки при письме (дисграфия), так и ошибки на орфографические правила (дизорфография). С большим трудом учащиеся запоминают написание словарных слов. Для детей с ЗПР характерны:
1. Низкая активность зрительного восприятия.
2. Неустойчивое внимание.
3. Недостаточная наблюдательность.
4. Замедленная скорость запоминания, небольшой объём запоминаемого, кратковременная память, сложность в воспроизведении информации. При запоминании несложного материала дети с ЗПР не испытывают затруднений. Но при возрастании и усложнении объёма информации прочность запоминаемого и его воспроизведение резко снижается.
5. Неполноценность логического мышления. Например, ученики до автоматизма заучивают орфографические правила, но при письме их не применяют.
6. Отсутствие или очень низкий уровень самоконтроля при письме. Ученик не замечает, не видит допущенные ошибки.
7. Недостаточная моторика кистей и пальцев рук.
8. Низкий уровень мотивации познавательного процесса.
9. Недостаточная организованность и усидчивость.
10.Выраженная истощаемость, и, как следствие, низкая работоспособность. Замедленный темп развития всех психических функций и процессов не позволяет ученику успешно осваивать школьную программу.
Моя цель: вскрыть наиболее эффективные приемы работы над словами с непроверяемым написанием.
Практика работы показывает, что традиционные логопедические и педагогические подходы к устранению ошибок недостаточны. Необходимы некоторые изменения в содержании коррекционной работы. Слабая память, низкий уровень развития внимания и наблюдательности мешают ребёнку с ЗПР запоминать написание большого количества словарных слов по школьной программе. Словарные слова – это слова, имеющие непроверяемые или трудно проверяемые буквы. Их написание необходимо запоминать. Что значит хорошая память учащегося? Это значит, что он быстро запоминает, долго хранит информацию и легко воспроизводит заученный материал. Если у ученика хорошо развито внимание, то он способен сосредоточить своё зрение слух и мысли на предмете (объекте). Из-за недостатка памяти и внимания ребёнку трудно заучивать словарные слова. Большую помощь в работе над словарными словами может оказать метод мнемотехники. Мнемотехника, или мнемоника (греч. – искусство запоминания) – совокупность приёмов, имеющих целью облегчить запоминание возможно большего числа сведений, фактов; основана главным образом на законах ассоциации. Ассоциация в психологии – это обусловленная предшествующим опытом связь представлений, благодаря которой одно представление, появившись в сознании, вызывает по сходству, смежности или противоположности другое. Физиологические основы ассоциации глубоко исследованы И.П Павловым. («Словарь иностранных слов» - М., Государственное изд-во иностранных и национальных словарей, с.455). Этот способ связан также с научными и практическими исследованиями Л. С. Выготского, где установлено, что ребёнок легче и лучше запоминает учебный материал, если ему помочь некоторыми внешними средствами. Это могут быть картинки, запись в виде плана, схемы, инструкции. Ребёнок может их использовать сначала с помощью учителя, родителей. В дальнейшем он вполне самостоятельно справляется сам. При произнесении слова возникают зрительные образы. Детям с сохранным интеллектом важно развивать воображение, а особенно у детей с ЗПР. В процессе работы я говорю: «Представьте предмет (ситуацию)». Ученик должен уметь представлять, воображать объекты; мысленно конструировать предполагаемые ситуации. Таким образом, способность слов вызывать в человеке определённые образы или действия объектов помогает лучше запоминать написание трудных и словарных слов. С целью улучшения запоминания словарных слов занятия необходимо проводить в занимательной форме. Существуют различные приёмы мнемотехники.
• Ознакомление с происхождением слова.
Например, «ладонь» происходит от исконно русского слова «длань». «Аквариум» и «акваланг» от латинского слова «аква» (т.е. вода).
•Соотнесение буквы с формой предмета: «бочонок», «пуговица». Эти предметы по форме округлые и напоминают букву «О».
