Кейс-технологии, как один из инновационных методов образовательной среды в начальной школе. (Эссе)
материал на тему
Работа может представлять интерес для учителей начального звена обучающихся. В работе сделана попытка оценить кейс-технологии в начальной школе и акцент на особенности работы преподавателя, практикующего вышеназванный метод с целью достижения нового образовательного результата. Ведь в данном случае учитель начальных классов не только максимально реализует свои способности , но и развивает их.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse-keys.docx | 22.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Кейс-технологии на уроках начальной школы
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ольга Альбертовна Опарина,
учитель начальных классов, высшая квалификационная категория,
МБОУ Дубковская СОШ «Дружба», Одинцовский район, Московская область, РФ
Кейс-технологии как один из инновационных методов образовательной среды в начальной школе
- Краткая аннотация работы
Работа может представлять интерес для учителей начального звена обучающихся. В работе сделана попытка оценки использования кейс-технологии в начальной школе и акцент на особенности работы преподавателя, практикующего вышеназванный метод с целью достижения нового образовательного результата. Ведь в данном случае учитель начальных классов не только реализует максимально свои способности, но и развивает их.
- Содержание
2.1.Введение
2.2.Кейс-технология в рамках начальной школы
2.3.Источники и достоинства кейс-технологии
2.4.Деятельность учителя в применении кейсов
2.5. Заключение
2.1.Введение
Проблема усвоения знаний учащимися является для учителя одной из самых главных.. Она вынуждает его искать принципиально новые пути для того, чтобы дети могли легко воспринимать и должным образом перерабатывать информацию. Учитель обязан привить обучающимся интерес к учёбе, научить их не стандартно мыслить, обеспечить им условия для формирования индивидуальности, адекватной оценки своих возможностей и при этом максимально уменьшать психологическое напряжение на уроке.
Чтобы идти в ногу со временем и иметь возможность оперативно принимать нужное решение, просто необходимо искать более совершенные способы изучения нового. Внедрение учебных кейс-технологий в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальным. Это требует от учителя времени, инициативы, творчества. Но главной наградой для педагога станет достигнутый учащимися уровень развития.
- Кейс-технология в рамках начальной школы
Кейс-технология в начальной школе – это обобщенное название обучающих технологий, которые представляют собой методы по анализу ситуаций. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.
Принцип технологии состоит в том, что в начале обучения, составляется индивидуальный план, каждый обучающийся получает так называемый кейс. Учителя начальных классов в своей работе могут использовать практические кейсы, отражающие типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. Кейс создает практическую, «действующую» модель ситуации(кейс-стади) . Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности. Кейс может содержать пакет учебных карт, правил, рекомендаций по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания. Изучая материал, обучающийся может запрашивать помощь у учителя.
Учащиеся младших классов обладают небольшим жизненным опытом. Но надо сказать, что технологии обучения на примере конкретной ситуации позволяет сформировать у детей 7-10 лет высокую мотивацию к учёбе. А так как отличительной особенностью технологии обучения на конкретной ситуации является работа в малых группах, то она позволяет развивать такие личностные качества младшего школьника, как способность к сотрудничеству, чувство лидерства и ответственности за решение группы, и даже можно говорить о начальных стадиях формирования основ деловой этики.
Для учащихся начальной школы важно, чтобы кейс вызывал чувство сопереживания с его главными действующими лицами, чтобы была описана личная ситуация персонажей, во многих случаях это важный элемент в процессе принятия решения. И, конечно, кейс должен содержать проблему, понятную учащемуся младших классов и обязательную оценку принятого решения.
Таким образом, у учащихся появляется опыт принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем, умение работать с текстом; происходит соотнесение теоретических и практических знаний.
2.3.Источники и достоинства кейс-технологии
Источником кейсов является сама жизнь. Наблюдая действительность, дети так или иначе становятся свидетелями различных проблем. Уроки окружающего мира, развития речи, литературного чтения – вот поле для успешного применения кейс-технологии.
Другими источниками являются художественная литература, произведения искусства, музыка, кино, статистические данные, научно-популярные статьи, интернет.
