Творчество, как способ положительной мотивации учения младших школьников
статья на тему
Учиться будем весело, чтоб хорошо учиться! Статья знакомит читателя со способами развития порложительной мотивации школьника к учению, через игровые моменты на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorchestvo.docx | 20.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Творчество, как способ положительной мотивации учения младших школьников.
Начало обучения в школе - переломный момент в жизни ребенка, характеризующийся сменой основного вида деятельности: на смену игре приходит учение. Это новый и неизвестный детям вид деятельности и, как все новое и неизвестное, он может являться фактором повышенной тревожности ребенка, способствующим формированию заниженной самооценки. Очень скоро у части детей интерес к учению пропадает, и за ними прочно закрепляется репутация «троечника» или «двоечника». Но если понаблюдать за этими детьми, то нередко можно видеть такую картину: изнывающий за партой, невнятно бормочущий у доски и смотрящий пустыми глазами на учителя он буквально преображается, как только прозвенит звонок с урока. Здесь тебе и решительность, и смекалка, и звонкий голос, и такая изобретательность, что просто диву даешься. «Неужели это Коля...?» - восклицаем мы. А разгадка проста: ребенок из объекта деятельности превратился в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего не может в полной мере развиваться его личность, его индивидуальная сфера.
Одним из приемов создания положительной мотивации учения, на мой взгляд, может служить опора на творчество учащихся, в частности на их стихотворство.
К. И. Чуковский говорил: В начале мы все стихотворцы, и лишь потом постепенно начинаем говорить прозой». А ведь действительно! Вспомните себя или своих детей в возрасте от двух до пяти лет. Тут и стихи - перевертыши, и нескладушки, и даже «серьезные» стихи. Но тогда интересно а куда же эти способности деваются после пяти? Уверяю вас: они никуда не делись сами по себе. Они есть, просто мы их не видим или не хотим видеть. А заметь мы это, дай ребенку почувствовать его умелость, значимость, право на порождение, и произойдет чудо: раскроются способности, о наличии которых мы даже и не подозревали, он успешно начнет управляться с тем, что было недоступно ему ранее.
В настоящей статье мне бы хотелось рассказать о своем опыте работы по формированию положительной мотивации учения у детей начальных классов с помощью стихотворчества.
Работа начиналась уже с первых дней пребывания в ребенка в школе. Сначала на уроках обучения грамоте, а затем на уроках чтения, развития речи, внеклассного чтения. Начинала я с того, что на уроках обучения грамоте очень много стихотворного материала: сказки, загадки, стихи о буквах и звуках. В этом мне помогала книга В. Волиной «Праздник букваря».
Буква Б проснется рано.
Буква Б - бочонок с краном.
Умывайся! Будь здоров,
Богатырь Борис Бобров!
На дворе - такая жалость!
- Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась,
Буква Е зато осталась.
Буква И наискосок
Примеряла поясок.
Снизу вверх его тянула
- К правой ножке пристегнула.
- Дрожу от страха до сих пор!
Воскликнуло полено:
- Похожа буква на топор!
Расколет непременно!
Давала детям задание самим в стихотворной форме описать, на что похожа буква.
Использовала и подборки всевозможных стихотворных диалогов разной степени трудности. Последний вид работ чаще всего организовывала так. Двум ученикам давались 2 одинаковые карточки. После нескольких минут подготовки предлагалось прочесть ( рассказать ) диалог учителю или всему классу.
Примеры карточек:
«Храбрая собака».
Собака, что лаешь?
Волков пугаю.
-Собака, что хвост поджала?
Волков боюсь.
«Разговор лягушек».
Кума ты к нам?
К вам, к вам, к вам,
К воде скачу, ловить хочу!
А кого, кого кума?
Рака, карпа и сома.
Как поймаешь, дашь ли нам?
Как не дать, конечно, дам!
-Иван, скажи моей лошади: «Тпру»!
А сам что ж?
Да губы замерзли.
- Сена дал лошади? -Дал.
Напоил лошадь?