• Соотнесение непроверяемой буквы в словарном слове с величиной предмета. «Малина » - ягода состоит из маленьких крупинок, шариков.
• Соотнесение буквы с цветом данного предмета. «Берёза» - ствол у берёзы белый; «бельё» - изначально у людей вся одежда была белого цвета, пока они не научились изготавливать красители для тканей.
• Соотнесение внешнего вида предмета с непроверяемой буквой. «Кофта» - рукава кофты сложены как буква Ф:
• Функция предмета помогает написанию словарного слова. «Линейка » - это предмет, с помощью которого проводят прямую линию.
• Звучание предмета и звукоподражание ему. «Барабан » («Бам! Бам!») «Балалайка» («Ла – ла – ла») «Синица » (поёт: «Синь – синь!»)
• Приём выстраивания сюжетной линии. Например, ошибочное написание слова «трамвай» как «тромвай», «транвай» или «тронвай». Сюжет: «Трамвай едет по рельсам и отстукивает колёсами «трам -трам , трам -трам ».
• Связь словарного слова с историческим фактом. «Пенал» - в давние времена люди писали гусиными перьями, которые хранили в шкатулках. И это были первые «пеналы». «Пенал» от слова «перья».
Использование приёмов мнемотехники улучшает память, повышает уровень внимания и наблюдательности учащихся.
В своих поурочных планах я обязательно отмечаю новые слова. При подготовке к урокам я разбираю слова, значения которых нужно объяснить, определяю, какие из них должны войти в активный словарь, придумываю наиболее эффективные способы объяснения значения новых слов и закрепления их в памяти учащихся. Существует несколько способов объяснения нового слова. При первичном знакомстве со словом пользуюсь следующими приёмами: демонстрация предметов, использование картин, рисунков, толкование значения слова, употребление слова в предложении, подбор к словам синонимов, произношение новых слов, чтение слов учащимися, запись слов на доске и в тетрадях, окрашивание в разный цвет и др.
Прежде всего выделяем этапность работы над словарными словами: два этапа: введение нового слова и первичное его закрепление.
I этап. Введение нового слова.
1.Предъявление нового слова в виде загадки:
Например:
- Внимательно прочитайте написанные на доске слова (Щепка, ужин, шайба,
трубач).
Определите слово, с которым мы познакомимся на уроке. В нём имеется
парный звонкий, всегда твёрдый шипящий согласный звук.
- Сегодня мы познакомимся со словом ужин.
- Что такое ужин? (Ужин – это вечерний приём пищи)
- Мы с вами привыкли, что ужин это вечерняя еда. Однако первоначально это
слово обозначало еду в середине дня. Древнерусское «угь» значило « юг». В
полдень солнце светило на юге, и употребление пищи в это время получило
название - южный – ужин. С течением времени приём пищи в середине дня
стал именоваться обедом. А слово ужин стало обозначать вечерний стол.
- Перед вами пословицы, в которых пропущено слово ужин и обед
одновременно:
∙ Ехал к …, а и …не застал.
∙ … не нужен, был бы ….
∙ От доброго …и к … останется.
∙ Без … подушка в головах вертится.
- Вставьте пропущенные слова.
- Объясните смысл каждой пословицы.
- Напишите по памяти пословицу, которая означает, что человек сильно опоздал.
Уродилась я на славу
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи –
Меня в них ищи. (капуста)
- описания предмета, который лежит в «волшебном мешке»: круглое, большое, румяное, красное, сладкое, сочное (яблоко)
- узнай предмет по описанию: крупное рогатое домашнее животное, дающее молоко - Рассматривание предмета на картинке.
Дети сами называют слово, которое будут изучать.
2. Работа над проговариванием, развитием слуховой, зрительной, образной памяти строится следующим образом:
- дети составляют слово из букв:
п у е х т
- составляют слово из слогов: ши на ма
- находят в карточке и орфографически проговаривают:
дерéвня
- вывешиваю карточку с изученным словом:
дети читают это слово орфографически нормальным голосом, шепотом, громко; обозначают ударение; находят буквы, которые требуют проверки.
