«Формирование гражданской идентичности младших школьников средствами краеведения»
материал на тему
Формирование гражданской идентичности личности является одной из главных задач социализации в младшем школьном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.37 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование гражданской идентичности младших школьников средствами краеведения»
Уважаемые, коллеги!
Формирование гражданской идентичности личности является одной из главных задач социализации в младшем школьном возрасте.
В МБОУ «СОШ №2» учителя начальных классов в течение многих лет работают над проблемой гражданского образования у младших школьников средствами краеведения. В своей работе мы применяем различные формы и методы: в учебной деятельности – интеллектуальные ролевые игры, проблемное обучение, проектная деятельность, заочные путешествия по местам боевой славы и др.; во внеурочной деятельности – подготовка и проведение воспитательных мероприятий, посвященных государственным праздникам, народным традициям. Так в прошлом учебном году учителя начальных классов провели познавательный праздник фольклора Курской области, где обучающиеся знакомились с истоками зарождения культуры родного края, изготавливали костюмы и игрушки Курской губернии, одна из работ («Матрёна курская», автор Зайцева Карина) заняла на областной выставке II место.
На уроках окружающего мира при изучении таких тем, как «Твои родные и твоя Родина в потоке времени», «Народы России», «Наш общий дом» учитель Сергеева Е.Н. не только дает знания основных событий истории государства, но и истории Курской области. Дети получают представление о связи истории своей семьи с историей Отечества. Обучающиеся Екатерины Николаевны проводят поисковую работу и составляют летопись своей семьи.
Марченко О.И. широко использует в своей работе проектные технологии. Это позволяет учащимся не только собрать материал по заданной теме и представить его в творческой форме (стенгазета, фоторепортаж, компьютерная презентация), но и выработать собственное отношение и выразить свою личную точку зрения на поставленную задачу. Ярким примером стала работа детей над проектом «Мой город детства и мечты – отсюда родом я».
В ходе работы ребята распределились на три группы «Прошлое», «Настоящее», «Будущее». Например, в части «Прошлое» был поставлен вопрос-проблема «Кто является основателем города Щигры?». Каждый участник группы искал ответ на этот вопрос. В части «Настоящее» - объектом исследования стали улицы нашего города, «Будущее» - гордость г.Щигры. В ходе работы возникла идея не только сделать урок – презентацию, но и собрать рукописную книгу по теме проекта.
Учителя Усачёва Ю.Ю. и Медведева О.В. при планировании уроков математики, применяют краеведческий материал на различных этапах учебного процесса: в постановке цели, при изучении нового материала, закреплении, контроле.
На основе некоторых заданий дети организовывают собственную поисковую деятельность. С родителями они составляют свои задачи по краеведению. Приведу пример задачи, составленной средним учеником.
«Определите год основания г. Щигры, если в 2016г. он отметил своё 237-летие.»
Курская область имеет ярко выраженные природные и культурно-исторические особенности, которые учитывают при изучении русского языка учителя нашей школы. Использование краеведческих материалов в учебном процессе способствует развитию интереса к предмету, расширяет кругозор, формирует навыки речевой культуры.
С большим интересом работают с" малыми текстами" обучающиеся Полянской А.В. и Червяковой Л.В. Они выполняют упражнения и пишут мини-диктанты под общим названием " Познай и полюби свой край".А на уроках Головешкиной С.А. и Бенделиани Н.В, обучающиеся делают лингвистический анализ текстов, содержащих краеведческий материал.
Работа по формированию гражданской идентичности у младших школьников помогает воспитывать ученика, который соответствует модели выпускника начальной школы:
· он гражданин, патриот, ощущающий ответственность за прошлое, настоящее и будущее Отечества;
· он умеет отстаивать свои взгляды и убеждения, честен, настойчив в преодолении трудностей;
· он способен к сознательному управлению своим поведением;
· он обладает уверенностью в себе, чувством достоинства, положительной самооценкой.
Формирование гражданской идентичности – дело благородное, значимое и серьезное. Детская душа чутко прикасается к волшебному источнику, который мы им предлагаем, и из которого потом всю жизнь будут черпать живительную влагу – любовь к своему Отечеству.
Формирование
гражданской идентичности
младших школьников средствами краеведения.
(выступление на августовском педагогическом форуме)
Подготовила:
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №2 г. Щигры Курской области»
Медведева Оксана Викторовна
Щигры
2017г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/27/picture-27707.jpg)
Формирование гражданской идентичности младших школьников
Отчет по организации опытно - экспериментальной работы кафедры учителей начальных классов....
Формирование гражданской идентичности младших школьников через внеурочную деятельность.
В статье я рассказываю о том, какие занятия внеурочной деятельности я провожу в начальных классах. "Учусь создавать проект", "Путешествие в мир профессий", "Мой компьютер"- эти занятия необходимы для ...
Формирование гражданской идентичности младших школьников
выступление на совещании по теме "Формирование гражданской идентичности младших школьников"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/02/picture-787585-1462217758.jpg)
Формирование гражданской идентичности младших школьников
Формирование гражданской идентичности младших школьников через проектную и исследовательскую деятельности ...
Доклад на тему: Формирование гражданской идентичности младших школьников средствами краеведения.
Доклад на тему: Формирование гражданской идентичности младших школьников средствами краеведения....
Презентация к докладу "Формирование гражданской идентичности у младших школьников средствами краеведения"
Презентация к докладу "Формирование гражданской идентичности у младших школьников средствами краеведения"....
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/27/picture-375591-1677494493.jpg)
Практики успешной внеурочной деятельности формирования гражданской идентичности младшего школьника
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни- это необходимост...