.Согласно проведенным наблюдениям, младшие школьники на кейс-уроках работают более активно, целеустремленно, у них повышается стимул к получению прогнозируемого результата, отрабатывается мобильность и оперативность в групповой работе. Можно выделить следующие основные достоинства: кейс-технологии:
- Младшие школьники активно участвуют в образовательном процессе, что способствует эффективному формированию метапредметной деятельности.
- В процессе познания участвует весь класс.
- Дети, делясь своими знаниями и опытом деятельности, берут на себя часть обучающих функций учителя, что повышает их мотивацию к учению.
- У учащихся развивается навык анализа и критического мышления.
- Формируются навыки оценки альтернативных вариантов в условиях неопределённости.
- Происходит соединение теории с практикой.
- Создается «ситуация успеха» для каждого ребенка, так как дети чувствуют себя свободно.
2.4.Деятельность учителя в применении кейсов
Процесс моделирования кейс-уроков является сложным, многоплановым и творческим, поскольку учителю необходимо упорядочить множество как своих действий, так и детей, сконструированных на основе иерархически выстроенных форм деятельности. Данная технология предполагает созидание и творческий подход…Учитель может использовать уже имеющийся кейс или создать новый.
Значение имеет и то, как правильно распределить учащихся по малым группам.
Знакомство с ситуацией должно проходить эмоционально. Дети должны знать, для кого и для чего пишется кейс, чему они должны научиться и какие извлечь из этого уроки.
Задача учителя состоит в том, чтобы ознакомить детей с системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий и сроками презентации решений. Учитель должен умело организовать общую дискуссию, .используя доброжелательный тон, Его обобщающее выступление предполагает создание «ситуации успеха» для каждого ученика. Выбор организационных форм, методов и средств обучения также зависит от мастерства учителя. Но практически любой учитель, который захочет внедрять кейс-технологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу и имея на руках учебные ситуации. Однако, выбор в пользу данной технологии обучения не должен стать самоцелью. Всё зависит от учебных целей и задач, особенностей класса, возрастных особенностей учащихся, их интересов и склонностей. Главное для учителя в этой ситуации - не навязывать свою точку зрения, дать учащимся возможность аргументировано высказать свои предположения и самим найти пути решения проблемы. Но для этого ученики должны быть готовы к такой работе, иначе существует риск поверхностного обсуждения темы и формального ведения дискуссии.
2.5. Заключение
С помощью кейс-метода возможна реализация системно-деятельностного подхода, как основного в ФГОС. Данный метод дает возможность развить у детей самостоятельность мышления, умение выслушать, а в дальнейшем учесть альтернативную точку зрения и аргументированно озвучить свою. Посредством кейс–технологии учащиеся имеют возможность как проявить, так и усовершенствовать свои оценочные, аналитические навыки, а также научиться командной работе и поиску рациональных решений существующих проблем.
3. Список использованных источников и литературы 1. Case-study. Режим доступа: http://koshechkin.narod.ru/case.html. 2. Михайлова Е.А. Кейс и кейс-метод: процесс написания кейса. Режим доступа: http://www.hr-training.net/statya/mihajlova_1.shtml. 3. Новиков А.М. Методология образования. М.: Эгвес, 2006. 488 с. 4. Смолянинова О. Дидактические возможности метода case-study в обучении учащихся. Режим доступа: http://www.lan.krasu.ru. 5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2010. 31 с. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по построению образовательной среды в начальной школе (1 класс)
Экспериментальная апробация новой структуры и содержания образования в средней школе невозможна без изменения образовательных условий реализации новой структуры и содержания. Образовательные условия е...
"Образовательная среда в начальной школе"
Материал из опыта работы ШМО учителей начальных классов....
Создание образовательной среды в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО
Выступление на педагогическом совете...
Введение в дистанционную образовательную среду обучающихся начальной школы и их родителей посредством личного сайта учителя.
Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От того, как учитель относится к своей профессии, насколько профессионально, творчески, талантливо, преданно от...
Использование ИКТ для организации образовательной среды в начальной школе (из опыта работы) 2013-2014 учебный год
В своей статье я делюсь опытом работы в условиях современных образовательных технологий, которые позволяют решить задачу современного инновационного образования – воспитание социально - активной...
Игровые технологии как один из видов метода обучения в современной начальной школе
Под «игровыми технологиями» в педагогике понимается группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. «Педагогическая игра&raq...