Кейс-технологии, как один из инновационных методов образовательной среды в начальной школе. (Эссе)
материал на тему

Работа может представлять интерес для учителей начального звена обучающихся. В работе сделана попытка оценить кейс-технологии в начальной школе и акцент на особенности работы  преподавателя, практикующего вышеназванный метод с целью достижения нового образовательного результата. Ведь в данном случае учитель начальных классов не только максимально реализует свои способности , но и развивает их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse-keys.docx22.47 КБ

Предварительный просмотр:

 Кейс-технологии на уроках начальной школы

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ольга Альбертовна Опарина,

учитель начальных классов, высшая квалификационная категория,

МБОУ Дубковская СОШ «Дружба», Одинцовский район, Московская область, РФ

Кейс-технологии как один из инновационных методов образовательной среды в начальной школе

  1. Краткая аннотация работы

        Работа может представлять интерес для учителей начального звена обучающихся. В работе сделана попытка оценки  использования  кейс-технологии в начальной школе и  акцент на особенности работы преподавателя, практикующего  вышеназванный метод с целью достижения нового образовательного результата. Ведь в данном случае учитель начальных классов не только реализует максимально свои способности, но и развивает  их.

  1. Содержание

2.1.Введение

2.2.Кейс-технология   в рамках начальной школы 

2.3.Источники и достоинства кейс-технологии

2.4.Деятельность учителя в применении кейсов

2.5. Заключение

2.1.Введение

Проблема усвоения знаний учащимися     является   для  учителя  одной из самых главных.. Она вынуждает его искать принципиально новые пути для того, чтобы   дети могли легко воспринимать   и должным образом перерабатывать информацию.  Учитель обязан привить обучающимся интерес к  учёбе, научить их  не стандартно мыслить, обеспечить им условия для формирования индивидуальности, адекватной оценки  своих возможностей и при этом максимально уменьшать психологическое напряжение на уроке.

Чтобы идти в ногу со временем и иметь возможность оперативно принимать нужное решение, просто необходимо искать  более совершенные способы изучения нового. Внедрение учебных кейс-технологий в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальным. Это требует от учителя    времени, инициативы, творчества. Но главной     наградой для     педагога станет  достигнутый учащимися уровень развития.

  1. Кейс-технология   в рамках начальной школы         

        Кейс-технология в начальной школе – это обобщенное название обучающих технологий, которые представляют собой методы по анализу ситуаций. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.

  Принцип технологии состоит в том, что в начале обучения, составляется индивидуальный план, каждый обучающийся получает так называемый кейс. Учителя начальных классов в своей работе могут использовать практические кейсы, отражающие типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. Кейс  создает практическую, «действующую» модель ситуации(кейс-стади) . Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности. Кейс может содержать пакет учебных   карт, правил, рекомендаций по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания. Изучая материал, обучающийся может запрашивать помощь у учителя.

                Учащиеся младших классов обладают небольшим жизненным опытом.  Но надо сказать, что технологии обучения на примере конкретной ситуации позволяет сформировать у детей 7-10 лет высокую мотивацию к учёбе. А так как отличительной особенностью технологии обучения на конкретной ситуации является работа в малых группах, то она позволяет развивать такие личностные качества младшего школьника, как способность к сотрудничеству, чувство лидерства и ответственности за решение группы, и даже можно говорить о начальных стадиях формирования основ деловой этики.

     Для учащихся начальной школы важно, чтобы кейс вызывал чувство сопереживания с его главными действующими лицами, чтобы была описана личная ситуация персонажей, во многих случаях это важный элемент в процессе принятия решения. И, конечно, кейс должен содержать проблему, понятную учащемуся младших классов и обязательную оценку принятого решения.

     Таким образом, у  учащихся  появляется опыт принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем, умение работать с текстом; происходит соотнесение теоретических и практических знаний.

2.3.Источники и достоинства кейс-технологии

        Источником кейсов является сама жизнь. Наблюдая действительность,  дети так или иначе становятся свидетелями различных проблем. Уроки окружающего мира, развития речи, литературного чтения – вот поле для успешного применения кейс-технологии.