- Можно проверить данную гласную? (Нельзя.)
И тут нам на помощь приходят шуточные стихи-загадки, рассказы-помощники, которые создают ассоциативную связь, и у словарного слова появляются «приемные родственники». Например, предлагаются такие стихи.
Трудные учить слова
Помогает нам игра.
Петуха назвали «Петя» -
Петь он любит на рассвете.
Лиса – лисица, посмотри
Очень любит букву … (и)
В процессе работы над словом используется этимология слова:
Лопата – название свое получило на основании сходства предметов, по внешнему виду. Раньше было слово «лопа» – то же, что рука, ладонь. От него и образовалось слово: лопата – лопа – лопать.
С большим интересом дети относятся к рисункам, схемам, которые помогают запомнить новое слово.
- Детям дается задание: нарисовать ассоциативную картинку по изученному слову; составить маленький рассказ (3-4- предложения) с изученным словом;
- сделав обоснование о букве, которую нужно запомнить, дети еще раз читают слово орфографически, произносят слово плотно сжав губы, закрыв глаза, пишут носом в воздухе, порадуйтесь слову (произносят с восклицанием), спросите слово (произносят вопросительно), читают орфографически.
Неоднократное орфографическое чтение дает возможность детям с ЗПР запомнить слово лучше. В чтении принимает участие артикуляционный аппарат, включен зрительный и слуховой анализатор.
- слово записывается в тетрадь с обозначением ударения, орфограммы. Словарное слово при запоминании обязательно прописывается не только в Именительном падеже, но и с предлогами, а также все родственные словарному слову слова: Работа, на работе, после работы, работать. Командир, командиры, к командиру, за командиром, команда, команды, командовать.
Именно по такой схеме учим с детьми словарные слова в классе и задаем задание на дом.
Упражнения для формирования фонетических понятий.
На закрепление предлагаю 7 – 10 слов, с пропущенной буквой. Дети вставляют
нужную букву, прочитывают все слова орфографически.
Задания к словам:
- запишите слова в алфавитном порядке,
- выпишите слова, в которых ударение падает на 1 слоге; или на 2 слоге; или на 3
слоге,
- выпишите слова, в которых есть мягкие согласные; твердые согласные,
- выпишите слова в 2 столбика: с глухими согласными на конце, со звонкими
согласными на конце слова,
- доска закрывается, слова записываются по памяти или с комментированием по
цепочке.
- игра «Угадай слово» (на карточке написан первый слог слова, учащиеся
записывают слово полностью). И наоборот, дается окончание слова, а учащиеся
добавляют начало;
- игра «Найди слова» (записано 3 – 4 слова буквами разной величины, дети должны
эти слова найти): м к м а е ш д л и в а н е с а д с ь
- игра «Расшифруй слово» (очень нравится детям). Замените цифры буквами и
запишите слово: 17,6,15,1,13 (пенал)
- игра «Найди ошибку».
- при закреплении используются различные ребусы:
Упражнения для формирования словообразования.
- подоберите родственные слова, укажите при помощи чего они образовались;
- подберите слова к схемам: ;
- от слов железо, осина образуйте новые слова с суффиксом – к-.
Морфологические упражнения.
- выпишите слова, обозначающие предметы, признаки предметов, действия
предмета,
- выпишите слова 1-го склонения, 2-го склонения и 3-го склонения,
- выпишите слова женского рода, мужского рода, среднего рода,
- составьте словосочетания сущ + прил.: воробей, молоко, медведь…
Синтаксические упражнения.
