Соответствие условий работы обучающихся гигиеническим нормативам учебной деятельности
учебно-методический материал на тему
Соответствие условий работы обучающихся гигиеническим нормативам учебной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gigiena.docx | 20.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Соответствие условий работы обучающихся гигиеническим нормативам учебной деятельности
Гассиева Марина Николаевна
Дети с ограниченными возможностями здоровья наиболее подвержены негативному влиянию учебного процесса, построенному без учета их функциональных возможностей. Поэтому необходимо разработать систему работы по укреплению здоровья детей, снижению утомляемости и развитию работоспособности обучающихся.
Умственная работоспособность рассматривается как комплексный показатель функционального состояния организма ребенка, его психофизического здоровья и является одним из важных факторов успешности обучения.
Чрезмерно длительная учебная нагрузка может травмировать организм ребенка и привести к негативным реакциям в состоянии здоровья как физического, так и психического. Отсюда одной из основных задач является задача по организации учебно-воспитательного процесса, таким образом, при котором повышается не только интеллектуальные возможности ребенка, но и происходит сохранение хорошего уровня его работоспособности в процессе всего дня.
Работоспособность и умственная активность снижается на таких уроках, где требуются волевые усилия, концентрация внимания, напряжение мыслительной деятельности. Тогда, в целях профилактики утомляемости детей, учебные занятия необходимо разнообразить по форме проведения и использовать в них комплекс, состоящий из физкультурных минуток, динамических нагрузок, пальчиковой гимнастики и т. д.
Известно, что при любом умственном труде, основная нагрузка ложится на ЦНС, а нервная система детей в силу их особенностей характеризуется небольшой выносливостью и быстрой истощаемостью. Продолжительность непрерывного внимания детей ниже среднего. Помимо этого, они не могут долго сохранять заданную позу. Из наблюдений, дети на 6-8 минуте урока устают, что характеризуется частой сменой поз, раскачиванием на стуле, навязчивыми движениями ног, рук, отвлечением других детей и т. п.
Поэтому в учебном процессе придаётся большое значение использованию малых форм активного отдыха и психологической разгрузке детей. Это физкультурные минутки длительностью 1,5-2 минуты, с выходом из-за столов. Минутки здоровья в виде пальчиковой гимнастики, самомассажа, комплексов дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, комплексов для снятия напряжения спины, шеи - сидя или стоя за столами - продолжительность 1,5-2 мин.
Для активизации двигательного компонента в режиме дня организовано проведение утренней гимнастики, прогулки на свежем воздухе, физкультурные паузы во время уроков (приложение 1), динамические перемены (приложение 2).
Для повышения устойчивости организма обучающихся, имеющих проблемы в физическом и психическом развитии, к неблагоприятным факторам внешней среды, для профилактики простудных заболеваний проводится ряд мероприятий:
а) оптимальный температурный режим в помещениях;
б) оптимальный воздушный режим (регулярные проветривания);
в) гигиенические процедуры (мытьё рук).
г) прогулки.
Наличие средств личной гигиены способствует уменьшению заболеваемости обучающихся.
Для профилактики и коррекции близорукости и других заболеваний глаз регулярно проводится комплекс упражнений для глаз, отслеживаются освещённость помещений, соблюдение зрительного режима и правильной осанки (приложение 3,4).
Также используется на учебных занятиях такую интересная форма работы, как создание условий для совместной работы детей, которая является очень эффективной для решения ряда воспитательных, обучающих и развивающих задач. В основном, это учебные занятия продуктивными видами деятельности.
Таким образом, можно выделить основные принципы организации здоровьесберегающего образовательного процесса, которые заключаются в следующем:
1. Соблюдение гигиенических требований к подготовке и проведению занятий.
2. Эффективная организация обучающихся на уроках (расстановка мебели, удобное расположение материала и т.д.)
3. Использование разных вариантов двигательных и психологических разрядок.
4. Эмоционально-положительный настрой обучающихся на учебную деятельность.
5. Использование разнообразного дидактического и демонстрационного материала.
6. Динамичность и содержательность структуры урока.
Приложение 1. Физкультурные паузы во время уроков.
1. Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
2. Раз, два, три, четыре, пять.
Мы присядем десять раз.
Высоко поднимем руки.
Будем жить всегда без скуки.
Повернёмся вправо, влево.
Вновь работать будем смело.
3. Комплекс № 1.
1) И.п. – основная стойка, стоя около парты. Руки вперёд – вверх, потряхивая кистями, потянуться; руки через стороны вниз, потряхивая кистями; вернуться в исходное положение.
2) И.п. – ноги врозь, руки за спиной. Наклон вправо, левую руку вверх; вернуться в исходное положение. То же в другую сторону.