Напоил.
Так иди - запрягай!
А где она?
С целью устранения разного рода неточностей в произношении и выработки четкой дикции, дыхания, ритма чтения, я использовала скороговорки и чистоговорки.
Бабкин боб расцвел в дождь, Будет бабке боб в борщ.
У ежа ежата, у ужа ужата. Не живут ежи, где живут ужи.
Кошка Крошка на окошке Кашку кушала по крошке.
Маленькая болтунья молоко болтала, Да не выболтола.
Часовщик, прищурив глаз, Чинит часики для нас.
С удовольствием дети выполняют такие задания, где нужно самим закончить фразу.
Аш, аш, аш - ...( у Вовы карандаш )
Ар, ар, ар -.. .(кипит наш самовар)
Арь, арь, арь -.. .(на стене висит фонарь)
Ир, Ир, Ир - .. .(мой папа командир)
Op, op, ор - ...(созрел красный помидор) Со, со, со -...( покатилось колесо)
Ро , ро, ро -...( несу в руках ведро)
Ре, ре, ре - .. .(носим воду мы в ведре) и т. п.
Вот тут дивишься детской фантазии и
Многообразию форм. Как только не заканчивают дети эти фразы. В классе смех и оживление. Нет ничего страшного, если ошибешься, ведь это экспромт.
Большинство детских слов построено по принципу симметричного расположения звуков: бо-бо, бай-бай, ку-ку и т. д., а взрослые позаимствовали эти звукосочетания из детского лепета и, придав им новый смысл, возвратили детям.
После нескольких заданий в классе я давала задание домой: подобрать рифмы к слогам или словам. Поощряется и рекомендуется пользоваться словарями. Постепенно задания усложнялись: мы переходили к сочинению двустиший и четырехстиший.
С удовольствием дети играют в игру «Буриме».
Нужно придумать стихи на заданные рифмы.
1. ………… Мила ………… разбила. ………… Иван ………… стакан. | 2. ………… дедушка ………… седой ………… дедушка ………… с бородой. |
3. ………… с холма ………… зима, ………… вдали ………… журавли. |
В своей статье я не ставила целью рассказать обо всех видах творческих работ, которыми пользовалась в работе с детьми начальных классов, а остановилась на стихотворчестве, поскольку именно с него начала работу над развитием творческих способностей детей, над созданием и удержанием положительного отношения к учению.
Возможны и другие варианты. Их столько, сколько учителей. Каждый волен выбрать свое, пойти от своих желаний и потребностей.
И еще. Я не ставила своей задачей научить детей писать стихи. Этому научить нельзя. Стихи рождаются. Это одно из самовыражений ребенка. И не надо учителю боятся того, что он не умеет рифмовать. Доверьтесь детской психике. У детей получится! И более того, возможно, они станут вашими учителями, откроют мир, разбудят в вас художника, который доселе дремал в вас. Это будет взаимным обогащением. И тогда учение и обучение будут взаимоприятными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме «Метод проектов как один из способов формирования положительной мотивации учения младших школьников».
Выступление сопровождается презентацией....
Формирование положительной мотивации у младших школьников.
Как повысить положительную мотивацию у младших школьников....
Формирование положительной мотивации у младших школьников к изучению иностранных языков
Мотивация - важнейшая пружина процесса овладения иностранным языком. Формирование мотивации – это не «перекладывание учителем в головы учеников уже готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения». Ф...
Формирование положительной мотивации учения младших школьников
Выступление на педагогическом совете...
Формирование положительной мотивации учения младших школьников
В статье приводятся примеры игровых ситуаций и приёмов, способствующих формированию положительной мотивации к учению....
Формирование положительной мотивации учения младших школьников
выступление на рмо...
Метод проектов как один из способов формирования положительной мотивации учения младших школьников».
Повсеместное использование информационных ресурсов, которое мы уже наблюдаем в обществе, определяет необходимость подготовки наших детей для комфортных взаимоотношений. По этой причине становится акту...