- составьте предложения с данными словами (ветер, капуста, заяц, огород),
- составьте предложения с данными словосочетаниями (детский рисунок, вкусная
ягода, трусливый заяц),
- замените предложение одним словарным словом (Комната для занятий в школе. –
класс),
- вставьте в предложение нужное по смыслу слово (По лесу шел … и громко ревел. –
медведь),
- работа с деформированным тестом, в котором есть словарные слова,
- смоделируйте предложение по схеме: Кто? что делают? в какие? во что?
Лексические упражнения.
- выпишите слова из словаря на заданную тему: «Овощи», «Школа»,
- сгруппируйте слова по темам,
- найдите лишнее слово (капуста, помидор, яблоко, огурец),
- подберите к словам синонимы, антонимы,
- ведется работа над многозначностью слова, над переносным значением, над
сравнением.
На уроке литературного чтения для объяснения значения слова могу использовать и такие наглядны специфические средства как жест, мимика, драматизация ( он усмехнулся, скривился, выбросил руку в приветствии и т.д.).
Весьма действенным приёмом объяснения значения слова является постановка в доступный учащимися контекст. Например, значение слова КРОХОТНЫЙ понятнее в предложении: Крохотный ребёнок спал в коляске, чем Крохотный комочек родной земли он унёс из дома.
Для семантизации слова употребляю и другие приёмы:
∙ подбор родственного слова (врассыпную – рассыпать);
∙подстановка синонима (изба – дом);
∙разложения общего понятия на частные (инструменты – это пила, молоток, …);
∙объяснения с помощью словотолкования (зверобой – это название лечебной травы).
Выбор способа объяснения слова зависит от типологии лексики, от возраста учащихся и самостоятельности. Очень важно применять средства наглядности в том случае, когда разбираются метафоры, сравнения и другие образные средства языка. Большинство из них на начальном этапе обучения основаны на переносе чувственно воспринимаемых признаков с одного предмета на другой: прыгает как обезьяна; след простыл; рукой подать. Это даёт возможность продемонстрировать то сходство, которое объединяет два
предмета, признака, действия.
Наглядные примеры использую и тогда, когда ученики не могут понять значения слов без опоры на натуральные предметы или изобразительные средства: это устаревшие названия предметов, профессиональные термины, специфические явления и др. Например: верстак, редут, кивер, рубка, трап и т.д. Понимание этих слов без демонстрации будет неполным и неточным.
Применяю и словесные приёмы семантизации, хотя достаточно ограниченно и только тогда, когда значения слова или словосочетания не позволяет, прибегнуть к наглядным способам, например: очки втирать –обманывать, перемывать косточки – злословить, запорошить – засыпать мелким снегом.
При изучении новых слов важным является вопрос о том, на каком этапе урока объяснят новые слова. Практика показала, что это можно делать до чтения текста, во время чтения и после чтения. До чтения объясняю только слова, непонимание которых будет затруднять восприятие детьми всего текста. Такие слова стараюсь объяснить в предварительной беседе. Во время чтения объясняю слова, смысл которых подсказывался содержанием текста. После чтения текста объясняю слова, которые всё-таки оказались
непонятными для некоторых учащихся.
Важной частью словарной работы является повторение усваиваемой лексики в течение определённого времени. Новые слова должны закрепляться на том же уроке, на котором они объяснялись детям.
