Трудовое воспитание
статья (1 класс) на тему

Одной из задач коррекционной школы VIII вида является трудовое воспитание учащихся, которое на современном этапе должно быть целостной системой формирования личности ребенка с нарушением интеллекта. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovoe_vospitanie_1_kl_teor.chast_.docx24.95 КБ

Предварительный просмотр:

Трудовое воспитание

Санкт-Петербург

2017  год

Одной из задач коррекционной школы VIII вида является трудовое воспитание учащихся, которое на современном этапе должно быть целостной системой формирования личности ребенка с нарушением интеллекта. В труде формируется мировоззрение ребенка, моральные качества его, мотивы доведения, корригируется познавательная деятельность, воспитывается воля и характер.

Задачи трудового воспитания состоят в том, чтобы сформировать у школьников понимание крайне важности для каждого человека участия в труде, развить на этой базе социальные мотивы трудовой деятельности. В труде крайне важно воспитывать черты высокой морали доброго, порядочного человека. Наряду с этим нужно учить детей (особенно подростков) трудовым умениям и навыкам, прививая им культуру труда, умение планировать и учитывать работу, организовывать свой трудовой процесс, аккуратно и бережно относиться к рабочему месту, орудиям труда, материалу.

Так же участие в физическом труде положительно отражается и на общем физическом развитии детей. А это тоже очень важная коррекционная задача, так как в физическом отношении ребенок с нарушением интеллекта часто отстает от своих нормальных сверстников.

И, наконец, обучающиеся, коррекционной школы  требуют очень большого внимания при коррекции недостатков их эмоционально-волевой сферы. Негативизм, неуверенность в своих силах, легкая возбудимость одних и заторможенность других должны учитываться при организации трудовой деятельности детей.

Виды (содержание) труда

1.Самообслуживание – труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей (одевание – раздевание, прием пищи, санитарно гигиенические процедуры) .

Со временем осознается ребенком как обязанность.

Основным методом обучения являются показ и объяснение, а также положительная педагогическая оценка.

Усложнение задач выражается в повышении требований к качеству действий, организованному поведению в процессе ухода за собой. Важно формировать у детей приемы взаимопомощи, учить обращаться с просьбой друг к другу и т.д. используются игровые ситуации и рассматривание картинок – алгоритм  (для формирования представлений о последовательности действий) .

2.Хозяйственно – бытовой труд – направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении класса, в рекреации на перемене, в столовой, помощь взрослым при организации режимных процессов.

Хозяйственно – бытовой труд направлен на обслуживание сверстников, поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к товарищам.

Так же формируют элементарные хозяйственно – бытовые навыки:

  • Помогать накрыть на стол,
  • Приводить в порядок игрушки и пр.

Педагог обязательно должен оценивать нравственную сторону трудового участия ребенка. (Пример: «Катя очень аккуратно убрала игрушки, молодец!»). Такие оценки способствуют формированию у детей представлений о том, как нужно поступать и вызывать желание подражать сверстникам.

Взрослый систематически формирует у ребенка привычку к трудовому усилию, развивает самостоятельность и инициативу в выполнении порученных дел.

Со временем  хозяйственно – бытовой труд становится систематическим и переходит в обязанность дежурных.

Особенность хозяйственно – бытового труда состоит в умении детей самостоятельно организовывать его: подобрать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести все в порядок после работы. Именно этому следует учить детей.

3. Ручной и художественный труд – направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона.

Развивает воображение, творческие способности, мелкие мышцы рук, а также выдержку и пр. Дети учатся изготавливать поделки и украшать ими помещение, дарить.

Формы организации труда

ПОРУЧЕНИЯ – наиболее простая форма организации трудовой деятельности. Это обращение к ребенку, просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие (кратковременные-длительные; постоянные-одноразовые; соответствуют видам труда) .

Выполнение трудовых поручений способствует формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело.

Сначала поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно – два действия (убери мяч на место и т.д.). По мере накопления  опыта детьми, участие в выполнении поручений педагог  усложняет их содержание. Он поручает детям самостоятельно вымыть игрушки, помыть кисточку после урока рисования и т.д. Эти задания более сложны, они содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность её и т.п.) . Число поручений со временем  возрастает, так как постепенно обогащается опыт участия детей в труде, их умения становятся более прочными.

ДЕЖУРСТВО – более сложная форма организации детского труда, предполагает труд одного или нескольких детей во благо всего коллектива (в столовой, в классе, в уголке природы) . Она требует от ребенка большей самостоятельности.

 Может быть введено дежурство в столовой. Перед ребенком-дежурным ставят  задачу: унести грязные кружки или ребенок раздает ложки и т.д.

Так же важно дежурство в классе. Перед ребенком-дежурным ставят разные задачи, в зависимости от его возможностей: убрать пособие, следить за расписанием, раздать школьные принадлежности и т.д.

Для того чтобы стимулировать у детей положительное отношение к труду, используется система поощрения˸ словесная, пищевая. Поощрения возможны и в том случае, если не все еще удалось хорошо, но проявлено много стараний и трудолюбия. При оценке результатов  важно учитывать формирование новых отношений и мотивов труда.

Основное внимание педагог уделяет обучению их последовательности в работе и умению не отвлекаться от дела, а также стремится к созданию спокойной обстановки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудовое воспитание Тест для родителей.

Тест для родителей с целью выявления трудовых навыков младших школьников....

Трудовое воспитание. Работа в группах.

Вопросы по трудовому воспитанию младших школьников для обсуждения в группах....

Доклад по теме"Трудовое воспитание ребенка в семье".

Правильное воспитание невозможно представить себе как воспитание нетрудовое. Труд всегда был основанием для человеческой жизни, для создания благополучия человеческой жизни и культуры. В нашей стране...