Другими источниками являются художественная литература, произведения искусства, музыка, кино, статистические данные, научно-популярные статьи, интернет.
        .Согласно проведенным наблюдениям, младшие школьники на кейс-уроках работают более активно, целеустремленно, у них повышается стимул к получению прогнозируемого результата, отрабатывается мобильность и оперативность в групповой работе. Можно выделить следующие  основные достоинства: кейс-технологии:

  1. Младшие школьники активно участвуют в образовательном процессе, что способствует эффективному формированию метапредметной деятельности.
  2. В процессе познания участвует весь класс.
  3. Дети, делясь своими знаниями и опытом деятельности, берут на себя часть обучающих функций учителя, что повышает их мотивацию к учению.
  4. У учащихся развивается навык анализа и критического мышления.
  5. Формируются  навыки  оценки альтернативных вариантов в условиях неопределённости.
  6. Происходит соединение теории с практикой.
  7. Создается «ситуация успеха» для каждого ребенка, так как дети чувствуют себя свободно.

2.4.Деятельность учителя в применении кейсов

        Процесс моделирования кейс-уроков является сложным, многоплановым и творческим, поскольку учителю необходимо упорядочить множество как своих действий, так и детей, сконструированных на основе иерархически выстроенных форм деятельности. Данная технология предполагает созидание и творческий подход…Учитель может использовать уже имеющийся  кейс или создать новый.

Значение имеет и то, как правильно распределить учащихся по малым группам.

Знакомство с ситуацией  должно проходить эмоционально. Дети  должны  знать, для кого и для чего пишется кейс, чему они должны научиться и какие извлечь из этого уроки.

        Задача учителя состоит в том, чтобы  ознакомить детей с  системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий и сроками презентации решений.  Учитель должен умело организовать общую дискуссию, .используя доброжелательный тон,  Его обобщающее выступление предполагает создание «ситуации успеха» для каждого ученика. Выбор организационных форм, методов и средств обучения  также зависит от мастерства учителя. Но практически любой учитель, который захочет внедрять кейс-технологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу и имея на руках учебные ситуации. Однако, выбор в пользу данной технологии обучения не должен стать самоцелью. Всё зависит от учебных целей и задач, особенностей класса, возрастных особенностей учащихся, их интересов и склонностей. Главное для учителя в этой ситуации - не навязывать свою точку зрения, дать учащимся возможность аргументировано высказать свои предположения и самим найти пути решения проблемы. Но для этого ученики должны быть готовы к такой работе, иначе существует риск поверхностного обсуждения темы и формального ведения дискуссии.

2.5. Заключение

        С помощью кейс-метода возможна реализация системно-деятельностного подхода, как основного в ФГОС. Данный метод дает возможность развить у  детей  самостоятельность мышления, умение выслушать, а в дальнейшем учесть альтернативную точку зрения и аргументированно озвучить свою. Посредством кейс–технологии учащиеся имеют возможность как проявить, так и усовершенствовать свои оценочные, аналитические навыки, а также научиться командной работе и поиску рациональных решений существующих проблем.

3. Список использованных источников и литературы

1. Case-study. Режим доступа: http://koshechkin.narod.ru/case.html.

2. Михайлова Е.А. Кейс и кейс-метод: процесс написания кейса. Режим доступа: http://www.hr-training.net/statya/mihajlova_1.shtml.

3. Новиков А.М. Методология образования. М.: Эгвес, 2006. 488 с.

4. Смолянинова О. Дидактические возможности метода case-study в обучении учащихся. Режим доступа: http://www.lan.krasu.ru.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2010. 31 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по построению образовательной среды в начальной школе (1 класс)

Экспериментальная апробация новой структуры и содержания образования в средней школе невозможна без изменения образовательных условий реализации новой структуры и содержания. Образовательные условия е...

"Образовательная среда в начальной школе"

Материал из опыта работы ШМО учителей начальных классов....

Введение в дистанционную образовательную среду обучающихся начальной школы и их родителей посредством личного сайта учителя.

Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От  того,  как учитель относится к своей профессии, насколько профессионально,  творчески, талантливо, преданно  от...

Использование ИКТ для организации образовательной среды в начальной школе (из опыта работы) 2013-2014 учебный год

В своей статье  я делюсь опытом работы в условиях современных образовательных технологий, которые позволяют решить задачу современного инновационного образования – воспитание социально - активной...

Игровые технологии как один из видов метода обучения в современной начальной школе

Под «игровыми технологиями» в педагогике понимается группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.  «Педагогическая игра&raq...