Систематическая и целенаправленная работа над словарными словами способствует
прочному и успешному их запоминанию. Проверка словарных слов проводится 1 раз в 2 недели и ведется учет ошибок (см. карту)
праздник | вместе | орех | пшеница | погода | понедельник | ракета | трактор | |
19.09 | 8 | 5 | - | 6 | 7 | 5 | 3 | 4 |
03.10 | 4 | - | 3 | 2 | 4 | 1 | 2 | |
чёрный | четыре | восемь | вторник | среда | картофель | петрушка | овощи | |
10.10 | 6 | 4 | 2 | - | - | 6 | 4 | 3 |
24.10 | 3 | 3 | - | - | - | 4 | 3 | 1 |
горох | огурец | помидор | огород | обед | компьютер | столица | ужин | |
14.11 | 2 | 3 | 3 | 4 | - | 6 | 5 | 3 |
28.11 | - | 2 | 2 | 1 | - | 4 | 3 | - |
пирог | шоссе | четверг | север | берег | пороша | чувство | лестница | |
05.12 | 3 | 4 | 4 | 2 | 3 | 6 | 7 | 4 |
19.12 | 1 | 2 | 3 | - | 2 | 4 | 5 | 2 |
интересно | грамм | комната | однажды | около | интересный | аккуратно | рябина | |
23.01 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 | 4 | 6 | 5 |
06.02 | 2 | 1 | 3 | 2 | 2 | 2 | 4 | 3 |
кровать | солома | пятница | вокруг | поэт | приветливо | животное | завтрак | |
17.04 | 4 | 5 | 3 | 4 | 2 | 6 | 5 | 3 |
15.05 | 3 | 3 | 1 | 2 | - | 5 | 4 | - |
Итак, можно сформулировать некоторые требования к проведению словарной работы для детей с ОВЗ при ЗПР:
∙Должна быть выдержана дозировка слов на единицу учебного времени. Здесь также, как и в усвоении любого вербального материала, необходимо соблюдать принцип небольших шагов, или расчленённости подачи. Среднее оптимальное число слов в пределах одного
этапа – 2 – 3.
∙Необходимо стремиться к контексту объяснению новых слов. Процесс точного их запоминания заметно улучшается, если они объединены в тематические группы или включены в предложения.
∙Процесс презентации слов должен опираться на работу всех возможных анализаторов. Новое слово обязательно прочитывается учителем и воспринимается школьниками на слух, разбирается его значение использованием наглядных или словесных средств при активном
участии детей, прочитывается ещё раз учениками, включается в предложение и записывается, если речь идёт об уроках русского языка и отчасти об уроках развития устной речи.
∙Объяснение значения слова – это только начальный этап работы над лексикой. Для его введения в речь необходима система упражнений, постоянная повторяемость слова, включение его в различные контексты.
∙Важно соблюдать естественность условий для активизации лексики. Составленные предложения должны отражать содержание либо прочитанного текста, либо ситуации, которая задаётся учителем и разбирается на уроке с учётом того, что ученики узнали на экскурсии, из передач по телевидению, на других уроках, которые уводят детей от
примитивных стандартных фраз, являются значительными для уроков русского языка.
Работа с лексикой должна быть тесно связана с грамматикой, фонетикой и другими сторонами языка. Нельзя усвоить новое слово, не употребляя одновременно его различные грамматические формы, не отрабатывая правильности произношения. Без единства работы над всеми сторонами языка, без постоянного приложения изучаемого грамматического материала к конкретным словам этот материал ложиться мёртвым грузом в памяти детей или быстро забывается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на МО по теме "Словарная работа на уроках русского языка как средство формирования орфографической зоркости"
Доклад для выступления на методическом объединении учителей начальной школы по теме "Словарная работа на уроках русского языка как средство формирования орфографической зоркости" содержит подробный ма...
НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
СодержаниеВведениеГлава I. Исторические и психолого-педагогические основытемы « Словарная работа на уроках русскогоязыка в начальных классах ».1. История развития ведущего вопроса темы.2. Психолого-пе...
Статья по теме: «Словарная работа на уроках русского языка с детьми с нарушениями зрения»
Одной из главных задач формированию языковой компетенции личности является словарная работа....
Квалификационная работа по обобщению собственного педагогического опыта Тема: Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах
Квалификационная работа по обобщению собственного педагогического опыта...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ: «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ»
Цель данного проекта: разработка системы упражнений для словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах....
Обобщение опыта по теме " Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе"
Обобщение опыта по теме " Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе"...
Методические приемы организации словарной работы в начальной школе
Приемы организации словарной работы на уроках литературного чтения...