3) И.п. – руки на поясе. Отвести правую ногу назад, руки за голову; вернуться в исходное положение. То же левой ногой.
4. Комплекс № 2.
1) И.п. – сидя за партой, руки за голову. 1-2 – руки вверх, потянуться; 3-4 – и.п.
2) И.п. – сидя за партой, ноги на ширину плеч, руки на пояс. 1-2 – наклон вправо; 3-4 – и.п. То же влево.
3) И.п. – сидя за партой. 1-2 – встать, выпрямиться; 3-4 – и.п.
4) И.п. – сидя за партой. 1-2 – встать, руки к плечам. 1-2 – руки вверх; 3-4 – и.п.
Приложение 2. Динамические перемены.
1. Игра «Запрещённое движение».
Обучающиеся повторяют за учителем различные движения.
Исключением является одно движение, которое заранее объявляется «запрещённым».
Учитель, показывая упражнения, вдруг делает «запрещённое». Невнимательные игроки выбывают из игры.
2. Эстафета.
Дети делятся на команды.
1 упражнение – прыжки на левой – правой ноге до предмета и обратно.
2 упражнение – перекатывание мяча по полу одной рукой до предмета и обратно.
3 упражнение – ходьба «гусиным шагом» до предмета и обратно.
3. Игра «Кто это?».
Дети образуют круг, сидя на стульях. Один человек становится в центре и закрывает глаза.
Учитель раскручивает его, а остальные дети в это время меняются местами. После этого учитель усаживает того, кто стоит в центре на колени кому-то из сидящих. Он должен узнать, у кого же на коленях ему приходится сидеть.
Сидящий должен произнести одно слово. При узнавании игрока игра повторяется.
Приложение 3. Комплекс упражнений для глаз.
Упражнение 1.
Откинувшись на спинку стула сделать глубокий вдох, наклонившись вперёд сделать выдох.
Упражнение 2.
И. п. – сидя.
Крепко зажмурить глаза, затем широко открыть (6-8 раз).
Упражнение 3.
И.п. – сидя.
В течение 1-2 мин. быстро моргать.
Упражнение 4.
И.п. – сидя.
Сомкнуть веки и массировать их не сильно с помощью круговых движений пальцев.
Упражнение 5.
Руки вперёд. Посмотреть на кончики пальцев. Поднять руки вверх (вдох). Следить глазами за руками, не поднимая головы. Руки опустить вниз (выдох) (5-6 раз).
Приложение 4. Игры для формирования правильной осанки.
1. «Великан». Встать на цыпочки, поднять руки вверх и вытянуть туловище вверх. Вытягиваться всё выше и выше, не сводя глаз с кончиков пальцев. Идти вперёд.
2. «Ворота». Стать друг к другу, касаясь спинами. Поднять вверх мяч. Маленькими шажками разойтись в противоположные стороны, не отрывая глаз от мяча, и потянуться. Затем вернуться в исходное положение.
3. Игра – состязание «С мешком на спине». Наклониться вперёд, положить на спину мешочек с крупой, развести руки в стороны. По сигналу идти вперёд до обозначенной черты и назад. Победит тот, кто не даст мешочку упасть со спины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫСОКОЙ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ."
Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах,если у ученика нет желания учиться. В. А. Сухомлинский...
Презентация «Изучение соответствия веса портфеля школьника гигиеническим нормативам».
Цель нашей работы – это проверить соответствие веса портфеля у учащихся нашего класса гигиеническим нормативам.Задачи: выявление соответствия веса портфеля и его содержимого норме путем вз...
Исследовательская работа по теме: «Изучение соответствия веса портфеля школьника гигиеническим нормативам».
Цель нашей работы – это проверить соответствие веса портфеля у учащихся нашего класса гигиеническим нормативам.Задачи: выявление соответствия веса портфеля и его содержимого норме путем вз...
Материал по теме самообразования "Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО второго поколения"
С 2015 года и по настоящее время ( 2 – 3 класс) поставила перед собой следующую тему самообразования «Формирование навыков самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО», к...
"Создание условий для формирования у обучающихся мотивации к учебной деятельности в соответствии с ФГОС НОО"
Время затрагивает абсолютно все стороны человеческой жизни. Заставляя нас переосмыслить информацию, применять новые подходы, быть мобильными…Как « время» связано с образованием?...
Доклад по теме: "Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности рамках ФГОС НОО».( из опыта работы)
Самооценка – это важнейший показатель развития личности, компонент самосознания. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, оценивать свои действия и...
Отчёт по самообразованию (из опыта работы) по теме: «Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО»
Важнейшим психологическим фактором формирования учебной деятельности учащегося является самооценка. Она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. П...